Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Описание группы испытуемых

  • 2.3 Анализ результатов и их интерпретация

  • Общая и экспериментальная психология - Каштановой В.С. 13 05 20. Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеКурсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология
    Дата26.04.2023
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая и экспериментальная психология - Каштановой В.С. 13 05 20.doc
    ТипКурсовая
    #1092154
    страница2 из 3
    1   2   3
    Раздел II. Экспериментальное исследование особенностей воображения студентов – психологов и студентов – экономистов
    2.1 Обоснование выбора методов исследования

    Основной целью нашего исследования было выявить и описать особенности воображения студентов - психологов Ташкентского государственного педагогического университета имени Низоми и финансового колледжа. Для выявления и описания характеристик воображения студентов были использованы следующие методологические инструменты:

    1. «Изучение продуктивности воображения» («Пятна Роршаха»);

    2. «Изучение индивидуальных свойств воображения».

    3. Математическая обработка (T-критерий Стьюдента).

    Во-первых, была проведена методология «Изучение продуктивности воображения», которая относится к группе проективных методов изучения личности. Целью данной техники является определение уровня продуктивности воображения.

    Это исследование проводилось с двумя группами студентов из разных специальностей. Испытуемым постоянно показывали фотографии из набора Роршаха и предлагали дать как можно больше определений.

    Испытуемых спросили, на что были похожи эти точки. Каждый ответ оценивался по определенной схеме, и на основе полученных характеристик была дана характеристика характеристик интеллекта и личности субъектов. Возможности теста, приписываемые ему литературой, кажутся безграничными. [14, с. 10-12]

    Оценка уровня интеллекта и некоторых его свойств, выявление технических и литературных навыков, оригинальности или общей мысли, способности критиковать, определение характеристик эмоционального отклика и контекста преобладающего настроения, выявление людей, предрасположенных к чрезвычайным ситуациям. в транспорте, выявление неврозов и психопатий, шизофрении, эпилепсии и органических повреждений мозга. Это не полный список того, что, по-видимому, позволяет определить тест. Многие авторы считают, что техника Роршаха раскрывает рьяные секреты человека.

    Результаты теста не могут быть произвольно искажены, поскольку субъект обычно не знает, какие ответы считаются «хорошими», а какие «плохими». Одним словом, сторонники этой техники описывают ее как таинственный всепроникающий инструмент, раскрывающий все тонкости личности. [15, с. 10-12]

    Испытуемым были последовательно показаны фотографии из набора Роршаха и предложено дать как можно больше определений. Время и количество определений каждой фотографии-фотографии не были ограничены.

    Процесс определения закончился после того, как субъект больше не мог видеть и сказать что-то новое или начал повторяться. Во время теста экспериментатор удостоверился, что никто не говорил до конца теста и не показывал свои рисунки другим.

    Обработка результатов проводилась с целью получения индекса продуктивности как качественной характеристики и индикатора активности воображения. Для этого было рассчитано общее количество компаний, созданных по темам при работе с чертежами.

    Кроме того, «изучение индивидуальных особенностей воображения». Целью исследования было определение сложности воображения, степени фиксации идей, гибкости или жесткости воображения, уровня его стереотипа или оригинальности.

    Испытания проводились в три этапа. Испытуемому были предоставлены три листа бумаги без клеток и линий. В центре каждого листа были геометрические фигуры. Один изображал контур круга, другой - треугольник, а третий - квадрат. Перед каждым шагом была прочитана инструкция.

    Организация процедуры испытания: «Нарисуйте на листе бумаги контур геометрической фигуры. Качество изображения не имеет значения. Используйте метод нанесения контура по своему вкусу. С сигналом "Стоп!" Хватит рисовать. "[16, с. 10-12]

    Время приготовления, соответствующее одной минуте в каждой фазе, определялось экспериментатором с использованием секундомера.

    После теста субъекту было предложено составить самоотчет, на который он спросил: «Вам понравилось задание? Какие чувства вы испытывали во время казни? Определение уровня стереотипного воображения определялось по пяти уровням.

    Обработка результатов и определение уровня развития воображения, степени фиксации воображения, гибкости или полноты, а также оригинальности или стерильности были выполнены путем сравнения содержания и анализа трех фигур.

    Результаты проведенных методов были также обработаны в математической статистике. Для статистического сравнения использовался параметрический критерий - критерий Стьюдента.

    2.2 Описание группы испытуемых

    В двух методах приняли участие две группы студентов. Первая группа состоит из студентов-психологов Узбекского гуманитарного факультета Национального педагогического университета, получившего свое название от Низоми, в общей сложности 15 человек, из которых 10 девушек и 5 молодых.

    1. -Каримова Нигора

    2. -Юлдашева Шахсонам

    3. -Шамсудинова Камилла

    4. -Исроилова Лайло

    5. -Жалнина Екатерина

    6. -Пиминова Ангелина

    7. -Мостовая Александра

    8. -Жаббарова Малика

    9. -Ахмедова Сабина

    10. -Кудратова Сафина

    11. -Равшанов Сардор

    12. -Исмоилов Камрон

    13. -Собиров Собир

    14. -Носиров Шохрух

    15. -Анваров Ислом

    Большинство предметов в этой группе уже имеют опыт и педагогический опыт. В процессе обучения они проводят различные тренировки, играют в разные игры, направленные на изучение личности. В целом, мы можем сказать об этой группе, что все студенты ведут довольно активный образ жизни в отношении своей профессиональной деятельности.

    Вторая группа состоит из студентов финансового колледжа, факультета экономики и предпринимательства. Как и в первом примере, 15 человек. Из них 8 мальчиков и 7 девочек.

    1. - Ганиев Шохрух

    2. -Уктамов Алишер

    3. -Алишеров Исмоил

    4. -Каримов Ислом

    5. -Соатов Азиз

    6. -Каримберганов Достон

    7. -Юсупов Бегзод

    8. -Алишерова Юлдуз

    9. -Новикова Катерина

    10. -Мухтарова САбина

    11. -Улиева Фатима

    12. -Рогожникова Галина

    13. -Шамсудинова Латифа

    Все предметы - студенты второго курса. Во время разговора с этой группой выяснилось, что мало кто сталкивался с творческой деятельностью, кроме как в период обучения в школе. В процессе обучения уже в вузе больше времени уделяется теоретической части выбранного предмета. На практике акцент делается на различные расчеты и необходимую документацию. При изучении этой группы у нескольких студентов наблюдалась определенная пассивность. Возможно, эти студенты были несколько озадачены. [17, с. 10-12]

    При выполнении методов большинство студентов из обеих групп чувствовали себя комфортно в текущей ситуации: они с интересом отвечали на задачи, внимательно слушали и выполняли предложенные тесты с определенной скоростью и точностью. Исследование не выявило каких-либо значительных трудностей ни с одним из методов. Хотя некоторым дисциплинам, студентам-экономистам, было трудно обнаружить точки Рошаля. Во время задания они задавали важные вопросы и разъясняли инструкции несколько раз.

    В этой технике у них было минимальное количество ассоциаций. В целом, весь процесс прошел достаточно хорошо для испытуемых. Многие из них хотели бы узнать результаты после интерпретации.



    Рисунок 2- Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

    На первом снимке теста Роршаха только черные чернила. Карта, с которой начинается эксперимент, расскажет вам, как пациент воспринимает новые и стрессовые задачи. Участники обычно видят на картине летучую мышь, мотылька, бабочку или лицо животного, такого как слон или кролик. Реакция на эту карту дает общее описание человека.

    Для некоторых летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то - путь сквозь тьму и перерождение.

    Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, меняться и преодолевать препятствия.

    Мотылек символизирует чувство недооценки, неудовлетворенности своей внешностью, а также слабости и раздражения.

    Лицо животного, в частности слона, символизирует способность реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь. Такое восприятие изображения может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить комментарием к проблеме, которую человек пытается избежать.



    Рисунок 3- Карточка 2. «Два человека»

    Этот тестовый лист Роршаха показывает изображение с красными и черными чернилами. Модель вообще воспринимается как сексуальная. Пациенты часто называют кроваво-красные элементы. Реакция на это изображение показывает, как контролировать чувства, физическую боль или гнев. Люди часто видят человека, молящегося на фотографии; или две цифры; человек, смотрящий в зеркало, или четвероногое животное, похожее на собаку или слона.

    Две фигуры символизируют взаимозависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства по поводу секса или зацикленность на отношениях.

    Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм или нарциссизм. Это может быть как отрицательная черта, так и положительная черта, в зависимости от чувств человека.

    Собака символизирует верного и верного друга. Если пациент видит что-то негативное, это может указывать на необходимость распознать собственные страхи и чувства.

    Слон может символизировать мышление, память и разум, но также и негативное физическое самовосприятие. [18, с. 10-12]

    Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, выздоровление, а также чувство уязвимости, незащищенности или открытости и честности (каламбуры: медведь - медведь, голый - разоблачать, раскрыть, разоблачить).

    Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит, что человек молится, она может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных убеждений.

    Кровь может означать, что человек связывает физическую боль с религией, а также обращается к молитве, испытывая сложные эмоции (например, гнев) или связывая гнев с религией.



    Рисунок 4- Карточка 3. «Два человека»

    Третье изображение теста Роршаха - изображение красных и черных чернил. Реакция на это указывает на отношение пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.

    Общие параметры восприятия изображения: две цифры; Человек смотрит в зеркало, бабочка или мотылек. Если человек видит совместную трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит, как два человека моют руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым и страдать от паранойи. Человек, который видит двух людей, играющих в определенную игру, подвергается конкуренции в социальных взаимодействиях.

    Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение окружающими или неспособность воспринимать людей такими, какие они есть.



    Рисунок 5- Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»
    Четвертая карта называется «отцовская». На нем затененное изображение черными чернилами. Головы часто видят большую фигуру, иногда беспокоящую, чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает образование человека и его отношение к авторитету. Люди помнят крупного животного или монстра, шкуру животного. Крупное животное или монстр может символизировать чувство неполноценности, сильный страх перед властью или представителями власти, особенно отца.

    Кожа животного может символизировать значительный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что у человека нет проблем с властью и неполноценностью.



    Рисунок 6- Карточка 9. «Человек»
    Эта карта использует зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на нем размыты, и изображение не легко распознать. Большинство людей не могут понять, что они видели. Вот почему эта карта определяет способность человека справляться с отсутствием структуры и уверенности. Общие ответы: кто-то или неизвестный удивительный персонаж.

    Что касается человека, отношение пациента к этому человеку указывает на его способность справляться с несистемной природой времени и информации. Образ зла может указывать на то, что для внутреннего комфорта человеку необходимо упорядочить свою жизнь и не терпеть неуверенности.



    Рисунок 8- Субтест 7. «Спрятанная форма»

    Цель: найти различные формы, скрытые в сложном, слегка структурированном изображении.

    Инструкция: Найдите как можно больше изображений на этой картинке. Что нарисовано на этой картине?



    Рисунок 9-Цель

    Время выполнения подтеста = 3 минуты.

    Тестовые материалы стимула (изображения) показаны на Рис. 6 (1-6), всего 6 различных дизайнов. Только одна фотография должна быть представлена. Остальное предусмотрено, чтобы иметь возможность повторить тест в другое время.

    Анализируя результаты диагностики, полученные для выявления уровня продуктивности воображения (пятна Роршаха), можно сказать, что первая группа испытуемых - студенты-психологи, в среднем, представили высокий результат. Испытуемые в ходе эксперимента пытались найти как можно больше определений рисунков. Этот факт можно объяснить тем, что они заинтересованы в эксперименте.

    Они показали оригинальность объяснений, которая характеризуется склонностью к искусству, живописи, творчеству и т. Д. В сюжетах использовались мелкие детали одной картины. Эти особенности связаны с развитием мышления и ощущением собственной сферы. Видение формы человека отражает ориентацию субъекта. Фантастическое воображение на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т. д. Можно рассматривать как склонность к мифологическому мышлению. Что касается результатов группы студентов-экономистов, то они были на среднем уровне.

    По сравнению с предыдущей группой они проявили меньший интерес. Эта группа в основном использовала не креативные определения изображений. Ответы были в основном краткими и обобщенными. Большинство ответов типичны друг для друга. Мало внимания было уделено мелким деталям. Это связано с тем, что деятельность студентов-экономистов не связана с творчеством. В большинстве случаев они работают с точными данными. Благодаря этой технике мы увидели значительные различия в уровне продуктивности воображения студентов-психологов и студентов-экономистов. [19, с. 10-12]

    Это утверждение может быть объяснено тем фактом, что студенты-психологи чаще находят творческую работу в своей деятельности, чем студенты-экономисты, имеющие разные счета и участвующие в управленческой деятельности. Если мы проанализируем результаты методологии, полученные для изучения индивидуальных характеристик воображения, мы можем сказать, что испытуемые первой группы были полны энтузиазма и интересовались исследованием. Если вы сравните все три цифры, вы увидите, что в этой группе есть высокий уровень воображения.

    Чертежи выполнены с высоким качеством. Они не показывают стереотип. Картины можно считать оригинальными, потому что они сделаны на разнородных участках. Фиксация изображений и жесткость воображения четко прослеживаются. В отличие от первой группы, вторая показала результат чуть ниже. Контур геометрической фигуры используется в качестве основной части, и рисунки имеют определенный равномерный график с введением дополнительных деталей.

    Фиксация идей слаба, а гибкость воображения средняя, ​​потому что рисунки делают то же самое. В эмпирическом исследовании мы подтвердили нашу гипотезу о том, что степень воображения студентов - психологов - качественно отличается от степени воображения студентов - экономистов.

    2.3 Анализ результатов и их интерпретация

    Если проанализировать результаты диагностики, полученные для определения воображения (пятна Роршаха), можно сказать, что первая группа испытуемых - в среднем студенты-психологи - показали высокий результат. В ходе эксперимента испытуемые пытались найти как можно больше определений рисунков. Этот факт можно объяснить тем, что они были заинтересованы в эксперименте. Они показали оригинальность объяснений, которая характеризуется склонностью к искусству, живописи, творчеству и т. д.

    Испытуемые использовали маленькие детали из фотографии. Эти характеристики связаны с развитием мышления и ощущением самой сферы. Взгляд на человеческую форму отражает ориентацию субъекта. Фантастическая фантазия на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т. д. это можно рассматривать как тенденцию к мифологическому мышлению.

    Что касается результатов группы студентов-экономистов, то они оказались на среднем уровне. По сравнению с предыдущей группой они проявили меньшую заинтересованность. Данная группа применяла в основном не творческие определения картинок. Ответы в основном были краткие и обобщенные. Большинство ответов типичны друг другу. Мало внимания уделялось мелким деталям. Это связанно с тем, что деятельность студентов-экономистов не связана с творчеством. В большинстве случаев они работают с точными данными. [7, с. 10-12]

    Благодаря этой методике мы заметили важные различия в уровне продуктивности воображения у студентов-психологов и студентов-экономистов. Это утверждение может быть объяснено тем фактом, что студенты-психологи в своей деятельности чаще сталкиваются с творческой работой, чем студенты-экономисты, которые ведут различные счета и участвуют в управленческой деятельности.

    Различия между группами статистически достоверны при t = 0,98949, p = 0,042. Определение уровня сложности воображения

    Сложность воображения определяется из самых сложных из трех рисунков. Вы можете использовать шкалу, которая позволяет вам установить пять уровней сложности.

    Первый уровень: контур геометрической фигуры используется в качестве основной части чертежа, сам чертеж простой, без дополнений и представляет фигуру.

    Второй уровень: контур используется в качестве основной части, но сам чертеж содержит дополнительные части.

    Третий уровень: контур используется в качестве основной части, а изображение является представлением, в то время как дополнительные детали могут быть введены.

    Четвертый уровень: контур геометрической фигуры остается основной деталью, но изображение уже сложного сюжета с добавлением рисунков и деталей.

    Пятый уровень: изображение представляет собой сложный график, в котором контур геометрической фигуры используется в качестве одной из деталей.

    Определение гибкости воображения и степени фиксации изображения

    Гибкость воображения зависит от постоянства идей. Степень сохранения изображения зависит от количества рисунков, содержащих одну и ту же историю.

    Воображение будет гибким, когда неизменность изображений представлений не отражена на чертежах, то есть все чертежи относятся к разным предметам и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура рисунка. геометрическая фигура.

    Фиксация идей слаба, а гибкость воображения средняя, ​​если два рисунка находятся на одном макете.

    Сильная фиксация изображений в презентации и жесткость или жесткость воображения характеризуются рисунками на одном сюжете. Если все рисунки имеют одинаковое расположение, независимо от уровня сложности, это жесткое воображение.

    Жесткость воображения также может заключаться в отсутствии или слабой фиксации изображений в представлении, когда рисунки выполнены строго в пределах контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание субъекта фиксируется на внутреннем пространстве схемы.

    Определить степень стереотипного воображения

    Стереотип определяется содержанием рисунков. Если содержание рисунка является типичным, то воображение, как и сам рисунок, считается стереотипным, если не типичным, то есть творческим. Типичные проекты включают проекты для следующих предметов.

    Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, лицо, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дома, пирамида, человек с треугольной головой или торсом, буква, дорожный знак. Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или торсом, робот, телевизор, дом, окно, увеличенная геометрическая фигура квадрата или куба, аквариум, салфетка, письмо. Степень стереотипа можно дифференцировать по уровням.

    Высокая степень стереотипирования наблюдается, когда все рисунки находятся на типичном графике. Картина считается оригинальной, а воображение творческим при отсутствии стереотипа, когда все рисунки выполнены сюжетом для нетипичных сюжетов.
    1   2   3


    написать администратору сайта