Главная страница

2 Курсовая работа - основной вариантЛугина Н.Н.. Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)


Скачать 350.7 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)
Дата02.03.2023
Размер350.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2 Курсовая работа - основной вариантЛугина Н.Н..docx
ТипКурсовая
#963956
страница1 из 3
  1   2   3

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и педагогического и социального образования


Курсовая работа по дисциплине

«Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)»

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ

УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Исполнитель:

студент группы 6952

Лугина

Наталья Николаевна
Руководитель:

доцент, кандидат

филологических наук,

доцент кафедры педагогики и педагогического

и социального образования

Мартынова

Алена Владимировна
Отметка

___________________ _______________

(подпись)


Нижневартовск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»1.

Одним из таких условий выступает изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста. 

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. [19]

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться [3].

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша, ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия». [16]

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет избавиться от «шаблонности» и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка, сохранить его интерес к данной деятельности, развить творческий потенциал. Кроме того, снять страх неправильного выполнения задания, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности, которое нередко возникает у детей при формализованном проведении занятия и работе по заданному образцу, также в наиболее доступных для детей жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм). Формирует устойчивые навыки изображения выразительных образов и способствует: развитию активного, продуктивного (творческого) воображения, обогащению эмоционального мира ребенка, накоплению опыта в продуктивной деятельности и развитию творческой активности[7].

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. [19]

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания [3].

Цель исследования: теоретически обосновать актуальность формирования изобразительных умений у детей 4-5 лет с применением нетрадиционных техник рисования.

Объект исследования: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование изобразительных умений у детей 4-5 лет с применением нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

  2. Определить сущность изобразительных умений у детей 4-5 лет.

  3. Определить критерии, показатели, уровни и диагностические задания для изучения сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет.

  4. Методически обосновать проект педагогической технологии формирования изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

Теоретическая основа исследования составляют:

- положения об особенностях детской изобразительной деятельности (Э.Г. Пилюгина, О.Г. Тихонова, Т.С. Комарова);

- положения, обосновывающие изобразительные умения детей старшего дошкольного возраста (К. Лешиков, Е. Разыграев, В. Байер, К. Риччи);

- теоретические разработки в области педагогических технологий (Г.К. Селевко, М.В. Кларин, И.П. Волков).

Методы исследования:

Теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования).

Эмпирические (наблюдение, беседы с детьми и педагогами, анализ продуктов деятельности детей, анализ педагогической документации).

Практические (эксперимент).

Практическая значимость: материал по формированию изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования может быть рекомендован для внедрения в практику работы ДОО.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа». В эксперименте участвовали дети 4-5 лет (20 человек).

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет с применением нетрадиционных техник рисования

Проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке
Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В ФГОС ДО данное направление  рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей» [1].

Художественно-эстетическое развитие - процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает[1]:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

  • становление эстетического отношения к окружающему миру;

  • формирование элементарных представлений о видах искусства;

  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства [4].

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития [3]:

  • грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения;

  • высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей; интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания;

  • продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.

Виды художественно-эстетического развития [5]:

Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.

Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.

Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.

Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.

Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.

Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе. Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы организации эстетического развития[5]:

Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.

Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации. Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.

Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.

Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.

Психологические основы художественно-эстетической деятельности определяет положение психологии о роли деятельности в эстетическом развитии детей.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество.

Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др.

Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

В 50 – 60 годы на основе данных психологии в нашей стране благодаря исследованиям, практической деятельности Н. А. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой и др. была создана система эстетического воспитания детей и подростков. Использовался и сейчас используется комплексный подход, заключающийся в ознакомлении детей с прекрасным в искусстве и окружающей жизни, обучение их музыке, рисованию, художественному слову в сочетании с педагогической организацией самостоятельной художественной деятельности детей; привлечение разных видов искусств, комплекса, полифонии[5].

В ФГТ выделяются 3 образовательные области, связанные с художественно-эстетическим развитием дошкольников.

Рассмотрим содержание образовательной области «Художественное творчество».

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству.

Современные педагоги должны знать и учитывать в работе теоретические основы организации художественно-эстетической деятельности; грамотно выбирать среди множества существующих технологий наиболее эффективную, приемлемую, обеспечивающую эстетическое развитие дошкольников, владеть диагностическими методиками.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для художественного развития детей важна профессиональная организация художественно-эстетической деятельности; данная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей.


    1. Содержание и характеристика изобразительных умений у детей пятого года жизни


В данном параграфе раскроем понятий: «умения», «изобразительные умения».

В психологическом словаре умение трактуется как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [15, с. 234].

Другую точку зрения высказывают Н. В. Микляева [16, с. 43] и др., которые раскрывают умения как способность к действиям, необходимым для выполнения деятельности.

В педагогической науке понятие «умения» определяется как готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков [13, с. 367].

Так, П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «умение»: «умение - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков».

С.И. Ожегов: «умение - это навык в каком-нибудь деле, опыт»[22, с.832].

«Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» (В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и другие).

В.М. Полонский: «умение - это освоенный способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях».

По определению Т.С. Комаровой: изобразительные умения – это освоенный способ выполнения действия, формируемый в рисовании путем упражнений [12,с.63].

Под изобразительными умениями среднего дошкольного возраста Т. С. Комарова выделяла совокупность следующих умений[12]:

  • закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения,

  • учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо),

  • ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти,

  • закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета,

  • к концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. [17].

Основной задачей развития изобразительных умений у детей является «воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений» [12].

В. Б. Косминская считает, что «изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы». Так же автор утверждает, что «с изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность».

Обобщив вышесказанное можно составить схему-структуру понятия «изобразительные умения» (рисунок 1).



Рисунок 1 – Структура понятия «изобразительные умения»

В умения технические входят:

  • умение пользоваться карандашом,

  • умение пользоваться кисточкой и красками,

  • владением формообразующими движениями.

Перевод реального объекта в рисунок (умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей).

Самостоятельность замысла входит умение самостоятельно замыслить и получить результат.

Таким образом, изобразительные умения представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому.

В процессе рисования у ребенка формируются следующие изобразительные умения: технические умения, владение средствами перевода реального объекта в графический образ, умение самостоятельного замысла предстоящего изображения. В своем исследовании мы будем опираться на определение «изобразительные умения» данное Т.С. Комаровой.
1.3. Возможности нетрадиционных техник рисования как средств формирования изобразительных умений у детей пятого года жизни
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественный замысел.

Под техникой рисования понимают «владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается «развитие и согласованная деятельность глаза и руки. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета» [34 ,с.53].

Термин «нетрадиционный» происходит от латинского «traditio» – обычный, привычный. Предполагает использование материалов, не принятых в обычном своем пользовании, нераспространенных, малоизвестных в рассматриваемой сфере, а также способов рисования, которые не являются общепринятыми [23, с. 45].

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования — это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению [26].

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Микляева Н. В., Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша, ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия»[16].

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет избавиться от «шаблонности» и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка. Сохранить его интерес к данной деятельности, развить творческий потенциал, снять страх неправильного выполнения задания. Кроме того, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности, которое нередко возникает у детей при формализованном проведении занятия и работе по заданному образцу.

А также в наиболее доступных для детей жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм) формирует устойчивые навыки изображения выразительных образов и способствует: развитию активного, продуктивного (творческого) воображения, обогащению эмоционального мира ребенка, накоплению опыта в продуктивной деятельности и развитию творческой активности [7].

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. [19]

Рассмотрим основные особенности нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Учитывая многообразие видов техники изображения, а так же опираясь на возрастные возможности дошкольников, представляется возможным разнообразить техническую сторону детского творчества, используя для этого нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

К традиционным техникам изобразительной деятельности относят способы использования различных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. В то время как нетрадиционные изобразительные техники – это техники, позволяющие создавать творческий продукт при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти продукты от традиционных по способу выполнению [19].

Анализ литературы показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Важным условием поддержания интереса ребенка к творческой деятельности является создание новизны обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей задания, возможность выбора и многие другие факторы. При этом, создавая новую ситуацию педагогу важно учесть тот факт, что в процессе освоения новой техники дети могли бы применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, и в то же время искали новые решения и творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, удивление, желание созидать и трудиться [47].

В этой связи нетрадиционные техники обучения выступают толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Многообразие видов нетрадиционной техники изобразительной деятельности позволяют развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов [6].

К таким нетрадиционным техникам изобразительной деятельности относят: кляксографию, поролоновые рисунки, рисунки восковыми мелками, свечой, метод пальцевой живописи, монотипию, рисование на мокрой бумаге, печатание ватными палочками, полусухой кистью, картофельными штампами, коллаж и многое другое.

На основе примерной основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М., Мозаика – Синтез, 2010), и в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим содержание образовательной области «Художественное творчество». Данное содержание направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству;

  • приобщение к народному творчеству.

Р.Г. Казакова в своей работе «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», предложила следующие нетрадиционные техники рисования, которые соответствуют определенному возрасту.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Итак, проанализировав нетрадиционные техники в рисовании, можно говорить о том, что большое разнообразие материала, легкость в исполнении работы, не требующей специальных навыков, обеспечивают ребенку высокий эмоциональный подъем, самостоятельность, что положительно влияет на развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

Рассмотренные нетрадиционные техники рисования позволят отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве. Они формируют творческие способности дошкольников, развивают их воображение, но главное, они будут способствовать:

  • возникновению новых возможностей и путей художественно – эстетического освоения действительности;

  • нахождению различных способов передачи образного содержания детьми;

  • созданию поисковых ситуаций, когда дети комбинируют способы изображения, предпочитая наиболее выразительные;

  • созданию условий для наиболее эффективного художественно – эстетического развития дошкольников [6].

Осуществляя теоретический анализ литературы, мы выяснили, что способности — это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью (М.Б. Теплов). Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла [48].

Таким образом, нетрадиционное рисование привлекает внимание детей своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Выводы по первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов:

  1. Изучение проблемы формирования изобразительных умений у детей пятого года жизни в психолого-педагогической литературе позволило раскрыть понятия «умения», «изобразительные умения», «формирование изобразительных умений».

  2. Художественно-эстетическая деятельность дошкольников занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для художественного развития детей важна профессиональная организация художественно-эстетической деятельности; данная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей.

  3. В процессе рисования у ребенка формируются следующие изобразительные умения: технические умения, владение средствами перевода реального объекта в графический образ, умение самостоятельного замысла предстоящего изображения. В своем исследовании мы будем опираться на определение «изобразительные умения» сформулированное Т.С. Комаровой.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

2.1.Методика констатирующего эксперимента
Цель исследования: определить критерии, показатели, уровни и диагностические задания для изучения сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи констатирующего этапа:

  1. определить критерии и показатели сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

  2. подобрать диагностические методики, позволяющих определить уровень сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

  3. определить исходные уровни сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии и показатели (см. таблицу 1). В нашем исследовании мы опирались на выделенные Т.С. Комаровой, структурные компоненты, критерии и показатели сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет (по Т.С. Комаровой)

критерии

показатели

Развитие воображения

умение наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.

Умение детей использовать нетрадиционную технику рисования

умение дорисовывать деталей предающих рисунку сюжетный характер и передающих характерные особенности предмета;

умение использовать нетрадиционные техники рисования.

Самостоятельность замысла

умение самостоятельно замыслить и получить результат.


На основе данных критериев и показателей были определены уровни сформированности изобразительных умений у дошкольников 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

Высокий уровень. В работе с акварельными красками умеет правильно накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета.

Наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа. Умеет дорисовывать деталей предающих рисунку сюжетный характер и передающих характерные особенности предмета. Умеет использовать нетрадиционные техники рисования.

Проявляют самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращаются с вопросами.

Средний уровень. В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно использовать кисть для передачи изображения. Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов.

Приемлемое выполнение работы во временном отрезке, дорисовывание крупных, полноценных деталей. Не всегда использует нетрадиционные техники рисования. Есть ошибки в изображении пространства.

Замысел основан на наблюдениях, но не отличается самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.

Низкий уровень. Ребенок владеет элементарными навыками пользования кисти. Не владеет техникой работы с художественными материалами для получения оттенков цвета; закрашивает беспорядочными мазками, не умещающимися в пределах контура. Длительное выполнение работы, дорисовывание лишь мелких незначительных деталей. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

Объект не узнаваем. Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются; части предмета расположены не верно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу. Не может наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир). Не проявляет самостоятельности и инициативы. Выполняет работу так, как указывает взрослый. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.

Таким образом, на основе суммирования баллов по данным критериям можно выразить степень сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

2 балла - у ребенка развитые изобразительные умения.

1 балл - у ребенка недостаточно развиты изобразительные умения, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого.

0 баллов - у ребенка не развиты изобразительные умения, ребенок не справляется с заданием и допускает много ошибок.

Методы диагностики уровня сформированности изобразительных умений в рисовании у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

  1. Творческое задание «Дорисовывание кругов» (Т.С.Комарова).

Цель исследования: определение уровня развития воображения ребенка.

Материал и оборудование: альбомный лист с нарисованными на нём в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см).

Инструкция: Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво.

Для интерпретации полученных данных выделены следующие уровни.

Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.

Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)

Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

  1. Занятие «Подарим маме вазу» с использованием нетрадиционной техники печать поролоном (см. прил.1).

Цель: определения умения детей использовать нетрадиционную технику рисования.

Задачи: Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Материалы и оборудование: трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А 4. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз.

Организация и методика проведения:

  1. Организация детей;

  2. Демонстрация образцов;

  3. Игровая мотивация, объяснение, задания;

  4. Выяснить последовательность работы, поощрять умения планировать свои действия;

  5. Анализ детских работ;

  6. Подведение итогов.

Для интерпретации полученных данных выделены следующие уровни.

Высокий уровень - дорисовывание деталей предающих рисунку сюжетный характер и передающих характерные особенности предмета.

Средний уровень - приемлемое выполнение работы во временном отрезке, дорисовывание крупных, полноценных деталей.

Низкий уровень - длительное выполнение работы, дорисовывание лишь мелких незначительных деталей

  1. Диагностическая методика «Дорисовывание фигур» (Р.М. Дьяченко).

Цель исследования: определить уровень развития самостоятельности в создании образов.

Материал и оборудование: в качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек

Инструкция: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Результаты:

Высокий уровень – дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Средний уровень – дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Низкий уровень – дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое или дают беспредметные изображения.

Таким образом, разработанная методика диагностического обследование позволяет выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет изобразительных умений с применением нетрадиционных техник рисования.



2.2. Уровни сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет с применением нетрадиционных техник рисования
Эмпирическое исследование проводилось в январе - марте 2023 года, на базе «Излучинская общеобразовательная начальная школа». В эксперименте участвовали дети 4-5 лет (20 человек).

Результаты уровня развития воображения детей экспериментальной группы, на констатирующем этапе эксперимента по методике «Дорисовывание кругов» (Т.С.Комарова), представлены в таблице 2 , гистограмме 1.

Таблица 2

Результаты, полученные в ходе проведения диагностической методики «Дорисовывание кругов»


Уровень

Количество

Чел.

%

Высокий

5

25

Средний

7

35

Низкий

8

40


Гистограмма 1



Рис. 1- Уровень развития воображения у детей 4-5 лет в рисовании

Высокий уровень воображения продемонстрировали 5 детей экспериментальной группы (20%). Милана А., Полина Ж., Ксения К., Ангелина М. и Артём М. - эти дети успешно справились с заданием, выполнив инструкцию.

Средний уровень выявлен у 7 человек – 35%. Дети этого уровня выполнили задание согласно инструкции - Кирилл Б., Вика Г., Арина Г. и другие.

Низкий уровень выявлен у 8 человек, что составило 52%. Руслан В., Данила Е., Маргарита К., Юля З. и др. - эти дети смогли только выполнить задание, отойдя от инструкции. Полученные данные говорят о том, что у испытуемых недостаточно развито невербальное воображение.

Результаты уровня умения детей использовать нетрадиционную технику рисования представлены в таблице 3, гистограмме 2.

Таблица 3

Результаты, полученные в ходе проведения диагностической методики «Подари маме вазу»


Уровень

Количество

Чел.

%

Высокий

1

5

Средний

4

20

Низкий

15

75


Гистограмма 2



Рис. 2- Уровень развития умения детей использовать нетрадиционную технику рисования

В ходе занятия «Подарим маме вазу» все дети проявили интерес к содержанию и технике изображения. В работах детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы, не отражается проявление творчества и самостоятельности, т.к. дети следовали образцу воспитателя.

По итогам проведения творческого задания и занятия были получены следующие результаты: высокий уровень – 1 ребенок 5% – Мария Ф.; средний уровень – 4 ребёнка, что составило 20 %, низкий уровень – 15 детей, что составило 67 % - Руслан В., Данила Е., Маргарита К., Юля З. и другие.

Результаты уровня развития самостоятельности детей 4-5 лет в рисовании по методике «Дорисовывание фигур», представлены в таблице 4, гистограмме 3.

Таблица 4

Результаты, полученные в ходе проведения диагностической методики «Дорисовывание фигур»


Уровень

Количество

Чел.

%

Высокий

6

30

Средний

4

20

Низкий

10

50


Гистограмма 3



Рис. 3- Уровень развития самостоятельности детей использовать нетрадиционную технику рисования
Проведенное исследование дало следующие результаты – шесть ребят - 24% имеют высокий уровень самостоятельности в создании образов. Эти дети легко справились с заданием.

Средний уровень самостоятельности в создании образов показали 4 ребенка – 20%. Эти испытуемые также выполнили задание корректно, однако при выполнении допускали неточности.

10 детей - 50% показали низкий уровень самостоятельности в создании образов. Эти дети не справились с заданием

Обобщенные результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 5 диаграмме 1.

Таблица 5

Исходные уровни сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет с применением нетрадиционных техник рисования


Уровень

Количество

Чел.

%

Высокий

6

30

Средний

4

20

Низкий

10

50
  1   2   3


написать администратору сайта