Главная страница
Навигация по странице:

  • Использование календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста

  • Быкова Татьяна Иннокентьевна ___________________ _ 2019 (подпись) (дата) Руководитель

  • Курсовая. курсовая. Курсовая работа Использование календарнообрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста


    Скачать 200 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Использование календарнообрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста
    АнкорКурсовая
    Дата05.10.2020
    Размер200 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурсовая.doc
    ТипКурсовая
    #140999
    страница1 из 2
      1   2

    Министерство культуры и архивов Иркутской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Иркутский областной колледж культуры

    Курсовая работа
    Использование календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста



    Выполнила:

    Студентка 4 курса очно-заочной формы обучения

    специальность 51.02.01. Народное художественное творчество (по виду) Этнохудожественное творчество

    Быкова Татьяна Иннокентьевна

    ___________________ _2019

    (подпись) (дата)


    Руководитель:

    Воронина Дарья Васильевна

    преподаватель высшей категории

    _______________ 2019

    (подпись) (дата)







    Иркутск, 2019 г.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………

    3

    1. Календарно-обрядовый фольклор……………………………………………..

    6

    2.Особенности использования календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста ………………………………….………


    18

    Заключение………………………………………………………………………….

    31

    Список использованных источников…………………………………………….

    33

    Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………………

    36









    Введение
    Русский народ зачастую забывает об истоках своего бытия, о традициях, своей традиционной культуре. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной народной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера [12,с.18].

    Но есть ещё в России не во многих, но в некоторых местах: в поселках, селах, деревнях – необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды, и конечно, песни. Песни, которые дошли до наших дней с давних незапамятных времен. Очевидно, они стали складываться, когда человек впервые начал словами передавать свои чувства и настроения, свое отношение к окружающему миру: к матери-земле, которая кормила; к красному солнцу, которое согревало; к необъятным голубым небесам, которые давали свет; к полям и лесам, которые радовали красотой; и, конечно, к самому себе – к своей жизни, переживаниям и мыслям.

    Один из жанров музыкального фольклора – календарный обрядовый фольклор (по жизненной или обрядовой приуроченности). Календарные обрядовые песни подразделяются, по сезонному признаку и по его характеру ритуального действия – веснянки, юрьевские, волочебные, семиник, покосные, жнивные, рождественские, масляничные. Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню.

    Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. В последующие десятилетия работа по собиранию и публикации календарного обрядового музыкального фольклора, значительно расширяется и печатаются в сборниках. Например: яркие образы напевов календарного фольклора помещены в сборнике А. Мехнецова, посвящённом народному музыкальному искусству Псковской земли.

    Изучение музыкальных особенностей русских, календарных обрядовых песен входило в научные интересы Ф. Рубцова, В. Гошовского, Т. Поповой, А. Рудневой и других [3,с.6].

    Календарными обрядовыми называют песни, приуроченные к определённым периодам или датам земледельческого календаря и выполняющие в первоначальном своём предназначении определённую магическую функцию [4,с.9].

    Актуальность: На современном этапе развития российского общества наблюдается рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов, календарно-обрядовых  праздников.

    Использование календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Чтобы возродить песенные традиции календарных обрядовых праздников, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитываясь по специальной методике, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию календарных обрядовых праздников своего народа, развить в себе такой же талант [3,с.6].

    Цель работы: Изучить особенности использования календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста.

    Задачи работы:

    1. Рассмотреть сущность календарно-обрядового фольклора.

    2. Охарактеризовать особенности использования календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста.

    Объект исследования: Календарно-обрядовый фольклор.

    Предмет исследования: Особенности использования календарно-обрядового фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста.

    Методы исследования: Изучение, обработка, анализ литературы и интернет источников по данной теме.

    Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы будут интересны студентам колледжа культуры, преподавателям, специалистам учреждения культуры, педагогам музыкальных образовательных школ, руководителям творческих коллективов.

    Структура курсовой работы соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка используемых источников включающего 22 наименований. Основное содержание

    изложено на 30 страницах.


    1. Календарно-обрядовый фольклор
    Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.

    Современные условия развития нашего общества показали, что социум выбрал направление информатизации. Однако, несмотря на технократическое развитие общества, люди все больше пытаются вернуть народную культуру. Задача работников культуры и искусства заключается не только в сохранении и продолжении лучших традиций, но и в том, чтобы сделать их, насколько возможно, частью современной культуры и социальной жизни. На это направлены специальные законы, государственные постановления, различные меры организационного характера. Их цель — сохранение, поддержание и даже воссоздание прошлого искусства, правда, в совсем ином динамично меняющемся мире.

    Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями [20,с.10].

    Народная культура развивается под влиянием принятых и утвердившихся в обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Её спецификой является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). Народная культура на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры в целом. Она стала основой для развития многих жанров профессионального искусства. Ей принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование верных морально-этических ориентиров, заложенных в народной культуре как наиболее емкой и образной форме в выражении национального характера каждого народа.

    В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной культуре как универсальной основе воспитания личности, образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений, этнических и межличностных связей [1,с.10].

    Музыкальный фольклор - это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

    Одним из жанров музыкального фольклора, является календарно-обрядовый фольклор. Это песни, которые связаны с календарём, календарными праздниками и обрядами, приуроченные к определённым периодам или датам земледельческого календаря и выполняющие определённую магическую функцию.

    Они возникли в глубокой древности, когда люди верили в силу могущественных таинственных божеств и духов, от желания и деяний которых будто бы зависели хороший либо, наоборот, скудный урожай, здоровье и болезни людей, домашних животных, семейное счастье или личные невзгоды [1,с.10].

    По представлению древних славян тепло и свет даёт Ярило- божество плодородия. Громами и дождями распоряжается Перун, он же покровитель воинов. Земным благополучием, продолжением жизни людской ведает мудрый Род. Богатствами рек, лесов, полей распоряжается владычица земного плодородия, мать урожая - Макошь и т.д.[1,с.10].

    Чтобы умилостивить всесильных богов, расположить их к себе, наши далёкие предки совершали особые обрядовые действия, моления, сопровождавшиеся коллективным пением. Так возник жанр календарных обрядовых песен [1,с.10].

    Можно назвать такие сугубо местные календарные обычаи у русских, связанные с пением, как весенние лесные девичьи ауканья Новгородской земли (известные, правда, и в некоторых других местностях с русским населением), как «Вождение коня» на Рязанщине, в Пензенской, Орловской областях, как «Похороны Козьмы и Демьяна» в Нижегородском Поволжье и т.д. Таким образом, музыкальная этнография отмечает большое разнообразие календарных обычаев в пределах Русской земли [1,с.16].

    Календарные обряды сохранились в основном в крестьянской среде.

    Среди зимних календарно-обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд:

    Коляда, коляда!

    Ты подай пирога,

    Или хлеба ломтину,

    Или денег полтину.    [2,с.7].

    ***

    Коляда, коляда!

    Подай вареника.

    Вареника мало, кусок сала,

    Сала мало ветчинки, колбаски, ложечку кашки,

    А не дашь пирога стяну быка за рога

    А свинью за хвост –

    Поведу её под мост [2,с.6].

    Ходили люди группами, прославляли Христа, пели славильные песни. Они ходили с Рождественским фонарём или Рождественской звездой, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Иногда ходили с вертепом  (кукольный театр), в котором разыгрывались сцены из жизни Христа. [23,с.194].

    МАСЛЕНИЦА

     Русский народный традиционный праздник проводов зимы. В наших церковных книгах масленица называется сырной неделей. Все дни масляной недели имеют свои названия:

    Понедельник – встреча.

    Вторник – заигрыш.

    Среда – лакомка.

    Четверг – разгул, широкий четверток, перелом.

    Пятница – тещины вечерки.

    Суббота – золовкины посиделки.

    Воскресенье – проводы, прощеное воскресенье, целовник, прощанья…

               Проводы честной масленицы состояли прежде всего в поездке по городу и сёлам. Для поездки сколачивали несколько дровней и саней. В середине дровней ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика. Вместо лошадей впрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам. Сжигают соломенную куклу Масленицы, что символизирует смерть зимы [18,с. 364].

    Масленица Зиму замыкает,
    Весну Красну приглашает!

    Ой, Зимушка-Зима!
    Иди спать, отдыхать!
    Весна Красна!
    К нам приди опять!

    Становись в круг, весь народ!
    Гармонист, грянь хоровод!

    С доброй вестью к вам пришли,
    Веселье, радость принесли!
    Зима-то кончается,
    Масленица начинается[8]!

    ***

    А мы масленку дожидали,
    Дожидали, душа, дожидали,
    Мы й на горушке не бывали.
    А нас масленица обманула,
    На Великий пост посадила,
    Думали, масленицы семь неделек,
    А масленицы семь денечков[10].

    Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

    Жаворонки, жавороночки!
    Прилетите к нам,
    Принесите нам лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную.
    Нам холодная зима надоскучила,
    Руки, ноги отморозила[8].

    ***

    -Весна красна!

    На чём пришла?

    - На жёрдочке,

    На бороздочке,

    На овсяном колосочке,

    На пшеничном пирожочке.

    А мы весну ждали,

    Клочки допрядали [8].
      1   2


    написать администратору сайта