Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV - XVI вв.: Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)

  • Курс лекций по истории. Курс лекций по истории для непрофильных специальностей Рекомендовано методической комиссией при филиале ноу впо Столичная финансовогуманитарная академия


    Скачать 2.11 Mb.
    НазваниеКурс лекций по истории для непрофильных специальностей Рекомендовано методической комиссией при филиале ноу впо Столичная финансовогуманитарная академия
    АнкорКурс лекций по истории.doc
    Дата18.10.2017
    Размер2.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурс лекций по истории.doc
    ТипКурс лекций
    #9533
    страница2 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Вопросы


    1. Охарактеризуйте временные рамки Средневековья, предложенные в различных научных школах.

    2. Кто и когда ввел термин «средние века» в научный оборот?

    3. Охарактеризуйте формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

    4. Перечислите отличительные черты феодализма в Западной Европе.

    5. Назовите периоды Средневековья.

    6. Дайте характеристику основных событий, произошедших в период Средневековья.

    7. Перечислите типологические черты Средневековья.

    8. Охарактеризуйте основные источники по периоду Средневековья.



    Литература

    1. Гуревич, А. Я., Харитонович, Д. Э. История средних веков / А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. - М.: МБА, 2008.

    2. Егер, О. Всемирная история. Средние века / О. Егер. - М.: АСТ, 2006.

    3. История средних веков: в 2-х т / под ред. С.П. Карпова. - М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.

    4. Кенигсбергер, Г. Средневековая Европа / Г. Кенигсбергер. - М.: Весь мир, 1987.

    5. Косминский, Е. А. Историография средних веков. V век - середина XIX века. Лекции / Е.А. Косминский. - М.: Издательство Московского университета,1963.


    Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV - XVI вв.:

    Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)
    Цель: дать характеристику становлению и развитию европейской средневековой христианской цивилизации в IV - XVI вв.

    Задачи:

    - выявить предпосылки становления европейской средневековой христианской цивилизации накануне и в период раздела единой Римской империи;

    - охарактеризовать цивилизационные отличия восточной (византийской) и западной (римско-католической) форм христианства после падения Западной Римской империи;

    - показать место Древней Руси (Московского царства) в системе европейской христианской цивилизации: от принятия христианства до формирования идеи «Третьего Рима» в XIV- XVI вв.

    К IV в. императорская власть Рима выбирает христианство в качестве идеологической основы для консолидации многоэтничной империи и средства успокоения населения надеждами на воздаяние после смерти. В течение I-IV вв. христианство широко распространяется на территории Римской империи. Постепенно отдельные христианские общины объединяются, и возникает церковь – организация, объединяющая христиан и обеспечивающая им соблюдение религиозных обрядов.

    Разнородная смесь восточных культов и ряд течений античной идеалистической философии долго развивались обособленно, но затем слились, и смешение это означало образование новой религии- христианства. Христианство - это новая религия и новая системная идеология, развитие, сохранение и передача которой дальнейшим поколениям европейцев составляет величайшую историческую заслугу Древнего Рима и Византии. Будучи объединёнными в систему христианские идеи умножили своё влияние на человеческое сознание. Высшей целью христианство объявляет спасение души человека.

    Главной идеей христианства является утверждение, что люди по своей природе грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. С точки зрения догматов христианской религии спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения. Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому, с точки зрения христианских догматов, он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским началом, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

    В 395 г. умер император Феодосий I, последний император единой Римской империи. До него одновременно правили два императора - братья Валентиниан и Валент, которые разделили империю между собой. При Феодосии единство империи было восстановлено. Однако после его смерти произошёл окончательный раздел её между сыновьями. Гонорий получил Запад. Аркадий - Восток, так родилась Византия. Два государства начали раздельное существование, хотя продолжали оставаться тесно связанными. Различными оказались их исторические судьбы. Через 80 лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, пала под ударами варварских народов. Византия оказалась тысячелетней империей, прекратившей своё существование в 1453 г. в результате турецкого завоевания.

    Противоречивые тенденции в развитии Римской империи наметились в IV в. С одной стороны, это ещё консолидационные тенденции, укрепляющие внутреннее единство, а с другой - набирающая силу децентрализация.

    Усиливались и другие различия, которые во многом обуславливались спецификой расстановки социальных сил. Обе половины империи одновременно, но по разному переживали кризис античного общества, что, в конечном счёте, и привело к их обособлению, размежеванию. Отчётливей выступала и разность исторических традиций, культурной и духовной жизни, всё сильнее сказывавшаяся на западном и восточном христианстве, положении и практике церкви. В то же время христианскую церковь в IV в. объединяли общие задачи, прежде всего борьба с язычеством, утверждение господства христианства - задача необычайно трудная, учитывая многовековую мощь языческих традиций, задачи достижения единомыслия, выработки и утверждения единого символа веры, обоснования христианского вероучения, дальнейшей разработки обрядности. Все это оказало влияние и на сохранение единой вселенской церкви.

    Однако, в этот период наметились и тенденции к организационному размежеванию западной и восточной церквей. Вселенские соборы всё больше становились соборами восточного духовенства. На II Вселенском соборе в 381 г. западные епископы практически уже не участвовали. В IV в. в течение долгого времени на Западе и Востоке господствовали разные течения в христианстве: в первом ортодоксальное, во втором - арианство, что также не способствовало укреплению единомыслия и церковного единства.

    К концу IV в. на идеологию и практику западной церкви стали более явственно оказывать влияние факторы, связанные с кризисом античного общества. Крупное землевладение достигло особой мощи, в то время как слой свободного крестьянства оказался слабым. Раньше, чем в восточной половине империи, стали приходить в упадок городское ремесло и торговля, сами городские общины. В городах происходила интенсивная пауперизация населения. Богатство и власть сосредотачивались в руках немногих магнатов, что во многом парализовало деятельность государственной администрации, ослабляло центральную власть. Всё это в полной мере проявилось к моменту разделения. Западная Римская империя была слабым, быстро бедневшим и приходившим в упадок государством, в котором стремительно обострялись классовые, социальные противоречия. Значительная часть рабов была переведена на положение колонов, но они оставались максимально близкими к рабству.

    Церковь в Западной части Римской империи во многом опиралась на римскую государственную традицию и восприняла авторитарность власти её гражданских магистратов. Западной церкви удалось быстро отстранить массу населения от реального влияния на избрание духовенства. Только узкая верхушка богатых граждан и духовенства была причастна к избранию епископов. Духовенство превращалось в замкнутое привилегированное сословие, своего рода касту, тесно сплочённую вокруг церкви и зависевшую от неё.

    Таким образом, в рассматриваемый период формировались основные признаки средневековой христианской цивилизации Средневековья, в которой доминирующую роль играет церковь, превратившаяся в мощный социально-политический и экономический институт.

    В этот период средневековое общество характеризовалось утверждением сословно-корпоративного строя, который защищал человека, гарантировал ему неизменность повседневного привычного порядка жизни, позволял ему на равных участвовать в своей корпорации. В период средневековья шло формирование политических империй и союзов, сословно-представительных монархий, которые по мере обретения обществом национального единства заменялись абсолютными.

    Вместе с тем, говоря о существовании единой христианской цивилизации, нельзя игнорировать явные различия внутри неё, которые в основном сводятся к различию двух её разновидностей - Запада, католического и протестантского, и Востока - православного (Византия, Русь - Московское царство). Элементы разделения созрели на рубеже VIII - IX вв., когда Карл Великий и папа Лев III создали в действительности Западную Римскую империю. При этом произошло не разделение единого христианского мира на две фракции, а обособление католического запада от православного христианского мира, который на востоке оставался в существенных своих чертах тем же самым, каким он был ранее и в греческой, и в латинской половине единой Римской империи. Таким образом, христианский Запад существенно разошёлся с христианским Востоком только в эпоху папства, упрочения феодализма и крестовых походов.

    Поколения европейцев, живших в послеримские времена, создали цивилизацию нового типа. Она характеризовалась симбиозом варварства, Римской цивилизации и христианской догматики.

    В общем виде эта связь выражалась представлением о том, что мир земной устроен по образу мира небесного, хотя он и намного хуже последнего. Экспертом в оценке соответствия земных деяний и институтов их идеальным небесным прообразам выступала христианская церковь, в которой с X-XI вв., после реформ папы Григория VII, стали преобладать черты абсолютистского, корпоративного, бюрократического государства, основанного на особом, каноническом праве. Католическая церковь своею собственной организацией являла пример единства на основе строгой иерархичности - принципа, который следовало считать образцовым для внутренней организации всех институтов средневекового общества.

    Подводя итог дискуссии о роли христианства в складывании европейской цивилизации, нельзя пройти мимо мнения о том, что через концепцию человеческой личности, свободной и ответственной, оно дало рождение доктрине прав человека. Через разделение и различие между духовной и светской властью христианство сделало возможным формирование гражданского общества и индивидуальной свободы. Христианство способствовало развитию национальных культур, по меньшей мере там, где оно оставалось верным своим фундаментальным принципам. Христианство вначале эллинизировалось, затем латинизировалось, затем подверглось германскому и славянскому влияниям; иными словами, оно осуществило богатый и плодотворный синтез лучших национальных культур и традиций.

    11 мая 330 г. в заштатном колониальном городке Византий произошло событие, определившее ход европейской, а значит, и мировой истории. В этот день римский император Константин Великий объявил о переносе столицы из Рима в Византий, тут же переименованный в Константинополь (впоследствии в средневековых русских текстах ставший известным как Царьград).

    Константинополь был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - извилистым заливом Золотой Рог. Здесь пересекались главные торговые пути между странами Востока и Запада. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами. Уже к концу IV в. он превратился в крупный торгово-ремесленный центр - византийцы называли его «мастерской великолепия», «мастерской вселенной». Постоянно росло его значение как культурного центра и центра религиозной жизни. Город роскошно отстраивался и рос: к началу V в. в Константинополе было уже 150 тыс. жителей, а в первой половине VI в. - 375 тыс., столько же, сколько и в самом Риме. Константинополь для византийцев всегда был олицетворением их империи, ее мощи и красоты.

    Тем самым, христианство укрепляло своё влияние на фоне всё разрушающихся варварских вторжений, прокатывающихся одно за другим по всей Европе. Эфемерные королевства варваров быстро сменяли одно другое. Только Византия была стабильна и в раннее Средневековье сохранила свою государственность.

    К моменту падения Западной Римской империи в восточной половине обстановка была несколько иной. Византия также переживала кризис античного общества, но он был смягчён целым рядом обстоятельств:

    - прежде всего, здесь не играло такой огромной роли рабство;

    - в ранней Византии сохранялась мощная прослойка мелкого свободного крестьянства;

    - рост крупного землевладения происходил медленно;

    - колоны и свободные крестьяне, жившие деревнями, сельскими общинами, сохраняли значительную степень хозяйственной самостоятельности и личной независимости;

    - с ростом крупного землевладения росли не поместья, а умножались деревни на землях крупных собственников;

    - деревня, сельская округа продолжали оставаться связанными с городом.

    Поэтому византийский город не переживал столь стремительного упадка, как это было в западной части Римской империи. А масса собственников была сплочена вокруг государства, которое располагало эффективным административным аппаратом, могло содержать многочисленную и хорошо вооружённую армию, проводить гибкую налоговую политику.

    Примечательно, что византийцы почти всю свою историю считали и называли себя римлянами, ромеями, а своё государство римским, ромейским. Византийская империя на момент падения Западной Римской империи ещё не рушилась. На её фоне она представала как христианская империя, предназначенная к спасению. Так рождалась идея богоизбранности византийцев. Именно в это время появляется легенда и о богоизбранности Константинополя. Оказывается место его основания было не просто выбрано Константином, а его выбором руководил ангел, посланный Богом. Так Константинополь, в противоположность Риму, оставался городом богохранимым и богоспасаемым.

    Западная (римско-католическая) церковь изначально признавала принцип догматического развития, согласно которому церковные соборы имеют право по мере необходимости принимать новые догматы. В VIII- X вв. в западной церкви было введено в практику дополнение к Символу веры. Было решено, что Дух Святой происходит не только от Бога-отца, но и от Сына. Это исправление не приняли на Востоке, поэтому дополнение к Символу веры стало основным догматическим расхождением между западной и восточной церквами.

    Отсюда различия между римско-католической и восточной (византийской) церквями. Римско-католическая церковь была организована на жёстких иерархических началах. Высшей властью обладал римский папа, который стал считаться наместником Иисуса Христа на земле. И недаром в дальнейшем в католичестве был принят догмат о непогрешимости римских пап. Церковные службы в католических церквах велись только на латинском языке, так как считалось, что христианские истины могут быть доступны лишь избранным. Западная церковь часто использовала насильственные методы утверждения христианской веры. Для этой цели были созданы военно-монашеские ордена, являвшиеся мощной военизированной силой католичества.

    Восточная (византийская) церковь строилась на иных основаниях. Здесь поддерживалось убеждение, что догматы, утверждённые на семи Вселенских соборах, не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Именно поэтому восточная церковь считается истинно православной, хранящей древнюю («правую») веру, а учение, утвердившееся на Востоке, называется православием.

    Организация восточной церкви была менее иерархичной и централизованной. Константинопольский патриарх был лишь первым среди равных. В пределах восточной церкви не возбранялось переводить Библию и вести церковные службы на языках тех народов, среди которых распространялось православие. Уже в конце IX в. в Великой Моравии и Болгарии были сделаны переводы Библии и введены богослужения на славянском языке. Важной характеристикой было и то, что восточная церковь практически не признавала насильственных методов распространения христианства, а военно-монашеских орденов вообще не существовало, ибо монахам было запрещено даже прикасаться к оружию. На Востоке своеобразно толковали и саму суть христианского вероучения - православные мыслители обращали внимание, прежде всего, на религиозно-мистические стороны постижения Бога, ибо считалось, что понимание божественных истин доступно «чистому сердцу», но не разуму.

    Что касается государственного устройства, в Византии не было объективной основы для противоречий между церковью и государством. В христианской теории Константинополь представлялся новым Иерусалимом, а император новым Моисеем - земным вождём христианского народа, ведущим его к спасению.

    Как следствие, можно считать несостоятельными попытки представить образовавшуюся Византию как результат возобладания в управлении традиции восточных деспотий. Византийский император отнюдь не был верховным собственником в империи. В Византийской империи продолжали существовать римские традиции государства, права собственности, гражданства. Византийские императоры до самого конца существования империи продолжали оставаться выборными. В ранней Византии гражданские политические права свободного городского населения находили своё выражение в политических правах городских партий. Здесь жил культ римской государственности - священен не сам император, а место, «пост», который он занимает.

    Подводя итог цивилизационным отличиям Востока от Запада, следует заметить, что Византия никогда не отдалялась от античности. Более правомерен был бы взгляд на Византию как на преемницу эллинистического мира, отыскавшую равновесие между Западом и Востоком. Конечно, восточный уклад преобладал в государственном устройстве, в принципе верховной власти, в иерархической структуре общества.

    Восточные славяне приняли христианство в 988 г. Основные причины принятия христианства в Киевской Руси заключаются в:

    -христианство представляло идеологическую основу для централизации государства;

    - христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию;

    - христианство способствовало росту внешнеполитического статуса Руси.

    В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии.

    Формирование и утверждение древнерусской государственности происходили в сложной обстановке. Русь граничила не только с народами, накопившими опыт государственного существования (Византия, Хазария, кавказские страны), но и с государственными образованиями, возникшими одновременно и параллельно ей (Дунайская Болгария, Моравия и Чехия, Польша, Венгрия, Волжская Булгария); наконец, с многочисленными племенами, которые еще только вступали на путь формирования классовых отношений или пребывали на стадии общинного строя (Литва, угро-финские народы в Поволжье и на Севере, тюркские кочевники южнорусских степей).

    Внутри древнерусского общества, в свою очередь, происходила борьба между различными слоями населения, и в частности разными группами господствующего класса. Это также отражалось на политическом положении Руси. Русь представляла собой довольно эфемерное образование, которое держалось на военном авторитете киевского правителя. Верховная власть великого князя неодинаково оценивалась в Киеве и на периферии и интерпретировалась разными слоями феодального класса, что временами приводило к вооруженным столкновениям. Во всяком случае, политическая система, кристаллизующаяся в раннефеодальной Руси, требовала глубокого идеологического обоснования, которое можно было бы противопоставить локальным тенденциям или претензиям.

    Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

    Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наиболее «подходящей веры».

    Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Выбрав православие, он получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить свой статус.

    Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепляло дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей.

    Немаловажное значение при выборе имел и тот факт, что католицизме богослужение происходило на латинском языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

    В период Х-ХIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром духовной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Оно создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами этого мира.

    Введение христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

    Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, христианизация способствовала формированию Руси, как части христианского европейского мира.

    Впервые идею величия Руси как христианской страны мы встречаем в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иларирна (XI в.). Иларион доказывает, что Русь приняв Святое Крещение, встала в ряд великих христианских государств.

    Татаро-монгольское нашествие внесло серьёзные коррективы в развитие русской государственности и церкви, как общественного института. В сочинениях XIII в. впервые в полном виде была сформулирована идея гибели Руси. Одновременно шли поиски «пути спасения». В дальнейшем, особенно в XV-XVI вв., размышления о России и русском народе приводят отечественных мыслителей к созданию оригинальных религиозно-мистических учений. Причиной их появления стало совпадение особо важных для истории России событий:

    - в 1439 г. во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей;

    - в 1448 г., в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил русскую церковь автокефальной, т.е. независимой от константинопольского патриарха;

    - в 1453 г. под натиском турок погибла Византийская империя;

    - в 1480 г. Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига;

    - в 1492 г. не состоялся ожидаемый всем христианским миром конец света.

    Для русского религиозно-мифологического сознания той поры, столь быстрая последовательность, фактически совпадение этих событий не могло казаться случайным. И смысл виделся совершенно определённый - сам Господь, покаравший за грехи Византийскую империю, но освободивший Русь и не допустивший погибели мира, избрал Московское государство для осуществления на земле неких высших предначертаний. Ведь Россия осталась единственным в мире государством, которое несло человечеству свет правой веры.

    Именно поэтому с конца XV столетия в России начинается напряжённая духовная работа в поиске нового места Московского царства и русского народа в мировой истории. Результатом этого поиска и стало появление ряда важнейших для русской истории религиозно-мистических идей, обозначивших некие «идеалы-образы», к которым должно стремиться Русское государство - «Москва - новый Царьград», - «Москва - новый град Константина».

    Именно в этих учениях Москва начинает осознаваться как центр не только России, но всего мира. Наконец, в начале XVI в. В сочинениях так называемого «Филофеева цикла» рождается «идеал-образ» «Третий Рим», ставший одним из самых влиятельных в древнерусской мысли. Таким образом, в XVI в. идея Московского царства как особого мира в общемировом христианском пространстве завоевала главное место в русском сознании.

    В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь теперь возлагалась величайшая историческая ответственность - быть единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска с Запада и Востока. Еще большую ответственность с точки зрения трактовок православных философов, несло Московское государство в религиозно-мистическом смысле. С их точки зрения, разделяемая рядом православных деятелей, «Россия - это единственное в мире христианское царство, которое «удерживает» приход Антихриста и является залогом вечности христианства. Постепенно, на основе мистического образа «Третьего Рима» были сформированы и конкретные политические задачи, стоящие перед русским государём - русский государь обязан принять на себя обязанности всемирного православного государя. Эта идея в наиболее яркой форме выразила претензии Московского государства на религиозно-мистические функции единственного в мире истинного христианского царства.

    В заключение следует отметить, что христианство способствовало не только культурному развитию, распространению письменности на славянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртвая латынь) но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством христианства в Европе связано понятие «средних веков».

    В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало в качестве интегрирующего начала, объединявшего разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, являющееся предтечей единой европейской цивилизации
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта