Главная страница

пособие межкульткоммуникация. пособие 1591318772. Курс лекций Санкт Петербруг 2020 министерство науки и высшего образования российской федерации


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеКурс лекций Санкт Петербруг 2020 министерство науки и высшего образования российской федерации
Анкорпособие межкульткоммуникация
Дата10.02.2023
Размер0.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлапособие 1591318772.pdf
ТипКурс лекций
#930380
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема 5. Мировые культуры как субъекты коммуникации
Типологии культур. Культурно-исторические типы и цивилизации.
Типы, виды, сферы и формы культуры. Типы культур: западные и
восточные, южные и северные культуры. Национально-культурные доми-
нанты. Религиозные аспекты коммуникации. Мировые религии в
межкультурной коммуникации. Виды отношений между культурами:
утилитарные отношения, отрицание, готовность к диалогу. Взаимное
восприятие культур: аккультурация, негативная конвергенция, диалог.
Концепция диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер)
Типологии культур. Культурно-исторические типы и цивилизации.
Типы, виды, сферы и формы культуры. Типы культур: западные и
восточные, южные и северные культуры. Национально-культурные
доминанты
В конце XIX - начале XX в.
на смену эволюционизму была выдвинута теория
исторической типологии культур, которая подвергла критике идею эволюционизма об однолинейности и стадиальной последовательности исторического развития культуры. Согласно этому направлению, в культурологии реально существует бесконечное многообразие уникальных, не похожих друг на друга и неповторимых культур. В этом состоит богатство культурных достижений и ценностей. Каждый народ имеет свой особенный облик, вносит вклад в развитие культуры человечества. В определенном смысле культуры автономны, и единство человечества состоит в многообразии
локальных цивилизаций.
Локальные или региональные культуры имеют свои особенности и национально-этническое своеобразие, свой путь исторического развития.
Близкие по основным чертам локальные цивилизации объединяются в
культурно-исторические типы. Их объединение имеет объективную базу, но критерий объединения цивилизаций может быть различным.
Типологическим признаком может быть признана общность природно-
климатических условий, образующих своеобразную экологическую нишу.
Горные, степные, речные, лесные, морские цивилизации имеют черты сходства и различия в хозяйственной, социальной и культурной деятельности. Иная культурно-историческая типология может быть представлена на основе общности религии. В зависимости от наиболее распространенного вероисповедания выделяются типы христианской, исламской, буддистской, конфуцианской цивилизации. По хозяйственно-
экономическому признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Для характеристики общности культуры и цивилизации используют национально-этнический принцип: аме-
36
риканская, русская, мексиканская и т.д. Иногда применяют региональный подход: цивилизация Запада и Востока, Севера и Юга. Обоснование данной культурологической концепции присутствует в трудах
Н.Я. Данилевского
(1822-1885),
О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975), П.А.
Сорокина (1889-1968).
Ценности, определяющие поведение людей, не существуют изолировн- но, они составляют ценностную картину мира и могут быть описаны в виде культурных концептов.
Национально-культурные доминанты – это наиболее значимые для данной этнической культуры смыслы, совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в традициях и в языке. Этнокультурные доминанты меняются во времени и пространстве. Можно сказать, что национально-культурная доминанта – это своего рода совокупность осознаваемых культурных установок как результат трансфера этнических констант в конкретную этническую эпоху.
Религиозные аспекты коммуникации. Мировые религии в
межкультурной коммуникации
Религия пронизывала всю жизнедеятельность общественного организма, наполняя смыслом каждый поступок отдельного человека. Религиозные традиции с древнейших времён и до настоящего времени определяют многие стороны жизни. Религиозная идентичность — чувство принадлежности к определенной религиозной группе.
Каждая религия постулирует свою систему ценностей – для авраамических религий центральным положением этой системы будет единый и вечный Бог, и все остальные ценности будут, соответственно, выстраиваться в сложную систему координат вокруг этого аксиологического центра. Для восточных религий с их тенденцией к синкретизму такая система координат будет ещѐ более сложно структурирована. При этом системы религиозных ценностей всех религий модифицируются в зависимости от типа и этапа общественного развития.
Существование различных религий само по себе отделяло их последователей друг от друга именно принадлежностью к определенной конфессии. В то же время интегрирующая роль религии заложена в самом значении данного слова, которое в переводе с латинского языка означает
«воссоединение, связь».
Интегрирующая роль религии многократно усиливается с появлением
мировых религий. Распространившись среди народов разных стран и континентов, буддизм, христианство и ислам превратились в сложные религиозные системы, объединительные функции которых сочетались и по сегодняшний день сочетаются с противопоставлением их друг другу.
37

Древнейшая монотеистическая религия — иудаизм — имеет приверженцев преимущественно среди евреев. Особенность иудаизма в том и заключается, что это узконациональная религия, в то же время оказавшая сильнейшее доктринальное влияние на мировые религии — христианство и ислам.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет жизнь. В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих – сангха.
Если же мы сравним исламское и христианское вероучения, то обнаружим следующие различия: ислам предписывает полный свод подробных норм и правил, затрагивающих все аспекты жизни человека, в то время как христианство предлагает основополагающие принципы и пример
Христа, на который верующие должны ориентировать свое поведение.
Обеспечивая большую свободу и подвижность, христианское учение о морали также требует ответственности и делает больший акцент на личной вере, чем на всеобщем послушании. Еще одно принципально значимое различие состоит в том, что в исламе центральное место занимает общество, в то время как христианство отдает приоритет индивидуальности. Так, исламский свод законов (Шариат) играет центральную роль в определении ежедневных правил жизни для большинства мусульман. В современном мире ислам всё более заметен как один из ведущих социальных, политических и культурных факторов. По числу своих приверженцев исламская религия сравнима с христианством и представляет собой такую силу, с которой нельзя не считаться. Исламу в наибольшей степени присущи как строгая установка на традиционность, так и очевидно обозначенный динамизм.
Каноничность мусульманской культуры является фундаментом правовой, научной, художественной и повседневной деятельности правоверных.
Религия на протяжении всей истории человечества являлась одновременно фактором интеграции народов и фактором конфликта.
Формируя моральные предписания, религия становится в определенный момент развития идеологией, т.е. чем-то более рациональным, чем мораль набором ценностей. В построении идеологии участвуют уже конкретные авторы и люди, правители. Религия, как средство построения мировоззрения, участвует в формировании идеологии. На уровне межгосударственного взаимодействия религия была и остается фактором конфликтогенным, если религию рассматривать как цензор морали, мировоззрения, ценностей, следовательно, как опору культурной и социальной легитимации государственной идеологии.
В современном мире религия всё чаще понимается как личная религиозность (как мировоззрение отдельного человека) или как определён-
38
ный текст (т.е. как мировое культурное наследие) и, соответственно, как отношение людей к религиозным текстам. И в этом смысле религия всё чаще становится не источником конфликтов, а источником стабильности, независимо от конфессиональности
Виды отношений между культурами: утилитарные отношения,
отрицание, готовность к диалогу. Взаимное восприятие культур:
аккультурация, негативная конвергенция, диалог. Концепция диалога
культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер)
При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику. В своих контактах культуры взаимно адаптируются в форме заимствования их лучших продуктов.
Вызванные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной культуры также приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни.
Отношения между культурами могут быть различными: а) отношения одной культуры к другой как к некоему объекту, в результате наблюдается чисто утилитарное отношение одной культуры к другой; б) отношения неприятия или отрицания одной культуры другой; в) отношения взаимодействия и взаимообогащения, готовность к диалогу, т.е. отношения культур друг к другу как к равноценным субъектам.
Считается, что и при взаимодействии культур, и при приспособлении человека к элементам новой культуры происходит процесс
аккультурации.
Теория
конвергенции предполагает, что взаимодействующие культуры заимствуют друг у друга все лучшее. Однако наряду с конвергенцией, понимаемой как равноправный синтез исходных культур и постепенное слияние культурных систем в качественно новое целое, существует понятия “
негативной конвергенции”, которая представляет собой усвоение исключительно негативных явлений противоположной системы, которые та либо уже успела пережить, либо переживает сейчас.
Так, например, на уровне государств «негативная конвергенция» может привести к «взаимному заражению» стран одними и теми же недостатками в области экономических и политических отношений (уклонение предприятий от уплаты налогов, распространение силового предпринимательства, корпоративной и государственной коррупции, политического абсентеизма, нарушение прав человека и т. д.).
В современном мире
диалог культур усложнился из-за комплекса обстоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны современные проявления фундаментальных проблем, особенность решения
39
которых состоит в рамках непосредственного систематического диалога ку- льтур, а не одной, пусть даже преуспевшей культуры. Диалог культур — это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении.
Существуют два вида такого взаимодействия:
1) культурно-непосредственное, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка;
2) опосредованное, когда основные характеристики взаимодействия являются и его диалоговым характером, диалог при этом находится внутри культуры, в составе ее собственных структур.
Положения, разработанные
М.М. Бахтиным (1895-1975) и продолженные в работах
В.С. Библера (1918-2000), значительно углубили и расширили теорию диалога культур. По мнению
В.С. Библера, феномен культуры «пронизывает все решающие события жизни и сознание людей нашего века».
М.М. Бахтин понимает культуру в трех ипостасях:
1) как форму общения людей разных культур и форму диалога:
«культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой»;
2) как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
3) как форму обретения, восприятия мира впервые.
Библер и Бахтин считали, что именно через диалог с другими культурами создается арсенал знаний, навыков и умений понимания кодов и символов, отражающих исторический смысл каждого явления. Этот смысл, в свою очередь, является основным социально-эстетическим, психологическим и культурным критерием поведения. Ученые в своей концепции отразили тот важный в историко-культурном осмыслении факт, что даже рефлексия невозможна без глубинного диалога с собственным «расщепленным Я» (по выражению
В.С. Библера): на основе самопознания и соотнесенности себя с
«
Другим» складывается начало
культурного диалога, который впоследствии расширяет свой масштаб до межнациональных контактов. По мнению
Библера, культура есть «форма общения индивидов в горизонте общения личности». Следовательно, аспекты понимания и осмысления культуры как целого пространства связаны с понятием личности: именно личность, взаимодействуя с подобными ей, начинает свое развитие и культурное
сотворчество, приступает к диалогу с другими и находит в них собственное представление. Понятие «Другой» (собеседник, противоположность самого себя) становится ключевым для философии
Бахтина, поскольку личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с
«
Другим». Культура в этом процессе выполняет одну из главных своих функций – регулятивную, так как позволяет человеку выработать идею о самом себе. Но самодетерминация, самоопределение индивида-личности в
40
культурном контексте возможна лишь в диалоге.
Тема 6. Ментальный аспект коммуникации
Менталитеты и ментальности. Основоположники истории
ментальности. Предшественники данного направления в России.
Культурные архетипы и особенности их формирования. Понятие
«культурной картины мира»
Менталитеты и ментальности
При общении друг с другом коммуникаторам необходимо учитывать менталитет и ментальность собеседника (партнера).
Менталитет (от лат. mentis – душа, дух) – склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Понятие менталитет включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроение, религиозную принадлежность, характеризующие ту или иную группу людей. Менталитет определяется как самотождественность культуры, как ее основное ядро.
Первым из исследователей, использовавшим этот термин, был французский этнолог
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939). Ученый изучал и противопоставлял мышление первобытного человека и современного, которое имело свои специфические различия, поэтому для характеристики каждого из них был введен термин менталитет.
В настоящее время выделяют три основных компонента менталитета: психологический (восприятие), философско-эмоциональный (оценки), психофизиологический (деятельность).
Таким образом, менталитет оценивается по психологическим и ситуационным параметрам. В процессе изучения «ментальных особенностей» социума (общества) помогают «неделовые межкультурные отношения», такие как туризм, образование, наука, культурный обмен и т.д.
Ментальность (от лат. Mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – отражает общественное сознание той или иной группы этноса, объясняя при этом этническую концепцию о важности одних компонентов ду- ховной сферы для одной группы и отсутствие этой важности у других. Под термином ментальность понимают метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истины. Ментальность выражает традиционные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные
41
предпочтения, свойственные обществу и культурной традиции. Ментальность является итогом взаимодействия обычаев и культуры.
Существует ряд неких видов ментальности в зависимости от:
- строения обществ (Античность, Средневековье и др.);
- расовых различий (азиатские, монголоидные и др.);
- половых различий, возраста (мужское, подростковое и др.);
- политических взглядов (революционные, тоталитарные и др.);
- религии (ислам, иудаизм и др.);
- интеллектуального развития (интеллигенция, простолюдин и др.).
На содержание ментальности общества огромное влияние имеют традиции и ценности данной среды обитания субъектов, т.е. та культурная среда, в которой человек рос, учился, воспитывался и живет сейчас. Это главный фактор влияния на мышление каждого субъекта общности, на его ежедневное поведение и решения.
Ментальность включает в себя два уровня:
- генетический: природные ресурсы, с которыми рождается субъект – уровень, который нельзя изменить;
- приобретенный: воспитание, среда обитания – уровень, который можно изменить.
Как
субъективная форма, ментальность образует собой духовный мир человека, отображая динамику душевных внутренних состояний и психических свойств человека, которые личность проявляет в специфических реакциях, присущих только ей, на воздействие культуры и социума.
Как
совокупность поступков субъектов, ментальность всего общества формирует комплекс норм мотивационного поведения в конкретной социальной группе. В своей субъективной форме ментальность преобразует индивида в личность, а группу – в целостное общество.
Как
способ видение мира, ментальность – это своеобразный психологический уровень воспроизведения информации.
Основоположники истории ментальности
В центре внимания специалистов по истории ментальности находится изучение постоянных социально-психологических черт, типичных в поведении и сознании как всего общества, так и его отдельных групп, и отра- жающихся в культуре, языке, религии, традициях.
Самостоятельной дисциплиной История ментальности становится в связи с антропологическим поворотом в истории. Впервые термин ментальность ввели в научный обиход в 1929 г.
Марк Блок
(1886
-1944) и
Люсьен Февр
42

(1878-1956)
, основатели направления «новая историческая наука» и научной школы
«Анналы».
Оба историка специализировались на изучении глобальной истории, однако подход авторов к ее изучению был разный.
Марк Блок являлся последователем социологического направления в науке. Свои выводы историк делал, опираясь не на психологическое восприятие фактов, а на социологические основы.
Люсьен Февр, в свою очередь, изучал культурные, идейные, духовные основы общества. Он считал важным последовательное изучение культурный среды в целом, среды обитания человека и общества. Эти принципы исследователь изложил в своей книге «Проблема неверия в XVI в. Религия
Рабле» (1942 г.). Главный критерий, который выделяет
Люсьен Февр, это понимание человека другого времени в соответствии с теми основами и особенностями, которые были актуальны во время проживания этого человека. Он предлагал изучать личность человек не на позициях понимания современности, а на идеях прошлого, соответствующего времени.
Таким образом,
Люсьен Февр сосредоточивается на особенностях изучения исторического общества через психологическое восприятие окружающей действительности.
После смерти
Люсьена Февра (1956) это направление возглавил Фернан
Бродель (1902-1985), принадлежавший ко второму поколению школы
«
Анналов». Главным в его деятельности является создание историко- социологической концепции, т.е. исследование прошлого, охватывающее все сферы человеческой деятельности, или концепции глобальной истории. По его теории предполагалось рассматривать общество как целостную систему, в которой существует строгая подчиненность пространственных и социальных структур, при этом следовало в обязательном порядке выявлять связи прошлого и настоящего.
К представителям третьего поколения школы «Анналов» относятся французские историки
Жак Ле Гофф (1924-2014) и Жорж Дюби (1919-
1996).
Ученые считали, что ментальность является ключевым элементом изучения исторического развития.
Жак Ле Гофф определил существование двух реальностей: фактической и воображаемой человеком. Объектами у
Жака Ле Гоффа выступают сны, традиции, фольклор, а также мистическое понимание окружающего мира. Он считал, что ментальности изменяются медленными способами. Ментальность – двояка, сначала у человека имеется одна ментальность, но позже она может измениться на другую.
43

Жорж Дюби изучал ментальность общества X-XII вв. Он также утверждал, что ментальность не является единой и общепринятой, она встречается не только у представителей большой социальной группы, но может быть у от- отдельного индивидуума.
Предшественники данного направления в России
Задолго до появления терминов менталитет и ментальность в зарубежных концепциях XX в. русские историки и философы изучали феномен «русской души», «души общественного целого», выявляя специфические нравственно-психологические черты этого явления. Анализ этих понятий позволил отечественным ученым исследовать то, что сегодня определяют как
«
менталитет» и «ментальность». В России возникают настолько оригинальные и самобытные идеи, что они становятся чуждыми для восприятия как на Востоке, так и на Западе. Это, в свою очередь, породило рассуждение о загадочной «русской душе».
Среди имен русских историков, занимающихся подобными проблемами, можно назвать
В.О. Ключевского (1841-1910), А. С. Лаппо-Данилевского
(1863-
1919), И.М. Гревса (1860-1941), П.М. Бицилли (1879-1953).
Так,
В.О. Ключевский считал, что важную роль в формировании цивилизаций и ее ментальных предпосылок играют политические и природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Жизнь человека и народа – это его постоянный диалог с окружающей природой, в результате которого формируется его характер и ментальность. Разнообразие национальных культур и национальных ментальностей обусловлено, прежде всего, различием природных факторов их формирования.
А.С. Лаппо-Данилевский был убежденным представителем исторического реализма, т.е. такой концепции истории, которая творческую силу видит в человеческом сознании. Активным носителем в этом процессе является человеческая личность, проявляющаяся в индивидуальной и коллективной свободе. Важнейшим спектром изучения русской культуры
А.С. Лаппо-
Данилевский считал развитие «народного самосознания», «личного начала» и других проявлений «коллективной одушевленности». Временем интенсивного осознания русским народом своей национальной идентифика- ции ученый называл позднее Средневековье и раннее Новое время.
В основе научных исследований историка-медиевиста
И.М. Гревса лежит метод индивидуального подхода к изучению средневекового человека. Автор проявлял интерес к новейшим социологическим теориям и предпринимал попытки с их помощью дать общее истолкование социально-источниковед-
44
ческих и фактологических исследований. Он считал, что важное значение для истолкования того, что говорят вещественные памятники прошлого, имеют природа и люди; ландшафт и топография, рельеф земли и ее дары, воздух и солнце, горы и море. Все это открывает фон искомой картины.
Русский историк
П.М. Бицилли писал о «духе эпохи», который обнаруживается во всех ее продуктах. Исследователь отмечал, что так как
«психический мир» людей прошедших эпох отличен от «психического мира» современного человека, то историк вынужден считаться с формами восприятия мира в тот или другой исторический момент.
Культурные архетипы и особенности их формирования
Концепция
культурных архетипов строится, прежде всего, на идеях
«аналитической психологии», «культурно-исторической теории» и
«символического интеракционизма», а также на представлениях о культуре как ценнностно-символической системе и духовной сферы жизнедеятельности людей.
