Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 5. Психология правового сознания

  • _Безносов С.П., Юридическая психология. Курс лекций по дисциплине юридическая психология (специальность 021100 Юриспруденция) СанктПетербург 2005


    Скачать 152 Kb.
    НазваниеКурс лекций по дисциплине юридическая психология (специальность 021100 Юриспруденция) СанктПетербург 2005
    Дата11.02.2018
    Размер152 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Безносов С.П., Юридическая психология.doc
    ТипКурс лекций
    #36238
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Лекция 4. Человек как субъект правоотношений в современных науках и его основные характеристики

    1. Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности юриста (понятие, соотношение со смежными понятиями, роли, статусы, позиция).

    2. Социально-психологическая оценка конформизма личности.

    3. Основные компоненты психологической структуры личности.

    4. Психологическая характеристика направленности личности. Влияние направленности на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка. Учет особенностей направленности личности при решении юристом служебных задач.

    5. Индивидуально-психологические особенности личности, их влияние на поведение людей в сфере правопорядка. Учет юристом особенностей личности при определении тактики осуществления профессиональных действий.

    6. Психологические методы изучения личности.

    Приступая к изучению данной темы, следует четко уяснить основные категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; среди которых человек — самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание прежде всего на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений. Социальные качества личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиции. Особое внимание следует обратить на баланс ролей и статусов (как функции и места в иерархии отношений), что позволяет человеку не просто самореализовываться, но и обеспечивает выживание в социуме.

    Положение и поведение личности в различных системах социальных отношений (группах, коллективах) раскрывается и через понятие конформизма. Следует уяснить, что социально-психологическая характеристика этого явления не носит столь выраженного оценочного характера, как социально-политическая. Психологический конформизм означает принятие личностью мнения и позиции социальной группы в случаях, когда есть расхождение между мнением группы и индивида. На степень конформности влияет ряд факторов: личностные качества, степень компетентности, положение личности в группе, авторитетность, значимость группы для человека, внутригрупповые отношения и др. В данной теме следует обратить внимание на внешние и внутренние причины, определяющие различия между людьми, влияние наследственности, среды и воспитания на индивидуальные особенности человека, на выбор им вариантов поведения (в том числе и противоправного).

    Изучая психологическую структуру личности, следует уяснить себе ее сущность — это единство. Взаимодействие основных компонентов и систем: направленности, социального опыта, форм отражения и самоконтроля, биологически обусловленных свойств и качеств, а также характера. Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека. Изучая материал о темпераменте человека, необходимо уяснить вопрос о природной основе различных темпераментов — типологических свойствах высшей нервной деятельности — (учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности). Следует помнить, что темперамент характеризует динамику протекания психологической деятельности человека (скорость, силу, эмоциональность реакции). При изучении материала о способностях надо уяснить взаимосвязь способностей и задатков (врожденных анатомо-физиологических и психических особенностей), обратив внимание на формирование способностей в процессе деятельности. Изучая материал о характере, необходимо уяснить его определение. Характер — это система отношений личности, проявляющаяся в типе ее поведения. Характер зависит от направленности личности и выступает в индивидуально обобщившихся способах поведения. Важным является вопрос о формировании характера и способах его коррекции, а также вопрос о типах характера. Особого внимания заслуживает вопрос изучения психологических методов исследования личности, применение которых позволит учитывать психологические аспекты личности, имеющие важное значение для понимания проблем преступного поведения, его мотивации. Кроме того, все эти вопросы приобретают первостепенное значение в плане самосознания, развития и совершенствования личности юриста, его профессионального мастерства.

    Человек — биосоциальное существо в современной картине мира. Понятие биологического вида и особенности homo sapiens. Человек как индивид и его основные параметры: половозрастная характеристика, конституция и особенности нейродинамики, функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, структура потребностей и мотивов, психофизические функции, их динамика, темперамент. Психический настрой и установка. Понятие личности как общественного индивида. Основные параметры личности и их учет в юридической практике. Понятие статуса и роли личности в структуре семьи, поколения, эпохи.

    Основные концепции теории личности. Понятие личности. Психологические признаки личности. Соотношение понятий «человек» — «индивид» — «личность» — «индивидуальность». Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания (понятие, соотношение со смежными понятиями, роли, статусы, позиция). Социально-психологическая оценка конформизма личности. Основные компоненты психологической структуры личности. Психологическая характеристика направленности личности. Потребности. Биологические и информационные потребности. Классификация уровней потребностей по А. Маслоу. Мотивы. Концепции мотивации. Теория биологических побуждений. Теория оптимальной активации. Когнитивная теория. Характеристика интересов. Цели и ценностные ориентации. Идеалы. Убеждения. Мировоззрение. Влияние направленности на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка. Учет особенностей направленности личности при решении правовых задач. Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека. Темперамент. Типология Э. Кречмера. Концепция темперамента У. Шелдона. Понятие темперамента и типов высшей нервной деятельности по Г. Павлову. Психологическая характеристика основных видов темперамента. Подструктура форм отражения и самоконтроля. Подструктура социального опыта. Характер. Структура характера. Акцентуации характера личности. Способности. Специальные и общие способности. Одаренность. Талант. Гениальность. Индивидуально-психологические особенности личности, влияние на поведение людей в сфере правопорядка. Учет юристом индивидуально-психологических особенностей личности при определении тактики осуществления профессиональных действий.

     

    Лекция 5. Психология правового сознания

    1. Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке.

    2. Структура и содержание правосознания.

    3. Основные компоненты правового сознания.

    4. Правосознание и правовая культура.

    5. Особенности правового нигилизма.

    6. Типология видов отношения к праву.

    В российской науке в конце XIX в. сложились два основных направления представлений о природе права. Первое направление — учение о естественном праве — традиционно исходило из представлений о существовании известной совокупности принципов и прав, присущих человеку в силу природных вещей и независимых от социальных условий. Научные представления о естественной природе права как обоснование естественных прав человека возникли в учениях французских просветителей — Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро. Особое значение теории естественного права приобрели в России. Работы известных правоведов конца XIX — начала XX в. Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского, П. И. Новгородцева, В. М. Гессена, И. В. Михайловского, Л. И. Петражицкого опирались на идею естественного права.

    Второе направление — учение о социальной природе права — рассматривало право с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией. На основе этих ценностей казалось возможным создание идеала правовой системы, и соответственно, идеала общественного устройства. Возникли представления о связи права и этики, о праве как нравственности, о различении идеального и реального права, о необходимости постоянного соотнесения существующего (реального) права с идеальным. В рамках этого направления работали такие правоведы, как С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин.

    Представитель первого направления Б. Н. Чичерин большое внимание уделял роли духовных интересов в общественной жизни. Фактически он рассматривал различные формы общественного сознания, выделяя среди них религию, науку, искусство, нравы и воспитание. Б. Н. Чичерин исследовал соотношение нравов с юридическими установлениями, законами, обычаями и подчеркивал, что моральные нормы подчас действуют сильнее законов, поскольку их выполнение контролируется окружающими людьми, а не представителями власти. Одной из центральных проблем в российской науке стал вопрос о соотношении права и нравственности. Б. Н. Чичерин разделял понятия права и нравственности, В. С. Соловьев объединял эти явления и рассматривал право как реализованную нравственность.

    Возникновением представлений о взаимосвязи психики человека и правовых норм правовая наука обязана Л. И. Петражицкому. Он рассматривал право как более высокое и совершенное явление по отношению к морали, боролся против правового нигилизма. Л. И. Петражицкий выдвинул четыре основных учения: теория права; концепция соотношения права и психологии; учение о соотношении права и нравственности; роль права в регуляции социальных отношений. Центральными в его учении являются идеи о соотношении права и психики человека. Задача науки, по мнению ученого, состоит в объяснении мотивов человеческого поведения, в частности мотивов правового поведения. Л. И. Петражицкий был первым юристом, пытавшимся интегрировать достижения правовой науки с психологией. Механизмы поведения он объяснял, прежде всего, через совокупность эмоциональных реакций.

    Л. И. Петражицкий разработал новую для того времени классификацию элементов психической жизни. Если ранее в психологии таковыми элементами признавались познание, чувство и воля, то он предложил иную, более универсальную классификацию. Для Л. И. Петражицкого был важен анализ не столько природы эмоций, сколько определение их роли в поведении человека. Он выделял, во-первых, двусторонние пассивно-активные эмоции, во-вторых, односторонние пассивно-познавательные и чувственные переживания, в-третьих, односторонние активные волевые переживания.

    Право Л. И. Петражицкий понимал как явление психическое. Право, согласно его теории, есть психологический фактор общественной жизни. Действие права состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении определенных стремлений к действиям или воздержанию от них (мотивационное или импульсивное действие права). Во-вторых, действие права состоит в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении или ослаблении других, воспитании психики индивида и даже психики целого народа. Право выступает как определенный механизм селекции желательных для общества поведенческих норм. Общественные функции права: координация индивидуального и массового поведения; отбор желательных для всего общества норм поведения путем поощрений и принуждений, наград и наказаний; воплощение в действительность этических устремлений и ценностей человечества. Право регулирует не интересы людей, а их поступки. Психологически право выражается в понятиях обязанности, долга, ответственности. При этом убеждение в необходимости исполнения обязанности и тем самым регулирующее поведение называются нормами, императивами поведения. Основу юридических отношений составляет именно эта взаимосвязь между психологическим убеждением и нормой. «Чувство и сознание нашей связанности по отношению к другим мы выражаем словом "право", и именно тому, за кем наша обязанность представляется закрепленной, кому принадлежит наш долг, мы приписываем право или притязание в юридическом смысле. Наше право есть ничто иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам, как наше добро, долг другого лица», — отмечает Л. И. Петражицкий.

    Основными понятиями юридической науки, согласно Л. И. Петражицкому, являются: право, нормы права, правоотношения, обязанности, субъекты и объекты права. Право — это и есть наша психика, поскольку оно выражается в таких психических явлениях, как представления и эмоции участников правоотношений. Право понимается ученым не столько как набор определенных норм, поддерживаемых санкциями, сколько как убеждение, устойчивое представление индивидов о том, что они обязаны делать в той или иной ситуации. Понятия правовой нормы и правоотношений он также рассматривает с точки зрения психологии, как отношения долженствования

    Природа права отождествлялась Л. И. Петражицким с человеческой психикой, что вело к расширительному и крайне размытому его пониманию. «Право — это и есть наша психика», — утверждал он. Однако основным предметом исследований Л. И. Петражицкого служила не индивидуальная психика, а коллективная, точнее коллективное правосознание.

    Коллективное правосознание было проанализировано Л. И. Петражицким с точки зрения соотношения права и нравственности. Он выделяет два вида права — позитивное и интуитивное. Позитивным правом он называет такие эмоциональные переживания, которые содержат в себе представления о нормативных фактах. Это предполагает знание права и его эмоциональное переживание. Интуитивное право — это такие правовые переживания, которые чужды ссылок на внешние авторитеты, независимы от них, это нравственные убеждения индивида, своего рода категорический императив, согласно которому строится поведение в определенной ситуации. Примером интуитивного права является христианская мораль, многие принципы и заповеди, которые затем превратились в законы, составили основу правосознания. Таким образом, право ставилось Л. И. Петражицким выше нравственности, так как оно представляет собой более высокий уровень развития общественного сознания. «В обществе, — отмечал он, — принято относиться к праву как к чему-то низшему по сравнению с нравственностью, менее ценному, менее достойному». Такое отношение к праву, по его мнению, приводит к правовому нигилизму, характерному для российского правового сознания.

    Основой права Л. И. Петражицкий считал нравственное убеждение, составляющее основу совести. А. Н. Медушевский оценивает такой взгляд Л. И. Петражицкого на право, как полностью оторванный от жизни и ее реальных противоречий, как своеобразный правовой идеализм. Однако, по его мнению, «Л. И. Петражицкий сформулировал новую парадигму в подходе к праву, суть которой состояла в возможности в нем внутренних конфликтов, отражающих социальные противоречия и их эмоциональные психические проекции». Общество испытывает острое противоречие между интуитивным правом (константными нравственными убеждениями) большинства людей и позитивным правом (законодательством), которое постоянно требуется приводить в соответствие с новыми реальностями жизни. Поэтому консенсус между правовым идеализмом и правовым реализмом невозможен, поскольку не достижимы вершины идеального.

    Интуитивное право базируется на представлении о справедливости. Это представление затем находит выражение в позитивном праве. Справедливость, согласно Л. И. Петражицкому, «не что иное, как интуитивное право» Оценивая учение Л. И. Петражицкого с позиций современной правовой науки, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в нем объясняется многое относительно правовой психики, правового сознания и его соотношения с нравственным идеалом. Ученый одним из первых в российской юриспруденции обратил внимание на возможность переосмысления доктрины естественного права. Он является основоположником направления, которое получило название «возрождение естественного права в России». Согласно этой доктрине, право — это концентрированное выражение нравственного убеждения, представлений о справедливости, социальных ценностей. Идеи Л. И. Петражицкого заложили основу развития современных представлений о природе права.

    Современники Л. И. Петражицкого выдвинули идеи о социальных, а порой и о социально-психологических корнях права. С. А. Муромцев понимал право как систему социальной защиты, Н. М. Коркунов — как разграничение интересов людей, В. И. Сергеевич — как гармонию определенной совокупности общественных явлений. По мнению В. И. Сергеевича, право следует рассматривать во взаимосвязи с религиозными верованиями, церковными догмами, народной нравственностью. Он заложил основы правового фетишизма, поскольку предлагал соотносить современное право с прошедшими правовыми установлениями. А. Д. Градовский считал право выражением народного сознания, в котором сформировались убеждения и общественные представления о социальной справедливости. Большое внимание он уделял понятию социального интереса, в котором выражается реальная природа социальных отношений.

    И. А. Покровский считал, что в эпоху законодательных преобразований в обществе возникает интерес к метафизическому осмыслению норм права, то есть объяснение природы права естественными причинами основано на реальных потребностях общественной жизни. Однако главным критерием права является реализация общечеловеческих этических представлений. Правовой идеализм был свойствен взглядам ученых того времени. Так, религиозный философ и правовед Е. Н. Трубецкой противопоставлял реальному праву определенный правовой идеал, выработка которого и составляет призвание эпохи.

    Развитие общества, по мнению Н. М. Коркунова, определяется не только представлениями о прошедшем и настоящем, сколько представлениями о будущем. Образование идеалов будущего устройства — это явление чисто психическое. Чем сильнее в обществе развита способность образования идеалов, в том числе и правовых, тем оно прогрессивнее. Среди правоведов в конце XIX — начале XX в. возникла дискуссия о природе права. Суть спора состояла в выяснении вопроса о природе естественного права, о его отношении к действительности. Речь шла о том, является ли доктрина естественного права чисто логической конструкцией, нравственным идеалом человечества (как думали позитивисты) или представляет собой выражение реальных общечеловеческих ценностей, имеющих объективную природу и непреходящий характер (Медушевский, с. 68–69). Право стало пониматься как одна из высших ценностей человеческой жизни.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта