воображение (1). Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Общая и экспериментальная психология
Скачать 112.73 Kb.
|
Глава 1 Теоретические основы изучения творческого воображения у студентов1.1. Значение понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературеТворческий человек способен эффективно решать жизненные проблемы, планировать будущие цели, обеспечивая тем самым большую свободу выбора, поступков, поступков для себя и для других. Это позволяет ему эффективно строить свою деятельность в развивающемся обществе. Поэтому творческий аспект человеческой деятельности является важным условием формирования активной жизненной позиции. Проблема воображения, особенно творческого воображения, была изучена Сократом. Он определил понятие воображения как неотделимую часть искусства, и искусство как бы подражает космосу или деятельности людей и животных [23, с. 98]. Платон и Аристотель впервые представили эту проблему как научную, раскрыли суть и основные черты. Платон описывает воображение как смесь смысла и мнения. Согласно Аристотелю, «воображение есть конкретная деятельность, конкретный продукт, являющийся познавательными образами окружающей действительности» [23, с. 55]. Воображение не есть сама реальность, но в то же время оно не может существовать без самой реальности, без окружающей среды, которая ее питает. И в то же время воображение определяет программу, жизнедеятельность человека, оно порождает замысел. Как считал К. Маркс, даже самый плохой архитектор от лучшей пчелы отличается с самого начала тем, что, прежде чем построить восковую ячейку, он уже построил ее в своей голове. То есть, приступая к работе, человек «видит» целью своей деятельности свой будущий результат, который в начале человеческой деятельности был в его представлении, то есть в идеале. Воображение порождает «образ» того, что будет создано только в процессе творческой работы [12, с. 312]. Отечественные и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают суть понятия «воображение» и «творческое воображение». Л. Н. Коган, А. Г. Спиркин утверждали, что «воображение - это психологическая деятельность, заключающаяся в создании мысленных представлений и ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком непосредственно» [6, с. 39]. Интересно, что Дж. Пиаже рассматривал воображение как «временную стадию искаженного мышления, и потому воображение искажает представления ребенка о реальности, не давая ему взамен ничего нового, а лишь искажая образ самой действительности « [23, с. 125]. Ю. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразное отражение действительности, заключающееся в создании новых образов и идей на основе существующих идей. Через воображение он понимал ««способ овладения человеком в области возможного будущего, придавая его деятельности объективный и конструктивный характер» [12, с. 317]. Л. С. Выготский отмечает, что « воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые были накоплены ранее, а строит новые серии ранее накопленных впечатлений. Иными словами, введение нового в самый ход наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности новый образ, которого прежде не существовало, составляет, как известно, самую основу деятельности, которую мы называем воображением « [5, с. 88]. Согласно Л. С. Рубинштейну, главный смысл воображения состоит в том, что без него любой человеческий труд был бы невозможен, так как невозможно работать, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не было бы возможного прогресса в науке, технике или искусстве. По его словам, «воображение связано с нашей способностью и потребностью создавать новые вещи. В то же время воображение - это отход от прошлого, от опыта, от его трансформации, это трансформация настоящего, осуществляемая в образной форме» [26, с. 318]. Л. С. Коршунова считает, что с помощью воображения человек отображает реальную действительность, но в других необычных, часто неожиданных сочинениях и отношениях. Воображение преображает реальность и создает на этой основе новые образы. Е. И. Игнатьев рассматривает основные особенности процесса, воображения, отмечая, что «в практической практике деятельность заключается в преобразовании и обработке данных восприятия и других материалов прошлого опыта, что дает новое представление» [12, с. 136]. Согласно современной философской энциклопедии « воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании мысленных представлений и ситуаций, которые никогда непосредственно не воспринимаются человеком в реальности». В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого не знали о существовании образов, исключив их из круга изучаемых явлений. Н.А. Шинкарева, А.А. Иванова полагают, что творческое воображение должно быть развито с самого раннего возраста, создавая благоприятные условия в контексте различных видов деятельности, и особенно в тех, которые основаны главным образом на то, психического процесса, не может существовать без него [26]. А. Осборн описал его творчества, как воображение направлено в сочетании с намерением и усилием. Согласно Р. Ассаджиоли «функция воображения-построение и создание образов-была признана важнейшей человеческой способностью». С. Ариети и С. Парнс изучали роль воображения, подчеркивая, что «роль воображения в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения» [7, С. 317].. Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что «качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии когнитивного развития объекта» [1, с. 34]. Р. С. Немов подчеркивает, что «воображение - основа зрительного мышления, позволяющая человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Он очень помогает ей в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, «или просто неуместны» [16, с. 58]. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном - это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных и социально значимых ценностей. Л. С. Выготский говорил « творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предшествующего опыта человека, ибо опыт-это материал, из которого создается построение воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала обладает его воображение», - говорил Запорожец А. В., одна из важнейших составляющих творчества, без которой немыслимо создать новое, - это воображение [5]. А. В. Петровский считает, что «творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с. 46]. Результатом творческого воображения могут быть материальные и совершенные образы. Существенным критерием такого рода воображения является социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентуация, усиление наиболее существенных сторон действительности. В процессе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощенные в оригинальных продуктах, деятельности. Как видно, способность субъекта создавать новые образы рассматривается как существенный признак воображения. Но этого недостаточно, потому что тогда нельзя различать воображение и мышление. Многие исследователи отмечают, что воображение - это процесс создания новых образов, протекающий в визуальном плане. Эта тенденция связывает воображение с формами чувственного отражения. Другая тенденция заключается в том, что воображение не только создает новые чувственные образы, но и порождает новые мысли. Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, и мышление по законам логики как не - логики, противозаконно. Одной из особенностей воображения является то, что оно связано не только с мышлением, но и с чувственными данными. Воображение не лишено мышления, но оно не сводится к логике, так как всегда предполагает (в воображении) трансформацию чувственного материала. Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условный образ. |