Главная страница
Навигация по странице:

  • Курс лекций по истории для непрофильных специальностей

  • К 93 Курс лекций по истории для непрофильных специальностей: учебное пособие/ О.А. Кирьяш (и др.); под ред. О.А. Кирьяш

  • Лекция №1. Средневековье как этап всемирной истории

  • Курс лекций по истории. Курс лекций по истории для непрофильных специальностей Рекомендовано методической комиссией при филиале ноу впо Столичная финансовогуманитарная академия


    Скачать 2.11 Mb.
    НазваниеКурс лекций по истории для непрофильных специальностей Рекомендовано методической комиссией при филиале ноу впо Столичная финансовогуманитарная академия
    АнкорКурс лекций по истории.doc
    Дата18.10.2017
    Размер2.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурс лекций по истории.doc
    ТипКурс лекций
    #9533
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



    ИСТОРИЯ



    Омск 2013
    ФИЛИАЛ НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (ОМСК) ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БУК «ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА»

    ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

    _________________________________________________________________________________


    Курс лекций по истории

    для непрофильных специальностей

    Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО

    «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске

    Омск-2013

    УДК 93(075)

    ББК 63я7

    К 93

    Рецензенты:

    Д.и.н., профессор – А.А. Штырбул;

    К.и.н., доцент – И.В. Новикова.
    К 93 Курс лекций по истории для непрофильных специальностей: учебное пособие/ О.А. Кирьяш (и др.); под ред. О.А. Кирьяш – Омск: ИПК Макшеевой Е.А.: 2013. – … с.
    ISBN 978-5-904154-61-5
    Курс лекций по истории для непрофильных специальностей дает возможность ознакомиться с основными проблемами отечественной и мировой истории. Пособие выполнено в рамках историко-краеведческой лаборатории БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина.

    ISBN 978-5-904154-61-5

    © Историко-краеведческая лаборатория

    БУК «Омская государственная областная научная библиотека

    им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина

    Оглавление
    Введение …………………………………………………………………………………………

    Лекция 1. Средневековье как этап всемирной истории………………………….

    Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV – XVI вв.: Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)……………………..

    Лекция 3. Киевская Русь: от раннефеодального государства до политической раздробленности………………………………………………………………………………….

    Лекция 4. Страны Европы в XVI в. Абсолютизм: общее и особенное………………………..

    Лекция 5. Социальные движения в России (конец XVI - XVII вв.)…………………………

    Лекция 6. Великие географические открытия, международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII вв……….……………………………………………

    Лекция 7. Буржуазные революции в Европе. Война за независимость Североамериканских колоний и образование США…………………………………………………………………….

    Лекция 8. Эволюция международных отношений XVII- конец XX в……………………..…..

    Лекция 9. Революции 1905 и 1917 гг. в России…………………………………………………

    Лекция 10. Развитие стран Востока: политическое, экономическое развитие, особенности менталитета (1918 - 2000.)……………………………………………………………………….

    Лекция 11. Советская модель модернизации…………………………………………..

    Лекция 12. Народы России и национально-государственное строительство в XVI - XX вв..

    Лекция 13. СССР во Второй мировой войне. Отечественная война советского народа……

    Лекция 14. Внешняя политика СССР и России: общее и особенное (1945-2010)…..………..

    Лекция 15. Формирование постиндустриальной цивилизации (конец XX- начало XXI в.)...

    Список литературы……………………………………………………………………………

    Информация об авторах…………………………………………………………………………..


    ВВЕДЕНИЕ
    Дисциплина «История» является фундаментальной дисциплиной, которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «История» изучается студентами всех факультетов на первом курсе Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Основными формами промежуточной аттестации дисциплины в большинстве случаев является зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

    Основная цель дисциплины заключается в формировании целостного видения процессов и явлений отечественной и мировой истории.

    В соответствии с современной моделью высшего профессионального образования федерального государственного стандарта третьего поколения, преподавание дисциплины «История» нацелено на формирование таких компетенций общекультурного и профессионального характера как:

    - владение культурой мышления;

    -способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

    - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

    - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

    - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

    - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

    В результате изучения дисциплины «История» студент должен:

    - знать основные факты, события и явления отечественной и мировой истории.

    - уметь применять оперировать основными понятиями, терминологией исторической науки, составлять развернутую характеристику исторических явлений, событий и процессов.

    - владеть (быть в состоянии продемонстрировать) способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, систематизировать и анализировать данные таблиц, графиков и карт, навыками аргументации.

    Лекционный курс по дисциплине «История» предназначен для студентов 1 курса всех специальностей Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина и является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История». Курс лекций разработан на основе образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования и охватывает события мировой и отечественной истории с IX - XXI вв.

    Несмотря на наличие других образовательных форм обучения, лекция не теряет своей актуальности и значимости. Она является ведущей формой обучения в вузе. Ее основная  цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, образовательные, воспитательные, мировоззренческие функции.

    Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В лекции отражается личное творчество лектора. Это способствует повышению у студентов интереса к предмету, активизирует их мысленную работу.

    Курс лекций по дисциплине «История» является базовым из трёх изданий включающих в себя справочное пособие по дисциплине «История» и методические разработки для проведения семинарских занятий. Курс представлен 15 лекциями по отечественной и мировой истории.

    Лекционный курс выстроен по проблемно-хронологическому принципу. В связи с переоценкой многих событий и процессов мировой и отечественной истории, авторы попытались представить полный спектр мнений и подходов. В основу лекционного курса легли принципы многообразия и дискуссионной рефлексии теоретических и содержательных альтернатив исторического процесса. Проблемность построения лекционного материала способствует развитию логического мышления и аналитических способностей студентов.

    Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям, дискуссионность как основной дидактический принцип - все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин в последнее время. Такой подход способствует формированию у студентов умения мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, альтернативные варианты ее решения, аргументировать свою точку зрения.

    Каждая лекция сопровождается списком литературы, с которым может ознакомиться студент, для более глубокого освоения проблемы. Литература представлена как печатными, так и электронными ресурсами. После каждой лекции авторами предложен список вопросов, ответив на которые студент может повторить и закрепить, а также переосмыслить предложенный материал.

    Предлагаемый курс лекций призван:

    - показать множественность и динамику развития взглядов в отношении событий, явлений и процессов мировой и отечественной истории;

    - показать многофакторность исторического процесса, его сложность и неоднозначность;

    - развить у студентов умение поиска конкретной исторической информации (в каждую лекцию включен обзор необходимой литературы по рассматриваемой проблеме);

    Лекционный курс может быть использован при подготовке к выпускным экзаменам в школе, вступительным экзаменам в вузе, семинарским занятиям, экзаменам в вузе по дисциплине «История».

    Настоящее издание адресовано преподавателям, школьникам, абитуриентам, студентам, а также всем интересующимся историей.
    Лекция №1. Средневековье как этап всемирной истории

    Цель - характеристика тысячелетнего периода, разделяющего Античность и Новое время, как этапа всемирной истории, получившего название - средневековье и оказавшего действенное влияние на формирование менталитета человека.

    Задачи:

    - рассмотреть понятие «средние века» в интерпретации различных исторических школ;

    - выявить временные рамки эпохи средневековья;

    - охарактеризовать периоды средневековья;

    - показать особенности и типологические черты средневековья;

    - определить основные различия между цивилизационными регионами в период средневековья.

    Относительно мировой или всемирной истории существует в науке несколько представлений:

    - мировая история представляет собой ряд последовательных ступеней прогрессивного развития человеческого общества как единого целого.

    - ряд ученых склонны рассматривать историю жизни народов с учетом проявляющихся исторических закономерностей или действия одних и тех же исторических законов.

    - человеческий мир в культурном отношении настолько разнообразен и уникален, что ни о каком его единстве, а значит и всемирной истории говорить нельзя.

    На наш взгляд более верно рассматривать сосуществование цивилизаций, которое на определенном этапе порождает всемирную историю, что и было предложено Дж. Вико (1668-1744) итальянским философом на основе сравнительного изучения религии, нравов, быта, социально-политического строя народов.

    В XVIII в. немецким философом И. Гердером (1744-1803) и французским просветителем Ж. Кондорсе (1743-1794) было сформировано представление о прогрессивном развитии человечества как единого целого, прошедшего путь от дикости и варварства к цивилизации. Произошедшая Великая Французская революция (1789) и установившая новый порядок в Европе опровергла воззрения ученых-просветителей относительно единства исторического прогресса. В связи с этим на рубеже XVIII-XIX вв. наряду с монистической интерпретацией истории как единого и закономерного процесса развития человеческого общества стал складываться плюралистический подход, отрицавший единство исторического процесса, а значит и мировой или правильнее сказать всемирной истории.

    С этого момента и по настоящее время, в области гуманитарного знания имеет место конкуренция этих теоретико-методологических подходов к пониманию исторического процесса.

    Представители монистической интерпретации - немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1731), немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818-1883), французский философ О. Конт (1798-1857) и др., выделяя критерии исторического прогресса, рассматривали развитие человеческого общества как единого целого. Только в качестве критерия имелись определенные расхождения – это развитие абсолютной идеи (Гегель), технико-технологическая и социально-экономическая организация общества (К.Маркс), постепенный переход от теологического мировоззрения к позитивному и от военного образа жизни к промышленному (О. Конт).

    Остановимся подробнее на взглядах К.Маркса, предложившего концепцию материалистического объяснения истории.

    Рассматривая мировую историю как однолинейное и прогрессивное развитие единого человеческого общества, К. Марксом в качестве критериев периодизации выделяются стадии технико-технологического и информационного прогресса. Им была предложена теория формаций, базирующаяся на четырех основных принципах:

    1. Принцип единства человечества или единства исторического процесса.

    2. Принцип исторической закономерности. К. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.

    3. Принцип детерминизма или признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений К. Маркс считал определяющим в историческом процессе способ производства материальных благ.

    4. Принцип прогресса по К.Марксу - это поступательное развитие общества, поднимающегося на все более высокий уровень.

    В учении К. Маркса понятию общественно-экономической формации отводится ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. При этом у К.Маркса можно найти несколько типологий общественно-экономических формаций. Более известной является выделение пяти формаций – это первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического, первой фазой которого рассматривался социализм. Известно, что в работах К. Маркса были объединены рабовладельческий, феодальный и «азиатский способ производства» в одну докапиталистическую общественно-экономическую формацию и рассматривались эти способы параллельно существующими в историческом процессе.

    Если дать краткую характеристику формационного подхода, то это господство определенного способа производства, при котором особенности экономического развития оказывают непосредственное воздействие на политическое, идеологическое и духовное развитие конкретного исторического периода.

    Представители плюралистического подхода отрицают наличие единства в развитии человеческого общества, предлагая рассматривать историю, как сложную конфигурацию сосуществующих или последовательно сменяющих друг друга во времени локальных цивилизаций. Основателями цивилизационного подхода к истории были русский социолог и естествоиспытатель П.Я. Данилевский (1822-1885) и немецкий историк и философ О. Шпенглер 91880-1936). П.Я. Данилевский в своей концепции культурно-исторических типов рассматривал религию, культуру, политику и общественно-экономический уклад как основы для выделения цивилизации. О. Шпенглер, отвергая периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время» предлагал историю «великих культур», сумевших реализовать свои потенции. В их числе – китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, византийско-арабская, западная, культура майя, а также «пробуждающаяся» русско-сибирская. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души» или менталитета. Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).

    Современные историки под цивилизацией предлагают рассматривать большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т.д.), хотя, как правило, основным определяющим признаком выступает общность религии.

    В отличие от стран цивилизации обычно существуют более тысячелетия. Если в течение почти трёх тысячелетий после возникновения ранних цивилизаций между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными, то в XX в. Западная цивилизация, возникшая в VIII – IX вв. и достигшая своего зенита стала оказывать значительное влияние на все остальные цивилизации. Профессор гарвардского университета С. Хантингтон (1927-2008) в 90-е годы прошлого столетия высказал предположение, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет не идеология и экономика, а культура, и поэтому столкновение цивилизаций - западной и «незападной» - станет доминирующем фактором мировой политики.

    Исторически он предлагает рассматривать восемь цивилизаций, большинство из которых образовались около тысячи лет назад. Они возникают, достигают стадии зрелости, на которой формируется единое государство, система культурных ценностей, экономический порядок, правовые нормы, развивается наука, искусство. Но постепенно цивилизации приходят в упадок, начинаются беспорядки, конфликты, которые могут привести к её распаду, хотя и его цивилизация может избежать, возродиться и стать ещё более могущественной.

    С. Хантингтон выделяет следующие цивилизации: 1) Синская; 2) Японская; 3) Индуистская; 4) Исламская; 5) Славяно-православная; 6) Западная; 7) Латиноамериканская; 8) Африканская (возможно) Рис.1.

    Рис.1. Географическое расположение цивилизаций

    Итак, цивилизационный подход характеризуется как господство определенного социокультурного типа общественного развития, при этом центром исторического процесса является человек, его внутреннее состояние, развитие его творческих способностей, его права и свободы, окружающая его социокультурная среда, которые и определяют прогресс общества, уровень его культурного, экономического и духовного развития.

    Видится, что более правильным для формирующегося исторического сознания станет синтетический подход, подразумевающий единство формационного и цивилизационного начал, рассматривающий необходимость увязать монистическую и плюралистическую интерпретации мировой истории в рамках концепции мироцелостности, что и будет предпринято в процессе рассмотрения периода средневековья и его периодизации.

    Период всемирной истории, разделяющий Античность и Новое время, принято обозначать как «средневековье». Термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). Так итальянские гуманисты стремились подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода, искренне веря, что они возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период же между падением Западной Римской империей (476) и их собственным временем им представлялся как межвременье - когда в жизни европейцев для развития культуры в целом не происходило ничего заслуживающего внимания. Для итальянских гуманистов средние века - это «темные века».

    С этим не согласны историки так называемой «романтической школы», а также многие религиозные мыслители, которые смотрят на эпоху средневековья как на идеальное в сравнении с современным «цивилизационным» обществом. Это проблема носит дискуссионный характер, в то время как понятие «тёмные века» в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI - VIII вв.).

    Что касается термина «средние века», то в научный оборот в XVII в. его ввёл профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он предложил во всемирной истории выделять античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 г. (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 г. (падение Константинополя).

    Как видно в оценке средневековья присутствуют крайности именно поэтому необходимо уточнить временные рамки периода.

    В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья.

    - В энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж между античностью и средневековьем был проведён по времени возникновения ислама – начало VII в.

    - Историки школы «Анналы» предлагают датировать Средние века - начало II в. - III в. - конец XVIII в. С их точки зрения сторонников долгого средневековья, окончанием периода Средневековья стала Великая французская революция (1789), повлекшая за собой изменения во всех слоях европейского общества, в том числе и жизни простого народа.

    Среди историков нет единого мнения и относительно конца средневековья: таковым предлагалось считать и падение Константинополя (1453), и открытие Америки (1492), и начало Реформации (1517), а также начало Английской революции (1640) и некоторые др. периоды.

    Временные рамки средневековья в устоявшейся и привычной для россиян традиции – это от падения Западной Римской империи (476) и до окончания периода средневековья, которое принято относить к концу XV - началу XVI вв.

    С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, средневековье стали отождествлять с понятием феодализма, хотя употребление термина известно ещё с XVII в., когда английскими юристами слово «феодализм» использовалось для обозначения типа собственности. Затем французский философ Монтескьё (1689-1755) стал использовать его как общественно-политический термин.

    Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX в., прежде всего у Гизо.

    По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (1829 - 1833гг.).

    В XX в. различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма, хотя некоторые вообще не использовали этот термин. В современной же истории под феодали́змом (от лат. feudum – лен, феодальное землевладение) принято понимать политико-правовую систему, характеризующаяся наличием вассалитета и характерными поземельными отношениями.

    В основе феодализма были межличностные отношения по типу иерархической структуры или система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании, где сила королевской власти была вполне ощутима, при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет - то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

    На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. - неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

    На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов - бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов - рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других - были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

    Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом,тот, кто ее давал, - сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю сорок дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена. При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал - феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

    Итак, феодализму свойственны:

    - сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом;

    - рыцарская военная организация;

    - христианство в качестве идеологической и нравственной основы;

    - особая система поземельных отношений.

    Взяв за основу формы и темп феодализации, историки-марксисты выделяли три группы стран и народов.

    - К первой группе они относили Египет, Месопотамию, Иран, Индию, Китай, где феодализм пришел на смену развитым рабовладельческим отношениям.

    - Ко второй группе были отнесены страны европейского, прежде всего средиземноморского региона, где феодализм развивался на основе синтеза родовых и рабовладельческих структур.

    - К третьей группе были отнесены те земледельческие и кочевые народы Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, которые вступили в стадию классового общества сравнительно поздно, и, минуя рабовладельческую общественно-экономическую формацию, непосредственно перешли к феодализму.

    Зарождение феодальных отношений в таких странах как Китай и Индия началось раньше, чем в Европе, примерно с I в. до н.э. Однако процесс феодализации в неевропейском регионе продолжался почти тысячелетие, вплоть до начала II тыс. н.э. Начало феодальной формации на Ближнем Востоке связывают со временем возникновения ислама и арабских завоеваний. Генезис феодализма в Европе охватывает период с V по XI вв. При этом выделяют два региональных типа зарождения феодальных отношений. Первый складывается на территории завоеванной варварами Западной Римской империи, где феодализм зарождается на основе синтеза разлагавшихся первобытнообщинных или варварских и рабовладельческих или античных отношений с преобладанием варварских в Северной Франции или античных в Италии, Южной Галлии и вестготской Испании начал. Второй тип генезиса феодализма формировался в регионах, не испытавших римского господства - это Северо-Западная Германия, Скандинавия, Восточная Европа или же где это господство оказалось непрочным - Юго-Западная Германия и Британия. В этих регионах феодализм рождался из родоплеменного строя, минуя стадию рабовладельческих отношений.

    При рассмотрении форм и темпов феодализации в регионах мира нужно отметить итоговый результат развития:

    - формирование феодализма происходило в V - IX вв.

    - в период его расцвета (XII - XIII вв.) экономическое и политическое укрепление города и формирование культуры городского населения (развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии);

    - оформление сословно-представительных органов, как следствие необходимости сословной монархии считаться с интересами не только знати, но и других сословий. (английский парламент, французские Генеральные штаты и т. д.).

    Разногласия в хронологии эпохи Средневековья не оказали существенного влияния на её периодизацию. Принято выделять три периода:

    - раннее Средневековье - V в. - начало XI в.;

    - классическое или высокое Средневековье - XI - XV в.;

    - позднее Средневековье - XV в. - середина XVII в.

    Эти периоды характеризуются следующими событиями.

    В эпоху раннего Средневековья после распада Римской империи шел активно процесс образования государств: возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов. Появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата.

    Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи, включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию (территория современной Румынии), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V в. нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

    Великое переселение оказало большое влияние на стиль одежды европейцев. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи – от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Европейцы носили штаны разной длины: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь.

    Классическое средневековье - это период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг.

    Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. В Скандинавию пришло христианство. Произошел распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Развиваются и богатеют города, в которых стали образовываться университеты. Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов, представляла собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

    В XII в. в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные города Священной Римской империи – Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин, а также других регионов, например, Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых был и Новгород.

    В конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шёлковому пути в Китай, а по возвращении описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним на Восток отправились многочисленные миссионеры.

    Начиная с XII-XIII вв., в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Так, менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины, а также кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Имели место большие успехи в судостроении. Развивалось часовое дело. В этот же период были переведены и распространились по всей Европе греческие и арабские работы по медицине и науке.

    Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объёмом и размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка - латы, штандарты и гербы, попоны лошадей - в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы, так и называвшиеся - «гербовыми». Каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый - как цвет новой любви, желтый - как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру.

    К числу наиболее существенных черт средневековой культуры можно отнести постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью, принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу можно было легко определить по одежде. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Итак, символизм - важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

    Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины - их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики. Для множества простых людей казни служили развлечением.

    Частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность.

    Эпоха высокого средневековья в Восточной Европе ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII в. нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

    Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы (1095-1270) оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества - от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Крестовые походы сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую.

    Апогей крестовых походов пришёлся на XII в., когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство – Иерусалимское королевство. В последствии католики предпринимали несколько крестовых походов, направленных на славянские земли, население которых исповедовало язычество и православие.

    Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315 - 1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала эпидемия чумы или Чёрная смерть, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.

    В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII в. на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII в. - не более 15, в XIV в. - менее 25 ученых мужей. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир.

    Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических.

    Для России позднее средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Великое княжество Московское

    Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

    Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Экономической основной общества является крестьянское хозяйство, в котором трудом крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю, создается прибавочный продукт. Для данного общества характерна устойчивая система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

    Важными характерологическими особенностями данного общества являются стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

    Необходимо отметить, что, несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество - это внутренне динамичное общество, в котором проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы.

    В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д.

    Средневековье - это время формирования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Монархия была типичной формой феодального государства. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государствах Германии и Италии, а также в Великом Новгороде и Пскове на Руси. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем были поглощены крупными монархическими государствами.

    В средневековой Европе право на землю определялось принадлежностью к определенному сословию. Основных сословий было три - это дворянство, духовенство, народ, к которому принадлежали - крестьяне, ремесленники, торговцы. Сословия обладали разными правами и обязанностями, имелись значительные различия в хозяйственной и общественно-политической жизни.

    В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. - «покорность») возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (залят), совершения паломничества в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру.

    Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были:

    - высокая степень политической децентрализации;

    - дуализм светской и духовной властей;

    - специфика европейского города как центра ремесла и торговли;

    - раннее развитие горизонтальных общественных структур;

    - публичность частного права, формирование которого было продиктовано реальностью сложившихся отношений в Европе.

    Особое место в эпоху средневековья принадлежит христианству, которое, несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, стало духовной основой всей европейской цивилизации. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации.

    Итак, наиболее верным видится рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта