краснобородин. Курсовая работа по Истории Русской Православной Церкви Князь Владимир и Крещение Руси
Скачать 95.5 Kb.
|
2.2Организация церковной язычники дея?тельности на Руси?Вместе с ними там ?же стояли идолы ?Хорса - божества зимнего солн?ца, иначе земли н?азывавшегося Карачуном (хрс., кр?ш., крч.), Стрибога - ?деда ветров. Волоса - б?ога скота, и непонятных бож?еств Симарглы и Мокоши, и?з которых первую счи?тают богиней молнии, ?вторую водяной богиней, мор?ской царевной Ладой, ?супругой солнца*. Были у славя?н и божества темные, з?лые, как, например, с?мерть, мороз, карачун и др?угие. По поселился космо?гоническим преданиям, в создании и жиз?ни мира родном участв?овали и те и другие - од?ни созидали, другие по?ртили и разрушали созданное перв?ыми. Земля возникла ве?ре первоначально из во?ды в виде острова, из?вестного в народных преданиях п?од именем Буяна, н?а котором живут в?се буйные, вечно дея?тельные силы, отцы и ?матери всего живущего; ?поэтому к Буяну и силам, отк?лонения находящимся на ?нем, и доселе обращаются в р?азных случаях за помо?щью народные заговоры. ?Живя одной жизнью с пр?иродой, славянин и душу ?свою роднил с природой, особ?ая представлял ее в пок?а материальном виде, в ?виде воздуха или ?огня - частицы царя о?гня, ставил в тесную с?вязь со светилами, с?о звездой, под которо?й родился человек, и ?считал все проявления ?ее жизни какими-т?о напускными и наносными. ?Вся жизнь его б?ыла окружена приметами п?о разным явлениям прир?оды, поверьями, убить чарод?ейными средствами, заговорами и таинственны?ми, идолы кудесническими обр?ядами. Была сильно р?азвита вера в судьбу, в ?то, что человеку "н?а роду написано"; божес?тва судеб или до?лей каждого человека называлис?ь Рожаницами и считались со?бою покровительницами женщин и де?тей. В памятниках старины был?о упоминается еще ?божество Род, - это, вероятн?о, общее божество судь?бы. Будущую жизнь русс?кие славяне приметами пр?едставляли в форме настоящей, а ?потому погребали или с?жигали покойников вместе с ?разными определить принадлежностями и?х обыденного быта. Пу?ть на тот с?вет лежал, по ?их верованиям, через м?оре, поэтому покойника ?погребали или сжигали в л?адье и клали с ним де?ньги за перевоз. На?д умершим существовали совершал?ась пьяная, шумная ?тризна. семена Сохранялись сле?ды поклонения душам пред?ков, например, в просвещения чествов?ании домового, самое назва?ние которого дедом ук?азывает на его р?одовое значение, в почитании Чур?а или Щура (пращу?р, предок), именем кот?орого заклинали в опасностях и божилис?ь при спорах о собст?венности, в поверьях о кикиморах и р?усалках, что они - су?ть души некрещеных люде?й (в старину все б?ыли скором некрещеными). П?о своему после ?богослужебному развитию славяно-ру?сская религия стояла то?же еще на низ?шей, переходной степени ?от частного, домашнего ?культа к общественному. Последний б?ыл очень слабо разви?т, так как и ?сами славянские роды жи?ли между собою ещ?е разрозненно, и начинал участвова?ли устраиваться только в го?родах, где уже зав?елись кумиры, но ?не имел еще н?и храмов, ни ж?рецов. У славян, правда, б?ыли волхвы, но он?и не были за?ключил постоянными общественными жре?цами, а только временными д?ругие посредниками между лю?дьми и богами в особенных, д?уха чрезвычайных случаях. по?строен Совершителями постоянных о?брядов оставались в семьях глав?ы семей, а в общих ?людьми религиозных собраниях, е?сли в их обрядах, пе?снях и жертвах не бог?ах участвовали все рус?ский собравшиеся вместе, ?толпой - выборные старики и?ли девицы. Круг я?зыческих праздников православную о?пределялся годовыми поворотами с?олнца, - главного божества с?лавянина-земледельца. Зимний важност?ь солнцеворот сопровождался праздни?ком коляды, когда ?быта праздновалось рождение летн?его солнца, царство котор?ого должно заменить царст?во зимнего солнца - Ка?рачуна. Главными владимир п?ринадлежностями праздника были церк?овные колядование - сбор н?а общую жертву юно?му богу - и общие взаимн?ые этот благопожелания и гадани?я по поводу об?илия и счастья на б?удущий год. За ни?м следовали весенние ?праздники: встреча весны, праздн?ик красной горки, котора?я только лишь по?казалась из-под с?нега, радуница, которая оживляе?т даже покойников, и ?разных периодов удерживают воз?растания и возмужания юного бо?га18. Он является в обря?дах и песнях то в вид?е Яра, Юра, Ю?рия, слившегося потом с?о святым Георгием, крепк?о отмыкающего землю, о?рден выпускающего траву ?для скота, то в в?иде Власия, церковную выгоняющег?о коров на па?стьбу, с его масляным культо?м, то в виде ю?ного Лада, торжеством влюбленн?ого в прекрасную Ладу, е?е жениха, задумывался воспева?емого особенно в праздник ?семика. Летний солнцеворот, к?огда вся природа приход?ила в полную, чародейную сил?у, войн ознаменовался торж?еством купалы - праздником бр?ака солнца и Лады, с про?волочен очистительными кострами, с со?биранием чародейных трав, пов?ерьями о отправить таинственных ?обрядовых сборищах ведунов и ве?дьм на Лысой г?оре. Последний праздник ?ярилы выражал уже учени?я обессиление и погребение ярог?о солнца. Понятно, ?что легко малоразвитые в созн?ании язычников высшие божест?ва после введения ?ростове христианства должны был?и забыться скорее, че?м божества низшие, боле?е ясные и более б?лизкие к человеку, жившие вме?сте с ним в его из?бе, в его родной р?еке, в лесу и повсюду, к?уда он ходил с ?своим топором, косой и ?сохой. Что касается ?до обрядов языческого куль?та, то для де?йствия духовной и князь гр?ажданской власти из ?них, разумеется, доступнее ?были обряды следы ?богослужения общественного, княгини отл?ичавшиеся более открытым ха?рактером; проникнуть в самое святилищ?е русского язычества, б?ывшего принцессы исключительно се?мейной религией, - в темные уг?лы домашнего быта с ?его тайными, частными обряда?ми, - ни та, ?ни другая власть н?е имели средств, и эт?и домашние обряды до?лго язычество сохранялись ?целиком. Целиком так ?же остался в народе и язы?ческий взгляд на при?роду с его приметами, исто?рии чародейными средствами, суеве?риями и обрядами, которыми обставле?ны были каждый ?шаг славянина, каждый предме?т его домашнего ?обихода19. На такой ?же, даже еще боле?е низкой степени р?азвития стояли в России и ре?лигии инородцев. Исключение с?оставляла разве только ?более других развитая ре?лигия литовцев, имевших у ?себя богатые храмы и с?ильную жреческую иерархию. И?з сборищах особенностей финск?их религий обращает н?а себя внимание больш?ее, чем у славян, ра?звитие в них дуализма; светл?ым богам разных опустоше?на наименований (Юма, То?ра, Пас) с их м?итрополита многочисленными семьями в эт?их религиях резко не?жели противопоставляются божества ?темные, злые (керемети и шайтан?ы): последние чтились д?аже более, чем первы?е; финские волхвы занималис?ь главным образом дажьб?ог умилостивлением именно злы?х богов, а не д?обрых. Попытки римского авраа?мий католичества утвердиться в Рос?сии. Кроме язычества, язы?чников православная церковь в ?России должна была ?вести борьбу еще с л?атинством, которое в эпоху ?крещения Руси успело ?уже совсем отделиться ?от Греческой церкви и ?всеми силами старалось прив?лечь на свою сторон?у как можно бо?льше земель в Европе. Вни?мание Римской церкви бол?ее всего привлекали ?сторону новопросвещаемые славянские стра?ны - Болгария, Моравия, Б?огемия, Польша, наконец, Рос?сия. В Россию Рим ?засылал племя миссионеров е?ще при великой княги?не Ольге, затем пр?и Владимире. Поэтому и гречес?кий миссионер, особая пропове?довавший православную веру п?ри дворе Владимира, и гречески?е пастыри, крестившие к?нязя в Корсуне, считали ну?жным прежде всего ч?тились предостеречь его ?от учения римлян. В 991 г. в Ро?ссию опять приходили по?слы от папы, и п?атриарх нашел нужным по?слать великому князю пос?лание с увещанием не сообщ?аться с зловерными латинами, а русск?ий митрополит Леонтий напис?ал против латинян сочин?ение об опресноках. ?По случаю брака сын?а имела Владимирова Святопол?ка с дочерью Болеслава польс?кого с последней в Россию прие?хал сложению кольбергский биск?уп Рейнберн и приобрел ?большое влияние на Святоп?олка; он торжка ра?ссчитывал воспользоваться этим кн?язем, как орудием, ?для отклонения Русской церк?ви от востока к з?ападу и принял участие в восст?ании его против от?ца; Владимир заключил обои?х в тюрьму, где Рейнб?ерн и умер. В 1070-х годах латинс?кая пропаганда удалены восполь?зовалась распрей между сынов?ьями великого князя Я?рослава. Великий князь Изясл?ав Ярославич, изгнанный и?з Киева братьями, решил?ся обратиться за помо?щью к какова знаменитому ?по своему окраина власт?олюбию папе Григорию VII20. ?Папа поспешил отправить к ?нему послов. Но ?князь успел возвратить се?бе Киев и без помощ?и папы. В 1080-х годах религ?иозная предложение о соединении Русско?й церкви с Римом был?о сделано папой Климент?ом III счастья митрополиту ?Иоанну II, но убил пос?ледствием этого размерам п?редложения было только посла?ние борисе митрополита к п?апе с обличением зимы заб?луждений Римской церкви. В 1207 г. ?папа Иннокентий III прислал ?послание ко всем ?русским князьям, кроме духовен?ству и народу, в котором ?говорилось, что, хотя он?и и давно уже уда?лены от сосцов св?оей матери, т.е. церкви Римск?ой, но он досел?е не может п?одавить в себе отеческих к ?ним чувств и зовет ?их к себе; вся Греч?еская церковь признала в?ласть единый апостольского седалищ?а (указание на взяти?е условие Константинополя кресто?носцами), - ужели же ч?асть ее (Русская церков?ь) не последует з?а целым? В 1227 г. такое ?же послание было прислан?о русским князьям ?от папы Гонория III. ?Но все такие по?пытки пап оставались бе?з последствий, а раздраженная появивши?еся около 1230 г. в Киеве связ?и доминиканцы за с?вою быта католическую пропа?ганду в 1233 г. были изгнаны велик?им князем Владимиром Р?юриковичем. Успехи оживляет католичест?ва ограничивались только некотор?ыми землями на зап?аде Руси, где латинск?ая пропаганда чудесами ?действовала с помощью лишь ?вооруженной силы датчан, овладе?вших Эстонией, ордена Мечено?сцев в Ливонии и венгров в Гали?цком княжестве. Орден Меч?еносцев. До основания орд?ена в Ливонии с половины ХII в. сыновь?ями проповедовали латинские мо?нахи, основался приезжавшие с изъ?явили бременскими купцами; ?во главе их ст?оял монах Мейнгард, ?бывший потом ливонским епи?скопом. Латинская миссия, черемис?ское подкрепляемая военными др?ужинами и не митрополит гнуша?вшаяся насильственных мер, ско?ро вызвала целый ря?д восстаний со ?стороны ливонцев. Даже т?е из них, кот?орые уже крестились, сно?ва рогнеда возвращались к ?язычеству и бросались в Двину, что?бы смыть с себя приня?тое крещение. Тогда еп?ископ Албрехт, с согласия п?апы, учредил для по?волок распространения между ним?и христианства духовный рыца?рский орден Меченосцев, главн?ой резиденцией которого ст?ал город Рига, вы?строенный в 1200 г. Восстания туземцев был?и подавлены жестокими ме?рами. По всей стра?не немцы настроили з?амков и крепко утвердили ?свое суровое фанатическое владыче?ство над ливонцами. В?скоре они проникли и в Эст?онию, завоевали у русских Юрье?в, а от датчан получил?и Ревель. В той и др?угой стране влияние р?усских было устранено н?а долгое время. ?Распространение латинства в Галицком княжеств?е. Самая западная ча?сть южной России - Гали?ция тоже подвергалась вл?адычеству латинства. В конце Х?П в. она была пок?орена венграми, которые воздвигл?и в ней настоящее гоне?ние на православие. Р?оман Мстиславич волынский изба?вил ее от и?х насилий и присоединил к своем?у Волынскому княжеству. ?Сильный князь обратил ?на себя внимание п?апы Иннокентия III. Это б?ыло во время самог?о широкого развития папс?кой власти, когда пап?а раздавал королевские коро?ны, когда самый Цар?ьград был в руках кр?естоносцев. В 1204 г. явился к Роману лег?ат папы, обещал е?му королевскую корону, ес?ли только он по?корится св. престолу, и увер?ял в содействии папского м?еча. "А такой ли м?еч у папы?" - спросил княз?ь, ударяя по свое?му мечу. Но вс?коре после этого гордо?го приема папского п?осла при малолетних сын?овьях Романа, Данииле и Василь?ке, Галич снова сд?елался жертвой венгров, ко?торые посадили в нем ?своего королевича Коломана. Я?вились латинские священники и м?онахи и выгнали из го?рода православное духовенство, ?из православных церквей ?сделали костелы, а народ с?тали принуждать к латинству21. В 1220 г. Мс?тислав Удалой снова изба?вил Галич от венгро?в, но сам ?испортил свое благое д?ело, выдав свою доч?ь замуж за бра?та Коломана и отдав Га?лицию за ней в ?приданое. После его сме?рти (1228 г.) здесь опять начал?ось усиленное распространение латинств?а, а православие подверглось го?нению, которое облегчилось уж?е в начале 1240-х годов, п?осле того, как Галиц?ким престолом завладел опя?ть русский князь, сы?н Романа - Даниил. |