Главная страница
Навигация по странице:

  • Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте.

  • Структура театрализованной игры и этапы ее развития.

  • Структура театрализованной игры

  • Этапы развития театрализованной игры

  • Задачи педагогического сопровождения детей в играх-драматизациях.

  • Ритмопластика Задачи

  • Культура и техника речи Задачи

  • Основы театральной культуры Задачи

  • Работа над спектаклем Задачи

  • Можно выделить следующие задачи сопровождения педагогом детей в играх-драматизациях

  • Виды игр-драматизаций в ДОО.

  • В детском саду выделяют следующие виды игр-драматизаций : пальчиковые

  • Методы и приемы педагогического сопровождения играми-драматизациями.

  • Особенности организации игр-драматизаций в ДОО. курсоваяитог. Курсовая работа особенности организации игрдраматизаций в доо Times New Roman


    Скачать 64.83 Kb.
    НазваниеКурсовая работа особенности организации игрдраматизаций в доо Times New Roman
    АнкорОсобенности организации игр-драматизаций в ДОО
    Дата30.03.2023
    Размер64.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсоваяитог.docx
    ТипКурсовая
    #1027210

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и молодежной политики СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное автономное профессиональное

    образовательное учреждение

    Свердловской области

    «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

    Arial,

    кегль 16, полужирный, все прописные, межстрочный интервал полуторный



    Курсовая работа

    особенности организации игр-драматизаций в доо


    Times New Roman,

    кегль 12, межстрочный интервал одинарный


    Студент:

    Садык-Оглы Валерия Денисовна

    Специальность 44.02.01

    «Дошкольное образование»

    Группа № 25
    Руководитель:

    преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей высшей квалификационной категории

    Михеева Маргарита Васильевна

    2022

    Оглавление


    Введение 3

    Глава теоретическая. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста. 6

    1.1.Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте. 6

    1.2.Структура театрализованной игры и этапы ее развития. 12

    1.3.Задачи педагогического сопровождения детей в играх-драматизациях. 14

    1.4.Виды игр-драматизаций в ДОО. 17

    1.5.Методы и приемы педагогического сопровождения играми-драматизациями. 19

    Заключение 25

    Библиографический список 28





    Введение


    Современные дошкольные учреждения ищут эффективные способы воздействия на детей, в которых наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя. Одним из таких способов являются игры-драматизации, ведь в такой игре ребенок превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности, поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. В. А. Сухомлинский говорил: «Игра-драматизация является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.» [10] Но чтобы правильно и гуманно применять такой способ, нужно и важно знать особенности организации игр-драматизаций.

    Игра-драматизация представляет собой самостоятельно существующий и своеобразный вид игровой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и самоценным периодом развития. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности, из этого следует, что игровая деятельность – основной вид деятельности дошкольника. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.». [16] Игра – это не только удовольствие для ребенка, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идёт в детский сад.

    Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО [15, с. 8-9]), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально – нормативных возрастных характеристик, представленных в пункте 4.6. ФГОС ДО. [с. 21-23]

    Сказанное позволяет заключить, что игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога и знания им особенностей организации таких игр может стать эффективным способом обучения и развития детей.

    Таким образом, тема курсовой работы «Особенности организации игр-драматизаций в ДОО» является актуальной.

    Объект исследования: игровая деятельность.

    Предмет исследования: особенности организации игр-драматизаций в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

    Цель исследования: теоретическое обоснование и характеристика особенностей организации игр-драматизаций в ДОО.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по изучению игровой деятельности в ДОУ.

    2. Дать характеристику структуре театрализованной игры и этапам ее развития.

    3. Изучить задачи педагогического сопровождения детей в играх-драматизациях.

    4. Раскрыть и конкретизировать виды игр-драматизаций в ДОО.

    5. Выявить особенности методов и приемов педагогического сопровождения играми-драматизациями.

    Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.

    Глава теоретическая. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста.


      1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте.

    Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т.е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

    С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

    В трудах Л. С. Выготского (1896–1934) игра уже признана ведущей деятельностью, т.е. определяющей развитие ребенка. В какой же момент она появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок раннего возраста может что-то познать, только реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще недоступны, а младший школьник уже способен к ним. Откуда же берется и когда возникает этот «ум», или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется именно в игре и за счет игры! Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме (игра-фантазирование). Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. А в игре можно действовать только значением, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается (по словам А. В. Запорожца) цокольный этаж общего здания человеческого мышления. В этом заключено главное значение игры для умственного развития детей. [14]

    Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С. Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». [14] В игре практически, т.е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

    Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка. [14] Но игра – это не только практическое освоение «будущих», взрослых отношений в результате хорошего проигрывания своей роли. В процессе игровой деятельности происходит построение реального взаимодействия со сверстником: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех!

    Есть и другие, крайне важные свойства, которые формируются в самодеятельной игре дошкольника – это активность и инициативность. Для поддержания интересной, захватывающей игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, уметь обыграть любую мелочь, в случае затруднения найти выход из любой ситуации, моделировать и переживать в действии разные варианты ситуации. Ребенок, который получил в игре опыт такого вариативного подхода к разным проблемам, легко переносит его в другие виды деятельности, а «недоигравший» очень часто по-настоящему боится ошибки.

    Выготский Л.С. говорил, что если ребенок раннего возраста неспособен к обучению по программе взрослого, то ребенок-школьник полностью способен к нему. [14] Дошкольник способен обучаться по программе взрослого лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Какова здесь роль игры? Игровая форма делает многие задания для ребенка интересными, понятными, что часто используется дидактикой, но, как ни странно, – не это является главным. Во-первых, в самодеятельной детской игре, которая возникает по инициативе самого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение будет просто невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать на практике полученные знания, а значит, по-настоящему усваивать и понимать их. Без такой практической апробации любое знание становится абстрактным, ненужным и быстро забывается. Для развития дошкольника важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не упражняются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором в которых выступает взрослый, льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг), затем появляются самодеятельные сюжетные игры (ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам), к старшему дошкольному возрасту сюда добавляются игры с правилами. Не следует недооценивать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры.

    Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, а которое ребенок погружен полностью. Чем шире круг отображаемых в игре событий и явлений, тем лучше. Так, если младший дошкольник охотно играет в магазин и поликлинику, в семью и детский садик, то игры старших дошкольников уже гораздо увлекательнее, они связаны с путешествиями, приключениями и подвигами. Постепенно игра приобретает «многоаспектный» характер: ребенок не просто выдумывает и развивает сюжет (это может происходить в течение достаточно продолжительного времени: от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев), но и активно включает в свою эту игру все, что, так или иначе, его затрагивает (новые знания, новые предметы, новые персонажи). Он активно конструирует предметную среду своей игры (если речь идет о режиссерской игре) или какие-то ее атрибуты (если игра сюжетно-ролевая). Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными видами деятельности, что разграничить их уже почти невозможно. Изобразительная деятельность, творческий труд становятся по-настоящему мотивированными – значимыми для самого ребенка, обогащая его умения и обобщая его опыт, а процесс создания игрушек, хотя и замедляет игровое действие во времени, нередко открывает новые возможности для построения сюжета.

    Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

    Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. [14]

    Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции: [14]

    • обучающая функция – развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

    • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

    • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения;

    • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде;

    • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;

    • функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал;

    • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

    Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями: [14]

    1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

    2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

    3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

    4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

    5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

    6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

    Игра – это доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.

    Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка – дошкольника, происходит процесса развития его психических процессов и способностей. В играх дети отражают определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей. Существуют положения определяющие сущность игры: [3]

    • игра не может побуждаться каким-либо побочным результатам. Мотивы игровой деятельности отражают непосредственное отношение личности к окружающему. (т.е. в игре ребенок отражает то что его волнует в тот момент);

    • игровое действие проходит в соответствии с реальными возможностями ребенка;

    • смысл игры определяет возможность приобретением предметов новых функций, и это дает возможность перейти в воображаемую ситуацию. Игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую.

    Игру психологи рассматривают в качестве ведущей деятельности, т.е. такая деятельность которая способствует изменениям к психике ребенка. И внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В основе игры лежит расширение круга предметов, овладение которыми встает перед детьми, как задача и мир которых осознается ими в ходе дальнейшего психического развития. [14]

    Сутью игры является то, что ребенок осваивает окружающий мир и стремится действовать в нем, но не только с теми предметами которые ему доступны, но и с более широким спектром предметов, т.е. так как взрослый. В основе игры лежит открытие ребенком нового мира, мира взрослых, с их деятельностью, их функциями, отношениями. С помощью игры возможно моделировать бытовые, учебные и творческие ситуации, которые могут решать вопросы формирования личности ребенка более эффективно.

    Можно сделать вывод о том, что игра способствует ориентации в смыслах человеческой деятельности. Ребенок начинает понимать, что любое предметное действие включено в человеческие отношения, а сами отношения имеют систему соподчинения, управления и исполнения.



      1. Структура театрализованной игры и этапы ее развития.

    Театрализованная деятельность – является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. [1]

    Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

    Структура театрализованной игры:

    1. Содержание – основная направленность.

    2. Творческий замысел – идея о том, как лучше сыграть сказку, атрибуты.

    3. Роль – средство реализации содержания. Роль зависит от вида театра, от возраста ребёнка. Функциональная роль – ребёнок берёт роль и действует в соответствии с ролью, часто на уровне подражания. Социальная роль – ребёнок отражает взаимоотношения между персонажами, импровизирует, проявляет творчество.

    4. Сюжет – ряд событий, изложенных в художественном произведении.

    5. Действия – ролевые и организационные. [12]

    Этапы развития театрализованной игры:

    1. На первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки.

    2. На втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки.

    3. На третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.).

    4. На четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. [4]

    Можно сказать, что при соблюдении структуры и этапов развития театрализованной деятельности ребенок будет получать всестороннее развитие и с удовольствием принимать участие в театрализованной деятельности.



      1. Задачи педагогического сопровождения детей в играх-драматизациях.

    Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

    Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

    – воспитание у ребенка основ общей культуры;

    – приобщение детей к искусству театра;

    – развитие творческой активности и игровых умений детей. [8]

    Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

    Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

    Ритмопластика

    Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

    Культура и техника речи

    Задачи: развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

    Основы театральной культуры

    Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

    Работа над спектаклем

    Задачи: учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.) [10]

    Во время проведения игр-драматизаций с детьми дошкольного возраста важно сопровождать их, ведь участвуя в играх-драматизациях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, педагог должен через игры-драматизации обогащать детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизировать словарь, способствовать нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка. Также разыгрывание придуманных детьми сказок раскрепощают детей, дают им возможность поверить в свои силы.

    Можно выделить следующие задачи сопровождения педагогом детей в играх-драматизациях:

    • создание современной предметно–пространственной среды для реализации игры-драматизации;

    • стимулирование интереса к импровизации и творчеству во время проведения игры-драматизации;

    • участие педагога в играх детей, основанное на партнерстве воспитателя и ребенка;

    • соблюдать индивидуальный подход к детям в ходе игр-драматизаций, т.е. учитывать их интересы, желания, склонности. [5]

    Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДДОУ: [13]

    • способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;

    • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;

    • формировать волевые черты характера;

    • развивать и тренировать выразительность речи;

    • способствовать раскрытию творческого потенциала.

    Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

    Итак, можно сделать вывод, что правильное, основанное на доверии и уважении сопровождение играми-драматизациями – залог успешной организации детского коллектива.



      1. Виды игр-драматизаций в ДОО.

    В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. Пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют театрализациями.

    Виды драматизации:

    - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

    - ролевые диалоги на основе текста;

    - инсценировки произведений;

    - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

    - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. [2]

    В детском саду выделяют следующие виды игр-драматизаций:

    • пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой;

    • с куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников;

    • импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия;

    • самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т.п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч. [13]

    Сказанное заставляет полагать, что абсолютно все виды игр-драматизаций необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.



      1. Методы и приемы педагогического сопровождения играми-драматизациями.

    Наиболее эффективными сюжетами для игр-драматизаций, с точки зрения развития навыков театрализованной игры, являются сюжеты сказок. Особая роль при этом отводится сюжетам русских народных сказок, которые радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. При проигрывании сюжетов русских народных сказок у детей формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

    Авторы приводят примеры тех методических приемов, которые могут быть использованы воспитателем при организации и проведении игр-драматизаций на основе сюжетов из русских народных сказок.

    «Погружение в сказку» при помощи «волшебных сказочных вещей». Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

    Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

    Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

    Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то игры-драматизации могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки. [6]

    При этом воспитателю необходимо помнить основные правила драматизации (по Р. Калининой).

    • правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психо-гимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему;

    • правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев;

    • правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет;

    • правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

    • правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? [11]

    Очень важна сопутствующая атрибутика к драматизациям (элементы костюмов, маски, декорации), которая помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.

    Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.

    Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

    Правило мудрого руководителя – соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. В основе руководства играми-драматизациями лежит работа над текстом литературного произведения. Так, например, Р. И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. [9] Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).

    Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.

    Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, способны согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

    Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей и, как следствие, обогащению их игры-драматизации.

    У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. Для лучшего понимания литературного произведения Д. В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок». В подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, необходимо давать задания на напряжение и расслабление.

    Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

    Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.

    Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

    Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др. [7]

    При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок используют как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми. Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью.

    В заключении Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

    Подводя итоги, можно сказать, что игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога и правильной организации может стать эффективным средством всестороннего развития детей.

    Заключение


    Подводя итоги по анализу различной литературы по особенностям организации игр-драматизаций в ДОО, можно сказать, что игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Также проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка. Но надо сказать, что детская жизнь не сможет правильно развиваться, если педагог не будет входить в интересы играющих, умело организовывать и направлять их. Для этого ему необходимо знать методы и формы руководства играми-драматизациями и игровой деятельностью в целом.

    Известно, что игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

    Итак, для успешного протекания игровой деятельности и для успешного руководства игрой необходимо создать определенные условия. Создание таких условий зависит уже от самого педагога, от его личностных качеств, его отношения к детям, от его знаний, умений и навыков. Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то именно этот вид деятельности должен приобретать все большую значимость и занять весомое место в жизни дошкольника.

    Таким образом, благодаря игровой деятельности ребенок усваивает общественный опыт, который способствует обогащению его знаниями, формированию практических умений, навыков и духовных потребностей. В процессе игр у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды и убеждения, эстетические чувства, закладывается характер. В процессе игры, под правильным руководством педагога, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества, которые необходимы в будущем для содействия обучению в течение всей жизни.

    Можно сделать вывод, что цель и задачи курсовой работы выполнены, поскольку осуществлен анализ и теоретическое обоснование.

    Проанализирована научно-теоретическая и психолого-педагогическая литература, обоснованы такие понятия как «игровая деятельность», определены особенности организации игр-драматизаций в ДОО.

    Перспективой на следующий год будет изучение игр-драматизаций как условий развития инициативы дошкольника.


    Библиографический список


    1. Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: — URL: https://konspektiruem-ru.turbopages.org/konspektiruem.ru/s/konsultacii/znachenie-teatralizovannoj-deyatelnosti-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 11.04.2022)

    2. Игры-драматизации и ее виды [Электронный ресурс]: — URL: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-igridramatizacii-i-ee-vidi-1592445.html (дата обращения: 17.04.2022)

    3. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: — URL: https://megaobuchalka.ru/16/38461.html (дата обращения: 08.05.2022)

    4. Методика проведения театрализованной игры [Электронный ресурс]: — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/12/metodika-provedeniya-teatralizovannoy-igry (дата обращения: 22.04.2022)

    5. Методические рекомендации для организации игры-драматизации [Электронный ресурс]: — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-metodicheskie-rekomendaci-dlja-organizaci-igry-dramatizaci.html (дата обращения: 07.05.2022)

    6. Методы и приёмы педагогического сопровождения игр-драматизаций [Электронный ресурс]: — URL: https://topuch.ru/diplomnaya-rabota-realizaciya-kompleksa-igr-dramatizacij-po-mo/index4.html (дата обращения 13.05.2022)

    7. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Электронный ресурс]: — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-teatralizovanoi-dejatelnosti-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 27.05.2022)

    8. Педагогическое руководство театрализованной игрой [Электронный ресурс]: — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskoe-rukovodstvo-teatralizovanoi-igroi.html (дата обращения: 29.05.2022)

    9. Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/18/pedagogicheskie-vozmozhnosti-igry-dramatizatsii-v-formirovanii (дата обращения: 16.04.2022)

    10. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности [Электронный ресурс]: — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-teatralizovanoi-dejatelnosti.html (дата обращения: 14.05.2022)

    11. Театрализованная деятельность в ДОУ: — URL: https://kladraz.ru/blogs/svetlana-rubenovna-gasparjan/teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-rozvitija-sposobnostei-detei.html (дата обращения: 23.05.2022)

    12. Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении. [Электронный ресурс]: — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html (дата обращения: 12.05.2022)

    13. Театрализованные игры в детском саду (режиссерские, драматизация): виды, цели, картотека… [Электронный ресурс]: — URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/teatralizovannyie-igryi-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 09.05.2022)

    14. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс]: — URL: https://multiurok.ru/blog/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-igrovoi-deiatelnosti-detei-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 19.04.2022)

    15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 02.06.2022).

    16. А. С. Макаренко. О воспитании молодежи. [Электронный ресурс]: — URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_m/makarnk_igra.php (дата обращения 25.05.2022)


    написать администратору сайта