Понятие вины в экзистенциальной психологии. Курсовая работа понятие вины в экзистенциальной психологии студентка 1 курса дневного отделения
Скачать 70.33 Kb.
|
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ВИНЫ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Специфика понятия вины в экзистенциальной психологии Говоря о специфике понятия вины в экзистенциальной психологии, сразу стоит выделить следующую деталь: Факт рассмотрения вины экзистенциальной психологией не позволяет заключать, что эта вина является экзистенциальной. Такие представители направления, как К. Ясперс, И. Ялом и др., рассматривали различные типы вины, описанные нами выше. Однако не подлежит сомнению, что в центре внимания экзистенциальной психологии все же лежит вина экзистенциальная. Отсюда вытекает вопрос: можем ли мы говорить о едином и конкретном понятии вины в экзистенциальной психологии, не сужая области до экзистенциальной вины? Ответ будет отрицательным. Обратясь же к экзистенциальной вине, мы, в свою очередь, столкнемся с проблемой: в чем специфика понятия экзистенциальной вины в экзистенциальной психологии, отличающая его от такового в, к примеру, экзистенциальной философии? Не является ли понятие экзистенциальной вины универсальным в области любой науки? С целью предупредить возникновение противоречий, мы заранее поясним, что в данном разделе мы раскроем специфику понятия экзистенциальной вины, изначально введенной и рассматриваемой экзистенциальной психологией, и не будем включать в анализируемую область другие типы вины, не являющиеся объектом изучения экзистенциальной психологии. Ниже мы попытаемся выделить основные пункты, определяющие специфику экзистенциальной вины с точки зрения экзистенциальной психологии: Онтологическая укорененность в человеческом существовании. Так или иначе, экзистенциальная вина предстает как нечто, присущее нам с рождения и являющееся неизменным атрибутом человеческой жизни. Беспредметность: отсутствие какого-либо конкретного объекта в качестве источника состояния вины. Тогда как у эмоции вины есть объект - какой-либо поступок человека, в основе экзистенциальной вины никогда не подразумеваются конкретные явления и действия. По мнению экзистенциалистов, вина существует автономно и не является реакцией, которую можно классифицировать. Неопосредованность возникновения чувства вины усвоением социальных правил и табу. Состояние экзистенциальной вины не может быть отнесено к результатам подсознательных механизмов, позволяющих усвоить влияния среды и социума. Однако многие стороны понятия экзистенциальной вины вызывают вопросы. На какие-то из них представители психологической науки дают различные и противоречивые ответы, какие-то же до сих пор не подлежали рассмотрению и обсуждению. Мы рассмотрим основные из них. 2.2 Анализ существующих проблем в определении понятия вины экзистенциальной психологией. Эмоция, чувство или настроение? В различных работах встречаются разные указания на природу экзистенциальной вины. Какова же она на самом деле? Серьезного рассмотрения этого вопроса совершено еще не было. Эмоция относится к разряду психических процессов, которые в свою очередь характеризуются кратковременностью и являются актуальным откликом на происходящее [26]. Экзистенциальная вина, характеризующаяся постоянством, длительностью, непривязанностью к конкретным событиям, эмоцией быть не может. Характерной особенностью чувств является их устойчивость и длительность. Как и в основе эмоций, в основе чувств лежат какие-либо потребности. Чувства так же имеют объект. Следовательно, экзистенциальную вину нельзя отнести к чувствам. Настроение, в отличае от чувства, объекта не имеет. Настроения создают эмоциональный фон для протекающих психических процессов и отличаются невысокой интенсивностью, практически не имея внешних проявлений. Тем не менее, как и в любой эмоции, в настроении присутствует физиологический компонент. Можем ли мы отнести экзистенциальную вину к настроениям? Имеет ли она определенную длящуюся эмоциональную окраску? Ответив утвердительно на первый вопрос, мы тем самым, во-первых, допустили бы мысль об одинаковом эмоциональном фоне у всех людей, во-вторых, о неизменности фундаментального настроения человека на протяжении всей его жизни. Также возникает вопрос: действительно ли в таком случае в основе экзистенциальной вины лежит физиологический компонент? Данные вопросы на сегодняшний день являются нерешенными. Мы можем предположить, что экзистенциальную вину вообще нельзя отнести ни к психическим явлениям, ни к процессам или состояниям, пусть нередко она в них выливается. В таком случае, экзистенциальную вину можно было бы рассматривать в качестве объективной детерминанты возникновения у человека различных эмоциональных состояний (радость при достижении цели, тревога о будущем и т.п.) и потребностей. Таким образом мы можем прийти к образу экзистенциальной вины как будто бы навязанной человеку виновности, с которой он или не может смириться (по А. Камю) или сливается в страсти к созиданию (по Н. Бердяеву). Примеры такой «виновности» мы рассмотрим в приложении на примерах произведений Ф. Кафки, А. Камю, Ж.-П. Сартра. Так мы приходим к следующему вопросу. Происхождение экзистенциальной вины: виновность, навязанная извне, или глубинное осознание вины? Переживается ли (для удобства будем использовать этот термин) экзистенциальная вина как внутренняя реакция на обвинение, по ощущениям человека, незаслуженное (т.е. как виновность), или же воспринимается им как объективная и заслуженная реальность? Как говорилось нами ранее, разные представители психологической и философской науки придерживались разных позиций по этому вопросу. Он непосредственно связан с проблемой возникновения экзистенциальной вины. Так, в концепции И. Ялома и Р. Мэя экзистенциальная вина представляется как следствие нессответствия реального с возможным и желаемым. Таким образом, онтологический статус здесь приобретается только как следствие присутствия этого несоответствия в жизни каждого человека. Также источником несоответствия человек чувствует только себя самого, поэтому осознает свою ответственность. Такой подход позволяет прийти к выводам о глубинности чувства вины и связанности его только с оценкой самого человека. Однако в теориях К.Ясперса вина предстает скорее как виновность: ответственность чувствуется не за себя, а за весь мир и происходящее в нем в целом. Так как человек не в силах повлиять на происходящее, ответственность выливается в чувство виновности. В данном случае источником чувства вины является то, что человек изменить не в силах. Тем не менее, с того же самого ракурса мы можем посмотреть и на действия, исходящие от человека непосредственно. В силах ли человек изменить себя, свой характер, детерминанты своего поведения? В концепции Ж.-П. Сартра, человек полностью свободен, в частности свободен перед каждой возможностью выбора. Соответственно, возможность неверного выбора заставляет испытывать экзестенциальную вину. Если же человек и его жизнь, напротив, управляемы и детерминированы внешними событиями или врожденными характеристиками, речь пойдет скорее о чувстве виновности. Но почему мы должны испытывать вину от заведомой невозможности? На сегодняшний день мы можем прийти к выводу, чтот данный вопрос все еще не представляется решенным, хотя имеются некоторые тенденции, которые мы рассмотрим в разделе 2.3. Значение экзистенциальной вины для развития личности. Концепции экзистенциальных психологов предусматривают позитивное влияние экзистенциальной вины на развитие личности человека, если эта вина принимается, а не подавляется им (в противном случае, по Р. Мэю, создастся почва для возникновения невротической вины). Экзистенциальная вина заставляет человека двигаться вперед, «открывать новые горизонты». В этом пункте существенно различаются позиции экзистенциальных психологов и экзистенциальных философов. Последние, находя мир абсурдным, не видят смысла в целенаправленности человеческих действий. Принятие вины действительно не может не являться наилучшим вариантом, если избежать ее нельзя. Но если бы у нас имелась альтернатива, являлась бы жизнь вне экзистенциальной вины более или менее счастливой/плодотворной? К. Ясперс утверждает, что в таком случае люди были бы «ангелами». Было бы полезным устранение экзистенциальной вины и существуют ли пути для этого сейчас? На данный момент четких ответов на этот вопрос также не существует. Однако в приложении мы сможем познакомиться с примером жизни вне экзистенциальной вины (анализ романа А. Камю «Посторонний»). Понятие экзистенциальной вины в разрезе современности В концепции философа А.Г. Дугина [11], в развитии общества существует три периода: премодерн, модерн, постмодерн. Сейчас, балансируя на грани перехода от модерна к постмодерну, человечество утрачивает прежнее мировосприятие (подробнее этот феномен был описан нами во введении). Как же влияют эти тенденции на переживание экзистенциальной вины? Если взглянуть на понятие экзистенциальной вины в разрезе времени, можно отметить некоторые закономерности. В период премодерна понятия вины как такового практически не существовало, однако существовало понятие греха и, в частности, первородного греха. Жизнь человека была подчинена нормам и традициям, поэтому вины за неправильный выбор реализации существовать еще не могло – время не предлагало альтернатив. Тем не менее, оно устанавливало четкие границы «должного» и «недолжного». Любое несоблюдение этих границ предусматривало наказание. Чувство вины (причем вины перед Богом) возникло с появлением понятия греха, который следовало искупить. Однако наказание в виде смерти в любом случае ждало каждого. Объяснить эту изначальную «виновность» помогало понятие первородного греха, а значение наказанию придавала возможность вечного блаженства, таким образом делая путь к нему осмысленным. Модерн, свергший Бога, в то же время и расширил возможность человеческого выбора: теперь он сам мог задавать себе цели. Смерть перестала казаться разумным и справедливым завершением, каждый пытается что-то оставить после себя, тем самым удержавшись в жизни. Однако целенаправленность без высшей идеи превратилась в абсурд, метание в поисках наилучшего выбора породило понятие экзистенциальной вины. Встав на место Бога, человек испытывал эту вину перед собой. Эпоха постмодерна закладывает другие изменения: время перестает быть однонаправленным вектором с началом и концом, точно так же как потребности людей уже не подразумевают более наличие одной главной цели. Мир, в который вступает человечество, характеризует раздробленность и хаотичность, в котором устаревает понятие личности, общечеловеческих свойств и «наместник Бога» растворяется. Что же должно произойти в этом контексте с чувством экзистенциальной вины? Относясь к себе как к набору разнородных желаний и функций, человек делает их «внешними» по отношению к себе. Какая же проблема встает перед ним? Обратясь к ситуации человека модерна, мы можем увидеть, что источник его состояния – несоответствие новых требований времени частично сохранившимися старым установкам и традициям. Тоска по старой «определенности», тревога за будущее заставляют его заполнить старую парадигму новыми объектами. На место Бога ставится личность, стремление к вечному блаженству заменяется аналогичными и значимыми целями в «земной жизни». Говоря о человеке постмодерна, мы можем предположить его стремление вернуть себе «целостность», и именно этой проблеме предстоит уделить внимание современным экзистенциальным психологом. Изменится ли специфика понятия экзистенциальной вины? Мы можем полагать это, однако для подтверждения нашей гипотезы на сегодняшний день данных еще нет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в ходе нашей работы мы совершили подробный исторический обзор эволюции понятия вины, в частности в философии, теологии, различных направлениях психологической науки, и в особенности – в экзистенциальной психологии. В своей работе мы определили специфику вины в экзистенциальной психологии, а также рассмотрели самые проблемные вопросы в ее определении и понимании. Через реализацию поставленных задач мы составили целостную картину понятия вины в экзистенциальной психологии и определили ее специфику в свете сегодняшнего дня. БИБЛИОГРАФИЯ Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Худож. лит., 1957 - С. 79. Бек, Фримен, Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии – СПб.: Питер, 2002 – С. 544 Бердяев Н. А. Судьба России // Философия свободы. – Харьков, изд-во АСТ. 2002 - С. 427 Бубер М. Вина и чувство вины. // Вестник РАТЭПП. – 1994. – N 2. – С. 7-34. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3 – С.575-594 Гегель И. Философия религии. М., 1976. Т, I. С. 128 Гришина Е.С. «Философия вины: к вопросу классификации» («Вологдинские чтения», 2006, N 60) Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. У-Фактория, 2007. Перевод Д.Кралечкина. Редактор — В.Кузнецов Дженкова Е.А. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах. Волгоград, 2005 – С. 89 Дугин А.Г. Постфилософия // Три парадигмы в истории мысли, СМ., «Евразийское движение. – 2009. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.:Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005 – С. 122 Изард К. Эмоции человека / К. Изард. – М., 1980 Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – С.24-58 Камю А. Падение: Сборник – М.: Азбука-классика, 2004 Кант И. Религия в пределах только разума. СПб. 1908 – С.28 Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.; В 6 т. М., 1965. Т.(1) – С. 437; С.223 Каноны Карфагенского Собора, 120-130 http://www.agioskanon.ru/sobor/014.htm#123 Кафка Ф. Избранное: Сборник: Пер. с нем. / Сост. Е. Кацевой; - М.: Радуга, 1989 Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. – СПб, 1997. – С.100 Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. – С. 85-113 Кьеркегор С. Страх и трепет Перевод с дат. - М., Республика, 1993 – С. 255 Мей Р. Сила и невинность. – М.: Винтаж, 2012 Мозговая Э. Я. Хайдеггер о назначении сущности человека // Феноменологическая онтология Мартина Хайдеггера: истоки, смысл значение. Социальная теория и современность. М., 1995. Вып. 20. - С. 94 Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т.: Пер. с франц. Т. 4/Редкол.: Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров и др. Ред. тома, авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. – М.: Мысль, 1989. – 92. https://refdb.ru/look/1111271-p16.html Психология:учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005 – С. 2014-2017 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М. : Политиздат, 1989. – С.322-339 Сартр Ж.-П. Стена: Сборник: Пер. с фр. Григорьян Л., Вальяно Д. – М.: АСТ, 2014 Серегина А. А. и Иванова И. С. «Психологические взгляды на концепции вины» («Российский следователь», 2009, N 8) http://www.center-bereg.ru/l2286.html Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соч. в двух томах, второе издание. – М.: Мысль. 1990. С.47 Фишер Ф. Т. Эстетика, или Наука о прекрасном: в 6 т. М.: Молод. гвардия, 1922 Т.1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. Фрейд З. Я и Оно / Пер. с нем. В. Ф. Полянского; под ред. А. А. Франковского. Л.: ACADEMIA, 1924 Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988 – С. 445 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс. – 1999. Ясперс К. Власть массы / Карл Ясперс // К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. Призрак толпы. – М.: Алгоритм, 2008. – С. 272 Boss M/ Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. Jaspers K. The question of German guilt/ New York/ The Dail Press/ 1947 Turner, Bryan S. (ed.). Theories of Modernity and Postmodernity. L.: Sage, 1990. ПРИЛОЖЕНИЕ Анализ некоторых литературных произведений, раскрывающих понятие вины в экзистенциальной психологии Ф.КАФКА «ПРОЦЕСС» [19] В данном произведении суд (процесс над подсудимым) выступает метафорой жизни. Однако стоит заметить, что суд и процесс начинают существовать только с того момента, как герой сам начинает в них участвовать. С момента предъявления вины в книге не происходит ни одного насильственного действия - посещать заседания суда Йозеф К. может по желанию, никто не ограничевает его свободу, он может продолжать работать. С полной уверенностью можно сказать, что К. мог бы физически игнорировать процесс, если бы захотел. Но "процесс" - это еще и то, что происходит у человека в голове. В этом смысле в романе представлена эволюция восприятия героем собственной вины от полного неприятия до совершенного смирения. На протяжении всей книги герой пытается выйти из процесса, но делает это он по законам самого процесса, а значит обречен на провал. Постепенно он узнает, что у любого другого человека также есть свой процесс. |