Выполнен_1503676_Право различные подходы к определению — копия. Курсовая работа право различные подходы к определению
Скачать 498 Kb.
|
1 2 По В.В. Лазарева, - это элемент , представляющий по правовым юридических , качественно общественных 1.В юридической два критерия права на : - , отражающий общественных или правового ; - регулирования, совокупность и средств на отношения. два метода: и 2. Если представляют клеточку , а институты их , то права , относительно правового . являются , , семейное, и все отрасли . отрасль свою (строение). В ней и особенные . В часть , которые в положения, «» все или все институты , поскольку права распространяется на все отраслью . общей в институтах её . Такое права дублирование, юридических и восприятие и права. к отрасли ее основной , общеотраслевые , содержание и регулирования. и по своему наряду с в себя еще – подотрасли, что объективных и . К объективным отнести , и иные общества, возникновения и права и её слаженного и (например, видов , повышение их ). К - деятельность 1. образом, - это общеобязательных , государством, и в реализации на со государства. теорию . - одно из общественных . правопонимания века, и это . В правопонимание людей об , о его и духовных . И развивается , изменяются людей, их и , поскольку , и меняться о . История десятки, теорий. умы в течение проблему, с права, его . Правовые являлись культуры, мысли в сердцевину . Право, как и , продуктом . Юридически оно в обществе, как регулятор . Учение о огромное , оценок, . И все же констатировать, что все о опираются на : право для выступало как в обществе. Но за основой . Многообразие о касалось и , и его формы. идет о как определенного в , подразумевается, чьи в отражает и порядок, общества за , в пользу и кого порядок. , под содержанием мы его социальное , его тем или иным . Право, , правовая , в трех или : во-первых, в , идеи, о ; во-вторых, в норм; , в общественных , правовые и, в очередь, этих . - это часть , та ее часть, с правом. часть , возможно, часть. , отношения - это правовых в их действия. Эта права во всех . Но вот роль и из трех оказываются в правовых . , логика и всей свидетельствует о том, что и системы результатом «» правосознания и за значимыми и противоречиями, за в практики. Все , явления осознаны как необходимости, как общественного . Из можно , что право и все действительно не и не иметь и не являются и идеей1. и практическое и права не в том, что это из форм и реально , вещей, а в том, что сознание не объективный мир, но и во , создает его. как продукт , всякого . о сущности в центре и правовой и , а понятие и - одна из общей . Ведь от , его сущности к пониманию и иных , решение как теоретических, так и жизни . учения о представляют отдельных , . Плюрализм ( и теорий) причины. В их отметить: - в на различных общества, выдвигает , которые и в права; - с права с р воззрениями; - о национальными, , особенностями ых систем в той или ; - школы и выражать социальных сил, ся , меняются и ; - о классовой к появлению сол в ; - одной из множественности сложность регулирования, наличие : норм , фактов, , в том числе и , на право и правосознания, с их о добре и зле, и, , добросовестности; - к , право как , связанный с , , интересами и групп , в регулировании с ми социальными 1. теория не на месте, не в от регулирования, но из них за основу - два , участвующих в . Рассмотрим эти о права. 1. является из древних. Ее , что государство в силу , а потому смиряться волей, ей во . Так, в законах (древний ) о божественном царя: «Боги править «»»; « является , раб является тенью , а равен » (т.е. ). В древнем именовался . В более нам идею власти развивать . « душа да высшим ,- в послании к римлянам, - ибо нет не от , существу от Бога ». 2. теория ( - Хельбр). , что некая , которая человеку для его . А активные , согласно , конституционное ( уровень ), избранные , на их основе законодательство, а и приспосабливают его к . 3. естественного () . Возникла в . Её развитием : Руссо, и другие. Они , что человек с набором и прав ( ), затем в конфликтов в механизме прав( как не все , что «мои права там, где свобода »). этой в обществе на две части: (которое в , поддерживается , каждая своё , это должно ) и естественное (, неизменно, права, для народов). отвергает идей, в истории и , врожденности морали и ( идею ). Д. показывает, что людей по « принципов» ( законов ) не бывает, же истин (, арифметики) еще не об их . В основе , по Д. Локку, два чувственного : и внутренний. , воздействуя на , порождают « »; душа при , это «чистая », на опыт письмена в или чувственных и их качеств. же основан на над деятельностью . Для этих нам и отдать их 1. 4. Марксистская . К данной причисляют К. , Ф. , В. Ленина. Они государственности, , социально-экономическими . теории в том, что явилось на организации, а - . В материалистической не навязывается , а возникает на развития , связанного с строя, собственности и общества по (с появлением и ) интересы групп друг . В новых родоплеменная неспособной . Появилась во органе, преимущество членов в интересам . общество, из неравных , порождает , которая, имущих, зависимой . Такой стало . По представителей оно является , временным и «» с исчезновением . 5. Социологическая () права - из науки ХХ в. ее представитель - Р. Паунд. данная в США. Социологи из , что право из практики, но закрепление в решениях. школы , что действующие не всегда м и социальным . положения состоят в том, что всё в состоит из : книжное «» , записанное в ; и «живое» , в решений , с которыми в своей . В связи большое судейского , т. е. связанности нормами для личности1. , право наукой, так как правовой . теории базой для мышления, анализ , общения с профессий, , теория общеполитический , разобраться в обстановке и на международной . 2.2. понимание . значение , и социологического П настолько , и общественно , что на протяжении его существования к нему не не , но и возрастает. принадлежат к уже потому, что на из витков и общественного в праве , новые его с другими и жизнедеятельности . В существует идей, и зрения по , что есть . Но в последнее стали , что значит . Правопонимание - это , отражающая и целенаправленной человека, в познание , его и отношение к как к социальному . о понятии , ключевой: в от его понимаются и все правовые . же развитие не само по , а в контексте, представители и , и наук « ». Данный в себе значение. , как некоторые , - это реальность, нам в . И, прежде , фактором является ( ) общество с его производства , производства , а также , стирающей между . Во-вторых, - это исследовательская . содержание как парадигмы Ж.Т. Тощенко. Он , что для характерен исследователя с явлений на в связи с как активного , под влиянием основные , как в мире, так и в 1. Это , прежде , от возможности , «научного» познания, для всех . Как такого междисциплинарность познания, научных , понятий, на уникальности и , события и . В становится не , а исследовательский , которого интерпретаций и их и хода , то демонстрация , что оставалось за Нового ( , марксистской, ). В связи с указать на два современного, познания: и принцип . принципу , философией ( , Э. Мур, Б. Рассел, Л. ), индуктивного экспериментально. С сложный на элементарные . предложение , и если оно , то все индуктивное в является . К. Поппером как принцип той или иной в том, что теорию на окончательную , но ее при наличии опровергнуть, т.е. . При утверждается вечного , одна сменяет , путем преобразований. А правопонимание не вне современного , то все вышесказанное и для теоретической . Еще в 1975 г. Е.А. Лукашева о разных к , об условности и определения1. Так же ы правопонимания и О.Э. , согласно из правопониманий основания, они одновременно и , каждая из реальную и служит его . того, все столь же ы, и оспоримы2. , можно , что общепринятых - это не проблема, не его , а необходимое права. между по поводу , что право, это сложнейшее . Современное как меры и , несомненно, выше , свойственных , и средневековью, и 17-19 вв., и 20 века. - основная , так как в зависимости от , как мы понятие , зависеть и категории, а понятия . Понятие не только значение, но и , так как от понимания законодательная , юридической , права на людей. - явление, от или понимания интересы , они на подход к . Право в и конкретных себя . На права не чисто , но и обстановка в той или . Единого в теории нет. во теориях то, что они право, , как институт, как общества, а, , рассматриваются как поведения, как , порядок в , в отношениях . Всё множество можно к основным ( правопонимания): н, и нравственное. Эти и сущность . правопонимание на , что право - это , в законах и . При таком между как норм и как права , а не по существу1. обладает : 1. Право узко - как . Это правопонимание узконормативным. 2. Нет проявления в между . 3. здесь государству, как в руках для его целей. 4. не дает акты (их характер, равенства и , общества). 5. порождает роли в ; возникает , что жизнь в полном с власти, в , независимо от их и обусловленности. 6. тип недемократичен. 7. С этого и свободы тем, что государство ; не признается , характер . Эти и другие иные к . С точки подхода под правоотношения или в . Юристы-социологи к реализации и выдвигают « о в действии - ». С.А. Муромцев , что представляет правовых ( порядок)1. социологического , что право в очередь как в обществе2. , по их , представляют часть . право не в законов, а как отношений. По , правовые , властеотношения и исторически нормам. закрепляют , в действующую . С позиций социологический к означает от закона и правотворческих . стороной является право во с элементами и выявить действия . С зрения законы на «правовые» и «». законы - , выражают , фиксируют то, что в . Неправовые - законодателя, т. е. то, что связь с . социологического то, что оно заставляет на то, что складывается в , реально , а также и (, экономические и т.д.), закона. сложность и неправового, с определением отношений. Как - внимание , определяющему и обязанности . роль в играет суд: протекают , то с правовыми не , а если да - то об их характере суд. Эта получила в США. правопонимание содержательную . В рамках право как норм, но не , а , отвечающих критериям. нормы, или , степень , могут правовыми. в праве при являются (а не нормы или ). нравственного : - здесь с общественными - со , демократией и т. п.; - заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме. К недостаткам может быть отнесено следующее: - сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового; - не решен вопрос о существовании права «до» или «помимо» закона. Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т.е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе. Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство). Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления. В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т.д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т.п. Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме. Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей1. В качестве сущностной характеристики права признается свобода, которая понимается, как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воли, без принуждения. Но право и свобода – имеют различия. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации прав Человека: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей»2. Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность. Право - социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе. Право - равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами. Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы. Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица. Право состоит из объективного права (общие нормы, правила, независящие от конкретного человека) и субъективного (правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица). В качестве сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость. В отличие от справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость - это оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней1. Таким образом, современное право (в коммуникативном понимании) - это механизм, который «разгружает» коммуникативную деятельность членов сообщества, поскольку именно последняя вызывает к жизни нормы права и придает им конечную легитимность. Нормы легитимны только тогда, когда они удовлетворяют критериям коммуникативной рациональности. Следовательно, необходимо обеспечить законность самой процедуры принятия норм. В подведении итога главы можно назвать три основных современных подхода к пониманию права: ценностный, нормативный, социологический. Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. Примером ценностного подхода является идея прав человека, распространившаяся начиная с XVIII в. Согласно ей, права и свободы личности - предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые посредством права призвано государство. В рамках ценностного подхода развивается естественно-правовая теория. Нормативный подход признает то, что право - это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. Одна из влиятельных концепций этого подхода - юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях. Наконец, социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Среди сторонников этого подхода можно выделить ряд близких направлений, носящих разные названия. Их приверженцы признают исторический, развивающийся характер права, его изменчивость вслед за переменами в обществе. Они выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов. Длительное время ученые разных стран пытаются создать интегративную концепцию права, которая бы учитывала все стороны этого сложного явления. Точкой преткновения здесь является проблема соотношения права и закона. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведем итог проведенному исследованию и сделаем выводы. При написании курсовой работы было установлено, что право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношении, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право с ранних веков своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, то есть регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. В праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Нами сделан вывод, что право - уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, поэтому на протяжении всего времени существования права научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Это не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы. Следовательно, право имеет огромное значение для человечества. Но необходимо помнить, что право хотя и уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. По нашему мнению, сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте - праве, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Назначение права проявляется в его функциях - функции отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Можно назвать три основных современных подхода к пониманию права: ценностный, нормативный, социологический. Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. Примером ценностного подхода является идея прав человека, распространившаяся начиная с XVIII в. Согласно ей, права и свободы личности - предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые посредством права призвано государство. В рамках ценностного подхода развивается естественно-правовая теория. Нормативный подход признает то, что право - это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. Одна из влиятельных концепций этого подхода - юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях. Социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Среди сторонников этого подхода можно выделить ряд близких направлений, носящих разные названия. Их приверженцы признают исторический, развивающийся характер права, его изменчивость вслед за переменами в обществе. Они выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов. Длительное время ученые разных стран пытаются создать интегративную концепцию права, которая бы учитывала все стороны этого сложного явления. Точкой преткновения здесь является проблема соотношения права и закона. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: Нормативно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека : сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: Юристъ, 2015. – 156 с. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 1. - Ст. 2. Научная и учебная литература: Абдуллаев, М.И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений. – М.: Магистр-Пресс, 2016. – 707 с. Алексеев, С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2016. – 387 с. Байтин, М.И. Сущность права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2016. – 245 с. Комаров, С.А. Теория государства и права. – М.: Изд-во Норма, 2013. – 495 с. Лейст, О.Э. Сущность права : проблемы теории и философии права. – М.: Зерцало-М, 2012. – 280 с. Лившиц, Р.З. Современная теория государства и права. - М.: Издательство БЕК, 2015. – 245 с. Лукашева, Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. - 1995. - № 4. - С. 34. Мальцев, Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Инфра-М-Норма, 2016. – 445 с. Манов, Г.Н. Теория государства и права. - М.: Инфра-М-Норма, 2016. – 587 с. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 4. - М.: Политиздат, 1984. – 760 с. Марченко, М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2012. - № 3. - С. 3. Марченко, М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2014. - 645 с. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права : учебник. – М.: Юристъ, 2016. – 690 с. Мелехин, А.В. Теория государства и права : учебник. – М.: Маркет ДС, 2015. – 552 с. Муромцев, С.А. Определение и основное разделение права. - М.: Зеркало-М, 2015. – 210 с. Нерсесянц, B.C. Теория права и государств. – М.: Изд-во Норма, 2014. – 305 с. Нерсесянц, B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция. – М.: Инфра-М-Норма, 2015. – 848 с. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2016. – 561 с. Пиголкин, А.С. Общая теория права. - М.: Инфра-М-Норма, 2016. – 550 с. Пиголкин, А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2016. – 627 с. Субочев, В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2016. – 110 с. Теория права и государства / под ред. Г.Н. Манова. - М.: Юристъ, 2016. – 570 с. Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова . - М.: Инфра-М-Норма, 2016. – 692 с. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», 2016. – 655 с. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (к стр. 19)Таблица: «Ценность права»
1 Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Инфра-М-Норма, 2016. - С. 225. 1 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / под ред. В.Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», 2016. – С. 237. 1 Марченко, М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2012. - № 3. - С. 3. 2 Пиголкин, А.С. Общая теория права. - М.: Инфра-М-Норма, 2016. – С. 114. 3 Пиголкин, А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2016. – С. 235. 4 Манов, Г.Н. Теория государства и права. - М.: Инфра-М-Норма, 2016. - С. 29. 1 Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 1. - Ст. 2. 1 Субочев, В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2016. – С. 25. 2 Мелехин, А.В. Теория государства и права : учебник. – М.: Маркет ДС, 2015. – С. 143. 1 Лившиц, Р.З. Современная теория государства и права. - М.: Издательство БЕК, 2015. – С. 12. 2 Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека : сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: Юристъ, 2015. – С. 15. 1 Комаров, С.А. Теория государства и права. – М.: Изд-во Норма, 2013. – С. 229. 1 2 |