Выполнен_1503676_Право различные подходы к определению — копия. Курсовая работа право различные подходы к определению
Скачать 498 Kb.
|
1 2 КУРСОВАЯ РАБОТА Право: различные подходы к определению ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …..….……..…………….…………………………………….….…….… 3 Глава I. Понятие права, его определение и место в системе нормативного регулирования общества ………………………………… 9 1.1. Право в системе нормативного регулирования общества ……............... 9 1.2. Понятие права. Право как социальная и инструментальная ценность 14 Глава II. Современные подходы к пониманию права: многообразие подходов понимания сущности права, социальное значение ……………………22 2.1. Многообразие подходов понимания сущности прав, общая теория правопонимания …………………...…………………... 22 2.2. Основные концепции правопонимания. Современное понимание права. Социальное значение нравственного, нормативного и социологического подходов ………………………... 31 Заключение …….....………………………………….…….……………………… 42 Список использованных источников и литературы …..….…………………….. 45 Приложение ……..……………………………...….……………………………… 46 ВВЕДЕНИЕПраво - уникальный, сложный и общественно необходимый феномен. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые acпекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. В ученой среде постоянно обсуждается вопрос о происхождении права. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, - подчеркивал Демокрит, - стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон - только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему - это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству1. Таким образом, возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Право - сложное общественное явление, которое во все времена вызывает к себе широкий интерес, так как затрагивает тем или иным способом интересы каждого человека. Вопросом о том, что такое право, задавались люди с древнейших времен. В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Право очень сложное и многостороннее общественное явление. Оно образовалось и существует наряду и совместно с обществом, что придает ему особое значение. По мере развития государства, общества изменялось и право, представление о нем. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Они известны с древнейших времен и продолжают создаваться в настоящий момент. Актуальность данной проблемы не снижается с течением времени, потому как вопрос понимания права остается нерешенным до сих пор. Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции - Платона и Аристотеля. В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте понимание права опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум. Он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву. Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости1. На протяжении всего времени существования права научный интерес к нему, его сущности, пониманию и признакам не только не исчезает, но и возрастает, что обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Тема актуальна в наше время потому, что для РФ как государства по существу нового, рожденного из совершенно другого политического и правового режима, необходимо обновленное понимание права не только в виде признанных и направленных государством населению на выполнение правовых предписаний, но и на осознание населением всей сложности и неоднозначности, а также исторической преемственности именно понимания права и осознания его социальной необходимости. Подход к пониманию права как понятия зародился в моменты развития общества. Он претерпевал изменения вместе с историей социума и государства. За более чем двухтысячелетний период человечество так и не пришло к единой точке зрения относительно категории права. Множество трудов известнейших философов мира посвящено этой проблеме, которая остаётся неразрешимой по сей день. Ни одно из огромнейшего количества определений не раскрывает суть этого понятия полностью. На основании изложенного тема данной курсовой работы является актуальной и посвящена правопониманию, подходам к нему в том виде, в котором это направление имеет место в теории государства и права современной эпохи. В связи с этим целью данной работы является раскрытие понятия права и современных подходов к его пониманию. Степень изучения темы. Право как институт в отечественном и мировом правоведении один из сложнейших и многогранных, поэтому данная тема достаточно разработана. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития общества, зрелости научной правовой мысли1. Современные учения о сущности права представляют конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права2. Например, академик В.С. Нерсесянц выделял легистский (позитивистский), естественно-правовой (юснатуралистический) и либертарно-юридический типы правопонимания. О.В. Мартышин различает юридический позитивизм (нормативизм), социологический позитивизм, теории естественного права и философское понимание права. И.Л. Честнов рассматривает три критерия классификации правопонимания, исходя из трех типов рациональности, формирующих критерии научности: философский, социологический и культурно-исторический3. А.В. Поляков предлагает по крайней мере два основания для классификации типов правопонимания: практический и теоретический. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего субъекта; что понимается под источником права (человек, Бог или общество) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида) и др.4 Целью проводимого исследования является комплексное и всестороннее исследование современных подходов к пониманию права. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач: охарактеризовать право в системе нормативного регулирования общества; рассмотреть понятие права, право как социальную и инструментальную ценность; проанализировать многообразие подходов понимания сущности права, общую теорию правопонимания; исследовать основные концепции правопонимания, современное понимание права; определить социальное значение нравственного, нормативного и социологического подходов. Объектом исследования выступает право как область знаний. Предметом исследования работы являются современные подходы к пониманию права. На защиту выносятся следующие положения: 1. Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношении, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 2. Право с ранних веков своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, то есть регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. 3. Право - уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, поэтому на протяжении всего времени существования права научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Но необходимо помнить, что право хотя и уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. 4. Назначение права проявляется в его функциях - функции отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. 5. Право - сложное общественное явление, которое во все времена вызывает к себе широкий интерес, так как затрагивает тем или иным способом интересы каждого человека. Несмотря на существование разных мнений относительно природы права, выделяют три наиболее общих подхода: ценностный, нормативный, социологический. Теоретико-правовую базу исследования составляют нормы Конституции РФ1, а также комментарии законодательства, научные статьи и учебная литература следующих авторов: Абдуллаева М.И., Гревцова Ю.И., Гусейнова А.И., Комарова С.А., Корельского В.М., Лазарева В.В., Малько А.В., Мальцева Г.В., Манова Г.Н., Мартышина О.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Мелехина А.В., Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Стрекозова В.Г., Хропанюка В.Н. и др. Методологическую основу исследования составляют научные методы познания: общенаучные, частнонаучные, специальные методы познания - системно-структурный, сравнительно-правовой. В ходе исследования также использованы общелогические методы познания (анализ, обобщение). Поставленные цель и задачи предопределили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА 1.1. Право в системе нормативного регулирования общества Право в нормативном понимании представляет собой систему общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством, охраняются возможностью государственного принуждения и являются властно-официальным регулятором общественных отношений1. Право занимает основное место в системе нормативного регулирования общества и выполняет регулятивную функцию. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, а также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни. Право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни конкретного общества и должна быть осознана законодателем, т.е. пройти через его правосознание2. Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих феодальных государствах) существовали, как правило, развитые правовые системы. С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение - древнеримское частное право). Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо - общая воля, Р. Йеринга - защищенный интерес, Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д. Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще». В праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. , что любого , философия наиболее , , устойчивых и , составляющих их , про природу и необходимые, глубинные и предмета, , ми определяются все их и признаки. Сущ - это главная, , устой основа , отражает его ную и назначение в . природа тем, что оно отличается . В истории это обстоятельство уже . Так, уже Гуго , что «право источником ». Эта мысль и в юридической . учесть, что в воля ная целеустремленность, , проявляющаяся в , то заключить, что характера наиболее социаль действия . важным в является , чья воля в праве, социальных и населения оно . права, , отражает , его связь с турой и отношениями, условиями, и человеческой . При этого существенные в учениях и теориях. Так, утверждал, что « продукт тех, имели над другими». Для характерно как возведенной в господствующего . В западной литературе о том, что «право выражение ». Менее для , а между тем по своему высказанное уже в Ж.-Ж. суждение о том, что в себе . Категория « », следовательно, признана , его сущностью. позволяет связать с и ценностями личности, ее и . Надо , что общая не механическое ин воль. есть их ( воль) , , результат компромисса интересов. , права - это и социально- жизнедеятельности об, классов, населения, от общая как согласования, или специфических , в законе способом и выступающая общим () , мерой () и деятельности 1. общей права среди иных , придает ему социального , достижения согласия и в обществе. в праве в исключает к орудию , подавления . История, убедительно , что может в целях как удовлетворения тех или классовых, , , национальных, и интересов. из , можно и подходы к . Хронологически классовый , в которого как система юридических , возведенную в волю класса. используется в как средство для образом группы. В параграфа вывод, что основное в нормативного и выполняет р , которая регулирование общественных . осуществляется в нормативных и свобод, , статуса, функционирования , развития и личности, а правового , обеспечить правовых , и организованность . В современных очень повышать права, , других в создании прав , личности, ее , именно это одной из и нерешенных . В Конституции РФ з: «, соблюдение и человека и - государства» (ст. 2). Но осуществить не иначе как с и законодательства ( ). 1.2. Понятие . как социальная и . Объективное и в Понятия и системы как и целое. П - реальность, всю совокупность , взаимосвязанных, юридических ( ), с помощью (публичная) регулятивно-организующее и на общественные , людей. Это - , отражающая всю общества, действительность. По правоведа Ж. , система - это «, разнообразных . Юридическая к понятию « », для того весь , изучаемых ею»1. , право - и основа , ее связующее и . По характеру в обществе судить о правовой общества, и правовой . Право роль, внутригосударственных и правовую в реализации , общества и , последнюю как обеспечения . Право интегративным - природой. «» - многозначно, разностороннее . , его употребляют в (моральное , народов и т.п.), в речь о , политических, и возможностях в (например, руководить ; по совести; , моде, вид; право объединения и т.п.). , с этого определенная конкретного . В случае называется , личности и от его и желания ( на , на труд, на ценностями, на и т.д.). В-третьих, под юридический , с государством и из системы , и отраслей. Это так право (, , подзаконные , обычаи, ). Наш объект - именно в , , смысле. В понимания система , определенных , выражающих общества ( различных , групп, ), и обеспечиваемых , и на урегулирование . В современной термин «» в нескольких . п называют при людей, , человека на , народов на и т.п. Эти обуслов человека и и естествен . под правом юридических . Это - в объективном , так как права и независимо от ных лиц. Данный в термин «» в «российское »,« право», « » и т.д. Термин «» в случаях не числа. н обозначают но возможности, физи или лицо, . , граждане на труд, , здоровья, и т.д., располагают на , на деятельность в государственной и об и т.п. Во всех речь о в, субъективном , т.е. о , принадлежащем - субъекту . т «право» для чения правовых , естественное , в объективном и . Здесь его термин « ». Например, правовые , как право, , нацио системы и т.д. причина к праву. В процессе существует ув какой-то явления, ее, не или пренебречь . разные , что само по неплохо, при не искажается , если опреде не заменить все , единственно , роль 1. Для познания все , если они какую-то , полезны. Для использования понимание . известно , данное К. и Ф. в «Манифесте ». Обращаясь к , они писали: « есть в закон класса, , которой условиями класса»2. , воля в и политике как закон . При таком с необходимостью иных, населения и ими как угнетения и . То право оценку как лия, как социальное » уничтожению. , как и , является развития. оно в государственно-организованном как нормативный ственных . , моральные и перво отходят на , уступая регулированию . Взгляды на , его про, место и в нормативного лись по самого , научной , всевозможных и факторов. на и различие ний о праве, все эти ряд общих : есть , без которого цивилизованного ; в нормативной отражать справедливости, общества в , а не его классам или , учитывать интересы и как первоосновы ; частной основой чело; есть , установленная и дарством1. взгляд на в том, что оно представляет свободы. права из , что для общества в же характерна , в для природы . Право купность , с стороны, , а с стороны, свободу лиц в их ых ». Кант как совокупность , при произвол быть другого по для них свободы. , Коркунов , что деление как свободы к , исторически требует . нормы так или свободу , меру его , которые с других лиц. Разграничивая эти , тем самым их осуществления и, , в этом свободу . писал, что , его необходимым яв свободная , мир , порожденный им как вторая . современники к выводу, что в свобода как его право, то , урегулированная свобода1. является , призна сущность и , когда оно как компромисса , различными общества. В наи современных , (англосак и право) чело, его , интересам, . образом, права в том, что оно нормативно-определенную, меру . На основе сущности сформулировать права. - это природой и ства и личности вания , которой тивность, в официальных и возможностью принуждения. - социального , собственную и глубокие в социальных ( проявляться в , обсуждениях, во на законодательные , граждан в и т.п.). Ценность в том, что оно прежде средством ( № 1): 1) общественных ( действиям , упорядоченность, ); 2) существующего (устанавливает ответственности за и вредные ); 3) общества, его (содействует тех связей, в общество); 4) проблем ( , экологических и т.п.); 5) свободы в (фиксирует , свободы); 6) начал в , инструментом и формирования культуры (В.В. , С.В. )1. Суммируя и существующие в и зарубежной мнения, следующее , разделяемое с большинством , как , так и практиков. совокупность от общеобязательных, норм, свободы, , , нравственности, и призванных людей и их в стабильного и общества. рассматривать в продукта , хотя права и его с государственным . Но то обстоятельство, что довольно и что права от - факт, и у постоянное этот инструмент на . Г.В. Мальцев , что « права, она и с государственной , не ей и принципиально не к ней»1. Как исторический , подчинять интересам прекращает действие в обществе, элементами институты, от . И хотя при неизбежно в той или приобретает и не может в мере все , оно является в , притом , выражающим и в волю , т.е., в , правом . Еще аспект характера состоит в том, что оно звеном при высокозначимых - институтов, , , морали, , их воплощения в . В не существует социальных , могла бы экономических, , -ных и ряда , реализуя при ценности. такими , которым в общественную возникшую или , , строго по , гарантированную типовых , функционирующую и . И потому является из инструментов, организованность , начала , функционирование организма, управления. с тем подчеркнуть, что и собственную , в демократическом доминирующее . ценность определить как и правом и активности на упорядоченных и в со справедливостью, воли и слоев , групп. , право в - это , которая не другому , ценность свободы, , . Право культурной , оно воплощает фундаментальных организации и их нормативных . В итога вывод, что основное в нормативного и выполняет р , которая регулирование общественных . осуществляется в нормативных и свобод, , статуса, функционирования , развития и личности, а правового , обеспечить правовых , и организованность . В современных очень повышать права, , других в создании прав , личности, ее , именно это одной из и нерешенных . ГЛАВА II. К ПОНИМАНИЮ : ПОДХОДОВ ПРАВА, 2.1. Многообразие сущности , теория Для как науки о и исходное и имеет в ее тот или иной тип (и ) права. как из видов отношений общественно-научную ; в истории не раз , что в вопросах о избегать , так что, несмотря на все , его не удалось. П совокупность ( ), определяющих отношения в . Это определение лишь его содержания, тем о сущности , его и основах до сих пор из нерешенных в . Как отмечается в B.С. Нерсесянца1, - равной для и меры и . В большой (нормативно-позитивистская ) , право - это или санкционированных правил ( ), соблюдение мерами . Право как объективной , внутренне . Своим оно обеспечивает , и правовой в , а именно: 1. - это мировой ( же как религия и ) и в ему нормативной духовные , человечеством (, властей, и человека и др.). 2. - это средство . Устанавливая ( , запрет на ), меры за то или поведение или так, а не иначе (, налоги), как бы человека по , по которому масса , положительное . 3. Право - это со стороны за людей: оступился, , с помощью ( санкции) его . Право граждан от со стороны бы то ни путем , за которые наказания. , утверждение , произвола из – это то, что включает в . Не случайно « » имеет с такими , как «», «правовое», «». на сегодняшний к праву уже в научную в решения , перед и правовым . индивида в предопределяет его гражданскую , является элементом пр общества1. « » имеет и : субъективное , т. е. право, лицу, оно возможность или поведения, определённым . этими существует . Субъективные (а обязанности) на права . 1 2 |