Культурные архетипы – это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного». Характерная черта культурных архетипов – устойчивость и несознательность.
Эти архетипы задают общую структуру личности и последовательности образов, появляющихся в сознании при пробуждении творческой активности или в ситуции внутреннего конфликта человека из-за влияния непреодолимых жизненных препятствий. В этом плане архетипы могут рассматриваться с функциональной точки зрения как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.
В русле концепции культурных архетипов культура интерпретируется, с одной стороны, как символическая область, в которой реализуется ее ценности и смыслы. С другой стороны, культура, связанная всегда с прошлым, трактуется как «негенетическая» коллективная память,что подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, непрерыв- ность нравственной и интеллектуальной жизни людей. Эта память запечат- левает у каждого народа любимые, повторяющиеся из века в век идеи и образы, мотивы поведения и типы мышления, устойчивые комплексы представлений и переживаний.
Культурные архетипы проявляются во всех сферах человеческой деятельности и, прежде всего, в повседневной жизни каждого индивида. Для того чтобы представить логику и смысл поведения отдельного человека, не- обходимо изучить его культурные архетипы, что даст возможность выявить
45
необходимую информацию, обладающую социально-управляющей ценностью.
Понятие «культурной картины мира»
Первым в отечественной историографии, который определил ментальность как метод реконструкции образов той или иной эпохи, стал советский исто- рик
А.Я. Гуревич (1924-2006). Ментальность, согласно его теории, это социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. Он считал, что ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания. Исторические образы, присущие каждой эпохе, по мнению
А.Я. Гуревича, являются активными регуляторами осознавательных процессов и были обозначены ученым как «картины мира».
Всю историю духовной и социальной жизни можно разделить на два потока: с одной стороны, это оформление духовного процесса, т.е. идеологии, религиозные философии, научные системы, с другой стороны – это социально-психологическое проявление, то, что часто называют коллективным бессознательным, выражающим повседневные стереотипы сознания. Именно вторая часть социальной жизни и определяет такое важное, по выводам одного из современных исследователей
А.Л. Юрганова
(род. 1959), свойство ментальности, как «неосознаваемость» или «неполная осознаваемость».
Своеобразие любой культуры получает завершение в культурной картине мира, которая является результатом того, что люди чувствуют, переживают и воспринимают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ этого мира. Культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культуры других народов. Эти знания и представления и придают культуре самобытность.
Коммуникативное поведение определяется временем, которое по-разному воспринимается в разных культурах. Сколько времени отводится на общение
– столь же ценится человек. Телефонный звонок друга в 2 часа дня и ночи воспринимается по-разному: если в России мы ночной звонок вытерпим, то в
Германии такой звонок совершенно неприемлем.
Для определения взаимосвязи в межкультурных коммуникациях категорий как время и пространство, исследователи ввели понятие
хронотоп (греч. – время, место). Так, в социальной жизни под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся в оп-
46
ределенном времени и месте. Известны хронотопы школьного урока, где формы общения заданы программой обучения, хронотопы спортивной команды, где доминируют установки на общую коллективную победу и др.
Современные кросс-культурные исследования учитывают в картине мира и эстетические принципы, из чего вытекают следующие методы кросс- культурного взаимодействия:
1.Прежде всего, осознание, что существует другая культура, другая эстетика; понимание того, что то, что чуждо мне, имеет право на существование; толерантность есть необходимое условие для межкультурной коммуникации.
2.Вступление в отношения обмена компонентами разных эстетических концепций (между Востоком и Западом, между Россией и Западом и т.п.).
3.Транспозиция (перенос) разнообразных эстетических и культурных компонентов из одной культуры в другую.
4.
Поиск и вычленение общего основного компонента, присущего различным культурам в языке, искусстве, ритуалах и т.п.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта