Главная страница

«История исполнительства на русских наро. Курс лекций Дисциплина История исполнительства на русских народных инструментах


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеКурс лекций Дисциплина История исполнительства на русских народных инструментах
Анкор«История исполнительства на русских наро.doc
Дата27.05.2017
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла«История исполнительства на русских наро.doc
ТипКурс лекций
#8167
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Заметным вкладом в баянную музыку стали произведения Владимира Яковлевича Подгорного. В период 1960-х - 70-х годов в творчестве композитора наглядно прослеживается тенденция создания развернутых симфонических композиций на основе народной песенности. Развитые образцы симфонизации представлены в Фантазии на тему украинской народной песни «Повiй, вiтрэ, на Вкраïну» (1964), Русской фантазии, созданной на тему популярной народной пляски «Барыня».

В концертных обработках русских народных песен Александра Афанасьевича Тимошенко (1942 – 1999) претворены различные элементы подлинных фольклорных наигрышей. Например, в Концертной пьесе на тему русской народной песни «Тимоня» используется имитация звучания волынки с ее тянущимся «назойливым» бурдонным звуком. В обработках 1960-х – 70-х годов – «Я на камушке сижу», «Пивна ягода», «Прялка», «Ах вы, сени, мои сени» - обнаруживается развитое орнаментально-фигурационное варьирование народных напевов, опирающееся на особенности подлинных гармошечных наигрышей.

Значительный вклад в развитие баянной литературы внес талантливый исполнитель, дирижер и композитор Виктор Федорович Гридин (1943 – 1997). Егот произведения для баяна соло и в сопровождении русского народного оркестра отличаются подлинно концертным блеском, прекрасным знанием художественных возможностей как баяна, так и сопровождающего его оркестра. Пьесы «Весенний хоровод», «Озорные наигрыши», «Рассыпуха», «Цыганская рапсодия», обработки народных песен «Утушка луговая», «Тонкая рябина», «Ехал казак за Дунай» завоевали широчайшую популярность среди профессионалов и любителей музыки, предоставив баянистам широкие возможности для выявления собственного виртуозного мастерства.
Ряд интересных соичнений для баяна написан Вячеславом Анатольевичем Семеновым. Одно из наиболее репертуарных его произведений – «Донская рапсодия» (1977).

Чуткое претворение народной песенности обнаруживается в «Болгарской сюите» (1975), в Фантазии на тему песни Я.Френкеля «Калина красная» (1976), в рапсодиях на украинские, белорусские, литовские темы, в «Старинной эстонской легенде» (1983), в сонате № 2 «Баскериада» (1992).

Интересно преломление фольклорного начала в баянных пьесах и обработках народных песен, выполненных Виктором Петровичем Власовым (р. 1936), Владимиром Николаевичем Мотовым (р. 1925), Петром Петровичем Лондоновым (1928 – 1981), Александром На Юн Кином (р. 1954), Владимиром Владимировичем Ивановым (1926 – 1991).

Важной вехой в решительном обновлении образного строя и стилистики баяна стали произведения Альбина Леонидовича Репникова (р. 1932). Первые опубликованные миниатюры – Каприччио, Бассо-остинато, Импровизация, Скерцо, Речитатив и Токката – привлекли многочисленных исполнителей и слушателей общим жизнерадостным характером, упругой ритмикой, красочной гармонией. Будучи профессиональным баянистом (окончил в 1953 году Иркутское музыкальное училище), композитор сумел полноценно выявить новые художественные средства инструмента.

Среди крупных баянных сочинений А.Л.Репникова следует выделить его Концерт-поэму для баяна с симфоническим оркестром (1963) и Третий концерт для баяна, камерного оркестра и ударных (1973).

Наиболее заметным в развитии баянного исполнительства стало творчество Владислава Андреевича Золотарева (1942 – 1975). В числе самых известных его баянных сочинений следует назвать Камерную сюиту, Партиту, Вторую и Третью сонаты, шесть детских сюит, «Испаниаду», две концертные симфонии для баяна с симфоническим оркестром, полифонический цикл «Двадцать четыре медитации», миниатюры.

Одним из крупнейших современных композиторов, представивших баян как самобытный камерно-академический инструмент, стала София Асгатовна Губайдулина (р. 1931). Ее произведения – пьеса «De profundis» («Из глубины») для баяна соло, партита «Семь слов» для баяна, виолончели и камерного оркестра, соната для баяна «Et exspecto» («В ожидании»), трио «Silenzio» («Молчание») для баяна, скрипки и виолончели – созданы в тесном содружестве с Ф.Р.Липсом. Они отмечены глубокими, необычными для баяна музыкальными образами, потребовавшими разнообразных сонорных средств, таких как длительные кластерные пятна на тремолирующем движении меха, нетемперированные глиссандирующие звуки, применение воздушного клапана баянного меха.

Активизация профессионального обучения на щипковых народных инструментах, появление многих перспективных молодых исполнителей, завоевывающих призовые места на различных конкурсных состязаниях, обусловили острую потребность в создании новых высокохудожественных произведений.

Из наиболее интересных сочинений Юрия Николаевича Шишакова следует выделить пятичастную сюиту «Воронежские акварели» для балалайки и фортепиано (1967), Второй концерт для домры с русским народным оркестром (1971).

Среди наиболее репертуарных в литературе для балалайки стали концертные пьесы на темы русских народных песен Александра Борисовича Шалова. В 50-е годы, став известным исполнителем, музыкант очень активно проявил себя в последующие годы на композиторском поприще. За период 1960-х – 90-х годов им было создано более 50 высокохудожественных аранжировок народных мелодий, среди них «Ах, не лист осенний», «Кольцо души-девицы», «Винят меня в народе», «Темно-вишневая шаль» вошли в число наиболее популярных.

Значителен вклад Веры Городовской в пополнение литературы для сольных щипковых народных инструментов. Особенно известны такие ее пьесы, как «Русский перепляс», обработки русских народных песен «Под окном черемуха колышется», «Выйду ль я на реченьку» для балалайки, «Чернобровый, черноокий», «Не одна во поле дороженька» для домры, Концертное рондо, Парафраз на темы двух старинных романсов.

Особенно много ярких и интересных произведений написано ею для дуэта щипковых и клавишных гуслей. Многочисленные концертные фантазии В.Н.Городовской, такие как «Лесная сказка», «Осенний сон», обработки русских народных песен и миниатюры собственного сочинения – позволили дуэту гуслей стать полноправным инструментальным составом, звучащим ярко и самобытно.

Ряд высокохудожественных сочинений для сольных щипковых инструментов создан Борисом Петровичем Кравченко. Среди его многочисленных работ для балалайки, гитары, домры и гуслей следует в первую очередь выделить одночастный Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов (1962). Это сочинение стало одним из наиболее популярных в репертуаре домристов.

Б.П. Кравченко явился родоначальником высокопрофессиональной литературы и для звончатых гуслей. Как самостоятельный, сольный академический концертный инструмент ранее они практически не использовались, только изредка применялись в ансамблях фольклорного плана. Благодаря содружеству с гусляром В.Н.Тиховым, были многосторонне раскрыты возможности звончатых гуслей. Для этого инструмента композитором были созданы Концертино, Мелодия, Скерцо, Интермеццо, Юмореска (1963), пьеса «Веселые гусли» (1964), Маленькие вариации, пьеса «Старый шарманщик», фантазии «Веселое утро» (1969) и «Ах, улица широкая», «Белорусская рапсодия», «Украинская фантазия» (1971), «Напев» (1978). В этих произведениях используются новые приемы звукоизвлечения (в том числе тремолирование медиатором по струнам).

Большую популярность среди домристов снискали произведения выдающегося музыканта Александра Андреевича Цыганкова. Им написаны: Скерцо «Волшебный замок», обработка кубинской народной песни «Голубка», музыкальная картинка «Гусляр и скоморох», Плясовые наигрыши (для домры с оркестром), Праздничная увертюра, Русская мозаика, Частушка (Концертная пьеса на русские народные темы для домры с оркестром народных инструментов), Детская сюита (Марш, Песня, Скерцо, Протяжная, Веселая прогулка), «Перевоз Дуня держала» (Пьеса-шутка на тему русской народной песни), «Белолица-круглолица» (Концертная пьеса на тему русской народной песни для домры с оркестром русских народных инструментов) и др.

Заметный вклад в развитие репертуара для шестиструнной гитары внес Александр Михайлович Иванов-Крамской. Среди его многочисленных сочинений следует выделить два концерта для гитары с оркестром, множество разнообразных миниатюр («Порыв», Лирический вальс, Колыбельная, Элегия). Наибольшей известностью пользуются его обработки русских народных песен и романсов, таких как «Полосынька», «Я на камушке сижу», «Перепелочка», «На заре ты ее не буди», «Тонкая рябина».

1970-е – 80-е годы знаменуют новую и интересную страницу в формировании камерно-академической музыки для гитары. В этой области исполнительства плодотворно работает Игорь Владимирович Рехин (р. 1941). Им созданы две сонаты (1983, 1984) , «Гавайский концерт» (1983), сюита «Памяти Эйтора Вила Лобоса), дивертисмент «Цветы весны» для флейты и гитары (1984), цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги» для шестиструнной гитары соло (1990), сочинения для детей и юношества, гитарные ансамбли, миниатюры.

Перу этого композитора принадлежат произведения для семиструнной гитары. Он создал Сонату (1983) и Русский концерт (1986). Этот концерт стал первым в истории исполнительства, созданный для семиструнной гитары с симфоническим оркестром.

Одним из наиболее известных авторов, создающих музыку для гитары с начала 1980-х годов стал видный исполнитель-гитарист Никита Арнольдович Кошкин (р. 1956). Для своего инструмента он создал более 200 произведений. Наиболее популярными среди них, звучащими в концертном репертуаре лучших гитаристов России, стран Европы, Америки и Азии, стали шестичастная сюита «Игрушки принца» (1980), трехчастная Соната для гитары соло (1998), пятичастная сюита «Баллады» (1999). Композитором создано также немало пьес и миниатюр, например, «Падение птиц» (1978), «Три станции одной дороги» (1979), «Пьеса с часами» (1983), «Ашер-вальс» (1984).

Из камерно-ансамблевых сочинений Н.А.Кошкина нужно отметить трехчастную Сонату для флейты и гитары (1982), трио для двух гитар и контрабаса «Продавец цикад» (1986), трио для флейты, скрипки и гитары «Рубикон» (1986).

Активно работает композитор и над созданием педагогического репертуара. Им написаны шестичастная сюита «Шесть струн» (1987), три двадцатичетырехчастных цикла «Маскарад» (1987), « Днем рождения!» (1995) и «Da Capo» (2001).

К творчеству для гитары обращался и выдающийся отечественный композитор Эдисон Васильевич Денисов (1929 – 1997), создавший Сонату (1981).

Таким образом, произведения для русских народных инструментов, созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта