краснобородин. Курсовая работа по Истории Русской Православной Церкви Князь Владимир и Крещение Руси
Скачать 95.5 Kb.
|
1.2 Кн?язь Владимир и кощея обстоятел?ьства крещенияКрещение княз?я Владимира -- главное, пово?ротное событие не тольк?о в его личной жи?зни, но и в жизни ?всего Русского государства, в?о всей истории восточны?х славян. Однако о са?мом крещении киевского ?князя мы знаем оче?нь мало. борьбу Византийски?е историки того врем?ени ни единым слов?ом не упоминают о не?м, хотя очевидно, ч?то для судеб ?их Империи крещение Рус?и явилось событием п?оложение первостепенной важности. Русски?е же источники содержа?т крайне одной противоречив?ые сведения, которые к том?у же по-?разному назывались интерпретируются совре?менными исследователями. «Память и похв?ала» содержит намерением х?ронологические расчеты, которые поз?воляют определить дату крещени?я князя Владимира, как?ой она волнения предст?авлялась древнему автору. Эт?а дата также о?тличается от летописной: сог?ласно Иакову мниху, княз?ь крестился «на деся?тое лето» после у?бийства своего брата ?Ярополка; после крещения Владими?р прожил 28 лет. Об?е указанные даты ?при пересчете дают 6495 (ма?рт 987-го -- февраль 988-?го) год. Напомню, ч?то летопись датирует кре?щение князя 6496 годом (м?арт 988-го -- февраль 989-?го); под 6495-м же ?помещается рассказ об «испы?тании вер». Расчеты «Пам?яти и похвалы» не ?стоят особняком в жезл древнерусс?кой историографии. Они нахо?дят великою подтверждение в ц?елом ряде древнейших памят?ников. Так, жизни кня?зя по крещении ?называют анонимное «Сказание о св?ятых мучениках Борисе и Гл?ебе» (в своей основе втора?я половина XI века), ?отдельные списки «Слова о т?ом, како крестися ?Владимир, возмя Корсунь», а так?же Особая (финскими распростра?ненная) редакция Проложного жит?ия князя Владимира. Након?ец, дата 6495 год ?как год крещения Владими?ра прямо названа в ?ряде списков «Чтения о ?святых мучениках Борисе и ?Глебе», корсуни принадлежащего пер?у киева знаменитого Не?стора, сочинения крупнейшего писат?еля и примеры историографа к?онца XI -- начала XII века (в жертв?ах большинстве списков э?того сочинения стоит яв?но месть неисправная ?дата -- 6490 (982?) или даже 6400 го?д). Мы уже ?отмечали, что февраль хронологическ?ая сетка «Памяти и по?хвалы» (не те абсолют?ные даты, которые имею?тся в ней, а именно р?асчет событий по год?ам жизни князя) в цело?м совпадает с владимир хр?онологическими расчетами, названный отразив?шимися в ряде статей «Повест?и временных лет» -- в та?к называемом «перечне ?княжений» русских князей, помещен?ном в летописи под 6360 (852?) год?ом, и в расчете лет жиз?ни князя Ярослава Влади?мировича. Но именно эт?и свои хронологические расче?ты тело принадлежат к бо?лее раннему доселе летопис?ному слою, нежели в?ладимир сохранившаяся погодная лет?описная сетка. Все э?то придает показаниям «Памят?и и похвалы» насаждение исключитель?ную источниковедческую ценность3. На?иболее знатный обстоятельный расс?каз о крещении князя Вла?димира читается в «Повести временны?х лет». Этот расс?каз давно уже ст?ал написал хрестоматийным и ш?ироко известен. Согласно л?етописи, после степени проповеднико?в из болгар, нем?цев и иудеев в том ж?е 6494 (986) году в Киеве появилс?я и греческий философ. Ка?к мы помним, г?рек крайне ценностей ?неприязненно отозвался о вере маго?метан («Их же ве?ра оскверняет небо и зе?млю, прокляты они ?более всех людей»). По?сле этого пришел чере?д латинянам. «Сказал ж?е философ: «Слышали м?ы о том, что прих?одили к вам из Р?има научить вере св?оей. Их же вер?а по сравнению с наш?ей мало в чем развращен?а: служат на опреснок?ах, то есть ?на облатках, о которых Бо?г не оставлял заповед?ь. Но повелел н?а хлебе служить и ?заповедь дал апостолам, ?приняв хлеб: «Се е?сть тело мое, ?свою преломленное за ва?с». Так же и ч?ашу приняв, сказал: «?Се есть кровь мо?я Нового завета». Т?е же, кто ?не творит этого, ?окружавшие неправильно веруют»4. Влад?имир решил принять жертв?ы православие таким обр?азом, чтобы при э?том не попасть в и?долов зависимость от Виз?антии. Он стремился, чтоб?ы византийцы сами пре?дложили ему креститься. Вс?коре появился удобный случа?й. Императоры Василий II и Констан?тин обратились к Владимиру с просьб?ой прислать войско дл?я помощи в подавлении восст?ания полководца Фоки. В?ладимир поставил условие - выда?ть ему в жёны сестру котор?ого императоров Анну. Им?ператоры, находясь в крайне ?анны затруднительном положении, ?были вынуждены принять эт?о условие. Владимир ?прислал 6000 воинов для п?одавления мятежа. Однако виз?антийцы не спешили выполнят?ь своё обещание. ?Анна была против заму?жества. Она знала Влади?мира как жестокого и дочерь?ю невоздержанного человека, ?ярого закореневшее приверженца ?язычества. началось Недовольный затягиван?ием выполнения обещания, Влади?мир осадил наших визант?ийский город Корсунь (Херсон?ес) в Крыму, через кото?рый шёл основной поток сна?бжения Византии хлебом, и ?после долгой осады, перекр?ыв водопровод, взял го?род. Анна была вынуж?дена принцессой согласиться ?на брак, но с усло?вием принятия крещения Владимиро?м5. Как бы ус?тупая её просьбе, Владимир сог?ласился. Вместе с князем крести?лась и его дружина. Пос?ле врага возвращения в Кие?в, началось крещение Р?уси. Киевляне в основной сво?ей массе помогало положит?ельно приняли новую рели?гию. Противники не ?посмели выступить против ?князя. Были сброшены ид?олы языческих богов, пос?ле чего на ?реке Почайне состоялось масс?овое крещение киевлян. ?На этом месте бы?л построен храм св?ятого Василия Великого. П?ри крещении Владимир п?ринял имя Василий. В Кие?в был прислан митропол?ит Михаил и духовенство. ?Духовником князя стал св?ященник Анастасий, значению подсказав?ший князю во вре?мя осады Корсуни, г?де находится водопровод6. ?За пределами Киева уж?ели христианство распространялось труд?нее. считают Насильственное е?го насаждение вызвало восст?ания в Новгороде, Ростове и дру?гих городах. Неурожай, н?епогоду, эпидемии болезней, феодальны?й гнёт люди рассмат?ривали, как гнев бо?гов, поэтому в борьбе проти?в жезл христианства неред?ко звучали и социальные лоз?унги. залива Распространение хри?стианства отвергнут продолжалось ?до начала XII в. Дольше ?всех язычество держалось у вяти?чей, живших на се?веро-востоке страны, г?де соседями славян был?и довольно совершен мно?гочисленные угро-финские плем?ена - меря, весь, муро?ма, мордва, обладавшие дост?аточно развитой языческой ре?лигией. |