Воспитаниеличности в творческой деятельности - Каштановой В.С. Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент
Скачать 1.21 Mb.
|
1.2. Предпосылки развития творческой личности участников хореографического коллектива Предпосылки развития творческого начала зарождаются и проявляются у детей уже в раннем возрасте. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует штампов и 20 шаблонов, правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, танцев они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога. Обучение творчеству, развитие творческого начала и способностей детей играет важную роль в системе эстетического воспитания и образования в целом. В связи с этим президент РФ В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования науки». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Актуальность программы обусловлена тем, что сфера ДОД является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг», что позволяет рассматривать преобразование в сфере ДОД в качестве приоритета инновационного развития страны. Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Современное ДОД реализуется в учреждениях ДОО, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт. ДОД обладает следующими преимуществами конкурентными 21 преимуществами по отношению к общему образованию: свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций, широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей, ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими возможностями саморегулирования активности и самоорганизации, проявления инициативы, индивидуальности и творчества детей, гибкостью (мобильностью) образовательных программ; общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной), возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности; возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОО [42]. Предпосылками к развитию творческой личности могут служить её психологические качества и педагогические факторы. О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят не только психологи (П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов), но и многие педагоги. П. Волков и Л. Казанцев в своей статье «Развитие творческого начала у младших школьников» пишут, что, ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить [10]. При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Воспитание творческих способностей детей эффективно лишь в том случае, если представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 22 Основными предпосылками к успешному развитию творческой личности могут стать: наличие у детей познавательных интересов, и способностей к целеполаганию; наличие осознанности знаний и действий, стремления к самопознанию и самоопределению; наличие способности к преодолению познавательных трудностей; наличие адекватной самооценки; самостоятельность реализации собственных творческих возможностей. Одним словом все перечисленное выше можно охарактеризовать как творческую активность. Системообразующими элементами творческой активности являются мотивация и потребности личности. Важнейшим условием ее формирования – содержание и характер деятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности и поэтому напрямую взаимосвязано с развитием самостоятельности у ребенка. Основными компонентами, характеризующими творческую активность, принято считать: потребности, интересы, склонности к творческой деятельности; преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал; сама преобразующая деятельность. Таким образом, творческая активность представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности личности к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач в коллективе. Коллектив, являясь мощным педагогическим инструментом, выступает как важная форма организации различных видов деятельности. Из всего многообразия видов деятельности хореографическое искусство является одним из наиболее значимых аспектов в процессе творческого развития личности, а хореографический коллектив имеет свои 23 особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. Своеобразие характера его организации основано первуюочередьнанравственно-психологическихмотивах, взаимозависимости участников коллектива друг от друга, наличии общих творческих интересов, – все эти факторы требуют поиска иных взаимоотношений межу участниками коллектива, а значит и иной педагогической методики руководства им. Одним из основополагающих психолого-педагогических факторов в развитии творческой личности участников детского коллектива выступает характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, между детьми и педагогами. Важно чтобы каждый ребенок в коллективе чувствовал необходимость своего присутствия, смог определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы для развития творческих способностей. Педагог должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в творческой деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха, условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса ребёнка, увеличению производительности его творческой деятельности. Хореографический коллектив – одна из наиболее популярных, доступных и активно развивающихся форм детских коллективов. Это объединение, основано на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве. Отличительными признаками хореографического коллектива являются: 24 совместная деятельность наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл для каждого участника коллектива (например, участие в выступлении); единая организация и управление; непрерывность и усложнение деятельности (повышение профессионального уровня); равноправие, наличие творческой позиции у каждого участника коллектива; учет личностного вклада учеников в процесс (от планирования занятий до оценки результатов); постепенный рост общественной значимости коллектива (выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.); направленность на развитие и самосовершенствование в профессиональном и общественном плане. Но главное состоит в том, что каждый участник может определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям [13]. Вовлечение детей в хореографический коллектив во многом меняет уклад их жизни, обогащая ее новыми социальными связями, интересами, ценностями и жизненными ориентирами, повышая уверенность воспитанников в собственных силах и меняя их статус среди сверстников и учителей, семьи, формируя позитивное отношение к жизни. Детский хореографический коллектив – это особая среда, где создается самое широчайшее поле для развития творческих способностей 25 ребенка. Занятия хореографией учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, оказывают комплексное воздействие на физическую и духовную культуру ребенка, способствуют становлению личностных качеств и развитию творческих способностей. Танец формирует умение относиться к жизни творчески, а это помогает ребятам выходить из сложных жизненных ситуаций с наименьшими потерями, быть самодостаточными и успешными в жизни. Каждый воспитанник воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия: разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста; Разновозрастной состав участников, как правило, нивелирует существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу собственных интересов. В таком коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация - ребенок, испытывая влияние каждой возрастной группы, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста; 26 Ежегодно обновляясь, коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы детей. ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы; планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие [2, C. 15]. Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка. Коллективизм развивает определяющие качества личности в ее конкретной деятельности – отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, творческое отношение к этой самой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе – это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности. Таким образом, можно сказать, что детский хореографический коллектив представляет собой многоплановую и сложную систему организации, где окунаясь в художественную атмосферу, порождается творческое начало. Деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Благоприятная дружеская среда коллектива способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. А все это играет большую в развитии творческой личности. 27 1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на занятиях хореографией Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные» [6, С. 35]. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога – помочь ребенку встать на этот путь. Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве процессе обучения хореографии, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом – доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых 28 заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям: 1.Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по хореографии. 2.Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал. Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности; систематичности; последовательности; доступности; наглядности; активности; прочности; индивидуального подхода. Творчески активная деятельность в процессе обучения хореографии формирует у учащихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно сказываются на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления и физического аппарата. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения хореографии с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Необходимо также всемерно 29 стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию. Особенно это касается начальных этапов обучения. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. – 1992; Соколов В.Н. – 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняет главное предназначение образования. Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается в проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации 30 особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником. Для формирования творческих способностей, учащихся на занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности [2, С. 45]: репродуктивный (обяснительно-иллюстративный); воспроизводящий; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский. Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию. Некоторая часть занятий по развитию творческих способностей обязательно должна проводиться в игровой форме. Игра применима к любой возрастной категории учащихся. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 31 Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. практике работы лучше всего приёмы и принципы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен также ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к танцу. хореографии метод – это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности. Например, в классическом и народном танцах – это способ достижения точности исполнения движений. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется 32 комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями учащихся. Цели и задачи урока «задают» группу методов, пригодных для их достижения. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. Специальных методов нет. Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление. Методы преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований. Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения (или сочетание методов). Рассмотрим основные методы: практические, наглядные, словесные. Практические методы играют важнейшую роль при занятиях хореографией. Их особенность заключается в том, что именно в практической деятельности учащихся получают знания и развивают свои способности. На первый план выдвигается умение использовать и «воспроизводить» полученные знания. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности. Выделяют несколько этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: объяснение педагога, показ, упражнение. Практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр фильмов, прослушивание музыки. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. 33 Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла. середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений – синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения [6, C. 45]. Нестандартные занятия как метод активизации творческой деятельности на занятиях хореографией – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. 34 Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки-соревнования, уроки творческие отчеты, уроки-конкурс, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-экскурсии, интегральные уроки и др. Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Методика проведения экскурсии зависит от темы, цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д. Такие формы обучения позволяют способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия. Б.М. Теплов писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках хореографии непременно надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов [23, С. 11]. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению 35 экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения. Таким образом, при выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках хореографии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно-выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности. Выводы по первой главе Анализ теоретических источников в области смежных наук показал, что творческая личность - важнейшая цель всех обучающе-воспитательных процессов. Без формирования способности к творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Обобщив различные точки зрения, относительно понятия самого творчества, можно констатировать, что под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение 36 сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости все то, что в совокупности свидетельствует о наличии творческих способностей и составляет творческую личность. Творческие способности представляют собой один из видов способностей, которые развиваются в результате творческой деятельности ребёнка. Это творческая направленность личности, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Творческие способности человека могут проявляться не только в «продуктах» творческой деятельности, но и в мышлении, чувствах, мировоззрении. Они характеризуют личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы порой, к «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Вывод по первой главе. Наиболее востребованным среди многочисленных видов творческой деятельности является хореографическое искусство, представленное коллективами народного, классического, современного, эстрадного, бального танцев. хореографическом коллективе происходит развитие творческих способностей, неотъемлемыми составляющими которых являются физические, интеллектуальные и коммуникативные навыки. Все эти 37 навыки развиваются комплексно, а, следовательно, обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Это создает дополнительные возможности для самореализации творческого потенциала ребенка, помогает ему быть успешным, способным творчески подходить к решению любых проблем, уметь общаться на разных уровнях и в разных ситуациях, относиться бережно к своему здоровью, то есть быть всесторонне развитой личностью в соответствии с требованиями современного общества. Методы развития творческой личности на уроках хореографии довольно разнообразны и включают в себя как уже устоявшиеся (практические, наглядные, словесные), так и нестандартные, педагог в зависимости от целей и задач обучения может сам выбирать и варьировать методы и приёмы, но для достижения наибольшего результата использоваться они должны комплексно. При выборе методов работы по развитию творческой личности на занятиях хореографией педагог должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках хореографии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно – выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности. 38 |