Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Расцвет социального обеспечения 2.1 Социальное обеспечение со второй половины 17 века по вторую половину 19 века

  • Курсовая Ибраимов А. Р.. Курсовая работа по мдк 01. 01 Право социального обеспечения


    Скачать 113.61 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по мдк 01. 01 Право социального обеспечения
    Дата19.09.2022
    Размер113.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Ибраимов А. Р..docx
    ТипКурсовая
    #685386
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.2 Период развития социального обеспечения с 10 по 17 век
    Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по XIII век.

    К началу IX века у славян завершилось разложение первобытно-общинного строя, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. В этот период возникают племенные политические союзы, формируются органы власти.

    Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений славян, принятия общей религии. В 988 г. в период правления князя Владимира христианство в православном варианте становится официальной государственной религией Руси.

    По свидетельству Начальной летописи, князь Владимир повелел "всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны". Наряду с этим грузились телеги хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом и все это развозилось по городу и раздавалось больным и нищим, тем, кто не в состоянии ходить.

    Так же, князь Владимир создает для детей разных сословий училища, богадельни, учреждает народные празднества, заботясь при этом прежде всего о "прокормлении" убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им всякую милостыню. Имеются некоторые сведения, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы. Эта деятельность постепенно становилась постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

    Христианизация Руси оказала огромное влияние на все сферы жизни славян:

    - Русь получила единую религию, которая стала выполнять функции государственной идеологии;

    - Церковь стала опорой для княжеской власти;

    - идеи христианства смягчили языческие нравы славян (постепенно стали уходить в прошлое кровная месть, человеческие жертвоприношения, общество перенимает христианскую традицию милосердия);

    - ускорилось развитие внешнеполитических отношений с христианскими странами Запада.

    В 996 г. князь Владимир издает Устав (закон), по которому общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства в лице патриарха и подчинённых ему церковных структур. Этот законодательный акт придал благотворительной деятельности сравнительно организованный характер. Основным источником финансирования церквей, монастырей и организуемых при них благотворительных учреждений была «десятина» — «десятая часть от всякого суда, из торгу, десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля, и от всякого хлеба на каждый год десятая доля».

    Принятие Русью христианства, можно утверждать, благотворно повлияло на развитие родственных отношений, милосердия к неимущим и хворым и привело в десятом веке к возникновению института нищелюбия, отождествлявшегося с человеколюбием и довольно длительное время просуществовавшего. "Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить человека"

    При правлении Князя Ярослава появился первый письменный свод законов, который носил название «Правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Можно сказать, что Князь Ярослав стал автором первого славянского закона, включавшего в себя подобие социальной программы. «Русская Правда» стала основой всех последующих сводов законов, что с самого начала утвердило в российской юридической практике основы социальной политики.

    После Владимира Святого больше других нищелюбием прославился Владимир Мономах. В завещании, имевшем большое значение для многих поколений на Руси, он говорит своим детям: «Если поедете по землям своим, не давайте отрокам обижать народ ни в селах, ни на поле, чтобы вас потом не кляли. Куда пойдёте, где станете, напоите, накормите бедняка, больше чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел...» В этом напутствии были выражены заботы о нравственном состоянии детей, о необходимости быть внимательными к нуждам народа. Необходимо отметить, что «никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти».

    Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская православная церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей - убогих, престарелых и нищих. С тех пор она сохраняет эти традиции и в разные периоды нашей истории оказывает социальную помощь обездоленным.

    По мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления:

    1) продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих;

    2) усиление организующего государственного начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

    Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью и общественным мнением, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта. Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного и монастырского призрения.

    Период церковно-государственной помощи с XIV по XVII век.

    Постепенно всю юридическую жизнь общества, а также и благотворительность под свой контроль взяла Церковь, именно она собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратились на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть институтов: заведения для стариков, для содержания бедных, больных, сирот, престарелых, для воспитания и обучения юношества.

    Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри — монастырская система помощи и помощь через приходы — приходская система помощи. Наряду с данными видами поддержки существовала и языческая форма помощи — «слепня», подаяние, которое затем переосмысливается в контексте христианской морали как милостыня.

    Объединение земель вокруг монастырей происходит со второй половины XIV в., когда меняется характер монастырского управления, начинается переориентация жизнедеятельности монастырей, которые ставят перед собой, прежде всего, решение хозяйственных задач, превращая эти обители в самостоятельную феодальную вотчину. Во главе нового монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий.

    Монастыри выполняют четыре основных функции: лечения, обеспечение неимущих (милостыня), обучение и контроль. Постригающиеся в монашеский сан обязаны были приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и сытую жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился в виде земельных угодий. Перед нашествием монголо-татар в Киевской Руси насчитывалось 120 монастырей.

    В период с XIX в. по первую половину XVII в. парадигма помощи и поддержки существенно изменяется. Для этого времени характерны уже три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты, и первые светские тенденции благотворительности.

    Приходская благотворительность — это переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой, приходы — открытая система. Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней воплотились тенденции первых духовных учителей Русской Православной Церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Приходы, как элементы коллективной помощи, осуществляли организованную поддержку всем ее членам по различным направлениям — от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания.

    В 1551 г. — время правления Ивана Грозного — на собрании высшего духовенства России (Православной церкви) — Стоглавом Соборе — констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Официально вводятся категории лиц, подлежащих призрению, и определяются его формы. Появляется новая функция системы социальной защиты — создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобным — фактически создается система занятости и подготовки кадров.

    В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV, наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф. Регулировались государством цены на хлеб в период массового голода.

    Во время правления Бориса Годунова была расширена система общественного призрения. Во время неурожая он повелел привезти много хлеба из иных государств и окрестностей Волги, все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным. Более того, Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. В своем стремлении помочь горожанам, и не только им, он раздавал нуждающимся деньги как из казенных средств, так и из своих.

    Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения Романовых в 1613 г. В 1632 году был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645-1676) - Приказ строения богаделен.

    Большой вклад в общественное призрение внёс царь Фёдор Алексеевич. Именно в его царствование наметился определенный перелом в борьбе с нищенством - в нее включилось государство. По его Указу от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя, в Указе также обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать, поэтому такие «нищие» должны будут хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу.

    2 Расцвет социального обеспечения
    2.1 Социальное обеспечение со второй половины 17 века по вторую половину 19 века
    С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрению вновь приобретают актуальность.

    Указ от 30 ноября 1691 г. подтверждает, что “известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы”. Ввиду этого указ рекомендует “тех людей имать и расспрашивать, и по распростным речам ссылать посадских людей в те же посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян — в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города”. Применялся этот указ, по-видимому, слабо, потому что через три года правительство снова подтверждает его и распространяет на лиц духовного звания — “безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов”, бродивших в Москве; их также велено “имать и приводить в Стрелецкий Приказ”, а из него отсылать “в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились”.

    По-своему стремился искоренить нищенство Петр I — прежде всего, прямо запретив подавать милостыню просящим подаяние. Петр небезосновательно считал нищенство и нищелюбие одной из причин роста тунеядства и паразитизма в стране и потому энергично и последовательно боролся с ними.

    И весьма любопытный историко-юридический факт — нищелюбы за подачу милостыни штрафовались на 5-10 рублей! Пётр Великий, видя в призрении бедных обязанность общества, в то же время относился резко отрицательно к древнейшей форме благотворительности - к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Говоря о том, что здравые и ленивые «прошаки Богу противны суть», император добавляет: «аще кто снабдевает оных, и той есть яко помощник, тако и участник оных же греха, и что-либо на такую щетную милостыни издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную. Но из такой дурной милостыни еще и отечеству великий вред деется, от сего бо в первых скудость и дорог бывает хлеба».

    Эти и другие меры Петра I в области призрения носили в основном характер «вразумляющего принуждения», но была и позитивная программа в социальной сфере, которая претворялась в жизнь. В первой четверти XVIII века значительно расширилось так называемое закрытое призрение (т. е. содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка) новых для России категорий населения: незаконнорожденных, или «зазорных», младенцев, «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат», инвалидов из матросов и солдат, душевнобольных и «дураков» (безумных от рождения) и др.

    По Указу Петра I от 3 мая 1720 г. все офицеры и нижние чины, по удостоверению Военной коллегии, оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри и богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через четыре года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 г. из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри).

    При Петре введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами - так называемое «открытое призрение». Главное же начинание Петра Алексеевича - и здесь строитель Российской империи был верен себе - ограничение роли церкви в социальной политике России и, соответственно, устройство призрения на новых, государственных началах - с помощью светских структур (городские и губернские магистраты, финансовые ведомства, старосты и сотские).

    Императору Петру Великому удалось в известной мере создать систему общественного призрения. Им были затронуты все важнейшие вопросы призрения:

    - необходимость различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой;

    - предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней, для чего из нуждающихся выделяются работоспособные, профессиональные нищие и другие их категории.

    Император принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, создает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, предпринятые им меры представляли собой уже последовательную целостную систему.

    В России общественное призрение — отрасль государственного управления — не отрицало благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Больше того, государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования призрения. Новая политика в общественном попечении о бедных стремится регулировать и направлять благотворительность, упорядочить ее и в определенной степени подчинить государственным интересам. До поры — еще без какого-либо ограничения и насилия над благотворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно готово взять на себя и свои органы и позаботиться об устранении злоупотреблений нищенством. Частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению, правда, тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязательной раздаче пособий, и благотворителям рекомендуется направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. Конец царского периода нашей истории завершается новой (государственной) мыслью, что помощь общества в деле призрения — не только добровольна, но и обязательна. Уже по указу Федора Алексеевича монастыри, помещики, крестьяне и т. п. обязаны были участвовать в призрении.

    Продолжателем реформ становится Екатерина II, которая создает Манифест от 1 сентября 1763 года «Об учреждении Воспитательных домов», в котором было указано, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 году «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. По этому закону "приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании:

    - народных школ;

    - установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;

    - установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных.

    С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание) и смирительные дома (для исправления людей). Соответствующие средства для организации и содержания этих учреждений выделялись в качестве первоначального капитала из государственной казны, а изданное в 1785 году «Городовое положение» узаконило требование к городам об отчислении из своих доходов части средств Приказам общественного призрения. При Екатерине II в России был учреждён первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.

    Что касается периода кратковременного правления Павла I (1796-1801 гг.), то, несмотря на обилие различных указов, и распоряжений (свыше 2 тысяч за 4 с небольшим года), лишь одно касалось проблем призрения. По указу о казенных имениях (1797 г.) обязанность прокармливать своих нищих и бедных была перенесена с селений на волости.

    Таким образом, в XVIII в. в России оформилась система государственной благотворительности, появились специальные органы (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих. В сельской местности призрение нуждающихся оказывалось в ведении местных общин и помещиков. Итогом XVIII столетия стала также и фактическая законодательная ликвидация системы открытого призрения в городах.

    После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения была деятельность благотворительных обществ и союзов. 12 ноября 1796 года Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, приняла на себя начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и его мещанским отделением.

    Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1802 года был открыт новый Воспитательный дом на средства Марии Федоровны в Гатчине. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы.

    Императрица заботилась о воспитании дочерей нижних чинов армии и флота. Так, в 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 году были учреждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 году на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербурга) Мария Федоровна на собственные средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.

    С 1801 года в ведение Императрицы поступила первая к тому времени учреждения больница Императора Павла I, основанная в Москве в 1763 года, когда Павел был еще Великим князем.

    А также в 1803 году Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов в Петербурге и в Москве, каждую на 200 кроватей. Впоследствии, в память о Марии Федоровне, они были наименованы Мариинскими.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта