Главная страница

краснобородин. Курсовая работа по Истории Русской Православной Церкви Князь Владимир и Крещение Руси


Скачать 95.5 Kb.
НазваниеКурсовая работа по Истории Русской Православной Церкви Князь Владимир и Крещение Руси
Дата09.03.2023
Размер95.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакраснобородин.docx
ТипКурсовая
#977776
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7
?идолов и строил церкви (+ 1089 г.).

В конц?е ХI же века пр?ибыл в Ростов русский ин?ок берегу преподобный Авр?аамий и поселился в хижине ?на берегу озера Не?ро. В Ростове вся чудс?кая окраина еще нато?лкнули поклонялась тогда и?долу Волоса. Авраамий д?олго учил народ и молил?ся об его обраще?нии. Святой Иоанн Бог?ослов, явившись ему в ви?дении, дал ему жез?л на сокрушение ид?ола. На месте ?взаимные сверженного истукана Авраа?мий основал самыми Богословски?й монастырь, в котором и ?был первым архимандритом. В ХII ве?ке, благодаря трудам свя?тых Леонтия, Исаии и А?враамия, Ростов был ?уже весь печерский христи?анским городом. Вместе с т?ем понятные христианство успел?о крепко чисто утвердить?ся по всей Ростовск?ой земле и в Суздале с е?го областью.

В Муроме т?янется сопротивление язычников ?сотен христианству было ?еще серьезнее. Язычество восс?тания поддерживалось здесь са?мой глушью этого к?рая, ростове населенного дико?й муромой и мордвой. Посл?е святого Глеба здес?ь не было да?же особого князя д?о самого конца ХI в., ко?гда на Муромско-Рязан?ское княжество приехал ?сын Святослава налаженные Черниговс?кого Ярослав-Константин, внутренни?х родоначальник рязанских кня?зей и славянской просветитель это?го края. Он прибы?л в Муром с детьми Михаи?лом и Феодором, с казнь духовенство?м и целой колонией христиа?н. Язычники встретили е?го с оружием и убили к?няжича Михаила.

Ярослав за?нял город и велел с?троить в нем церкви. У?сердие его к обращению жит?елей в черед христианство долго?е время только усиливал?о упорство их в язычес?тве. Однажды, киевская раздражен?ная ревностностью князя, то?лпа язычников собралась к?о двору его с н?амерением убить его. Свят?ой князь знаменитого неустраш?имо вышел к ней оди?н с иконой в руках. Мятежн?ики были поражены чу?десным ужасом и просили креще?ния. В сильное назначенный ?день на Оке произош?ло такое же кр?ещение народа, как в К?иеве при святом В?ладимире. После этого труд?ы Ярослава в пользу свято?й веры сделались усп?ешнее. До самой сме?рти (+ 1129 г.) он занимался обращени?ем язычников и строением ?по своему княжеству церкве?й и монастырей11.

Дольше ?всех славянских племен ост?авалось в язычестве племя вя?тичей. вступили Просветителем и?х был в ХII веке чрезвычайн?ых преподобный Кукша, Печерски?й инок, принявший у ?них жестокостью мученическую с?мерть.

создании Христианство у ино?родцев. собралась Инородческие ?племена, жившие по соседст?ву и на окраинах Рус?и, получали иакову х?ристианское просвещение уже о?т русских, с которыми име?ли сношения. Менее ?всех славяно-русских ?племен отличались влиянием ?на инородцев племена южнорус?ские. Среди своей ?отдано воинственной жизни о?ни мало заботились о ?прочном, домашние нравственном подчинен?ии себе чуждых ?повольников народностей и отличались ?большой строились терпимостью к иновер?ию.

Но святая в?ера успевала проникать в ст?епные вежи* и южных ино?родцев. Есть известия о к?рещении некоторых половецких к?нязей; крестились также п?оловецкие княжны, на кото?рых женились русские княз?ья, крестились пленники ?из степей и разные лю?ди, сильным поступавшие к русск?им князьям на служб?у. С другой стороны велики?й просветителями степняков был?и иногда их рус?ские пленники. В конце ХI ?века крестился со в?сем семейством один ?знатный половчанин, пораженный чудесны?м принято освобождением с?воего пленника, Печерского ?инока духовником преподобного Ни?кона Сухого, которого ?он три года том?ил в заключении, и которому в рели?гиозных предупреждение бегства под?резал на ногах ?жилы.

Другой Печерский ?инок тогда преподобный Евс?тратий попал в плен с 50 ?другими пересчете христианами к крым?ским евреям. Всех ?его товарищей евреи помор?или голодом, а его самог?о в день Пасхи расп?яли на кресте. Н?о, по его предсказа?нию, всех евреев в К?рыму в скором времени постиг?ла казнь от грек?ов. Пораженные суевериями исп?олнением пророчества и чудесами ?от мощей снабжения преп?одобного Евстратия, многие е?вреи приняли крещение.

С?амым сильным влиянием ?на инородцев отличались п?лемена северные, селившиеся меж?ду финскими народами. Нач?ало такого влияния ?на инородцев принял принадле?жит Новгороду, который раскин?ул свои колонии ?по всему финскому севе?ру. Ближайшие к Новгороду фин?ны стали креститься ещ?е со времен ?святого Владимира, например, ижо?ра и корела. В 1227 году сам?ой новгородский князь Яросл?ав ведьм Всеволодович ?посылал к корелам миссию и о?ни все крещение беспре?кословно крестились.

Более отд?аленные от Новгорода и ?менее летописная восприимчивые инор?одцы, как например, в?одь, хранили язычество даж?е еще в ХVI в. сообщаться Про?светителем Вологодского края б?ыл касается преподобный Ге?расим из Киева; в 1147 г. ?он поселился около н?ебольшого полководцем новгородского Т?оржка Вологды, основал ?монастырь святой Троицы и 30 ле?т особого проповедовал Евангели?е обитателям этой дико?й страны12.

Среди ч?уди заволоцкой на се?верной Двине малоразвитые хр?истианство появилось еще ?во времена святого Влади?мира. В частью новгородских колония?х этого края б?ыли церкви и монастыри. Пр?и слиянии Сухоны и ?Юга, уже в пределах древне?й Биармии, еще в ХII в. с?тоял старый город Уст?юг, иначе выстроившийся окол?о Троицкого ижоры Г?леденского монастыря. Семена св?ятой веры разносила ?по северу и каноны новгоро?дская вольница, хотя вов?се не для е?е интересов совершали сво?и удалые разъезды. В 1174 ?году две партии кикимо?рах повольников проникли в облас?ти реки Камы, в ст?рану черемис и вотяков, и за?няли их города ?Болванский, названный потом Н?икулицыным, и Каршаров, названный Котельн?ичем. Несколько времени спу?стя, построен был н?а реке Вятке г. Хлын?ов, нынешняя Вятка. В?о всех этих ?городах появились русские ?храмы и знаменитого утвердилось хри?стианство.

В последнего Приволжском к?рае из смеси русс?кого и сестру инородческого народонас?еления еще в ХII в. успело произвест?и сформироваться крепкое глуб?око великорусское племя, ?которое более всех д?ругих племен оказало вл?ияние на обрусение ино?родцев. В половине ХIII в. мы у?же вовсе не слы?шим здесь о возрастания существ?овании старого племени ?мери; все Поволжье д?о самых селений ?мордвы было уже чис?то русское и православное, к?роме разве каких-?нибудь лесных захолустьев.

В 1221 г. ?русская потечет колонизация п?о Волге инородцев останов?илась в Нижнем. В пределах эт?ого города русские вступи?ли в долгую борьбу с высши?е воинственной мордвой, в рез?ерве у которой стояли сильн?ое теперь черемисское пл?емя и волжские болгары. ?За Нижним встречаем то?лько частные примеры о?бращения инородцев. Например, кн?язь Андрей однако Боголюб?ский крестил у себя в?о Владимире много болга?р и евреев. Между болгарам?и встречаем мученика Авраа?мия, богатого купца, ?культурные замученного в Болгарии з?а веру в 1229 г. Мощи ?его в 1230 году перенесены был?и во Владимир.

Н?а западе русское вли?яние должно было бл?иже остановиться на сво?ем пути близко о?т своих исходных пун?ктов - Новгорода, Пскова, Полоцк?а и Смоленска, потому ?что принадлежит столкнулось с дру?гим сильным влиянием, к?оторое шло с запада ?от латинской церкви.

В Финлянд?ии властолюбию просветительная деятельност?ь Новгорода смертью огра?ничивалась племенами ижоры и кор?елы. Жившее далее н?а запад племя я?м* было крещено уж?е латинскими пределами мисс?ионерами из Швеции (в ХII в.). Н?а юг от Финс?кого залива русские к?нязья имел распространяли христианств?о среди чуди. В 1030 г. Я?рослав построил здесь г?ород Юрьев (Дерпт). Преемник?и Ярослава посылали к чуд?и священников. Но в?скоре и здесь началась расс?каз деятельность латинских э?тих миссионеров; в 1070 годах Эсто?нией завладели датчане и оста?новили успехи православия, а в Ливони?и в конце ХII века о?сновался орден Меченосцев. Ещ?е далее по Н?еману лучи христианства, ?впрочем весьма слабые, ?проникали из России к ?племенам Литовским, большой н?аходившимся тогда еще в само?м упорном язычестве. В ко?нце ХII столетия между н?ими известны четыре ж?изнью православных князя. Сам?ое сильное влияние н?а Литву имело княжес?тво Галицко-Волынское, осо?бенно в правление Романа Мс?тиславича, грозного победителя и ?такие цивилизатора литовцев.

Обстоятельств?а, принести препятствовавшие и сол?нцеворот способствовавшие быстрому и ми?рному дать распространению хрис?тианства в России13.

называют Прав?ославная вера успела, так?им образом, оставив распрос?траниться по всему п?осле пространству тогдашней Рус?ской земли как межд?у русскими, так и меж?ду инородцами. Такая поб?еда ее над языч?еством досталась ей, к?онечно, не без бор?ьбы; но об ?этой борьбе, особенно о борьб?е в открытой форме, каков?а была, например, бо?рьба приписывают христианства с языч?еством в греко-римском мир?е, до нас до?шло очень мало изве?стий, и притом только им?ущество относительно распространения просветител?ь христианства на север?е, - в Новгороде, Ростове и Муром?е; к северному же кр?аю главным образом отно?сятся известия о некоторых попы?тках произвести против н?овой веры народные во?лнения со стороны ?главных крещение представителей языче?ства - волхвов.

Волхвы э?ти являлись близкие пре?имущественно во времена ?народных бедствий, которые суев?ерный народ склонен бы?л отец приписывать г?неву покинутых богов. В 1024 го?ду, по случаю голод?а, восстали волхвы в Суз?дале и стали избивать ?старых женщин, обвиняя ?их в том, что ?они удерживают плодородие. ?Великий князь Ярослав ?сам приехал в Суздаль и каз?нил волхвов. Около 1071 го?да настал голод в Рост?ове. По этому случ?аю из Ярославля пришл?и два волхва и пошл?и по Волге, ?тоже избивая пожилых же?нщин. Жители приводили к ни?м своих матерей, ?жен и сестер; волхвы над?резали у них за пл?ечами и показывали вид, чт?о вынимают оттуда хл?еб, мед или ры?бу; имущество убитых женщи?н они забирали се?бе. Когда они п?ришли на Белоозеро, с н?ими было уже д?о 300 последователей. Здесь встрет?ил их Ян, б?оярин князя Святослава ?Черниговского. Произошла схватка, в ко?торой был убит ?священник Яна. Белозерцы ?едва владимир согласились выда?ть волхвов.

На вопрос?ы Яна волхвы ?изложили ему свое уч?ение о двух богах - небесно?м и подземном, о создании те?ла дьяволом, а души Бого?м. Ян велел би?ть их и, привязав к ?лодке, поволок особой п?о Шексне и на усть?е этой реки вы?дал их на м?есть киеве родственникам у?битых женщин; оба вол?хва были повешены ?на дубе. В 1091 году оп?ять было явился волх?в в Ростов, но ?уже не имел ус?пеха и скоро погиб. В Новг?ороде тоже была сильн?а вера в волхвов. Н?овгородцы ходили гадать к финс?ким кудесникам. В 1071 году о?дин волхв хулил ?божеств христианскую веру и вызыва?лся перейти Волхов, к?ак по суху. Н?арод швеции взволновался и х?отел убить епископа Феод?ора14.

Епископ явился с к?рестом на вече и зв?ал к себе всех верн?ых; на его ?сторону встали только ?князь Глеб с дружиной, а в?есь простой народ о?стался на стороне в?олхва. Глеб убил вол?хва, и волнение утихло. В ко?нце детей описываемого ?времени (1227 г.) уже само ве?че казнило четверых волхво?в. В 1071 году появился ?волхв в самом Киеве; ?он утверждал, что ем?у явилось пять ?богов, и что, по ?их откровению, через 5 ле?т Днепр потечет вве?рх, Русская земля ?станет на месте Гр?еческой, а эта на мес?те Русской. И в Киеве нашли?сь невежды, которые ем?у верили; но други?е посмеялись над н?им, говоря: "Бес ?играет тобою на пагу?бу тебе." В одну ноч?ь волхв этот про?пал без вести.

Б?олее некоторые решительное сопротивле?ние приняли христианству о?бнаружили переходной инородческие плем?ена, мало или вов?се не зависевшие о?т влияния княжеской в?ласти, как некоторые пл?емена финнов на севе?ре, литовцев на з?ападе и половцев на юг?е. Во время во?йн с русскими половцы наносил?и встретил христианству м?ного вреда, грабя и ра?зоряя его святыни; в 1095 г. ?ими язычники разграблена и опуст?ошена была главная с?вятыня Киева - Печерский м?онастырь15.

Славянские и множество подчин?енные им сухоны и?нородческие племена принимали кня?зь христианство большей ча?стью без сопротивления, отч?асти потому, что был?и уже несколько с ?ним знакомы раньше, а ?главным образом - из в?ере повиновения власти, к?оторая сама встала в?о главе нового л?ишились религиозного движения. Осо?бенно же много помог?ало успехам играет христианств?а то обстоятельство, чт?о оно само народнос?тей распространялось средствами мирны?ми - проповедью, убеждением, и пр?итом на родном славя?нском языке16.

Для э?того новая Русская церков?ь вступившего воспользовалась все?м, что греческая ?миссия успела выработать д?ля своеобразную просвещения сл?авян еще раньше в друг?их славянских странах, - славянс?кой Библией, славянским се?мена богослужением и первыми сж?игали славянскими пастырями и учите?лями, и с самого же начал?а явилась в России церков?ью национальной. Для Рос?сии было великою мил?остью Божьей то, ч?то она получила св?ое византия просвещение хрис?тианством не от цер?кви Римской с ее латин?ской библией и мессой и с е?е противными православия национа?льной жизни насилиями, а о?т церкви прекрасную п?равославной Греческой, статуи относивше?йся к статей национальным ?началам славяне просвещаемых ?ей стран с большим уважени?ем. Но, говоря о мирно?м и быстром замученного распрост?ранении христианства в России, ну?жно иметь в виду эпи?демии распространение его ?только количественное, от котор?ого было еще очен?ь далеко до истин?ного, жены внутреннего ус?воения Христовой веры вс?ей массой крещеных тогд?а людей. К такому п?окойника внутреннему перевоспитанию с?воих новых чад п?ользу православная церковь в Рос?сии не имела ещ?е ни времени, н?и сил.

От тог?о после крещения Р?уси в нашей церковной истори?и тянется длинный п?ериод двоеверия; смешения удерж?ивают христианства с язычеством, в ?котором язычество сначала д?аже жреческую преобладало ?над христианством. Двоевер чти?л и священника, и волхва, последне?го даже более, че?м первого; от с?вященника он явно уклоня?лся, как от ?врага своей священной ста?рины, считая саму в?стречу с ним не добро?й.

Множество старых верован?ий и обрядов перешло в сам?о поворотное христианство наро?да и придало ему ?быстром своеобразную народную окраск?у, которая заметна в ?народной вере до яросл?ав позднейшего времени. Отсю?да ясна важность ?вопроса о том, в чем ?состояло наше древнее язы?чество, что в нем б?ыло слабо и легко уст?упало христианству, и что ос?обенно сильно и долго владими?р удерживалось в народных веровани?ях17.

Древне-языческая миф?ология, папой представления о душ?е и загробной жизни, празд?ники и обряды. В эпоху пр?инятия Россией сварожичи христи?анства русское язычество нахо?дилось еще на ни?зшей степени развития, ?на переходе от ц?еркви непосредственного поклонения я?влениям и силам природы, - солн?цу, месяцу, звездам, ?заре утренней, ветрам бу?йным, морозу, царю-ог?ню, матери сырой з?емле, живой воде, зел?еной дубраве и прочих, которы?е доныне социальные при?зываются в народных заговорах и пес?нях, - к князь олицетворениям эти?х явлений и сил в л?ичных образах. Такие грече?ских олицетворения распространялись в ?ней пока только е?ще на низшие, ?более простые и понятные бож?ества: на домового - бож?ество домашнего очага, н?а леших, водяных, ?русалок, на бабу-яг?у - половина олицетворение з?имы и всяких страхов в?не дома и вне светл?ым благодетельного влияния до?машнего очага, на д?еда мороза, на к?ощея (костяка) - тоже зимне?е божество, на божест?ва смерти (нежить, мо?рена), болезней и проч. ?Но божества высшие - бо?лее половине отвлеченного харак?тера - еще не успе?ли развиться в ней д?о ясных образов, и из?вестны нам почти п?о одним только им?енам.

Сюда относятся: Сва?рог - божество неба, вро?де Варуны индусов и Ура?на греков, которого, вер?оятно, и имели в виду ?Прокопий и другие древние писате?ли, свидетельствовавшие, что с?лавяне изживанию поклонялись един?ому Богу, верховному межд?у другими низшими божест?вами, затем братья Св?арожичи - огонь, высшим ?юных проявлением которого ?были молния и гром, император?ы олицетворенные в образе гром?овника Перуна, и Дажьбог - ?солнце. Идолы этих Сваро?жичей видим на киевс?ком холме при Вл?адимире.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта