Главная страница

Шпаргалка культурология. культурология рк. Культурология


Скачать 87.86 Kb.
НазваниеКультурология
АнкорШпаргалка культурология
Дата27.10.2021
Размер87.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакультурология рк.docx
ТипДокументы
#257253
страница1 из 3
  1   2   3

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

  1. История формирования понятия культуры.

Понятие «культура» возникло от лат. уход, обработка, возделывание земли.

  • С 1 в до н.э. стало обозначать «воспитание человека, развитие его души»

  • В средние века – употреблялось в значении "культ"; определенные действия, обеспечивающие приобщение к Богу.

  • В XVII в. под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов

  • В 18-19 веках - наиболее близко к понятию «цивилизация», эволюция человечества, совершенствование языка, госуд устройства, науки

  • В XX в. стала обозначать нравы, ценности, мировоззрения, социальное самосознание человека.

  • В наши дни термин понимается и как совокупность духовных и материальных ценностей, распространённых и хранящихся в обществе.

  1. История культурологии как научной дисциплины: междисциплинарный характер исследований культуры.

Периоды развития культурологического знания:

  • донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII в.);

  • этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII – XIX вв.);

Культурология возникла на пересечении философии, педагогики, социологии, этнографии, антропологии, психологии, эстетики и др. Междисциплинарный характер выражает способность культурологии к интеграции, взаимовлиянию различных областей знания.

Философия открывает путь к объяснению сущности культуры в ее общем представлении

Социология выявляет закономерности ее функционирования в обществе, культурный уровень различных групп.

Психология дает возможность понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира.

Этнография способствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях.

  • формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).

Периоды становления культурологии как области научного знания:

Этнографический (1800 -1860); обусловлен политико-экономическим фактором – колониальной системой, научным интересом ученых к культуре неевропейских стран. Объектом изучения стала "экзотическая" культура народов Востока, Африки, Австралии и Океании.

Эволюционистский (1860 -1895); выражался в том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам. Это вело к утверждению, что общество с его культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм. Эволюционная теория утвердила мысль о единстве человеческого рода и его культуры.

Исторический (1895 -1925); изучение примитивных и традиционных обществ с учетом этнических особенностей культур, сравнительный анализ различных элементов культуры и их функционирования.

Современный (вт. п. XX в.) Становится очевидной ценность знаний об истоках всего в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах - в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т.д.

  1. Материальная и духовная культура.

Материальная культура – связана с физическим комфортом человека, с необходимостью удовлетворять потребности человечества, основанная на труду и быте. Другими словами, это все материальные предметы, которые созданы человеком. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются

Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их освоению и применению. Духовная культура включает в себя философию, , право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

  1. Код казахской традиционной культуры.

Испокон веков ценностями, объединяющиими этнос, являются язык, религия, традиции, менталитет, культура, история. Любой язык – это культурный код, который формирует философию жизни человека, его систему ценностей, стиль поведения, образ мышления. Главной политической ценностью является государство, а главной культурной – язык

  1. Язык культуры как семиотическая система.

Семиотика— общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Язык считается одним из ведущих семиотических систем, применяемых в наше время людьми для передачи собственных идей и переживаниях, оценках и планах, о итогах собственной познавательной работы или же о каких-то обстановках в мире. Но язык не есть за пределами культуры, он -проявление специфично людской жизнедеятельности, которая сама в собственную очередь считается реальным бытием языка. Языком культуры именуются те способы, символы, формы, знаки, слова, которые дают возможность людям ориентироваться в месте культуры. Это универсальная конфигурация осмысления реальности, в которую организуются представления, восприятия, мнения, образы и иные аналогичного семейства смысловые системы. Языки делятся на: натуральные языки, как ведущее и исторически первичное средство знания и коммуникации; искусственного происхождения языки- языки науки(математический язык); вторичные языки- коммуникационные структуры(миф, вера, искусство). Меж реальным миром и языком стоит мышление, потому что текст отображает не сам вещь, а то, как человек лицезреет его сквозь призму что картины мира, которая детерминирована его культурой. Этим образом, находящийся вокруг человека вселенная возможно предположить в 3-х формах: настоящий вселенная (объективная реальность, имеющая место быть автономно от человека); культурная вид мира (отражение беспристрастной реальности сквозь призму понятий) и языковая вид мира(отражение беспристрастной реальности сквозь культурную картину мира). Дорога от реального мира к мнению и выражению сего мнения в слове различен у различных народов, например как он находится в зависимости от природных погодных критерий и общественного окружения, значит, у всякого народа своя ситуация и своя культурная и языковая картины мира. Нами было создано практическое занятие, в котором находятся поручения: на осознание, интерпретацию текста; тестовые поручения с избранием ответа; поручения на перевод; поручения на размышление и т.д. Оно имеет возможность проводиться в рамках этих дисциплин как почвы доктрине межкультурной коммуникации, культурология и практикум по межкультурной коммуникации.

  1. Понятие языка культуры.

Язык культуры — это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов. Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурном пространстве. Язык культуры — это некая универсальная форма осмысления реальности, способствующая организации новых и уже существующих понятий, образов, представлений.Он формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. При коммуникации неизбежно присутствуют определенная некорректность понимания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т.п.), момент интерпретации, искажающий исходный смысл.

Каждому языку культуры соответствуют, как правило, своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определенных смыслах, а также собственно знаковая система — выразительное средство языка. Во всяком языке существуют нормы, определяющие построение речи. Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм. Несоблюдение этих норм порождает путаницу и недоразумения.

Язык культуры можно классифицировать по: отнесенности к определённой области действительности или человеческой деятельности; принадлежности к определённой субкультуре (этнической, профессиональной, историко-типологической и т.д.); языковому сообществу; знаковой представленности, ее типам и видам (вербальный, жестовый, графический, иконический, образный, формализованный языки); специфике смысловой выразительности; специфике внутренних грамматических, синтаксических и семантических правил (семантически открытые и замкнутые языки, языки с полным и неполным синтаксисом и т.д.); ориентации на определенные коммуникативные и трансляционные ситуации;

Кроме того, в настоящее время принято классифицировать языки культуры и по другим критериям.

1. Естественные языки как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации. Их основой является слово. Словарный запас обычного человека 10—15 тыс. слов, часть из них активные, а часть пассивные, человек понимает их значение, но не употребляет, например, Уильям Шекспир {1564—1616) имел в словарном запасе 30 тыс. слов. Естественные языки являются открытой системой, способной к неограниченному развитию. Для них характерно отсутствие автора, они возникают и изменяются закономерно и независимо от воли людей, для них характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания.

2. Искусственные языки — это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Искусственные языки могут иметь автора (например, азбука Морзе, дорожные знаки), их значение не зависит от интонации, они понятны всем, занятым в данной области.

3. Вторичные языки — это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественными языками (миф, религия, искусство). Сознание человека — это сознание языковое. Следовательно, все виды надстроенных над сознанием моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы. Сложность структур вторичных моделирующих систем зависит от сложности передаваемой информации. Например, поэтическая речь — структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование. Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка.

Свойственная языку культуры многозначность (полисемантизм) приводит к появлению «языков в языках», т.е. самостоятельных языковых образований, формирующихся в рамках выразительных средств другого языка или интегрирующих в себе средства нескольких различных языков (например, дипломатический лексикон или язык моды).

Любой из языков — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Человеческий язык сложился на основе возможностей, заложенных в биологической природе человека. Реализация и развитие языковой способности происходят у людей только в условиях общения. Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни, поэтому, имея биологические предпосылки, он является по своей сути социальным феноменом.

Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль сыграло появление и развитие письменности, позволившее человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Зародышем письменности было так называемое предметное письмо — возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например, оливковая ветвь как знак мира).

  1. Основные символы культуры.

Основные символы культуры

Символ- одна из многозначимых понятий в культуре. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Основными символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.

  1. Символы и знаки гуннов в материальной культуре.

Гунны имели достаточно развитую материальную культуру.

В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.

В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.

Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.

  1. Государственно- политические символы Республики Казахстана.

Государственно-политические символы занимают центральное место среди неотъемлемых атрибутов любого государства, которые олицетворяют его независимость и идентичность. К ним относятся флаг, герб и гимн. Государственные символы Республики Казахстан установлены Конституционным законом. Ежегодно 4 июня в нашей стране празднуется день государственных символов.

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотно голубого цвета в центре которого изображено солнце с 32 лучами и под ним парящий орел. У древка имеется вертикальная полоса с национальным орнаментом. Создателем государственного флага является заслуженный деятель искусств – Шакен Ниязбеков. Неспроста цвет флага именно голубого цвета, такой оттенок преобладает в природе и имеет вековые корни в культуре тюрков. Небесно-голубое знамя представлялось для них символом преданности, вечности, постоянства. В геральдике голубой тон символизирует надежду. Это цвет неба, который означает спокойную, мирную жизнь и благополучие. Однотонность флага воплощает идею единения множества наций и народностей, живущих в Казахстане. Изображения солнце символизирует источник жизни, энергию. Золотые лучи по форме напоминающие зерна олицетворяют покой и изобилие. В целом символ солнца говорит о приверженности общечеловеческим ценностям, открытости к сотрудничеству со странами мира. Изображение орла на символах — это давняя традиция евразийских кочевников. Он был для них знаком великодушия и прозорливости правителей. Сам образ орла символизирует свободу, независимость, стремление достижения новых высот и мирового развития. В геральдике же орел — символ смелости, зоркости, чистых помыслов.

Государственный герб Республики Казахстан несет самую обширную геральдическую нагрузку. Он объединяет в себе многовековую культуру, народные традиции, историю с древности до современного статуса страны. Создателями символа являются дизайнеры Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Герб имеет форму круга. Ведь самой совершенной формой в мире считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особенно ценится у кочевников. Как элемент геральдики круг символизирует жизнь, вечность, а также бесконечное развитие. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Он символизирует семейный очаг и целостность мира. От центрального круга расходятся опоры юрты - уыки, как золотистые лучи на голубом фоне неба. Они выражают идею прочности государства. В целом этот образ олицетворяет стремление всех народов Казахстана жить в мире и согласии. Золотокрылые тулпары пришли из древних мифических сказаний как символ бессмертия, бесстрашия, полета и мечты. Эти образы фантастических скакунов напоминают по форме снопы колосьев, которые в геральдике означают благополучную жизнь и изобилие. Маленькая звездочка на фоне лучей символизирует открытость казахстанцев к сотрудничеству с жителями стран пяти континентов планеты.

Музыка к государственному Гимну Республики Казахстан написана известным композитором Шамши Калдаяковым, а слова Жумекеном Нажимеденовым и Нурсултаном Назарбаевым. Гимн сопровождает все важные официальные церемонии в стране, а также заграницей, если в них участвуют казахстанцы. Повторяя поэтические слова гимна, каждый гражданин чувствует себя частью великого народа.

  1. Ранние формы религиозных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, пантеизм, деизм, монотеизм.

К ранним формам религиозных верований относятся: анимизм, фетишизм, тотемизм, пантеизм, деизм, монотеизм.

Анимизм — это вера в одушевленность явлений, процессов, природных сил, видимых космических объектов. В древности примитивные люди находясь на достаточно низком уровне развития старались найти себе защиту от различных болезней, природных явлений. Они наделяли сверхъестественными силами природу и окружающие предметы, от которых зависело их существование, поклонялись им, олицетворяя их как духов. Считалось, что душа есть не только у людей, но и у всех явлений природы, различных предметов. Души могли быть доброжелательными или злыми. Также практиковалось жертвоприношение этим духам. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических верований первобытной эпохи.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства вещей и предметов, а также поклонение им. Его связывают с верой в талисман – особый предмет, который защищает, оберегает, наделяет обладателя определёнными способностями. Фетишем мог стать любой предмет, будь то камень или клык животного, если человек видел в нем необычные свойства. Иногда фетишом даже мог стать рисунок или узор на теле. Фетиши можно разделить на группы: общенародные или общегосударственные, племенные, родовые, семейные и личные.

Тотеизм - вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом. В качестве тотема могут выступать какие-либо животные или растения. Так как они являлись источником пропитания первобытных людей закономерно, что человек начал обожествлять самый важный элемент его жизнедеятельности.

Пантеизм — это философское учение, в котором отождествляют Бога и природу. Оно было распространено среди античных религиозно-философских школ, различных средневековых учений.

Деизм – философское учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования. Оно отрицает какие-либо мистические и сверхъестественные явления.

Монотеизм – это религиозное верование в единого Бога. К монотеистическим религиям относят христианство, ислам, иудаизм.

  1. Функции политической культуры.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:

познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя.

коммуникативная функция – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;

функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения.

воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.

  1. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования.

Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования.

Саки: У саков распространялся звериный и полихромный стили

Звериные стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, то есть для украшений.

Звериный стиль имеет 2 особенности:

1. изображаются образы зверей и животных

2. зверей изображает в движений

Полихромный стиль был наряду со звериным стилем.

В представление саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.

Саки верили, что боги перевоплощались в различных животных и мир состоял из трех составляющих: небесный мир, подземный мир и земной мир. О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане. Саки верили, что царь был избранником богов на Земли. Он являлся посредником между небом и землей, и процветание народа зависит от царя. Покойных хоронили на родовых кладбищах вблизи поселений. В могилу клали все необходимые в потустороннем мире предметы. Саки также использовали бальзамирование. В сакских погребениях археологи нашли красную краску. Она была символом огня и солнца. Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые – духам огня, божествам солнца и войны.

Самое древнее на территории Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н. э. Ученые считают, что археологические памятники саков Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей и знатных вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы. Самое большое количество курганных могильников периода раннего железа сосредоточено в районах зимних пастбищ.

Уйсуни хоронили покойного в центре кургана на спине головой на восток. Часто в могилу клали все необходимые в жизни вещи, посуду, оружие, украшения.

Среди кочевников был распространен культ предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды. В районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуд с водой, а также необходимые вещи.

Главным божеством гуннов был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). У гуннов были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы Земли. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал у гуннов обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

Историческая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М. Герасимов сделал реконструкцию внешнего облика андроновцев по найденному в Алексеевском могильнике в Костанайской области черепу женщины.

Представители племени саков были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике у них больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Интересный момент: монголоидные черты у сакских женщин были более заметны, чем у мужчин.

Внешний облик сарматов в Западном Казахстане сходен с обликом уйсуней Жетысу. М.М. Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсуней стали преобладать монголоидные черты т. к. знать находилась в близких родственных отношениях с тюркоязычными и другими монголоидными племенами.

В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты. Это говорит о том, что на территории Казахстана в древности проживали разноликие, разноязычные группы племен.

  1. Великие номадические цивилизации саков, сарматов, скифов.

Саки — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’.

И древними авторами, и современными исследователями саки считаются восточными ветвями скифских народов. На основе андроновского антропологического типа формируется сакское население Средней Азии. Таким образом, антропологические данные подтверждают заключение о преемственности культуры ираноязычных саков и савроматов с андроновской.

Сакские языки и диалекты представлены в настоящее время в Средней Азии памирскими языками. Памятников, фиксирующих речь древних среднеазиатских сакских племен, сохранилось как сакский язык. Образ жизни саков и материальная культура очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле». В современной научной литературе к сакам относят ираноязычные племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов и скифов Северного Причерноморья.

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III веках до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей.

Сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. Положение женщины в обществе саков можно определить, как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. В сакском обществе выделялись четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы, скотоводы. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, земледельцам-жёлтый, скотоводам- синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари.

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока.

Скифы — древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.. Скифы не имели письменности, из скифского языка известно более двух сотен слов.

Скифы в широком смысле — кочевые народы на территории от причерноморских степей (к востоку от Дуная) до территории современного Китая (провинция Синьцзянь), общими культурными маркерами которых являются звериный стиль в искусстве, набор оружия ,характерное снаряжение для верховой езды.

  1   2   3


написать администратору сайта