воображение (1). Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Общая и экспериментальная психология
Скачать 112.73 Kb.
|
2.1. Диагностика уровня творческого воображения у студентовДля изучения творческого воображения студенты используют наблюдательный экзамен (проективные методы, методы экзамена). Наблюдение - один из наиболее значимых эмпирических методов психологического исследования, предполагающий целенаправленное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью их изучения. Проводится в естественных и специально организованных условиях. При изучении творческого воображения с помощью метода наблюдения обращают внимание на поведение учащихся в естественных условиях учебного заведения в привычной для них обстановке и особенно в неорганизованной, критической или расстраивающей ситуации. Изучение творческого состояния студентов было разделено на этапы: Шаг 1-подготовительный. На этом этапе сформировался комплекс психодиагностических методов, их валидация. Контакт с испытуемыми был установлен. Шаг 2-диагностика. Изучение проявлений творческого воображения у студентов Университета. Шаг 3-анализ и интерпретация полученных данных. Экспериментальная база исследования: университет, исследование было охвачено 20 респондентов. Чтобы определить уровень творческого воображения студентов, мы выбрали диагностический материал: 1. Метод исследования творческого воображения», автор И. Е. Ке Лютова, Г. Б. Монина Т. В. Пашукова, А. Г. Допира, С. Дьяконова. 2. Техника « Исследование продуктивности воображения». 3. метод «изучение индивидуальных особенностей воображения». Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической практике, в системе образования с целью повышения уровня творческого воображения у учащихся. 2.2. Психодиагностическое заключение о состоянии творческого воображения у студентовЧтобы определить уровень творческого воображения студентов, мы провели следующие методы и проанализировали их производительность: 1. «Метод исследования творческого воображения», автор Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. Протоколы представлены в таблице 1 (Приложение А). Результаты методики показали, что в группе есть два ученика (Дима Н., Руслан Р., Родион П.), у которых высокий уровень развития творческого воображения. Ребята в предложении использовали все три слова в остроумном и оригинальном сочетании. В группе из 45% (9 респондентов) со средним уровнем творческого воображения, то есть данные три слова используются в менее нужной, но логически допустимой комбинации. А у 40% (8 респондентов) низкий уровень творческого воображения, задача хорошо понятна испытуемым, но они дают формальное сочетание трех слов или используют их с искажениями. Результаты представлены на рис. 1. Рисунок 1 - Результаты методики «Исследование творческого воображения» у студентов на предмет выявления продуктивности творческой деятельности 2. Методика «Исследование продуктивности воображения». Результаты по данной методике представлены в протоколе на рисунке 2 и в таблице 2 (Приложение Б). Анализируя данные метода «исследование продуктивности воображения», можно сказать следующее: в группе из 15% (3 человека) имеют высокий уровень продуктивности воображения, именно учащиеся демонстрируют активность ассоциативного процесса представления, являющегося связующим звеном между материалом внешней стимуляции и психологическими образами этого». А у респондента очень высокий уровень продуктивного воображения. 15% (15 респондентов) имеют средний уровень продуктивного воображения, 5% (1 респондент) имеют низкий уровень. Рисунок 2 - Оценка уровня продуктивности воображения у студентов 3. Метод «исследование индивидуальных особенностей воображения». Цель методики: определение уровня сложности воображения, степени фиксации представлений, гибкости или жесткости воображения и степени стереотипа или оригинальности (таблица 3 (Приложение В) и рисунок 3). Согласно полученным результатам, для большинства испытуемых характерны пятый и четвертый уровни индивидуальности воображения, что говорит о том, что контур геометрической фигуры продолжает оставаться основной деталью, но рисунок уже представляет собой сложный сюжет с добавлением форм и деталей (четвертый уровень составляет 35% (7 респондентов). Пятый уровень-25% (5 респондентов): рисунок-это сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры используется как одна из деталей. 35% (7 респондентов) отметили третий уровень, контур рисунка используется как основная деталь, а рисунок-сюжет, с дополнительными деталями. Второй уровень отмечен у 1 человека, а первый уровень отсутствует. Рисунок 3 - Диагностика индивидуальных особенностей воображения Таким образом, по проведенным методикам можно сказать, что в группе четыре человека, которые по методикам обладают высоким уровнем творческой фантазии, эти ребята склонны глубоко анализировать полученные данные, их можно передать, оторваться от идеи, раскрыть ее суть в нескольких вариантах, креатин и страсть к работе. По сути, вся группа находится на среднем уровне творческой фантазии, может понять полученный материал, продуктивно работать над заданиями, самостоятельна, проявляет интерес к работе и науке. Уровень группы также невысок, с этой категорией респондентов необходимо проводить дополнительные мероприятия, чтобы раскрыть их потенциал. На следующем этапе нашего эксперимента мы предлагаем использовать метод лекции для развития творческого воображения студентов. |