Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3 Рекомендации по использованию дидактических игр в начальных классах

  • Курсовая. Курсовая МОМ Подолкова О.А.З19(НО)БА. Курсовая работа по дисциплине Методика обучения математике Тема Дидактические игры на уроках математики в начальных классах


    Скачать 92.02 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика обучения математике Тема Дидактические игры на уроках математики в начальных классах
    АнкорКурсовая
    Дата21.09.2022
    Размер92.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая МОМ Подолкова О.А.З19(НО)БА.docx
    ТипКурсовая
    #688767
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.2 Разработка дидактических игр на уроках математики в начальных классах

    Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

    Практика показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

    В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления учебного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

    Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока каждого типа.

    Так, например, при объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или действий.

    Например, при изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа.

    На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.

    В ходе игры «Составим поезд» учитель предлагает сосчитать число вагонов слева-направо и справа-налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

    При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, является состав числа. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры «Лучший счетчик», «Хлопки», «Найди себе пару», «Войди в ворота», «Лесенка» и другие. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой.

    Приведем пример игры «Курица и цыплята», используемой при изучении нумерации чисел первого десятка. Учитель вызывает к доске девочку, надевает на нее маску курицы. Девочка, изображая курицу наседку, стучит карандашом по столу (клюет), дети-цыплята (все остальные ученики) должны по сигналу (хлопку) учителя пропищать (пи-пи-пи) столько раз, сколько наседка постучала клювом. Дети вслух пищат, а про себя считают так: «Пи-один, пи-два, пи-три»…

    По теме «Сложение и вычитание в пределах 10» можно использовать большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

    Приведем пример игры «Составим поезд» в процессе, которой дети знакомятся с приемами прибавления и вычитания в пределах 10.

    Учитель вызывает к доске пять девочек. Они образуют поезд из пяти вагонов (девочки цепляют друг друга - каждая девочка кладет правую руку на плечо стоящей впереди девочки). Затем прицепляются еще 2 вагона - две девочки (в два приема).

    Учитель записывает пример вида: 5+2=7

    5+1+1 Дети проговаривают прием прибавления.

    Затем отцепляется два вагона (два ученика) по одному в два приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2.

    5-3=2 5-1-1

    Аналогично раскрываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.

    На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньше очков, учитель должен спросит такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звездочку). В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

    Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

    При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

    Для закрепления используются такие игры, как: «Угадай», «Открой форточку», «Арифметический лабиринт», «Эстафета».

    «Угадай». Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например, 7.

    5+2=7 3+4=7 1+6=7 и т.д. Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.

    Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра «Молчанка».

    Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверить ответы товарищей.

    На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

    Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.

    На уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!

    Ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.

    «Платье из лепестков».

    Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Очень она обрадовалась! Еще бы Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе-гусенице и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг. А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепетали четыре нежных алых лепестка. Мотылек сорвал два мака и отнес гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.

    А хватит ли лепестков с двух маков? - спросила стрекоза.

    Ну, конечно, - успокоила портниха.

    И действительно, хватило и еще осталось. И остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом стрекозы и спрашивали «Сколько лепестков пошло на такое платье? Но стрекоза не знала. А вы знаете? И т.д.

    Сказочный игровой сюжет может стать канвой урока на этапах первичного закрепления темы: «Сложение и вычитание в пределах 100». Ученики быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям. Время пролетает незаметно даже для слабых учеников, успевающих сделать большой объем работы, чем на обычном уроке.

    Отдельные игровые задания можно и нужно включать в начальной школе на любом этапе урока - от устного счета до самостоятельной работы, так как сюжет задания корректирует мотивацию детей, сокращая время выполнения задания и самое главное - дарит удовольствие и радость знания.

    В целях устранения перегрузки учащихся учебным материалом как на уроке, так и домашних заданиях целесообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающее усталость детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в I - II классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. В программе приведен примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы при изучении каждой темы в I - II классах. Число игр, их содержание, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на уроках математики, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение. Некоторые игры математического содержания использую затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях.

    В приложении А приведены примерные дидактические игры и игровые упражнения.

    Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

    Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения.

    К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

    Приведем пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

    «Украсить елочку шарами».

    Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

    Например: 6 + 7 =

    В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу. Примером такой игры может служить также старинная китайская игра «Танграм», согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика.

    Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых задании для приобретения учащимися соответствующих умении и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

    Так, в игре «Лучший летчик» ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

    Содержание игры: До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».

    «Чтобы летчиком стать,

    Чтобы в небо взлететь,

    Надо многое знать,

    Надо много уметь.

    И при этом и при этом,

    Вы заметьте-ка,

    Летчикам помогает

    Арифметика». (В. Корыстылев, М. Львовский).

    На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

    4 7 6 3 4 56 7 8

    3+3= 2+3=5+3=

    5 7 6 8 7 9 10 9 7

    4+3= 10-3=8+2=

    Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

    В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

    К другой группе относятся игры, где ученики производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков. Приведем примеры таких игр.

    Игра «Телефон».

    Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске.

    Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4 - и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат, далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми - утвердить их или отвергнуть.

    I ряд II ряд III ряд

    2 3 4

    Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.

    С помощью таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.

    В настоящее время все настойчивее выдвигается задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму готовых знаний и навыков, но и формировало бы обобщенные умения и способности, дающие возможность овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

    Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу.

    При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний.

    На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.

    Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре »По какой тропинке ты пойдешь?»  учитель предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них «затоплена водой»).

    1-я тропинка 2-я тропинка

    9 + 14 5 + 19

    14 + 9 19 + 5

    23=14 + 9 24=16 + 5

    23 - 14=9 24 - 15=9

    23 - 9=14 24 - 5=19

    Учащиеся, «исследуя» цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же «залита водой», так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.

    Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий.

    1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

    0 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Какие цифры закрыты карточками?

    3. Математический лабиринт «Догони-ка!»

    По этому лабиринту мысленно «бегают» Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

    4. Задание на смекалку.

    Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.

    Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

    5. Задачи на сообразительность.

    а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг - Катя, Галя и Оля - опустила в свой «чудесный» мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

    Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.
    2.3 Рекомендации по использованию дидактических игр в начальных классах
    Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

    В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

    Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

    Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

    В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

    В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

    При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

    В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

    Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

    Можно предложить следующие рекомендации по внедрению и использованию дидактических игр на уроках:

    1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

    2. На начальном этапе внедрения дидактических игр в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у обучающихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.

    3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

    4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 1-4 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.

    5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

    6. Дидактические игры можно использовать при изучении любого раздела русского языка.

    7. Дидактические игры используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.

    8. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.

    Дидактическая игра способствует лучшему усвоению знаний. Некорректно противопоставлять друг другу урок и дидактическую игру. Главный факт заключается в том, что в дидактической игре задача реализуется посредством игровой задачи. Дидактическая задача от учеников скрыта. Внимание учащегося обращается на осуществление игровых действий, при этом задачу обучения он не осознаёт. Это делает игру специфической формой обучения, подразумевающей преимущественно непреднамеренное усвоение детьми знаний и навыков. Отношения учащихся и педагогов определяет не учебная, а игровая ситуация. Учитель и ученики являются участниками единой игры. При нарушении этого условия учитель переходит на обычное прямое обучение. Поэтому дидактическая игра является игрой исключительно для ребёнка, тогда как для педагога она служит методом обучения.

    Дидактическая игра предоставляет много возможностей для активного вовлечения учеников в процесс учёбы, составляя основу для развития активной познавательной деятельности [7]. Это позволяет получить все условия, которые требуются для появления проблемных ситуаций и их решения. Неопределённость и непредсказуемость игры способствует тому, что ученики вовлекаются в неё изначально по самым разным личностным мотивам, потом всё сильнее вовлекаются в игровую логику благодаря собственно деятельностным мотивам. В игре отсутствует столь существенное ограничение свободы действий, как материальная, а также отчасти моральная ответственность индивида за совершаемые ошибки. Взаимопонимание, взаимное доверие, сотрудничество создают благоприятный грунт дня самосознания и целенаправленной корректировки поведения учеников, выработки у них верных ориентиров в сфере духовных ценностей.

    Пространственные и временные особенности дидактической игры делают учебную и игровую деятельность более динамичной и насыщенной, позволяя обнаружить взаимосвязь действий участников игры, создавая возможность совершения неправильных ходов и возможность повторения их, только в скорректированной форме. Возможности игр, создаваемые ими для повышения активности познавательной деятельности, выражаются в главных функциях дидактической игры, к которым относятся обучающая, воспитывающая, развивающая, коммуникативная, стимулирующая, диагностическая и организационная.

    Таким образом, дидактическая игра представляет собой сложное и многогранное методическое средство обучения. Во время дидактических игр осуществляется более успешное усвоение знаний и приобретение навыков, а также развиваются психические процессы школьников, эмоциональная сфера творческие способности. Дидактическая игра придаёт учебному материалу увлекательность, создавая позитивное настроение и интерес к его дальнейшему и более глубокому изучению.

    Заключение

    При поступлении в школу ведущим видом деятельности младших школьников является обучение. Для ребенка этот переход является очень сложным: игровая деятельность, носящая относительно свободный характер, сменяется учебной деятельностью, носящей обязательный характер. Для успешного обучения ребенок должен не только быть психологически готов к учебной деятельности, но и иметь устойчивое желание учиться. В этот период важное значение для младших школьников имеет мотивация к обучению, включающая интерес к школе вообще и интерес к новому виду деятельности - обучению. И только при условии, что познавательный интерес к учебной деятельности постоянно поддерживается учителем, у ребенка постепенно развивается интерес к приобретению новых знаний, умений и навыков.

    В настоящее время в педагогике используют различные методы, средства обучения младших школьников для развития познавательного интереса к содержанию учебного материала. Одним из эффективных средств для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения является дидактическая игра, в полной мере отвечающая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.

    Анализ психолого-педагогической, методической литературы, практический опыт работы в школе подтверждает, что дидактическая игра является ценным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний, умений и навыков.

    Одним из основных предметов в начальной школе является математика, которая играет важную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

    Дидактическая игра (игра обучающая) – это самый доступный вид деятельности, в ходе которой дети учатся. Игра является важным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, особенности мышления, воображения, внимания, память, вызывает у ребенка живой интерес к процессу познания и способствует интеллектуальному, нравственному развитию. В игре охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают эмоциональную активность, проявляют потребность в общении. В ней учащиеся познают, запоминают новое, систематизируют, уточняют и пополняют запас знаний таким образом, что у них формируется познавательный интерес к предмету. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием.

    Дидактические игры имеют широкое применение в процессе воспитания, развития и обучения, в том числе, математике. Как правило, основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал и игровые действия, которые точно автоматически ведут учебный процесс, направляя при этом активность учащихся в определенное русло. Известно, что в процессе игры активно развиваются внимание, наблюдательность и сообразительность. Учащиеся лучше и быстрее усваивают предлагаемый учителем материал. Нетрудно заметить, что дидактические игры необходимо отличать от игры или игровой формы занятий вообще. Игровая форма занятий создается, как правило, на уроках при помощи приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности [1]. Наблюдения показывают, что игровые приемы на уроках и особенности игр школьников вызывают у них активизацию умственной деятельности, которая в свою очередь способствует возникновению внутренних мотивов учения.

    Важную роль во время проведения дидактической игры на уроке играет дисциплина. Исходя из мнения учителей, можно утверждать, что урок математики считается идеальным, если ученики сосредоточены, внимательны и активны. Они могут вносить свои предложения и высказывать свое мнение, мысли только при поднятии руки и при разрешении учителя. Важно отметить, в чем состоит специфика дидактической игры. Она имеет свою устойчивую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры [1]. Дидактическая игра, вообще говоря, в отличие от игр вообще обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризующимися учебно-познавательной направленностью.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, поэтому отсутствие любого из них разрушает игру. Поэтому, готовясь к уроку, содержащему дидактическую игру, является необходимым составление краткой характеристики хода игры или, другими словами, сценария, указание временных рамок игры, учет знаний и возрастных особенностей учащихся, а также реализация межпредметных связей. Главной ценностью дидактических игр является то, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, а также активно помогают друг другу в этом.

    Очень важно при использовании дидактических игр следить за сохранением интереса учащихся к игре. В случае потери интереса к игре учителю необходимо своевременно принять действия, которые вели бы к изменению обстановки. Такими действиями могут служить, например, эмоциональная речь, приветливое отношение или же поддержка отстающих ребят.

    Естественно, что при наличии интереса учащиеся занимаются с большой охотой, что, в свою очередь, благотворно влияет на усвоение ими знаний. Поэтому важно проводить игру выразительно. Если же учитель во время игры разговаривает с детьми монотонно, сухо, то дети начинают отвлекаться, теряют интерес. В таком случае учителю необходимо возобновить интерес, что получается не всегда.

    Интересная игра, понравившаяся учащимся, оказывает положительное влияние на проведение других последующих игр. Поэтому не менее важно проводить игру выразительно. При этом забавность и обучение в дидактических играх необходимо сочетать таким образом, чтобы они не мешали, а наоборот помогали друг другу. Таким образом, применяемые средства и способы, которые повышают эмоциональное отношение учащихся к игре.

    Многие дидактические игры имеют принцип соревнования между группами учащихся. Данный принцип усиливает эмоциональный характер игр. При этом следует помнить, что лучше, когда игровое соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды, чтобы учащиеся стремились не только хорошо выполнить предложенное учителем задание, но и побуждали к этому своих товарищей, изъявляли желание им помочь [2].

    Таким образом, дидактические игры являются шагом к идее сотрудничества, самоуправления, соревнования, воспитания через коллектив, приобщения учащихся к творчеству, воспитания ответственности каждого из них за учебную деятельность и дисциплину в классе, но главной – обучение математике.


    1   2   3   4


    написать администратору сайта