Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России. Курсовая работа. Курсовая работа Анализ рынка образовательных платформ
Скачать 2.99 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Гуманитарный институт Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью КУРСОВАЯ РАБОТА «Анализ рынка образовательных платформ» Барановой Олеси Александровны, гр. 3843901/00201 Оценка:__________________ Руководитель к.э.н., доцент М.Ю. Абабкова Обучающийся О.А. Баранова Санкт-Петербург 2022 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Коммуникация – комплексный процесс взаимодействия между людьми, который подразумевает под собой обмен информации, восприятие и понимание собеседниками друг друга. Общение характерно для любых живых существ. Однако более осознанным, связанным вербальными и невербальными актами процесс становится на человеческом уровне. Коммуникация играет огромную роль в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Вследствие взаимодействия с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к освоению знаний, человек приобретает умения, навыки и опыт. Образование – это одна из сфер, которая оказывает большое влияние на человека, поскольку все знания, полученные в школе и университете, готовят ученика к взрослой самостоятельной жизни. Главная цель образовательной системы – преподнести информацию в доступной и увлекательной форме и не потерять интерес учащегося к образовательному процессу. Геймификация постепенно начинает использоваться в образовании, а именно в образовательных онлайн-платформах и со временем это должно повлиять на образовательную программу университетов. Использование энергии, мотивации и потенциала игрового процесса позволит направить его к учебе и открыть для обучающихся очень важные инструменты для достижения побед в реальной жизни. Если говорить о геймификации с научно-исследовательской позиции, то ученые и исследователи должны работать над тем, чтобы влияние геймификации оказалось положительным. Динамичность образовательных платформ на рынке образования и в целом в мировой образовательной системе, проявляющаяся в постоянном появлении новых игроков, в обновлении технической базы и контента, содержащегося на каждом определенном ресурсе, делает весьма актуальным концептуальный анализ данного явления, который должен быть связан с прояснением категориального аппарата описания феномена. Концептуальное описание затрудняет многообразие критериев, использующихся для определения лидерства платформ на рынке. Конкретные классификации берут за основу численность курсов, количество обучающихся, капитализацию самих компаний, владеющих той или иной платформой, иные возможные для рассмотрения параметры. Актуальность работы заключается в том, что в цифровую эпоху значение массовой культуры будет лишь нарастать. Массовая культура уже сейчас имеет возможности, намного превосходящие формальное образование. А значит, влияние контента, распространяемого онлайн, со временем будет играть все более весомую роль в социализации, обретении компетенций, в образовании в течение жизни. Процессы глобализации в образовании проявляются в унификации образовательного пространства как по форме, так и по содержанию, возникающей как результат объективных процессов и ускоряющейся в процессе образовательных реформ. Массовое использование интернета, распространение унифицированных стандартов и квалификаций в образовании в новом свете проявят проблему ценностей образования в контексте сохранения национальной самобытности образования без «выпадения» из общего пространства. В данной работе будут рассмотрены преимущественно те платформы, которые объединяют и накапливают на своей базе обучающие материалы определенных форматов, использующихся при создании так называемых МООК (массовый открытый онлайн-курс) и составляющих большую долю обучающего контента каждой из рассматриваемых платформ. Существуют и вновь разрабатываются классификации, основанные на нескольких различных критериях. Таковыми могут выступать: наличие дедлайнов, сроки запуска и сдачи отчетности по курсу, цели курса, количество обучающихся, возможности и форматы взаимодействия обучающихся между собой и между преподавателями, использование курса в смешанных моделях обучения, используемые в курсе технологии и инновации и др. Более того, предположительно ни одна из типологий и классификаций не будет абсолютно полно описывать все известные существующие курсы. В зависимости от угла зрения и конкретных задач исследователи могут использовать классификации, проявляющие необходимые критерии. Ни одна классификация не является устоявшейся и принятой однозначно всем сообществом исследователей онлайн-образования. Но каждая из них, появляясь, становится маркером и способом описать новые тренды в развитии рынка образовательных платформ. Влияние цифровизации нельзя отделить от изменений в культуре, и нельзя сказать однозначно в положительную или в отрицательную сторону происходят изменения. Но переоценить актуальность цифровизации в современном образовании сложно. Эдьютейнмент и геймификация процесса обучения с помощью самых различных современных средств и технологий являются одними из наиболее важных последствий цифровизации в изменении образовательного процесса. С одной стороны, образовательные онлайн-платформы способны формировать самостоятельность и навыки кооперации в процессе выстраивания сетевых взаимодействий онлайн. Что выгодно для современного человека, так как эти навыки в процессе современной коммуникации ценятся гораздо больше, нежели дисциплина и конкуренция, развиваемые классическими образовательными моделями. В свете этих и многих других аспектов проблематизации изменений в современном образовании, появление и завоевание интереса пользователей все большего количества образовательных платформ требует осмысления с научной точки зрения для формирования рекомендаций по наиболее перспективному применению в образовательном процессе данных технологических инноваций. Проблема исследования – комплексный анализ роли и места образовательных платформ в современных реалиях. Объект исследования – рынок образовательных платформ. Предмет исследования. В данной работе рассматриваются образовательные онлайн-платформы с их наполнением, так как можем говорить, что данный канал распространения образовательного контента является лидером по глубине проникновения в высшее образование. Цель курсовой работы – охарактеризовать и спрогнозировать состояние и развитие рынка образовательных платформ. Задачи исследования аналитической работы: оценка и анализ изменения параметров рынка; выявление тенденций его развития; провести конкурентный анализ; охарактеризовать рынок образовательных платформ, выделить его особенности; провести анализ сегментов рынка тенденций его развития. Гипотеза исследования. Рынок образовательных платформ в России является олигопольным. Методология исследования. В данной курсовой работе круг исследования определяется научными публикациями (журналы, книги и монографии) и материалами исследований и конференций за период последних 3-5 лет. Данный отрезок времени взят в связи с особенностью предмета исследования. Необходимость ограничить круг материалов довольно коротким периодом публикации продиктована новизной явления, которая в свою очередь обусловлена быстротой развития онлайн образования, опережающей возможности концептуального осмысления явления, схватывания сущностных его черт на понятийном уровне, систематизацию используемого в сфере онлайн образования понятийного аппарата. Структура и объём работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения. ГЛАВА I. СТРУКТУРА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ 1.1. Описание рынка, его структуры. Субъекты и объекты рынка. Пандемия Covid-19 коснулась всех секторов экономики, а особенно сильно ‑ сферы образования. За время карантина рынок образовательных технологий, а именно ‑ платформ, стал гораздо более заметным и востребованным. Аналитики отмечают, что после пандемии многое придет в норму, компании, успевшие показать себя в необычных условиях, смогут пользоваться преимуществом. Интерес к EdTech сохранится еще долгое время, так как образовательные учреждения и семьи получили новый пользовательский опыт и стали более открыты к технологиям в сфере образования. Подтвердилась теория о том, что то, как студенты учатся, как они взаимодействуют с одногруппниками и преподавателями, и общий энтузиазм по одним и тем же предметам, не является универсальной ситуацией - каждый учится в своем собственном темпе и в своем собственном стиле. Инструменты Edtech облегчают создание индивидуального опыта обучения, которые способствуют чувству инклюзивности и повышают учебные возможности всех учащихся, независимо от их возраста или способностей к обучению. Рынок образовательных технологий, а именно образовательных платформ, все еще находится на ранних стадиях развития, но он показывает перспективы как метод настройки учебной программы для уровня способностей студента путем введения и усиления нового контента в темпе, с которым студент может справиться. Размер рынка образовательных технологий был оценен в 254,80 млрд. долл. США в 2021 г. и, как ожидается, достигнет 605,40 миллиарда долларов США к 2027 году, увеличившись в среднем на 15,52% в течение прогнозируемого периода. Мировой рынок образовательных технологий переживает цифровую революцию с появлением искусственного интеллекта и цифровизации. Технологии играют важную роль в категориях образования, обслуживающих высшее и корпоративное обучение. Глобальный рынок EdTech имеет абсолютный рост более 130% в течение прогнозируемого периода. Переход образования от традиционных к интерактивным и цифровым форматам положительно повлиял на рынок онлайн-образования благодаря новому творческому подходу к предоставлению образования и навыков. Ожидается, что цифровая форма образования принесет пользу широкой пользовательской базе учащихся в различных возрастных группах, социально-экономическом статусе и географии. Также ожидается, что передовые технологии, такие как искусственный интеллект (IoT) и дополненная реальность (AR), будут стимулировать рынок цифрового образования, способствуя образованию с помощью геймификации, гибридных моделей, мобильного обучения, привлекая многих инвесторов для вливания средств. Факторы, способствующие росту рынка EdTech: рост геймификации, внедрение гибридной модели, улучшение инфраструктуры подключения и проникновение смартфонов, внедрение технологии 5G, рост инвестиций со стороны прямых инвестиций и венчурного капитала. Образовательные платформы являются отстающими в цифровом мире - менее чем 4% общих расходов выделяются на цифровизацию, что представляет собой серьезную проблему (рис. 1.1.1). Экономика знаний и будущие навыки требуют масштабной цифровой трансформации, и, несмотря на ускорение COVID-19, еще далеко идти. Рис. 1.1.1. Расходы на цифровизацию образовательного сектора Под субъектами рынка традиционно принято понимать: 1. Производителей услуг - в нашем случае ими являются предприятия специализирующиеся на онлайн-образовании полного цикла - Skyeng, «Нетология-групп», Maximum Education, Skillbox, GeekBrains. 2. Потребители услуг - B2C люди, желающие приобрести необходимые компетенции и навыки; компании. Объектом рынка образовательных технологий выступают образовательные платформы, как комплекс услуг и набор благ, предлагаемые производителем покупателю. 70% EdTech-стартапов предлагают продукты и сервисы для конечных потребителей (B2C), в первую очередь, для учащихся. Проникновение технологий EdTech в странах СНГ наиболее заметно в сегменте дополнительного профессионального образования: 45% EdTech-компаний предлагают продукты в этом сегменте. Наиболее распространены программы по получению новых цифровых навыков. 1.2. Инфраструктура рынка. Функции рынка Сейчас, по оценкам представителей GetCourse, в России насчитывается чуть более десятка сервисов LMS-платформ. Согласно «Барометру онлайн-образования», ими пользуются 62 % игроков рынка дистанционного образования и только 13 % онлайн-школ разрабатывают площадки под себя. LMS-платформы привлекают авторов тем, что упрощают процесс запуска курса, помогают анализировать посещаемость занятий. Пока рынок инфраструктуры для онлайн-платформ делится на три сегмента: корпоративное обучение, продажа курсов B2C-клиентам и академическое образование (рис.1.2.1). Рисунок 1.2.1. Наиболее востребованные edtech-продукты По мнению исследователей, самым развитым сегментом является корпоративное обучение. Лидерами этой ниши считаются платформы iSpring - конструктор презентаций и курсов, используемых в электронном обучении, и Teachbase - площадка для создания вебинаров, мастер-классов, тестов и др. По результатам исследований, в России наименее развит сегмент образовательных технологий в академическом образовании. Его лидером остаётся зарубежная платформа Moodle, на которую можно бесплатно выложить курсы. По словам экспертов, такое обучение остаётся преимущественно в офлайне, потому что учителям сложно адаптироваться к формату. К постоянным затратам владельцев площадок относятся доработка платформы, хостинг и техническая поддержка, они могут достигать 500 тысяч рублей в месяц. Основной источник дохода платформ - продажа софта по подписке. Например, базовый ежемесячный тариф в среднем составляет 4,4 тыс. руб.: создатель курса платит за подключение к площадке до 1000 пользователей и 20 гигабайт хранилища для учебных материалов. Месячная стоимость использования сервиса зависит от количества курсов, учеников и числа подключаемых услуг. Для полноценной работы большинства LMS-систем требуется интеграция со сторонними сервисами: CRM-системами для обработки контактов клиентов, e-mail-рассылками, конструкторами сайтов и платёжными сервисами. Создание платформы для онлайн-обучения превращается в развитие экосистемы. Но разрабатывать все сервисы самостоятельно нет смысла. В каждом направлении, будь то платёжные системы или системы для email-рассылок, уже есть продукты, зарекомендовавшие себя на рынке. Основываясь на компонентах, рынок разделен на аппаратное обеспечение, программное обеспечение и услуги. Среди них сегменты программного обеспечения, вероятно, будут занимать большую долю рынка. Развитие технологий облачных вычислений привело к сокращению аппаратной инфраструктуры. Рис.1.2.2. Элементы инфраструктуры образовательных платформ Инфраструктура программного обеспечения как услуги предлагает надежную, гибкую, персонализированную и легкодоступную модель обучения. Растущее проникновение мобильных устройств, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д. Наряду с широкополосным сетевым подключением поддерживает онлайн-образовательные платформы на основе программного обеспечения. Продолжающаяся тенденция оцифровки побуждает сектор образования во всех развивающихся странах к созданию модели интеллектуального образования. 1.3. Спрос и предложение на рынке. Факторы, формирующие спрос и предложение На рынке образовательных платформ непрерывно растет количество основных игроков. В сегмент приходят новые стартапы, инвесторы и компании. Одним из главных триггеров, повлиявших на развитие образовательных цифровых технологий, стала пандемия коронавируса (табл.1.3.1). Таблица 1.3.1 Развитие образовательных технологий
Источник: составлено автором. Студенты и школьники перешли на домашнее обучение. В то же время вырос спрос на образовательные платформы для взрослых: в любой кризисный период люди боятся потерять работу. Снизить риски такой перспективы помогают курсы дополнительного образования и повышения квалификации. Пандемия породила спрос на учебные онлайн-программы в момент, когда не было возможности выйти в офлайн. А там, где есть спрос, появляются новые предложения, что способствует развитию рынка. Облачная технология LMS набирает обороты в университетах благодаря своим экономически эффективным и гибким методам обучения студентов. Интеграция облачных технологий в LMS позволяет студентам получать доступ к информации в любое время и в любом месте. Технология LMS на основе облачных вычислений позволяет университетам создавать виртуальную среду как для преподавателей, так и для учащихся. Технология также предлагает университетам повышенную безопасность данных с автоматическими обновлениями и обновлениями, возможностями быстрого развертывания и улучшенным шифрованием для онлайн-транзакций. На рынке существует множество платформ онлайн-обучения, таких как Udemy, Coursera, Lynda, Skillshare, Udacity, которые обслуживают миллионы людей. Платформы также формируются различными пользовательскими вертикалями. В то время как Skillshare в основном предназначен для креативщиков, таких как курсы по анимации, фотографии, образу жизни, Coursera в основном академична, предоставляя доступ к университетским курсам. Университеты высшего уровня также демократизируют обучение, делая курсы доступными через онлайн. Все это показывает одну вещь, есть огромный спрос со стороны людей, чтобы учиться онлайн. Причиной такого спроса и быстрого роста рынка с широким разнообразием вариантов платформы для разных групп людей может быть быстрое изменение мира. Это факт, что образовательные платформы - это будущее. Будущее, которое адаптируется под изменения всех влияющих на него факторов таких, как политические, экономические, культурные и научно-технические факторы. |