Главная страница
Навигация по странице:

  • ____________________________________________________________

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности 1.1. Компонентный анализ творческой личности

  • Воспитаниеличности в творческой деятельности - Каштановой В.С. Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеКурсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент
    Дата26.04.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВоспитаниеличности в творческой деятельности - Каштановой В.С. .doc
    ТипКурсовая
    #1092231
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5





    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «Тольяттинский государственный университет»

    ____________________________________________________________

    (институт)

    44.03.02 Психолого-педагогическое образование

    (кафедра)

    КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)


    • «Воспитание личности в творческой деятельности»


    Студент

    Каштанова Виктория Сергеевна

    (И.О. Фамилия)




    Группа

    ППОбп-1902а

    (И.О. Фамилия)




    Преподаватель


    (И.О. Фамилия)





    Тольятти 2020


    Оглавление




    Введение

    3

    Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности

    8

    1.1. Компонентный анализ творческой личности

    8

    1.2. Предпосылки развития творческой личности участника




    хореографического коллектива

    19

    1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на




    занятиях хореографией

    27

    Глава 2. Реализация методики развития творческой личности




    участников студии современного творчества

    38

    2.1. Систематизация методов развития творческой личности




    для участников студии современного творчества

    48

    2.2. Диагностика творческих возможностей участников студии




    современного творчества

    53

    Заключение

    55

    Список литературы

    57

    3
    Введение
    Проблема развития творческой личности детей находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков государства, работающих в сфере образования. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Оправданно считается, что средой развития творческой личности и художественного воспитания школьников является деятельность детских творческих коллективов. Среди них хореографические коллективы, которые обладают большими возможностями для всестороннего
    художественного совершенствования ребенка, гармоничного формирования его внутреннего мира.
    Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Сфера дополнительного образования детей (далее ДОД) является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать как один из
    приоритетов инновационного развития страны. Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.


    • настоящее время внимание педагогов-хореографов направлено на разработку специальной методики работы в области детской хореографии.


    Новые педагогические идеи, эффективные методики их внедрения являются сегодня предметом пристального внимания руководителей хореографических коллективов. Существует богатый арсенал знаний в

    4
    области детской психологии, педагогики, физического и творческого развития, однако недостаточно разработана «официальная» методика обучения и воспитания в детском хореографическом коллективе с учетом возрастных особенностей и возможностей его участников. Очевидно, что творческое развитие личности следует признать самой существенной и одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Актуальность этих задач определила значимость исследования по теме.
    Проблема развития творческой личности стала в настоящее время настолько актуальной, что ее можно назвать «проблемой века».
    По мнению многих психологов в современной педагогической практике уделяется недостаточное внимание развитию творческих способностей детей. А ведь главная задача образовательной системы – обеспечить развитие личности ребенка.
    Формирование творческих способностей у ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но, прежде всего, специальными творческими занятиями, будь то музыка, пение, рисование, танец. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, творческие способности и творческое мышление.
    Важным интегрирующим компонентом в данном процессе является развитие хореографического искусства – одного из наиболее востребованных, доступных, массовых видов искусства и действенного средства формирования творческих качеств личности.

    Проблема изучения творческого развития детей многоаспектная, и поэтому является недостаточно разработанной в научных исследованиях. Таким образом, не разработанность этой проблемы в силу ее многокомпонентности и значимости определило тему исследования «Развитие творческих способностей детей в коллективе танца».
    Объектом исследования является процесс развития творческой личности средствами хореографического искусства.
    Предмет исследования – методика развития творческих способностей детей в хореографическом коллективе.
    Цель курсовой работы: исследовать развитие творческих способностей детей в коллективе.

    Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу. Основу её составляет положение о том, что развитие творческих способностей детей в коллективе танца будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, направленных на достижение конечной цели при условии:


    • системности;




    • учета специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;




    • наличия воспитательной работы;




    • создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития;




    • методического материала.


    Результатом исследования будет являться подтверждение или опровержение данной гипотезы.
    Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех наиболее значимых вопросов исследования:


    1. Проанализировать научную литературу по теме исследования,


    включая периодические издания;


    1. Исследовать творческие способности личности, с опорой на состояние проблемы в системе гуманитарных наук;




    1. Изучить природу развития способностей, в том числе творческих способностей;




    1. Провести практическое исследование по адаптации теоретических положений к практике в коллективе танца.

    Теоретико-методологическими основами исследования служат концептуальные положения современной науки о формировании и развитии творческой личности, о человеке как высшей ценности социального развития; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме исследования особенностей развития творческих способностей у детей различных возрастов: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтев, Б.Г. Ананьев, М.Р. Ярошевский, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, С.Л. Рубиштейн, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.А. Крылова, Д.Б. Эльконин, С.А. Смирнов, И.В. Дубровина, В.Д. Шадриков, Л.Н. Азарова, С.А. Леднева, Н.П. Миронов, Л.Ю. Субботина, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторский и др.
    Теоретическая и практическая значимость исследования.


    • исследовании проведен анализ литературы и основных терминов работы. Дана характеристика творческой личности и раскрыты методы ее развития средствами хореографического искусства.


    Практическая значимость исследования заключается в разработке основных требований к содержанию, формам и методам педагогической работы по развитию творческой личности в хореографическом коллективе. Использование материалов исследования может служить опорным конспектом для начинающих хореографов и руководителей хореографических коллективов. Выводы и рекомендации, сделанные в работе, дадут возможность избежать ошибок в процессе развития творческой личности.
    Методы исследования: анализ теоретической, методической и специальной литературы, сопоставления, анализ работы практиков.
    Структура исследования: введение, первая глава – анализ проблемы, вторая глава – экспериментальное исследование и анализ результатов, заключение, список литературы.

    8
    Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности
    1.1. Компонентный анализ творческой личности

    На современном этапе развития общества задача развития творческой личности детей, является одной из важнейших задач, стоящих


    • системе образования. Однако многие исследователи сводят проблему творческой личности к проблеме человеческих способностей. Для того чтобы подробно изучить теоретические аспекты природообразования, формирования и развития творческой личности необходимо рассмотреть общее состояние проблемы в различных областях знаний, определить основные и смежные понятия исследования.


    В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Юнг, В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития.
    Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.


    • педагогической литературе творчество определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные


    продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева и др.).
    9
    Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов и др.) подчеркивают, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.
    Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творчеству: Это способность обнаруживать новые решения и способы выражения; Это сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии [18, С.11]. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца
    – субъекта творческой деятельности.
    Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Это процесс, который может приводить к созданию отличающегося неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью продукта, таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.

    Структурными компонентами творчества являются: процесс, продукт, личность, среда. Творчество представляется в виде процесса, осуществляемого в определенных условиях (среде) субъектом творчества (личностью).
    На рубеже ХIX-ХХ столетий как специальная область исследования начала складываться «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории»


    • «психологии» творчества, во многих работах начала ХХ в.


    рассматривались совместно. Такое рассмотрение даже формально объединялось общим названием – «теория и психология творчества».
    До середины ХХ века исследованиям творчества не придавалось существенного значения, затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных требований общества. Иначе говоря, научно-

    10
    техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. В России впервые начали рассматривать творчество потебнисты (в честь автора теории А.А. Потебни). Они строили свою теорию на теориях словесности, истории и культуры. Они расчленяли процесс творчества на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения. «Но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок; можно лишь с уверенностью заметить, что работа эта носит характер закона наименьшего сопротивления сил, в силу которого выбирается исключительно типичное» [12, С. 143].


    • дальнейшем творчество рассматривал В.М. Бехтерев. «Для всякого творчества, – пишет В.М. Бехтерев, – необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе» [12, С. 145].


    Таким образом, ход описанных теорий все отчетливее и отчетливее говорил о том, что творчество подчинено психологическим закономерностям, заключающихся в том, что оно развивается параллельно


    • развитием творческих способностей, основу которого они составляют. Все данные теории сходны в одном: творчество – это созидание


    нового, оригинального, присущего только образованному человеку, наделенному творческими способностями. Специфические качества творческой личности связывались с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью.
    Но теории творчества совершенствовались, охватывая и другие области знания. И уже во второй половине ХХ в. выдающимся психологом Л.С. Выготским была исследована история развития личности ребенка, деятельность, выполняемая им. Его исследования, доказали, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека,

    11
    которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Это показывает, что Л.С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [9, С. 234].
    Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о развитии творческих способностей у детей. Именно творческие способности являют собой основу творчества.
    Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, H.C. JIeви, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и др.
    Этот термин, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен:
    1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.
    2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности (данное

    12
    определение появилось и было принято в 18–19 вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время).
    3.Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено сейчас. И вместе с тем является наиболее узким


    • наиболее точными из всех определений [9, С. 245].




      • самом общем виде способности определяются как индивидуально-


    психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение. Фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
    Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, хореография и т.п., человек поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие способности [9, С. 246].
    Существует целый ряд классификаций способностей:


    1. природные способности в основе своей биологически обусловленные. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками и формируются на их

    13
    основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы
    научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других.
    2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.


    • состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов (21, С. 189).


    Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в определенный период, то впоследствии ее развитие очень затруднено, а то и вовсе невозможно. Ряд ученых, в частности Б.М. Теплов, считают, что способности не могут существовать иначе как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.

    14
    При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности


    • умения не тождественны, но они взаимосвязаны. Важную роль в развитии способностей играют мотивация и, вызываемая ею, напряженная активность. Наблюдения за одаренными детьми показывают, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они предрасположены. Такие дети могут без устали часами изо дня в день заниматься интересующим их делом.


    Существуют определенные теоретические концепции и подходы к проблеме творческих способностей (В.Н. Дружинин, Т.В. Галкина,
    Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, С. Медник, Р. Стернбергер и др.). Однако условия для развития творческих способностей у детей в творческом коллективе не достаточно четко определены.
    Творческие способности принято рассматривать с позиции креативности.
    Креативность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу А. Маслоу – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики (20, С. 66).
    Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида, считая, что как таковых творческих способностей нет. Основой творческой активности являются вышеперечисленные составляющие, а также интеллектуальная

    15
    одаренность. Из этого следует, что существует особый тип творческой личности, обладающий определенной мотивацией и чертами.
    Творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но
    некоторые экспериментальные данные противоречат этому: независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды.
    Как указывают многие исследователи, попытки объяснить феномен креативности в рамках только интеллектуального или личностного подхода не могут расцениваться как состоятельные (В.Н. Дружинин, М.С. Семилеткина и др.) [10].
    Существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности как компонента творческой натуры является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии.
    Творческие способности человека могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность.
    Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключения составляют маленькие дети, в которых природой заложены неисчерпаемые возможности творить. Однако отсутствие чего-то не является достаточным условием творчества. Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства. Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но все созданное многообразие, тем не менее,

    16
    строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизменённых. Тем не менее, богатый опыт – лишь один из факторов активации творческой мысли. Так в хореографической практике на этом основаны и импровизация и постановочный процесс, когда отдельные уже знакомые движения, или их элементы становятся основой создания абсолютно иного, нового, другого и т.д.
    Также творчество зависит от состояния человека. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на некоторую тему. Это возможно во время отдыха, сна, мечтаний. Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между творческим воображением и эмоциональным переживанием: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства.
    И, наконец, творческий процесс зависит от культуры, в которую прогружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания [30, С. 130].
    Не менее значимым фактором являются личностные и возрастные особенности. Но отчленить роль культуры и личности в творческом процессе пока не представляется возможным.
    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.


    • вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез,


    касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
    Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей,

    17
    художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [12, С. 99-111]:


    • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.




    • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.




    • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.




    • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.




    • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.




    • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную




    • минуту.




    • Гибкость мышления.




    • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.




    • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.




    • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.




    • Лёгкость генерирования идей.




    • Творческое воображение.




    • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.


    Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [1, С. 6-9]:

    18


    • Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.




    • Умение видеть целое раньше частей.




    • Преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.







    • «поведения» предметов в этих условиях.


    Компонентный анализ творческих способностей, позволяет сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к определению составляющих творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:


    • Развитие воображения.




    • Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.


    Таким образом, освещение проблемы развития творческой личности позволило сделать следующие выводы:


    • существуют различные подходы к рассмотрению самого понятия творчества (А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности; К. Юнг видел в нем проявление коллективного бессознательного; Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия);

    19


    • главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа видят в специфической мотивации. Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения.


    Творческим людям присуще следующие личностные черты:


    1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;




    1. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,


    восприимчивость к новому и необычному;


    1. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;




    1. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте


    Часто в этом ряду упоминают особенности «Я» – концепций, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественность в поведении. Хотя гуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта