Воспитаниеличности в творческой деятельности - Каштановой В.С. Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент
Скачать 1.21 Mb.
|
2.2. Диагностика творческих способностей участников студии современного творчества Практическое исследование по развитию творческой личности (творческих способностей личности) проводилось на группе возрастной категории от 10 до 12 лет (Табл. 1):
Теоретический анализ показал, что возрастной период 10-12 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков происходит активное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высоким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам общения в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных группах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах. Особая восприимчивость и поведенческая гибкость, открытость младших подростков позволяет строить отношения со взрослыми на принципах партнерского общения. Основные признаки происходящих изменений с младшими подростками описаны в известном исследовании Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются: учебной деятельности, которая, помимо задачи освоения обязательной учебной программы, приобретает смысл как осознанная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию; общение с товарищами становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе; 52 взросление как новообразование младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»; овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием «хорошего товарища», оцениваемых в первую очередь отношении себя самого. Г.А. Цукерман характеризует младший подростковый возраст как особый, стратегически важный в развитии человеческой личности и имеющий свои специфические особенности, в том числе наличие существенных преобразований в представлениях 10-12 летних о своем Я по выходе из детства, связанных с начинающимся поиском своей идентичности. Особое значение приобретает практика групповых и мелкогрупповых занятий в качестве метода гармоничного, целостного развития личности подростка, его Я-концепции. Младшие подростки, в силу особенностей своего возраста, наиболее легко откликаются на сотрудничество с взрослыми и сверстниками, быстро включаются в выполнение творческих заданий, им характерны живость и активность ума, эмоциональные и волевые проявления. Важно помочь младшему подростку создать о себе представление как о достойной личности, обладающей позитивной Я-концепцией. теории «зеркального Я» Ч. Кули показано, что индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Исходя из этой теории можно сказать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека. Большое значение в этом процессе имеет малая группа, в которой осуществляется непосредственное общение ее членов между собой. Можно сказать, что человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие. 53 Таким образом, развитие личности 10-12 летнего ребенка является продуктом, результатом процессов самопознания и самооценивания человека в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социально-нравственном аспектах, существенное значение в становлении которой имеют различные внешние влияния, которые испытывает, переживает подросток. Особенно важным для него являются отношения со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют его представление о самом себе. Переживание таких подростков часто связаны с чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности существования, что выражается в отчужденности, неспособности выбрать карьеру и продолжить образование, противоправном поведении. Знания о себе подрастающий человек получает из двух источников: отношение к нему родителей, учителей, других значимых взрослых и сверстников в обратной связи; из собственного состояния в процессе переживания внутренней целостности. Еще не взрослый, но уже и не ребенок, подросток, при успешном течении событий переходит на новую ступень развития личности – к сознательному, осмысленному управлению собственным развитием, «самооформлению». Чувство взрослости проявляется в умении ставить собственные цели, находить пути их решения и достигать желаемого результата. Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя [41]. Таким образом, осознавая свою прямую причастность к формированию личности ребенка, к развитию его творческих способностей и самостановлению, педагоги студии современного творчества стараются максимально индивидуально подходить к данному 54 процессу, используя известные и разрабатывая инновационные методы работы с детьми. На данном этапе исследования методом наблюдения и тестирования была проведена первоначальная диагностика творческих способностей участников группы (табл. 2). Таблица 2- Первичная диагностика творческих способностей участников группы Первичная диагностика творческих способностей
По результатам первичной диагностики можно судить о том, что компоненты, составляющие творческие способности, у участников группы развиты неодинаково. На низшем уровне: - креативность, воображение творческое мышление, творческая активность. На среднем уровне развиты: - музыкальность, эмоциональная раскрепощенность, На высшем уровне: фантазия, коммуникативные навыки. Определение эффективности методов по развитию творческой личности потребовало проведения повторной диагностики творческих способностей участников группы. Результаты повторной диагностики отражены в Таблице 3: 55 Таблица 3 -Повторная диагностика творческих способностей Повторная диагностика творческих способностей
Динамику развития творческой личности также можно проследить по следующим критериям: а) участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества Учащиеся группы успешно участвовали в различных городских творческих мероприятиях. Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участников группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности. Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой личности зависит не только от внутренней мотивации, но и от стимулирования этой мотивации извне. процессе исследования выявилось, что танцевальные занятия повлияли на формирование и развитие творческих качеств личности, в связи с этим была проведена анкета для учащихся группы, где они указывали, какие качества у них развились на уроках по хореографии. 56 Заключение Результаты исследовательской работы показали, что проблема развития творческой личности детей находится сегодня в центре внимания исследователей и практиков государства, работающих в сфере образования. настоящее время внимание педагогов-хореографов направлено на разработку специальной методики работы в области детской хореографии соответствии с межведомственной программой развития ДОО в РФ. процессе исследования выявлено, что развитие творческих способностей детей в коллективе танца представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, при условии: системности; учета специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей; наличия воспитательной работы; создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития. исследовании проведен анализ литературы и основных терминов работы. Дана характеристика творческой личности и раскрыты методы ее развития средствами хореографического искусства. Практическая значимость исследования заключается в разработке основных требований содержанию, формам и методам педагогической работы по развитию творческой личности в хореографическом коллективе. Проведя теоретический анализ с апробацией его результатов в рамках практического исследования, путем реализации методов развития творческих способностей участников студии современного творчества на занятиях, автор работы заметила, как у детей постепенно сформировался 57 устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию самого процесса занятий и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился общий уровень самостоятельности, изобретательской активности. Постепенно учащиеся из объекта деятельности превратились субъект, которому дозволено творить, порождать новое. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объем работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Улучшился и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в студии, так и на городском уровне, ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Таким образом, широко и комплексно используя различные приемы методы развития творческой личности и применяя их в учебном процессе на занятиях хореографией, педагог добивается положительных результатов. ходе исследования были разработаны некоторые рекомендации, которые, в свою очередь, могут служить опорным конспектом для начинающих хореографов и руководителей хореографических коллективов. Занятия хореографией должны осуществляться по возрастам и степени подготовленности. В процессе занятий должна осуществлять большая работа по подготовке не только техничного исполнителя, но главное развитие здоровой, гармонично-развитой, творческой личности. Для этого в процессе занятий педагог должен использовать все многообразие педагогических методов: 58 теоретические (беседы, объяснения, показ иллюстраций, прослушивание музыкальных композиций); практические (наглядно-зрительный прием и тактильно- мышечная наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища и осанки; отработка движений); визуальные (просмотры видеозаписей, фотографий, концертов, выступлений); сценические (выступления на праздниках, небольших конкурсах, различных мероприятиях). 59 |