Главная страница
Навигация по странице:

  • ____________________________________________________________

  • Введение Актуальность темы исследования.

  • Объектом

  • Раздел I . Трактовка воображения в филосовской и социально-психологической литературе 1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях

  • 1.2 Воображение как способ создания нового (психологический аспект)

  • 1.3 Сущность, виды и функции воображения

  • 1.4 Воображение как основой компонент творческого процесса

  • Выводы по I разделу

  • Общая и экспериментальная психология - Каштановой В.С. 13 05 20. Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеКурсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология
    Дата26.04.2023
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая и экспериментальная психология - Каштановой В.С. 13 05 20.doc
    ТипКурсовая
    #1092154
    страница1 из 3
      1   2   3




    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «Тольяттинский государственный университет»

    ____________________________________________________________

    (институт)

    44.03.02 Психолого-педагогическое образование

    (кафедра)

    КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)


    • по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»


    Вариант №20


    Студент

    Каштанова Виктория Сергеевна

    (И.О. Фамилия)




    Группа

    ППОбп-1902а

    (И.О. Фамилия)




    Преподаватель

    Некрасова Екатерина Владимировна

    (И.О. Фамилия)





    Тольятти 2020

    Содержание










    Введение ……………………………………………………………..

    3

    Раздел I. Проблема воображения в философской и психолого-педагогической литературе………………………………………..



    5

    1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях…..


    5

    1.2 Воображение как способ создания нового……………………

    8

    1.3 Сущность, виды и функции воображения …………………….

    12

    1.4 Воображение как основной компонент творческого процесса...

    14

    Выводы по I разделу…………………………………………………

    18

    Раздел II. Экспериментальное исследование особенностей воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям……………………………………………………….


    20

    2.1 Описание методов исследования особенностей воображения личности………………………………………………………………



    20

    2.2 Описание группы испытуемых…………………………………

    22

    2.3 Анализ и интерпретация результатов ………………………..

    31

    Выводы по IІ разделу………………………………………………..

    44

    Заключение …………………………………………………………..

    45

    Список использованных источников……………………………….

    48

    Введение

    Актуальность темы исследования. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

    В экспериментальных психологических исследованиях С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, А.М.Матюшкина и др. содержатся предпосылки для решения задачи развития способности создавать новое.

    Таким образом, исследуемая нами проблема актуальна в теоретическом, практическом и эмпирическом планах. Развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходимо создание специальных условий и построение психолого-педагогического процесса, которые бы позволили развить творческий потенциал каждой личности.

    Объектом исследования данной курсовой работы является воображение личности. Предмет исследования – особенности воображения студентов, обучающихся по разным специальностям. Соответственно можно выдвинуть следующую гипотезу:

    Существуют качественные различия в воображении у студентов-психологов и студентов-экономистов.

    В связи со всем вышеуказанным, целью данной работы является эмпирическое изучение особенностей воображения студентов.

    В работе были поставлены следующие задачи:

    1. На основе теоретического анализа составить представление о проблеме воображения в психологии.

    2. Подобрать методический инструментарий для эмпирического изучения особенностей воображения у студентов - психологов и студентов-экономистов.

    3. Провести империческое исследования по изучению особенностей воображения у студентов-психологов и студентов-экономистов.

    4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.

    Базой исследования курсовой работы является Ташкентский государственный педагогического университета имени Низоми и финансовый колледж.

    Методологические и теоретические основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип детерминизма и активности сознания личности.

    Концептуальную основу исследования составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович.

    Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; диагностические, эксперимент (констатирующий, формирующий); анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов.

    Практическая значимость работы:

    – результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы воспитателями, детскими психологами, и всеми интересующимися данной проблемой

    – апробирована коррекционная программа, позволяющая профессионально и системно подойти к проблеме готовности к школе, которая может быть рекомендована педагогам психологам

    Раздел I. Трактовка воображения в филосовской и социально-психологической литературе
    1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях

    С древних времен воображение воспринималось как естественная черта человека, данная ему природой, наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, отражать и т. д.

    «Способность воображения, как фундаментальная и универсальная, уже видна на первых этапах культурного развития. Производство инструментов, строительство жилья и первых городов периода неолита указывает на то, что первоначальные постройки были основаны не только на предыдущем опыте использования природных явлений, но и имели характер поиска новых планов, изначально созданных в сознании создателя. "

    Наиболее активные и яркие способности воображения на ранних этапах развития общества проявились в искусстве. Активность воображения проявляется, в частности, в том, что впечатления человека, создающего образ, предстают перед зрителем как-то определенным образом, что является результатом не только рефлексивной деятельности мозга, но и сложное умственное преобразование преамбул, процесс «воображения» их в новой форме: другие масштабы, пропорции, линии, цвет и т. д. [1, с. 10-12]

    Воображение в этих действиях проявляется в способности совершать различные «преобразования» реально существующих объектов и формировать новую версию - образ, который при всем его отличии от объекта в его естественной форме воспринимается как адекватный ему.

    Способность воображать невозможное по своей природе является одной из характеристик воображения. Воображение, как и мышление, является диалектическим и включает в себя способность отходить от реальности через активную деятельность сознания, добровольные усилия намеренных и рациональных действий человека. Внимание к заботе устанавливается идеями, возникающими в процессе практической деятельности. Это особая сфера действия для воображения, благодаря которой, как через образ, он сливается со знанием.

    Большой интерес представляют интерпретации проблемы воображения Аристотеля, чья работа считается синтезом научных знаний того времени. Это касается не только философии и естествознания, но и литературы и искусства, изучение которых в полной мере раскрывает как саму природу творческого процесса, так и фундаментальные эстетические концепции. Одним из способов познания Аристотеля является воображение, которое играет активную роль как в научном, так и художественном творческом процессе. [2, с. 12]

    Таким образом, философ считал законным для науки ставить чисто теоретические проблемы, рассуждая о понятиях и количествах, которые существуют только в воображении и имеют определенное значение только для истеблишмента (ученых). Это ясно проявляется, когда он интерпретирует проблемы бесконечности, проблемы времени, пространства, движения и т. Д. При проведении естественнонаучных исследований было уместно поставить вопрос о бесконечности, установить, существует ли она или нет. нет, и, если он существует, определить, что он представляет.

    Рассмотрение проблемы воображения на примере концепции Канта осуществляется главным образом путем раскрытия довольно разнообразных функций, которые он выполняет. Это, прежде всего функция синтеза, которую философ, руководствуясь Лейбнисом, поставил вышеупомянутым анализом.

    Анализ различных функций воображения в теории знаний Канта приводит к выводу, что продуктивная деятельность воображения может рассматриваться, по сути, как исходная основа всех структур человеческого познания. Кант показал, что каждое значение и, в конечном счете, каждая объективная концепция человеческого сознания в целом является лишь продуктом воображения (Бородай Ю.М.).

    Давайте рассмотрим содержание, которое Гегель вкладывает в концепцию воображения. Обращаем внимание на то, что философ говорит именно о силе воображения. [3, с. 10-12]

    Гегелевская когнитивная схема познания начинается с созерцания и заканчивается концептуальным мышлением. Место воображения в нем четко определено: оно связано с репрезентацией, то есть с внутренним созерцанием, которое непосредственно связано со знанием.

    Согласно Гегелю, сила воображения определяет образы. Это зависит от субъекта, потому что в процессе воображения самость определяет или верит; от этого зависит приписывание образов друг другу и то, каким образом вместо их объективной связи они получают субъективную связь. Способность воображения выступает как специфическая характеристика субъекта, как его индивидуальные качества, в зависимости от уровня развития его совести, таланта и т. д.

    Наконец, отметим, что почти впервые в истории философии понимание самой проблемы прояснилось, были открыты ее новые аспекты и найдены решения многих теоретических вопросов, касающихся природы и функционирования воображения в структуре познавательной деятельности. Кант и Гегель отвлекались от многих особых проблем и рассматривали эту проблему фундаментально, в том числе в контексте человеческой духовности и культуры. Кант и Гегель рассматривали продуктивную, творческую роль воображения в качестве активной силы.

    Этот аспект, который влияет на творческую природу воображения и его когнитивный потенциал, а также на особенности воображения, состоящие из способности создавать что-то новое, также испытал своеобразное развитие в некоторых современных зарубежных концепциях. Их очень много, и они возвращаются к своим основным принципам не только к кантовским и гегелевским схемам, но и к иррациональной философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других, главной чертой, которой является обращение к Творческая природа воображения как методического руководства, понимаемого как альтернатива общепринятому, в том числе научному, методу познания.
    1.2 Воображение как способ создания нового (психологический аспект)

    В отношении характеристик и причин возникновения они различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; В связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задачами, которые ставятся перед произвольным воображением, они различают: 3) новое творение, 4) творческое воображение и 5) человеческие мечты.



    Рисунок 1- Воображение

    Непроизвольное или пассивное воображение

    Это самый простой тип воображения, состоящий из появления и объединения представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, в то же время ослабляя сознательный контроль со своей стороны. во время его выступлений.

    Воображение постоянно связано со способностью человека изменять мир, трансформировать реальность, фантазировать и создавать новые вещи.

    Процесс воображения направлен на поиск оригинальных нестандартных картинок и идей, которые, однако, не всегда возникают стихийно и стихийно. Их внешний вид зависит от ряда условий и, прежде всего, от существующих идей, богатства практического опыта, знаний, навыков и таланта человека. [4, с. 12]

    Большое значение имеют примеры воображения (фантазии), способы обработки представлений при создании фантастических изображений, которые сводятся к следующему: схематизация, агглютинация, гиперболизация и миниатюризация (Рубинштейн С.Л.). Их можно кратко охарактеризовать следующим образом.

    1) Схематизация заключается в том, чтобы мысленно исключить любые свойства и качества, присущие конкретному объекту, чтобы выделить главное в нем. Раскрывая смысл схематизации, С.Л. Рубинштейн, в частности, указывал, что художник только тогда достигает надлежащей выразительности в образе объекта, когда он избавляет его от ненужных и второстепенных деталей, которые мешают восприятию той самой характеристики, которая ему свойственна. Ведь «художник не фотографирует, не воспроизводит, а преображает воспринимаемое».

    Суть этой трансформации заключается в том, что она не подавляется, а приближается к реальности, что она удаляет, так сказать, случайные слои и внешние покрытия. В результате его главная фигура более глубоко и более верно приписана. Продукт такого воображения часто дает изображение или значительно более правдивое, более глубокое и более адекватное изображение реальности, чем фотографическое воспроизведение данного непосредственно не может сделать. "

    2) Агглютинация включает в себя объединение серии представлений в последовательности, которая отличается от нашего прямого понимания и опыта. Эта техника, проявляющаяся в многочисленных частных формах, дает представление об особенностях построения образа на ранних этапах развития искусства: одухотворении неживой природы, растений и животных; придание человеку животного свойства; включение известного объекта в новую ситуацию; и другие.

    3) Суть гиперболизации, а также миниатюризации, заключается в умственной трансформации (увеличении или уменьшении) различных типов объектов или идей для достижения определенного эффекта (критического, комического и т. Д.). Кроме того, существующие модификации могут быть сделаны как со всем предметом, так и с его отдельными деталями, подчеркивая их. Оба элемента можно использовать одновременно, что позволяет увидеть изображение в новом ракурсе.

    Точно так же выдающиеся психологи С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие подчеркивают вопрос об особенностях воображения и его отличии от других форм психической деятельности, вовлеченных в процесс познания. процесс приобретения новых знаний, специфическая функция воображения и его эвристическая ценность, а также роль идей в процессе познания и творчества и т. д. [5, с. 10-12]

    Как отметил Л.С. Выготский, для психологов не было проблемой доказать связь между воображением и предыдущим опытом и уже накопленными впечатлениями. Задачей было объяснить моменты, присущие созданию новых образов, которых не было в прошлом опыте. Также не была удовлетворительно решена проблема специфики воображения и его различия с другими формами сознания.

    Несмотря на противоречивые мнения по этим вопросам, на основе накопленного опыта и знаний были выдвинуты предложения, которые представлены в качестве доказательства и с которыми рассматриваются психологи и философы различных направлений. Одним из них является то, что деятельность воображения, даже когда он работает на предыдущих изображениях, является творческой. Конечно, в воображении создаются новые комбинации из тех элементов, которые на самом деле не новы.

    Однако воображение не повторяет, но в тех, же сочетаниях и в тех же формах, отдельные впечатления, которые накопились ранее, но создает новые серии. Кроме того, эта деятельность определяется психологически по-разному: она происходит в разных измерениях, образы появляются в другой среде, в новых связях и т. д. [6, с. 10-12]

    Поэтому, вводя что-то новое во время наших впечатлений и изменяя их так, чтобы появился новый, ранее несуществующий образ, мы можем говорить о воображении как о творческом процессе. Эта его особенность является «самой основой» воображения.

    Описывая взаимосвязь между мышлением и воображением, отметим следующие важные моменты: между процессами мышления и процессами воображения существует сходство, взаимосвязь, которая проявляется в том, что моменты их наиболее удивительного проявления приходятся на определенный период генетические в развитии человека и совпадают с появлением речи. Как отмечает Л.С. Выготский, исследования показали, что «очень мощный шаг в развитии детского воображения сделан в прямой связи с усвоением языка, что дети, задержанные в развитии языка, крайне отстают в развитии воображения».

    Было бы неправильно рассматривать воображение только как особую функцию мышления, которая почти одинакова и повторяется.

    Таким образом, в игре или в деятельности изобретателя воображение предстает как сложная форма умственной деятельности, которая представляет собой реальное сочетание нескольких функций в их своеобразных сочетаниях. По отношению к ним название психологической системы со сложной функциональной структурой является более подходящим, говорит Л. С. Выготский.

    1.3 Сущность, виды и функции воображения
    «Воображение - умственный процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средства и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в производстве изображения, которые не программируют, но заменяют деятельность, при создании изображений, которые соответствуют описанию объекта ». [7, с. 10-12]

    Мы будем рассматривать воображение как умственный процесс, выраженный как:

    1. При построении образа, средства и конечного результата субъектной деятельности субъекта;

    2. Создание программы поведения, когда проблемная ситуация неясна;

    3. При производстве изображений, которые не программируются, а заменяют деятельность;

    4. При создании изображений, соответствующих описанию объекта.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Это ему очень помогает в тех жизненных ситуациях, когда практические действия невозможны или трудны, или просто неадекватны или нежелательны.

    Отношение человека к процессу воображения напрямую определяет существование различных типов воображения:

    1. Активное воображение - характеризуется тем, что, используя его, человек по собственной воле, усилием своей воли, вызывает соответствующие образы.

    2. Пассивное воображение состоит в том, что его образы возникают спонтанно, в дополнение к воле и желанию человека.

    3. Продуктивное воображение - характеризуется тем, что реальность сознательно создается человеком, а не просто копируется или воссоздается механически. Кроме того, на изображении эта реальность трансформируется творчески.

    4. Репродуктивное воображение - при его использовании задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя в ней есть элемент фантазии, такое воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество.

    В процессе человеческой жизни воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять реальность в изображениях и уметь использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органично включена в него. [8, с. 10-12]

    Вторая функция воображения - регулировать эмоциональные состояния. С помощью воображения человек способен хотя бы частично удовлетворить многие потребности и снять создаваемое напряжение. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в таком направлении психологии, как психоанализ.

    Третья функция воображения с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и условий человека. С помощью умело созданных образов человек может обратить внимание на необходимые события, благодаря изображениям он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.

    Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий, то есть способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

    Пятая функция воображения - это планирование и составление графиков деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

    С помощью воображения человек может контролировать многие психофизиологические состояния организма, приспосабливая его к будущей деятельности.

    Поэтому с помощью специальных упражнений и техник вы сможете развить свое воображение. В творческих видах работ - науке, литературе, искусстве, технике и т. Д. Развитие воображения происходит естественным путем в классе в этих видах деятельности. При аутогенной тренировке желаемый результат достигается с помощью специальной системы упражнений.

    1.4 Воображение как основой компонент творческого процесса

    Мы уже упоминали о прямой связи воображения с творчеством. Поэтому считаем необходимым более подробно остановиться на психологии творчества.

    Психология творчества как науки начала формироваться между XIX и XX веками. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства, окружающие создание великих научных и художественных произведений, используя биографии, автобиографии, мемуары и литературные произведения.

    Изучены природа творчества, этапы творческого процесса, способность к творчеству и качество творческой личности. Были признаки гения, выраженные в характеристиках восприятия (напряжение внимания, большая чувствительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ориентации на ценность. Однако невозможно было проникнуть в суть описанных явлений: поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением, бессознательные процессы были признаны сущностью творчества. [9, с. 10-12]

    До середины двадцатого века психология связывала творчество с умственным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к созданию IQ-тестов - тестов на умственную одаренность. Однако исследования, проведенные многими психологами, показали, что не существует прямой связи между творчеством и интеллектом и объемом знаний, то есть не было корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - творчество.

    Изучение феномена креативности осложняется тем, что при оценке креативных характеристик исследователь в основном занимается качеством феномена. Исследования творчества на собственном научном материале были проведены в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с использованием факторного анализа, основанного на точном научном материале. Параллельно и независимо от Гилфорда серия экспериментов над художественным материалом в том же 1959 году была проведена В. Лоэнфельдом и К. Бейттелем. Сравнение результатов исследования выявило 8 основных критериев, которые являются естественными для дифференциации: [10, с. 10-12]

    • «* Способность видеть проблему.

    • Мастерство, умение видеть в проблеме как можно больше сторон и связей.

    • Гибкость как навык:

    • - понять новую точку зрения;

    • - отказаться от выученной точки зрения.

    • Оригинальность, отъезд от модели.

    • Возможность группировать идеи и связи.

    • Умение обобщать или анализировать.

    • Возможность указать или синтезировать.

    • Ощущение гармонии в организации идей. "

    Кроме того, было показано, что творчество в искусстве и науке имеет общие черты, которые позволяют передавать творческие способности из одного материала в другой.

    Область творчества трудна для исследования и вызывает много споров, потому что эмпирические факты, связанные с этой проблемой, очень широки. Тем не менее, феномен qurectivity имеет много сторонников. Эти исследователи часто совместно анализируют 4 основных аспекта: творческая среда, творческая личность, творческий продукт и творческий процесс.

    Творческая среда. Творчество проявляется через личные ощущения, размышления, знания, чувства, действия как поведение в состоянии относительной безопасности свободы окружающей среды. Творчество - это восприятие, реакция, действие или общение человека, которого другие не принуждают в естественной среде.

    Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов в последние десятилетия привело к рассмотрению фактора личности. Таким образом, психология творчества, исследуя личность со всем сектором своих качеств, следуя другим наукам, вводит в свою методологию принцип согласованности.

    Креативнй продукт. В результате творческой деятельности они могут проявиться как в научных открытиях, которые в корне меняют экономику и жизнь общества, так и в шедеврах, которые создают новые тенденции в искусстве, и даже в способности создать оригинальный букет и украсить вашу комнату. , Одним из способов оценки креативного продукта является разделение его на официально признанные компанией и относящиеся только к автору этого продукта. [11, с. 10-12]

    Креативный процесс. Согласно исследованиям психологов, создание новых вещей (идей, предметов, методов действия) осуществляется, в частности, методами мышления, которые объединяют, аналогизируют, идентифицируют новые связи и передают функции одного объекта другому.

    Один из первых исследователей творческой деятельности как психологического процесса П. Энгельмейер разделил ее на три части:

    • акт выдвижения гипотезы;

    • акт творчества;

    • акт логически проработанной идеи.

    Кроме того, воображение как психологический процесс позволяет нам представить результат труда до его начала. Причем не только конечный продукт, но и все промежуточные этапы ориентируют человека в процессе его деятельности.

    В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение использует образы. Его основная цель - преобразовать изображения, чтобы создать новую, ранее не существующую ситуацию или объект. Воображение - это отражение реальности в новых, неожиданных, необычных комбинациях и отношениях. [12, с. 10-12]

    Воображение включается в том случае, когда необходимая полнота знаний отсутствует и невозможно определить результаты деятельности, используя организованную систему понятий (мышления). Работа с изображениями позволяет вам «прыгать» через некоторые не очень ясные этапы мышления и по-прежнему представлять конечный результат.

    Воображение - это творческий акт, связанный с мыслью. Знание предмета способствует формированию нового имиджа. Эти изображения требуют оценки, отбора, обобщения. Воображение и мысль взаимосвязаны. Они конденсируют друг друга в познавательных действиях.

    Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования человеческих знаний для получения новых знаний, таких как передача знаний из одной области в другую, свойства которых необходимо изучить для решения когнитивных проблем.

    Мышление в воображении играет важную роль, так как оно отражает наиболее важные, регулярные и общие связи реальности. Типичные методы мышления стали основой для создания методов улучшения поиска креативных решений.

    Анализ литературы показал, что сочетание обобщения и аналогии являются мыслительными процессами, общими для всех видов творчества.

    «Комбинация как возможность систематизировать процесс перечисления вариантов - это сущность метода морфологического анализа, разработанного в 1930-х годах швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Метод основан на выборе наиболее важных характеристик будущего объекта и их систематическом перечислении. Новая комбинация этих функций позволяет получить новый объект или новое свойство.

    Аналогизация как осознанный поиск аналогии (под аналогией понимается как установление сходства) была введена В. Гордоном, автором метода «Синектика», в процесс решения проблемы.

    Это подтверждает нашу гипотезу о качественных различиях в уровне воображения студентов, обучающихся по различным специальностям.

    Выводы по I разделу

    1. Трудно переоценить роль воображения на ранних этапах развития общества и культуры. Многие культурные и научные результаты, существующие когнитивные результаты связаны с этим; и было бы справедливо назвать его «великим» даром, который так много сделал для развития человечества. «Воображение философски понималось в широком контексте проблем соотношения между чувственным и рациональным смыслом, концептуальным мышлением и языком, появление новых знаний.

    2. Одним из основных признаков воображения можно считать способность субъекта создавать новые образы. Воображение связано не только с мышлением, но и с сенсорными данными. Нет воображения без мышления, но оно не сводится к логике, потому что оно всегда связано с трансформацией чувственного материала. Поэтому очевидно, что воображение - это создание новых образов и преобразование прошлого опыта, и что такое преобразование происходит с органическим чувственным и рациональным единством.

    3. Самая важная ценность воображения состоит в том, что он позволяет представить результат труда до его начала, ориентируя тем самым человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его объективному воплощению.

    4. Основываясь на функции воображения, мы можем сделать вывод, что воображение связано с мышлением, восприятием, памятью, вниманием и активностью субъекта. Учитывая функции воображения, можно развивать тренировку и аутотренинг, ориентированные на регулирование эмоциональных состояний и когнитивных процессов. Управление деятельностью, в том числе творческой. [13, с. 10-12]

    5. Методы мышления являются логическим инструментом, с помощью которого реализуются идеи воображения. Следовательно, творческие способности детей должны формироваться, активизируя их мышление и воображение.

      1   2   3


    написать администратору сайта