Главная страница

пособие межкульткоммуникация. пособие 1591318772. Курс лекций Санкт Петербруг 2020 министерство науки и высшего образования российской федерации


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеКурс лекций Санкт Петербруг 2020 министерство науки и высшего образования российской федерации
Анкорпособие межкульткоммуникация
Дата10.02.2023
Размер0.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлапособие 1591318772.pdf
ТипКурс лекций
#930380
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема 2. Проблемы межкультурного общения. Личность как
субъект коммуникации
Инкультурация и культурная самоидентификация личности.
Культурная компетенция и культурная адекватность. Факторы
коммуникативного поведения в межкультурном общении. «Культурные
очки». Этнокультурные стереотипы и предрассудки как коммуникативные
барьеры. Виды стереотипов и их функции. Пути преодоления конфликтов в
межкультурной коммуникации. Понятие эмпатии. Толерантность и её
виды. Толерантность и интолерантность. Понятие толерантной личности.
Межкультурное обучение, его цели и задачи. Методы обучения
межкультурной коммуникации: дидактические и эмпирические. Проблема
освоения
чужой
культуры.
Концепция
Милтона
Беннета:
этноцентристские и этнорелятивистские этапы освоения чужой культуры.
Система межкультурного образования в современном мире
Инкультурация и культурная самоидентификация личности.
Культурная компетенция и культурная адекватность
В английском языке используются два термина, которые на русский язык часто одинаково переводят как «инкультурация»: enculturation и acculturation. Enculturation (
энкультурация) – приобщение человека к культуре как таковой, формирование из биологического индивида личности как результата овладения культурой (на материале культуры того народа, в которой он родился, воспитывается и живет). Acculturation (
аккультурация)
– процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. Термин аккультурация используется также для описания процессов, происходящих не только с группами, но и с отдельными людьми, подразумевая процесс приобщения человека к изначально чужой для него культуре, которую он осваивает на уровне, достаточном для эффективного существования в новой среде. Таким образом,
инкультурация – это процесс усвоения личностью ценностей данной культуры, процесс
«вхождение» его в поле данной культуры.
Инкультурация происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой – человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате инкультурации
11
появляются эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур.
Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На индивидуальном уровне процесс
инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными – родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
С понятием «инкультурации» тесно связана
культурная
самоидентификация личности. Процесс конструирования идентичности осуществляется на протяжении всей человеческой жизни.
В кризисных ситуациях человеку свойственно либо сохранять и оберегать свою социокультурную
«маркировку» как основу личностного и профессионального бытия, либо отказаться от собственной социальной, религиозной, культурной принадлежности, освоенной им ранее модели образования. Явное несовпадение жизненных правил и этических норм, ценностей и идеалов обостряют проведение культурной самоидентификации и заставляют обратиться к историческому опыту, народной культуре, активно содействующих этому процессу. При этом в выигрышном положении оказываются представители народов и культур, сохраняющих и постоянно оберегающих от разрушения, чрезмерного воздействия, свою ментальность, историю и культурные традиции, на которых основывается самоидентификация личности.
Проблемы
культурной самоидентификация позиционируются как порождение глобализирующихся культуры и образования. При перемещении обучающегося в иное культурно-образовательное пространство возникают трудности, особенно в условиях неустойчивого общества, проблемного региона, смены элементов и компонентов культуры, не полной готовности или неготовности принятия иных культурных стандартов и ценностей, зачастую и той, и другой стороной. В ситуации кризиса прослеживается расслоение людей в зависимости от культурной самоидентификации, от приоритетных именно для них социокультурных ценностей. Для успешной культурной самоидентификации необходимо иметь четкое представление не только об окружающем социальном и культурном мире, социальной группе, языке, конфессии, территории, но и об истории, в которую вписаны страна, регион, город, местность и наконец, сам человек, занимающий в них свое определённое место.
Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой
12

культурной компетентности личности. Это понятие означает прежде всего ту условно достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида в обществе проживания, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде, сумму правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регулятивов поведения, вербальных и невербальных языков коммуницирования, систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентаций, непосредственных оценок, социальных и мифологцческих иерархий и т.п. Самое общее определение
межкультурной компетентности можно задать следующим образом: это способность человека эффективно общаться с представителями других культур, т.е. достигать своих целей при общении и при этом соответствовать ожиданиям своих партнеров.
Культурная компетентность
личности может быть охарактеризована и как определенного рода утонченность параметров ее
социальной адекватности среде проживания, и как идеальная форма проявления этой
адекватности.
Факторы коммуникативного поведения в межкультурном общении.
«Культурные очки». Этнокультурные стереотипы и предрассудки как
коммуникативные барьеры. Виды стереотипов и их функции
Коммуникативное поведение — нормы, традиции и особенности вербального и невербального общения того или иного народа, группы или личности. Существуют вербальное и невербальное коммуникативное поведение. Коммуникативное поведение народа проявляется в коммуникативном поведении отдельных личностей, а их контакт с наблюдателем и исследователем во многом случаен.
Коммуникативное
поведение конкретной личности зависит от многих факторов, среди которых можно выделить субъективные и объективные.
Субъективные факторы:
 эмоциональное состояние личности;
 темперамент;
 место (страна) коммуникации;
 физическое состояние.
Объективные факторы:
 собственный пол и пол собеседника;
 собственный возраст и возраст собеседника;
 собственный статус и статус собеседника (равный, вышестоящий, иностранец);
 степень знакомства (знакомые, малознакомые, друзья, родственники, коллеги);
13

 конкретные отношения с собеседником (родители, дети, коллеги, незнакомые, посторонние и т.д.);
 территория общения (город, село, столица, маленький город, учреждение, улица, кухня);
 сфера общения (в гостях, церкви, поезде, на отдыхе и т.д.);
 профессия (учитель, полицейский, продавец, врач и др., например, есть правило – с полицейским лучше не спорить) и т.д.
Поведение людей в процессе коммуникации определяется разными факторами. Во-первых, большинство моделей поведения, которые являются продуктами культуры, применяются людьми автоматически. Явления других культур человек также воспринимает автоматически бессознательно. Во- вторых, во многом определяет коммуникативное поведение людей ситуация, которую
Эдвард Т. Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.
В процессе межкультурного общения могут возникать
коммуникативные сбои: помехи, барьеры коммуникации. Барьерами
называют факторы, которые препятствуют осуществлению коммуникации
(незнание иностранного языка, глухота или немота одного из собеседников и т. п.).
Помехи – это факторы, которые снижают качество коммуникации
(стереотипы, языковые ошибки и т. п.).
В результате межкультурных контактов выделяются наиболее типичные черты, которые характерны для того или иного народа. Так постепенно складываются
этнокультурные стереотипы – обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.
Стереотипы широко используются людьми. Наиболее известны
этнические стереотипы – устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т. д.), черта характера и поведения человека
(молчаливость, сдержанность, скупость и т. п.). К таким стереотипам, например, относятся представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Стереотипы, несмотря на то, истинные они или ложные, являются фактом любой культуры и влияют на психологию, поведение людей и на межнациональные контакты.
Применительно к межкультурной коммуникации принято различать
гетеростереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и
автостереотипы, т. е. мифы о са-
14
мих себе, существующие внутри данной культуры.
Автостереотипы формируются под влиянием литературы, средств массовой информации, традиционного и современного фольклора.
В зависимости от способов и форм их использования,
стереотипы
могут быть полезны или вредны для коммуникации. Эффективная
стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами.
Стереотип приносит определенную пользу в следующих случаях:
1) если стереотип отражает групповые нормы и ценности, а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду;
2) если стереотип является описательным, а не оценочным;
3) если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней;
4) если стереотип не является для индивида окончательным выводом, а верифицируется на основе дальнейших наблюдений и опыта общения с реальными людьми.
Пути преодоления конфликтов в межкультурной коммуникации.
Понятие эмпатии. Толерантность и её виды. Толерантность и
интолерантность. Понятие толерантной личности
Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными
(однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и
конфликты друг с другом.
Главной причиной
межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.
Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.
1.
Соревнование — «прав тот, кто сильнее» — активный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведения необходима в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа — поражение», использованием соперничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.
15

2.
Сотрудничество — «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. Подобная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа».
3.
Уход от конфликта — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает манеру поведения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что тот разрешится сам собой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации постоянно откладывается, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более сильной конфронтации.
4.
Уступчивость — «только после вас» — пассивный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях какая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.
5.
Компромисс — «давайте пойдем друг другу навстречу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает, и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей взаимовыгодных соглашений.
Принципиальным предварительным условием установления плодотворного общения служит желание, старание понять собеседника, не обидеть его, оставить благоприятное впечатление и т.д. Такой тип общения и понимания человека партнера по общению называется
эмпатией.
Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале XX в. по аналогии со словом «симпатия» (Συμπάθια — сострадание)
— чувство, вызванное представлением о страдании, испытываемом ближним, иногда просто склонность к кому-либо, в противоположность чувству антипатии.
Эмпатия может проявляться в трех основных формах:
-
когнитивная — способность соотносить свое и чужое, осознавать, что объединяет и разделяет людей;
-
экспрессивная — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений;
16

-
социальная — способность понимать сходство и различие в нормах социального поведения.
Эмпатийные качества человека тем разнообразнее и шире, чем богаче и разнообразнее его представления о других. Однако понимание других обязательно детерминировано пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребностей, человек прибегает к аналогиям, использует психологический механизм идентификации, сущность которого заключается в том, что, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, он истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется образ Я, в соответствии с которым человек пытается по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других людей. Происходит приписывание (атрибуция) собственных пережитых состояний партнеру по общению. Это особенно очевидно в общении представителей разных культур.
В межкультурной коммуникации
специфика эмпатии состоит в том, что субъект коммуникации стремится воспроизвести в самом себе переживания других людей, с которыми он находится в контакте. Иными словами, эмпатия основана на умении поставить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках.
Механизм
эмпатии заключается в перенесении элементов внутреннего мира другого в свой собственный. В его характеристике наиболее точным, вероятно, будет понятие «сопереживание», поскольку эмпатия обнаруживает себя как переживание переживаний другого человека, в ходе которого достигается не только та или иная степень или глубина понимания субъектом состояний и поступков объекта, но и определенное согласие с мотивами, эмоциями, установками, объясняющими и оправдывающими его поведение.
Общеприемлемые требования эмпатии:
- внимательно слушать собеседника;
- стремиться понять, как чувствуют себя другие;
- быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают другие;
- проявлять сочувствие к нуждам и интересам других;
- обладать и воспитывать способность понимать точку зрения другого.
Одна из задач межкультурной коммуникации — избавиться от культурного центризма в оценке поведения людей, что возможно только через формирование
межкультурной толерантности, в которой переплетаются готовность к активному общению с людьми другой культуры, открытость, свобода от предубеждений, терпимость, способность позволять другому существовать рядом с собой.
Основа межкультурной толерантности — это толерантность, которая в современной психологии трактуется как способность индивида без возражений и противодействий воспринять отли-
17
чающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения, особенности других индивидов.
Толерантный подход в межкультурной коммуникации – условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. В ходе их заинтересованного сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.
Интолерантность, или нетерпимость (антипод толерантности), напротив, основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Отсюда неприятие другого только потому, что он выглядит, думает, поступает иначе.
Интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости до ярого геноцида представителей инокультур.
Межкультурное обучение, его цели и задачи. Методы обучения
межкультурной коммуникации: дидактические и эмпирические.
Проблема освоения чужой культуры. Концепция Милтона Беннета:
этноцентристские и этнорелятивистские этапы освоения чужой
культуры. Система межкультурного образования в современном мире
Эдвард Т. Холл, американский антрополог, трактует межкультурное
обучение как «одну из форм осознанного, организованного обучения, которое проводится формализованно, т.е. при помощи соответствующих форм и методов». Такой взгляд на «обучение культуре» выходит за рамки непосредственного, интуитивного обучения, происходящего в непосредственном контакте с представителями других культур. Обучение рассматривается для обучающихся как один из способов осознанно расширить и изменить привычные стереотипы восприятия и поведения, а для обучающих — как один из способов осознанно создать условия для изменения этих стереотипов.
Наиболее известная
модель межкультурного обучения разработаны М.
Беннетом. Он рассматривает процесс межкультурного обучения как последовательность нескольких фаз, сменяющих друг друга. Процесс развития обучения начинается в состоянии
этноцентризма обучающегося и заканчивается тогда, когда он принимает чужую культуру и при этом чувствует себя комфортно, т. е. переходит на позицию
этнорелятивизма.
Особенность модели
М. Беннета заключается в том, что в ней выделено шесть ступеней обучения, каждая из которых отражает отношение обучающегося к различиям между родной культурой и иными культурами.
От ступени к ступени возрастает осознание культурно-специфической обусловленности взглядов и поведения, что, в свою очередь, означает изменение взглядов обучающегося
от этноцентризма (первые три ступени)
к этнорелятивизму (последние три ступени).
18

Одна из основных задач, решаемых в системе межкультурного обучения, состоит в том, чтобы привить учащимся уважительное отношение к системе ценностей, присущей носителям данной культуры, с опорой на принцип равноценности различных культур.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта