Воспитаниеличности в творческой деятельности - Каштановой В.С. Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент
Скачать 1.21 Mb.
|
Глава 2. Реализация методики развития творческой личности участников студии современного творчества 2.1. Систематизация методов развития творческой личности для участников студии современного творчества Базой практического исследования явилась студия современного творчества. Студия существует с 2014 г., но уже сумела зарекомендовать себя как успешный плацдарм для юных дарований. Занятия в студии проходят в форме мелкогрупповых (по 3-5 чел) и индивидуальных уроков. студии занимаются дети от 3-х лет, а также взрослые. Уроки проводят опытные педагоги с музыкально-педагогическим образованием высшей категории и профессиональные артисты. программе обучения: Эстрадный и джазовый вокал: Постановка певческого дыхания; Постановка и развитие гибкости голоса; Обучение различным вокальным техникам; Владение техникой речевого пения; Пение в эстрадной манере; Техника владения микрофоном; Пение под профессиональные фонограммы; Основы актерского мастерства и хореография; Обучение на музыкальных инструментах (Индивидуальные уроки): Синтезатор; Фортепиано; Гитара; Флейта; Основы имиджа и стиля: 39 Основы макияжа; Основы этикета; Создание образа и стиля; Дефиле; Фотопозирование; Организация фотосессий; Создание портфолио; Студия звукозаписи. Цель данной главы – применить на практике теоретическое положение I главы. Задачи данной главы можно сформулировать следующим образом: – провести анализ базы исследования; – выявить уровень творческого развития участников коллектива; определить методы развития творческой личности и раскрыть механизм их применения в педагогической практике; – проанализировать и обобщить результаты педагогической работы, сформулировать рекомендации по развитию творческой личности путём занятий хореографией. Как уже было определено в рамках теоретического исследования развитие творческих способностей детей в коллективе танца будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, направленных на достижение конечной цели при условии: системности; учёта специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей; наличия воспитательной работы; 40 создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития. Практическая часть исследования состоит из нескольких этапов. Этапы реализации: 1 этап – организационно - диагностирующий: Исследовательская деятельность: Характеристика базы исследования; Первичная диагностика уровня творческого развития учащихся. 2 этап – основной: Педагогическая работа по улучшению показателей – выбор педагогических методов. этап – контрольный: Повторная диагностика, анализ результатов. Опираясь на требования межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г., на материалы теоретического исследования, используя научную литературу по педагогике – И.Ф. Харламов, И.П. Подласый; по психологии – Е.И. Рогов, Г.С. Абрамова и др., а также, исходя из собственного опыта, автором данной работы, педагогом класса хореографии студии современного творчества были отобраны и применены в обучении методы развития творческих способностей личности. Главная цель обучения состоит в том, чтобы на основе интересов подростков создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце. Задачи: Развитие чувства ритма и музыкальности; Развитие моторно-двигательной памяти; 41 Изучение основ актёрского мастерства; Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце; Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа; Выявить юные дарования, с целью их продвижения. Дети, занимающиеся в студии современного творчества танцами, получают весьма разностороннее интеллектуальное, художественное и физическое развитие. данной программе использованы последние идеи и правила преподавания танцев с использованием новых разработок, методик и нормативных документов. Для каждой группы свой план обучения, который строится в зависимости от условий занятий, возрастных особенностей, стажа работы педагога, его педагогического и профессионального мастерства. Идеология данной программы заключается в следующем: сделав набор, педагог должен предложить такую систему обучения, которая бы заинтересовала учащихся и их родителей, а также максимально эффективно способствовала именно всестороннему и, главным образом, творческому развитию. Это в первую очередь связано с тем, что в студии современного творчества занятия танцами воспринимаются детьми ни как основа, а как сопутствующее целому комплексу занятий. Им нужен достаточно быстрый результат. Поскольку большинство занятий все же проводятся на коммерческой основе, то успех напрямую зависит от качества. Главное, чтобы ученику было интересно, а родители видели результат его творческой деятельности. Именно развитие творческих способностей считает главной задачей педагог. Участники студии должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми 42 развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности. Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Специально созданная программа обучения направлена на развитие категорий, составляющих творческие способности детей 10-12 лет. К ним относятся: Развитие музыкальности. Развитие коммуникативных навыков. Развитие способностей фантазии и импровизации. Развитие и тренировки психических процессов (эмоциональной сферы). Реализация данных категорий осуществлялась поэтапно. 1-й этап – предварительный – проходил в момент набора в студию, заключался в элементарном наблюдении способностей ребенка, затем в течение первых двух занятий фиксировалось в журнале то, что ребенок уже может и знает, так как некоторые дети ранее уже занимались в других группах в других клубах. На данном этапе в коллектив пришли 6 детей из которых 2 имели уже опыт танцевания в других коллективах, 1 – не имел опыта танцевания вообще. 2-й этап – развивающий – осуществлялся с опорой на общие принципы обучения. Одним из основных принципов данной программы обучения является принцип от простого к сложному, т.е. принцип поэтапного усложнения и развития материала. Основные позиции, положения рук, изучение простейших шагов: в сторону, вперед (каблук передней ноги находится напротив носка задней), назад (носок задней ноги находится напротив каблука передней) с их постепенным усложнением, варьированием. 43 В процессе тренировки педагог использует разные методы обучения. Такая методика проведения занятия, по мнению педагога студии, способствует постепенному развитию технических и творческих способностей. Многообразие методов осуществления педагогического процесса обусловлено тем, что этот процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. Следовательно, методы будут способствовать наиболее эффективному развитию творческих способностей и активности детей. К ним относятся методы организации учебно-познавательной деятельности; методы организации взаимодействия детей друг с другом; методы стимулирования творческой деятельности, социального и психического развития детей; методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в основе целостного педагогического процесса в образовательной практике лежат не только методы, но и разнообразные технологии организации творческой деятельности. Исследованием педагогических технологий занимались такие отечественные учёные-педагоги, как В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, М.П. Горчакова-Сибирская, М.В. Кларин, М.М. Левина, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков и др. Под педагогической технологией понимается «последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса». [14, С. 125]. По мнению В.М. Монахова, педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного 44 процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для всех участников этого процесса [14, С.132]. Методы и технологии педагогического процесса взаимосвязаны друг с другом, и их выбор диктуется изучаемым материалом, индивидуальными способностями, практическим опытом педагога и др. эти методы будут основополагающими при проведении экспериментальной части исследования. Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом учащимися усваивается музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко охарактеризуем каждый из методов применительно к хореографии: Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры. Метод показа танца органически сочетается с методом устного изложения учебного материала. помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки. Метод танцевально-практических действий. 45 Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков, включая в себя: Тренировочные упражнения – это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания – это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися. Особенность состоит в том, что на каждом уроке педагог использует разный набор методов: Репродуктивный (показ-повтор); Объяснительно – иллюстративный: рассказ о танце, беседа, показ движений, прослушивание музыки, просмотр видео. Частично поисковый: поиск новых движений, импровизация, творческие работы учащихся. Формы: КВН; 2 Занятие познавательной деятельности детей: парная, индивидуальная, фронтальная; 46 процессе организации обучения по развитию творческих способностей большое значение уделяется общим дидактическим принципам:научности,систематичности,последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. На каждом занятии отрабатываются упражнения, создаются комбинации, разучиваются новые элементы и композиции, осуществляются импровизации. Каждый отдельный урок направлен на развитие категорий – компонентов, составляющих творческие способности. Так, например, коммуникативные навыки формируются на занятиях танцами по следующим принципам: Дети, обучающиеся в студии, имеют общие интересы и задачи. С первых дней занятий педагог стремится создать комфортную зону общения для всех участников студии. Быстрее освоиться и познакомиться помогают различные игры-знакомства. Занимаясь танцем в небольшой группе, дети получают навык правильного взаимоотношения и общения. Занимаясь в коллективе, выполняя требования педагога-тренера, ребенок учится выстраивать свое общение с взрослыми людьми. На занятиях ребенок не просто слушатель исполнитель, а активный и равноправный участник процесса. Его точка зрения не отвергается, но ребенок должен аргументировать ее применение в практике хореографии. Любые вопросы в коллективе приветствуются и проходят под девизом «кто не спрашивает, тот не знает», поэтому дети не боятся высказывать свое мнение, что также способствует развитию коммуникативных навыков. Другой не менее важной функцией занятий танцами является развитие интеллектуальных навыков. Познавать, мыслить, анализировать систематизировать информацию, творчески относиться к ней, развивать креативное мышление, воплощать свои мысли через пластику тела – вот основные задачи в этом направлении. Обучающимся на занятиях 47 предлагается составить свою хореографию из изученных движений, что помогает относиться к полученной информации творчески и осмысленно. На начальных этапах обязательно происходит обучение основам музыкальной грамоты, так как участники студии также занимаются музыкой и пением. Ребенок должен уметь определять темп, знать ритмические особенности, музыкальный размер произведения, слышать сильную долю, уметь выделить синкопированный ритм, двигаться под музыку. В процессе занятий ребенку предлагается при прослушивании музыкальных композиций прохлопать сильную и слабую доли, различные длительности. На наших занятиях это происходит в форме игровых упражнений, что способствует хорошему усвоению и интересу детей. Выходя на выступления и вокальные конкурсы, ребенок на основе полученных знаний учится быстро реагировать на новую для него ситуацию: ориентироваться в новом пространстве, правильно раскладывать хореографию, успевать слышать педагога и использовать его замечания в процессе выступления. Получая оценку зрителя и жюри за свое выступление, ребенок имеет возможность испытать различные эмоции, учась правильно реагировать на ситуацию. Всегда приятно быть победителем, но и роль проигравшего это необходимый опыт в жизни ребенка, который учит адекватно оценивать свои достижения и делать правильные выводы (победа – не повод для расслабления, а поражение – повод задуматься, что ты не сделал, для того чтобы победить). Занимаясь студии, обучающийся запоминает, перерабатывает и анализирует обширный поток информации. Развивая свои интеллектуальные навыки, ребенок имеет возможность использовать полученную информацию и приобретенный опыт в повседневной жизни. Искусство хореографии позволяет обеспечить физическое развитие ребенка, сделать его более выносливым, укрепить мышцы, развить гибкость, мышление, координацию. Поэтому развитие физических навыков – это повышение результативности функциональных 48 возможностей ребенка. На занятиях танцами именно этому аспекту уделяется большое внимание. Учитывая, что дети, получают большую нагрузку, организм ребенка должен подготавливаться к этой нагрузке постепенно и планомерно. Для этого используется система, по которой все основные способности человека тренируются комплексно и сбалансировано. Осуществляется это следующим образом: каждое занятие начинается с разминки – разогрева, которая призвана подготовить тело ребенка к дальнейшим нагрузкам и избежать травм. Обязательно разогреваются суставы, позвоночник, связки ног. Периодически проводится общефизическая подготовка, где решаются задачи по развитию и совершенствованию гибкости, координации, выносливости, тренировка правильного дыхания и пр. С помощью различных физических упражнений прорабатывается верхняя зона тела (плечи, руки, грудные мышцы, спина), нижняя зона (ноги). Центр тела является базой, без укрепления которой не возможно развитие правильных двигательных навыков и исполнения танцевальных движений. В конце проводится заминка, которая состоит из серии упражнений на растяжку. Используются также специальные танцевальные тренажи. Наряду с отработкой специфических танцевальных навыков, они тренируют и физические качества, например: детям предлагаются исполнение тренажа различных темпах – тренируется скорость, добавляются движения рук или меняется ракурс – развивается координация и так далее. Тело – инструмент, который необходимо совершенствовать для того, чтобы иметь возможность достигать более высоких творческих результатов. Развитие воображения, креативного мышления, фантазии происходит на занятиях также в процессе импровизаций. На занятиях ребенок не просто слушатель и исполнитель, а активный и равноправный участник процесса, способный самостоятельно соединять известные ему движения и элементы в танцевальную композицию. Действия по развитию творческой активности учащихся: 49 Мотивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности. Формирование желания заниматься понравившимся видом деятельности. Посещение театров, выставок, экскурсии в музей. Демонстрация произведений искусства – образцов мировой культуры. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребенка. Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости, вхождение ребенка в мир культуры (Анкеты, игры, тесты, викторины, упражнения на креативность, беседы о культуре своего региона). Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса. Выстраивание перспективы деятельности ребенка, корректировка учебной программы с учетом разновозрастного (10-12 лет) и разноуровнего состава детей. Определение содержания учебно-воспитательного процесса. Постановка воспитательных задач. Осознание ребенком себя как члена большой мастерской. Определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности. Скрытая помощь ребенку педагогом и детьми – «коллегами по цеху», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали «изюминка» в каждой работе детей. Укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживания и сочувствовать другому. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Составление плана работы коллектива, выбор форм и методов. 50 7. Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребенка. Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить. Развитие творческой активности, поиск нового, создание необычных творческих работ, умение самовыражаться в творчестве. Развитие коммуникативных и организаторских способностей ребенка. Организация и проведение творческих мероприятий. Наличие концертной деятельности коллектива (Класс – концерты, конкурсы, фестивали), посещение театров, знакомство с шедеврами мирового искусства. Анализ и оценка результатов деятельности. Подведение итогов с детьми. Закрепление позитивных качеств ребенка, нацеленность на дальнейшее занятие полюбившемся делом, обучение других. Коррекция воспитательного процесса. Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка учебных программ. Рост профессионального мастерства педагога. |