Главная страница
Навигация по странице:

  • Ярославский

  • Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения связной речи 5 у воспитанников среднего возраста в театрализованной деятельности 5

  • Глава 2. Развитие речи у воспитанников среднего возраста средствами театрализованной деятельности 17

  • Заключение 23 23 Список использованных источников и литературы 25 Приложение 1 28

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • Методологическую основу

  • Структура работы

  • ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕД. Курсовая работа, студент специальности


    Скачать 104.96 Kb.
    НазваниеКурсовая работа, студент специальности
    Дата22.05.2022
    Размер104.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕД.docx
    ТипКурсовая
    #543714



    Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж



    Особенности развития речи воспитанников среднего возраста посредством театрализованной деятельности


    Курсовая работа


    Выполнил:, студент специальности ………… ……………,

    группа ……
    Научный руководитель:, преподаватель ……..
    Дата защиты курсовой работы:

    «…» ……….. 2021 г.

    Ярославль,

    2021

    Оглавление




    Введение 3

    Глава 1. Теоретические аспекты изучения связной речи 5

    у воспитанников среднего возраста в театрализованной деятельности 5

    1.1. Понятие, функции и виды речи 5

    1.2. Особенности развития речи воспитанников среднего возраста 9

    1.3. Возможности развития речи у детей в ходе театрализованной деятельности 13

    Выводы по главе 1 16

    Глава 2. Развитие речи у воспитанников среднего возраста средствами театрализованной деятельности 17

    2.1. Понятие театрализованных игр в речевом развитии у воспитанников среднего возраста 17

    2.2. Виды театрализованных игр, их значение в развитии речи у воспитанников среднего возраста 20

    Выводы по главе 2 22

    Заключение 23

    23

    Список использованных источников и литературы 25

    Приложение 1 28


    Введение



    На сегодняшнее время речь у ребёнка является острой проблемой. Мы проживаем в мире, где телевидение и компьютеры заместили живое общение между родителями и детьми, а неблагополучная наследственность, экология и общественные факторы сказались на особенности речевого развития дошкольников. В связи с этим речь детей имеет разнообразные нарушения, не всегда является действенным средством общения, не выразительна, бедна лексикой и т. д. Но именно дошкольный период является периодом насыщенного развития речи детей , а потому дошкольные педагоги обязаны со всей ответственностью подойти к этой проблеме.

    Театральная деятельность может способствовать повышению уровня речевого развития воспитанников среднего возраста. Этот вид деятельности – один из наиболее результативных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко выражается принцип обучения: учить во время игры. Помогать в этом может театральная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

    Всё же, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития выразительности речи у дошкольников, высказанная проблема далека от своего практического решения. К сожалению, в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театральной деятельности используется недостаточно.

    Цель исследования – изучить возможности развития речи у воспитанников среднего возраста в ходе театрализованной деятельности.

    Объект исследования – речь воспитанников среднего возраста.

    Предмет исследования – развитие речи воспитанников среднего возраста в театрализованной деятельности.

    Задачи исследования:

    1. Дать характеристику понятию, функции и формам речи и охарактеризовать особенности развития речи воспитанников среднего возраста;

    2. Исследование речи воспитанников среднего возраста.

    В соответствии с целью исследования и установленными задачами в работе применялись следующие методы: изучение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.

    Научная свежесть исследования содержится в том, что дополнены сведения об особенностях связной монологической речи воспитанников среднего возраста; аргументированы и экспериментально проверены педагогические условия вырабатывания речи детей в театрализованной деятельности.

    Методологическую основу исследования составили методики развития речи (А.В. Акишиной, М.В. Алексеевой, Б.В. Яшиной и др.), и методики развития связной речи, в частности, Т.Н. Дороновой, Н.О. Елкиной, а также учебно-методические пособия по организации театрализованной деятельности в ДОУ, М.О. Маханевой и Е.П. Мигуновой.

    Структура работы состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Общее количество страниц – 31.

    Глава 1. Теоретические аспекты изучения связной речи

    у воспитанников среднего возраста в театрализованной деятельности




    1.1. Понятие, функции и виды речи



    Дошкольный возраст – значимый и очень важный этап в интеллектуальном развитии ребёнка, пределами которого является возраст от 3 до 7 лет. Определяющим видом занятия в дошкольном возрасте является игра, о какой мы поговорим чуть позже. Данный возрастной этап крайне важен для формирования личности ребёнка, во многом он обусловливает все его последующее развитие: совершается развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной и других сфер. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

    Дошкольный возраст – восприимчивый период для активизации психических процессов и проявления познавательных способностей ребёнка. В работах отечественных и заграничных учёных, таких как Ф. Фребель, В. Монтесори, А.В. Усова, Л.В. Вегнер, Н.П. Поддякова, дошкольное детство определяется как период, наилучший для интеллектуального развития. В дошкольном возрасте отмечаются более значительные темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды.

    Дошкольное детство является, помимо обозначенных линий психического развития, весьма важным периодом становления личности. Главное занятие дошкольников – игра, в какой у ребёнка формируются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра – своеобразный способ усвоения социального опыта, типичный для дошкольного возраста. В игре вырабатываются и развиваются все стороны личности ребёнка, в его психике делаются значительные изменения.

    Речь исполняет колоссальную роль в жизни взрослого человека, а тем более в жизни ребёнка: без речи полноценное развитие ребёнка невозможно. Дошкольный возраст – время энергичного усвоения ребёнком разговорной речи, вырабатывания и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Совершенное владение родным языком в дошкольном детстве – нужное условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

    С.Л. Рубинштейн даёт следующее определение связной речи – «это речь, какую можно полностью понять на основе её личного объективного содержания. Чтобы понять это, нет необходимости отдельно учитывать конкретную ситуацию, в которой она выговаривается; все ясно из самого контекста речи; это контекстная речь»[22, с. 438].

    А.А. Леонтьев, обозначает, что речь нередко разумеется как отдельные фразовые высказывания, и уточняет, что речь – это цепочка логически соединённых предложений, заключающих конченную мысль, то есть рассказ [14, с. 11].

    Н.М Елкина, обращаясь к Г.М. Ляминой, обозначает, что речь неотделима от мира мыслей: речь – это связность мыслей. Речь отображает логику мышления ребёнка, его способность понимать воспринимаемое и формулировать это правильной, ясной, логичной речью. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [12, с. 2].

    Умение рассказывать помогает ребёнку быть коммуникабельным, побеждать замкнутость и стеснительность, а также воспитывает уверенность в себе.

    Г.М. Лямина, отмечает, что речь следует подвергать рассмотрению в единстве содержания и формы. Снижение смысловой стороны приводит к тому, что наружная, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, их согласование в предложении и т. д.) обгоняет внутреннюю, логическую сторону в развитии. Данное выражается в неумении подбирать необходимые по смыслу слова, в неверном применении слов, в неумении пояснить значение отдельных слов [16, с. 115].

    Всё же не стоит недооценить и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, соображений ребёнка должно быть связано с формированием умения верно их выражать в речи.

    Под выступлением Г.М. Лямина разумеется развёрнутое изложение предопределённого содержания, какое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Вырабатывание детской речи заключает решение других частных задач обучения родному языку:

    1) лексическая работа (обширный словарный запас и умение употребить его помогает наиболее точно и полно сформулировать мысль);

    2) формирование грамматической структуры речи (уметь выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложными и несложными предложениями, верно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

    3) вырабатывание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, ясной, выразительной) [16, с. 116].

    Г.М. Лямина выделяет особенности двух основных типов речи – диалогической и монологической. Так, по его мнению, неполное предложение, восклицательный знак, междометие, насыщенная интонационная выразительность, жест, мимика и т. д. являются важнейшими чертами диалогической речи. Для диалогической речи особливо важно уметь сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дать нужную реплику, дополнять и исправлять собеседника и т. д. В то время как речь-монолог, по мнению Г.М. Лямина, требует расширения, полноты, ясности и взаимосвязи некоторых звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сконцентрировать свою мысль на основном, не увлекаться подробностями и в то же время объясняться эмоционально, образно [16, с. 117].

    А.М. Бородич, отмечает, что в лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются с точки зрения их противопоставления. Они отличаются коммуникативной направленностью, лингвистической и психологической природой [3, с. 246].

    В своём маленьком эссе о развитии речи в дошкольном возрасте Д. Эльконин ссылается на Е.В. Мигунова который в своём специальном изучении развития речи дошкольников выделил особенную форму речи – «ситуативную речь» и противопоставила её «контекстной речи» [28, с.8]. По мнению Е.В. Мигунова, ситуативная речь не в полной мере отображает содержание мысли в речевых формах. Её содержание понятно собеседнику только тогда, когда он учитывает ситуацию, о которой говорит ребёнок, а также когда учитывает жесты, движения, мимику, интонацию и т. д. Контекстная речь характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным слушателю, независимо от того, как он рассматривает ту или иную ситуацию [18, с. 8].

    По мнению А.А. Леонтьева уровень речевого развития также зависит от степени общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как собеседник понимает ребёнка. Речевое поведение собеседника воздействует на содержание и структуру речи ребёнка [15, с. 56].

    Подобным образом, изучение понятия речи, её функций и типов разрешает сделать следующие выводы:

    Речь – это цепочка логически связанных предложений, заключающих конченную мысль.

    Главная функция речи – коммуникативная.

    Распознают два важнейших типа речи – диалогическую и монологическую. Главные черты диалогической речи – неполное предложение, восклицательный знак, междометие, насыщенная интонация, выразительность, жесты, мимика и т. д. Монологическая речь – это речь одного человека, требующая расширения, ясности и взаимосвязи некоторых звеньев повествования.

    Распознают ситуативную (в большинстве случаев имеющую характер диалога) и контекстно-связную речь, имеющую характер монолога.

    1.2. Особенности развития речи воспитанников среднего возраста



    Речь в дошкольном возрасте энергично формируется: функции и формы речи на всем её протяжённости делаются весьма разнообразными. Ребёнок овладевает всеми главными формами устной речи, свойственные взрослым. Новые нужды в общении и деятельности, ведущие к вырабатыванию новых форм речи, приводят к усиленному постижению языком, его лексикой и грамматической структурой, в следствии чего речь ребёнка делается все более складной [17, с.48]. Таким образом, свидетельствуется на высокую важность в развитии речи взрослого человека, которым является родитель, другой родственник, воспитатель дошкольного образовательного учреждения и т. д. Заметим, что «при спонтанном речевом развитии лишь немногие дети понимают довольно высокий уровень, потому нужна специальная подготовка, устремлённая на овладение ребёнком языком»[18, с.105].

    Сказанное актуализирует проблему целенаправленного развития речи дошкольников. В развитии звуковой стороны речи дошкольника выделяют вырабатывание фонематического слуха и верного произношения.

    Важнейшие качественные и количественные трансформации замечаются в развитии словарного запаса дошкольника: в речи ребёнка делается не только больше слов, но и развиваются их значения. В дошкольном возрасте происходит также вырабатывание грамматического строя речи – усвоение морфологической системы языка, склонений и спряжений. Вырабатывается независимое словообразование.

    Интеллектуальная функция речи развивается, когда она идёт в качестве инструмента мышления: речь перестраивает чувственное познание, модифицирует соотношение мышления и действия, консолидирует оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Также формируются коммуникативные функции речи – установление контакта, передача новой значимой информации, которую он включает в решение психических задач. Развивается регулирующая функция общения – развитие постижения речи дошкольниками даёт возможность взрослым мотивировать свои требования, достигая их сознательного удовлетворения.

    Зарождается и функция само регуляции: речь ребёнка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению двух точек в деятельности старшего дошкольника: принятия решения и планирования его практической реализации.

    Заметим, что развитие речи следует разбирать не только с лингвистической точки зрения (овладение ребёнком фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и с точки зрения развития общения детей друг с другом и со взрослыми (овладение коммуникативными навыками), что значимо для воспитания не только культуры речи, но и культуры общения [21, с.59].

    Таким образом, особенностями развития речи в дошкольном возрасте являются:

    – отделение речи от конкретной ситуации, потеря ситуационной осведомлённости, превращение речи в универсальное средство общения;

    – появление связных форм речи, рост её выразительности;

    – понимание ребёнком законов родного языка в процессе действий со словом,

    – речь становится инструментом мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

    – вырабатывание регулирующей, планирующей, звуковой функции речи (выделение слова как абстрактной единицы);

    – постижение форм языковой деятельности;

    – завершение процесса фонематического развития: ребёнок верно слышит и произносит звуки и т. д.

    Охарактеризуем более наглядно речевое формирование детей среднего дошкольного возраста: Д. Эльконин обозначает, что главная черта развития связной речи заключается в том, что ребёнок переключается от исключительного преобладания ситуативной речи к контекстной речи. Внешний вид контекстной речи обусловливаться задачами и характером его общения с окружающими. Изменения в образе жизни ребёнка, усложнение познавательной деятельности, новые взаимоотношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности выражения. Зарождается контекстная речь [28, с. 17].

    Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Эльконина, появляется в возрасте 4-5 лет. При этом элементы связной монологической речи появляются уже к 2-3 годам. Переход к контекстной речи близко связан с формированием словарного запаса и грамматической структуры родного языка, с развитием умения без затруднений пользоваться языковыми средствами. По мере усложнения грамматического строя речи высказывания делаются все более подробными и связными [28, с. 17].

    Проанализируем содержание требований к диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

    Одно из условий развития диалогической речи, по мнению Б.В. Яшина, это объединение речевой среды, взаимодействие взрослых друг с другом, взрослых и детей, детей друг с другом. В частности, важнейшим методом формирования диалогической речи в повседневном общении является беседа учителя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространённая, публичная и универсальная форма речевого общения учителя и детей в повседневной жизни [30, с. 262].

    Именно педагог, по суждению Б.С. Яшина понемногу присоединяет детей к участию в совместных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда учитель просит, слушать высказывания друзей. Педагог содействует воспитанию культуры общения, в частности, развитию умений здороваться с родственниками, знакомыми, одногрупниками, используя синонимичные формулы этикета (здравствуй, доброе утро!), Отзываться на телефонные звонки, не мешать разговору взрослых, вступить в разговор с незнакомыми людьми, встретить гостя, пообщаться с ним. [30, с. 263].

    Сейчас рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они обусловливаться особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

    Е. А. Антипина, А.М. Бородич отмечают, что усвоение связной монологической речью быть может только при наличии определённого уровня словарного запаса и знания грамматического строения речи. Потому речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков также должна быть направлена ​​на решение задач вырабатывания связной речи. Обучение разным видам монологической речи – это, прежде всего, обучение грамматике и синтаксису [2, с. 65; 5, с. 48].

    Г.П. Лямина, изучая формирование речи дошкольников, замечает, что в среднем дошкольном возрасте словарный запас и формы её использования у детей обогащаются. В процессе обучения детей рассказу у них вырабатываются многие элементы связной речи. Таким образом, объем детских рассказов (один из элементов признака информативности) такой же, как в старших и подготовительных группах и даже у учеников младших классов (в среднем 25–45 слов) [16, с. 19].

    Надлежащим образом, формируются и другие признаки связной речи, например, завершённость темы, интеграция между частями рассказа и другие. Исследование Г.M. Лямина показали, что повышенная активность и самостоятельность в деятельности на пятом году жизни облегчает детям овладение функциями речи: общение со взрослыми и друг с другом, умение связно и ясно высказывать суждения, сопровождать свои действия речью [16, с. 22].

    Таким образом, изучение особенностей развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста позволяет сделать вытекающие выводы:

    – особенностью развития связной речи в среднем дошкольном возрасте является переход от ситуативной или диалогической речи к контекстной (монологичной), который происходит к 4-5 годам;

    – одним из условий развития диалогической речи в среднем дошкольном возрасте является организация речевой среды, в частности, важнейшим методом формирования диалогической речи в повседневном общении является беседа учителя с детьми (неподготовленный диалог);

    – овладение связной монологической речью возможно только при наличии определённого уровня словарного запаса и знания грамматического строения речи. Поэтому ребёнка необходимо обучить трём типам текста монолога: описанию, повествованию и рассуждению.

    1.3. Возможности развития речи у детей в ходе театрализованной деятельности




    Высоким потенциалом в развитии речи старших дошкольников обладает театрализованная деятельность. М.Д. Маханева называет театрализованную деятельность дошкольников – специфическим видом художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре, «совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме» [17, с. 98]. Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

    Театрализованная деятельность воспитанников среднего возраста включает в себя следующие разделы (рис. 1.3.1.):

    Р
    ис. 1.3.1. – Виды театрализованной деятельности воспитанников среднего возраста


    Театрализованную деятельность можно также дифференцировать на общеразвивающие игры, специальные игры, упражнения и этюды, ритмопластику, работа над спектаклем, кукольный театр, а также речевые игры и упражнения [20, с.144].

    Исследователи отмечают достоинства театрализованных игр: демократичность, доступность, возможность, используя форму развлечения, решать актуальные проблемы воспитания и обучения [21, с.61]. Театрализованные игры таким образом влияют на психические процессы и явления, личностные сферы и образования дошкольника:  развитие воображения, фантазии;  развитие памяти;  активизация мышления;  развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики);  способствование проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия и др. А также театрализованные игры способствуют эстетическому и нравственному развитию детей среднего дошкольного возраста.

    В группе самых активных детей хорошо бы разыграть самые простые сказки в настольном театре; инсценировать произведения с небольшим количеством действий.

    М.В. Мигунова замечает, что в средней группе дошкольников приёмы , используемые в младшей группе, усложняются: ведение рассказа от первого лица, сопутствующий текст и движения: «Я петушок. Смотри, какая яркая расчёска, какая борода, как значимо я хожу, как громко пою: ку-ка-ре-ку! » Для инсценировки можно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем всю сказку [18, с. 22].

    Осваивая театральную игру, по мнению М.В. Мигунова, есть возможность расширения игрового опыта детей. С 5 лет ребёнок изучает различные виды настольного театра: мягкие игрушки, вязаный театр, театр конусов, театр народных игрушек и плоских фигур. Для детей доступен театр верховой езды кукол (без ширмы, а к концу учебного года – с ширмой), театр ложек и т. д. Пальчиковый театр чаще применяется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси) [18, с. 23]. А.В. Щеткин отмечает, что упражнения на развитие речи, дыхания и голоса улучшают речевой аппарат ребенка [27, с. 19].

    Развивающее воздействие театрализованной деятельности на ребенка среднего дошкольного возраста многомерно. М.Д. Маханева, к примеру, говорит о возможности использования театрализованной деятельности для включения родителей в работу с дошкольным учреждением [17, с. 68].

    Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова в своей книге достаточно четко, но немного в другом контексте, определяют функции театрализованной деятельности (таб. 1) [29, с.104]:

    Таблица 1.3.1. – Функции театрализованной деятельности



    Функция

    Содержание

    1

    Катарсистическая

    Очищение, освобождение от негативных состояний

    2

    Регулятивная


    Снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов,

    моделирование положительного

    психоэмоционального состояния

    3

    Коммуникативнорефлексивная


    Коррекция нарушений общения, формирование

    адекватного межличностного поведения,

    самооценки


    В среднем возрасте ребёнок понемногу переключается от игры для себя к игре для зрителем; от игры, в которой главное – это сам процесс, к игре, в которой важны и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, осуществляющих одинаковые роли, до игры в группе из пяти или семи сверстников, чьи ролевые позиции различны; от организации простого «типового» образа в драматизационной игре до олицетворения целостного образа, совмещающего в себе эмоции, настроения героя и их изменение.

    В данное время имеется масса программ обучения и подготовки воспитанников среднего возраста в процессе театральной деятельности, например: М.Д. Маханева предлагает программу «Театральные занятия в детском саду» [17, с.14]. Театральные мероприятия, предлагаемые этой программой, содержат разыгрывание сказок, сцен, ролевых диалогов на основе иллюстраций; смотреть кукольные спектакли и говорить о них; инсценировка игр; разыгрывание сказок и инсценировок [19, с.14]. Авторская технология Е.П. Мигунова, скоординированная с программой начальной школы «Театр – познание через игру», охватывает, в частности: 1. Развитие психофизических способностей (мимика, пантомимика); мыслительные процессы (воображение, фантазия, внимание и др.), речь (монолог, диалог), творческие способности. 2. Участие детей в театральной постановке: разыгрывание стихов, песен, детских стишков, мини-зарисовок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой, всеми доступными видами театра [18, с. 57].

    Выводы по главе 1


    Подобным образом, освоение потенциалов развития речи у детей в процессе театральной деятельности разносторонне. В процессе театральной деятельности дети улучшают свою диалогическую речь, её грамматический строй, принимаются активно пользоваться словарём, который в свою очередь также пополняется. Новая роль ставит ребёнка перед необходимостью чётко, ясно, понятно выражать себя, точно согласовывать слова в предложении, т.е. участие в театральных играх позволяет ребёнку вырабатывать связную речь.

    Глава 2. Развитие речи у воспитанников среднего возраста средствами театрализованной деятельности



    2.1. Понятие театрализованных игр в речевом развитии у воспитанников среднего возраста



    Театральная деятельность занимает особое место в развитии речи. Вся жизнь ребенка наполнена игрой, каждый ученик хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить отношения. «Что такое театр? Это лучший способ общения людей, понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать умственные процессы, улучшать пластичность тела, формировать активность» [34].

    Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Особенно чувствительно к овладению речью дошкольное детство. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

    В театральной пьесе формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

    Театрализованные игры всегда нравятся детям. Дошкольники с удовольствием играют со знакомыми произведениями, превращаясь в любимый образ. Ребенок добровольно принимает черты характера, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, с облегчением вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливый конец.

    Дети особенно любят сказки, язык сказок очень живописен, есть много удачных сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмических повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно и детям, и взрослым, прежде всего потому, что оно основано на игре.

    Основными формами организации театральной деятельности являются: театрализованная деятельность, музей кукол, театрализованное представление на праздниках и развлечениях, театрализованные представления, посещение театров детьми с родителями, совместная театральная деятельность взрослых и детей, театральные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность.

    Разработана подборка игр для детей младшего возраста.

    I. Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

    1. Имитация:

    – Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

    – Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .

    – Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

    2. Импровизация:

    – Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") .

    – Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") .

    – Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") .

    3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя") .

    4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса") .

    5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок") .

    II. Игры по речевому развитию направлены:

    1. На воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков

    2. На воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.

    3. На обогащение и активизацию словаря.

    4. На развитие связной речи.

    Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения.

    Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности.

    Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

    Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с типами театров, азами актерского мастерства. Для этого используется этюдный тренажер, помогающий развивать внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, индивидуальных черт характера.

    При этом неуверенные дети чаще всего отдают предпочтение кукольному театру, поскольку его обязательным атрибутом является ширма, за которой ребенок стремится спрятаться от зрителя. Дети, преодолевшие застенчивость, обычно участвуют в постановке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др).

    Театральная игра способствует развитию таких качеств личности как: наблюдательность, независимость, выносливость, развитию фантазии, воображения, коммуникативных способностей.

    В групповых комнатах для детей среднего возраста в МБДОУ должны организовываться организованы уголки театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.

    2.2. Виды театрализованных игр, их значение в развитии речи у воспитанников среднего возраста



    Существуют различные виды театров для дошкольников: Пальчиковый театр, театр картинок, театр на палочке, вязаный театр, конусный театр. Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру.

    Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр – это развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки. Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

    Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.

    Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

    Вязальный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

    Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

    Нами проведена классификация основных театрализованных игр и их значение для речевого развития (Приложение 1).

    Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

    Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

    Выводы по главе 2


    В заключение можно констатировать, что театральная игра способствует развитию таких качеств личности как: наблюдательность, независимость, выносливость, развитию фантазии, воображения, коммуникативных способностей. Исходя из значимости театрально-игровой деятельности для развития речи у воспитанников среднего возраста, мы провели исследование по вопросу влияния театрализованной деятельности не только для развития речи у воспитанников среднего возраста, но и для коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста.


    Заключение


    В заключение исследования, целью которого было исследование возможности развития связной речи у воспитанников среднего возраста в процессе театральной деятельности и в соответствии с выполняемыми заданиями, мы делаем следующие выводы:

    В частности, по теоретическим аспектах изучения связной речи воспитанников среднего возраста в театральной деятельности:

    Речь – это цепочка логически связанных предложений, заключающих завершённую мысль. Существенная функция речи – коммуникативная. Распознают два главных типа речи – диалогическую и монологическую. Важнейшие черты диалогической речи – неполное предложение, восклицательный знак, междометие, красочная интонационная выразительность, жест, мимика и т. д. Монологическая речь – это речь одного человека, требующая расширения, ясности и взаимосвязи кое-каких звеньев повествования.

    Особенностью развития речи (по С.Б. Эльконину) в среднем дошкольном возрасте является переход от ситуативной или диалогической речи к контекстной (моно логичной), который совершается к 4-5 годам.

    Именно через театрализованную деятельность в детских дошкольных учреждениях становится возможным процесс не только нормального развития речи, но и ее коррекция средствами театрально-игровой деятельности.

    Исследование возможностей развития связной речи у детей в процессе театральной деятельности разрешило констатировать, что в среднем дошкольном возрасте происходит постепенный переход ребёнка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя. Также растёт интерес к театральным играм как к средству самовыражения. Дети обучаются сочетать движение и текст в роли, формируют чувство партнёрства. В процессе театральной деятельности дети совершенствуют свою диалогическую речь, её грамматический строй, принимаются активно пользоваться словарём, который в свою очередь также пополняется. Новая роль ставит ребёнка перед необходимостью чётко, ясно, понятно выражать себя, точно согласовывать слова в предложении, т.е. участие в театральных играх позволяет ребёнку развивать связную речь.

    В заключение можно констатировать, что исходя из значимости театрально-игровой деятельности для развития речи у воспитанников среднего возраста, мы провели исследование по вопросу влияния театрализованной деятельности у детей среднего возраста.

    Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные нами в начале исследования, решены, а цель достигнута.


    Список использованных источников и литературы


    1. Акулова, О.Н. Театральные игры / О. Акулова // Дошкольное образование, 2018. - №4 - С. 24. - 37.

    2. Антипина, Е.А. Театральная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М .: Сфера, 2017. - 128 с.

    3. Бородич, А. Методика развития детской речи / А.М. Бородич. - М .: Просвещение, 2016. - 255 с.

    4. Бочкарева, О.И. Развитие речи. Развлекательные материалы. Средняя группа / О. Бочкарев. - М .: Изд-во: Корифей, 2016. - 96 с.

    5. Бородич, А. Методика развития детской речи / А.М. Бородич. - М .: Просвещение, 2012. - 255 с.

    6. Гвоздев, А. Вопросы изучения детской речи / А. Гвоздев. - М .: Детство-Пресс, 2016. - 471 с.

    7. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада / М.Г. Генинг, Н.А.Германн. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2016. - 157 с.

    8. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В. Ковшиков. - М .: Астрель, 2011. - 296 с.

    9. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2016. - 464 с.

    10.Зайцева, Е.С. Методика тестирования речи детей 4-7 лет / Е.С. Зайцев, В. Шептунова. - СПб. : КАРО, 2017. - 72 с.

    11. Земская Ю.Н. Теория текста. Учебник / Ю.Н. Земская, Н.В. Панченко, И.Ю. Качесова и др. - М .: Флинт, Наука, 2011. - 132 с.

    12. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: автореф. дис ... канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М., 2018. - 24 с.

    13. Ендовицкая Т.В. Психология дошкольников. Развитие познавательных процессов / Т.В. Ендовицкая и др. - М .: Просвещение, 2011. - 374 с.

    14. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М .: Просвещение, 2000. - 214 с.

    15. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леонтьев // Хрестоматия по теории и методам развития речи у детей: Учебное пособие. руководство / сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. - М .: Академия, 2012. - 554 с.

    16. Лямина Г.М. Особенности речевого развития дошкольников // Хрестоматия по теории и методике речевого развития дошкольников: Учебное пособие. руководство / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М .: Академия, 2015. - 554 с.

    17. Маханева, М.Д. Занятия по театральной деятельности в детском саду / М.Д. Маханева. - М .: Сфера, 2016. - 128 с.

    18. Мигунова, Е.В. Организация театральной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород, 2015. - 126 с.

    19. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. НЕТ. Вераксий, Т. Комарова, М.А.Васильева. - М .: МОСАИК - СИНТЕЗ, 2016. - 336 с.

    20. Петрова, Т. Театральные игры в детском саду: Развитие классов для всех возрастных групп с указаниями / Т.И. Петрова, Э. Сергеева, Е. Петров. - М .: Школьная пресса, 2012. - 218 с.

    21. Развитие речи у дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. Сохина. - 2-е изд., Перераб. - М .: Просвещение, 2012. - 223 с.

    22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2011. - 720 с.

    23. Ушакова О.С. Методика развития речи у дошкольников: Учебник - метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений. образованный. учреждения / О.С. Ушакова, Э.М. Струнная. - М .: ВЛАДОС, 2011. - 288 с.

    24. Ушакова О.С. Речевое развитие детей 3-5 лет / О.С. Ушаков. - М .: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.

    25. Ушакова О.С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет / О.С. Ушаков. - М .: ТЦ Сфера, 2014. - 32 с.

    26. Ушакова О.С. Речевое развитие дошкольников / О.С. Ушаков. - М .: Изд-во Института психотерапии. 2011. - 256 с.

    27. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под ред. О. Ф. Горбунова. - М .: Мосаика-Синтез, 2012. - 128 с.

    28. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д. Б. Эльконин. - М .: Просвещение, 2011. - 115 с.

    29. Юдина, Э.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Э.Г. Юдина, Г. Степанова, Е. Денисов. - М .: Просвещение, 2013. - 144 с.

    30. Яшина, В. Теория и методика развития детской речи / В.И. Яшина, М. Алексеева. - М .: Академия, 2013. - 448 с.

    Приложение 1



    Таблица 1. Классификации театрализованных игр

    Автор

    Значение игр для развития речи

    Виды игр

    Н.А. Реуцкая

    1. Способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности (самостоятельность, инициативность).

    2. Развивают речь, память, воображение.

    3. Формируют внимание, т. е. игра способствует умственному развитию детей.

    4.Развитие у детей воображения, мышления и речи.

    5.Уупражняют в произнесении трудных звуков.

    6.Совершенствуют связную диалогическую речь.

    7.Влияют на творческое познание и преобразующую деятельность.

    Игры – драматизации, Игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей), фланелеграф, Теневой театр, Бибабо.

    Л.В. Артемьева

    1.Способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков.

    2. Способствуют формированию умения переносить знания об окружающем мире в игру.

    3. Развивают духовные и физические силы ребенка; внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

    4. Формируются все стороны личности ребенка.

    5. Обогащение игрового опыта детей.

    6. Формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах.

    7.Способствует словесно-логическому мышлению.

    Режиссерские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелаграфе) Игры – драматизации (с атрибутами, с пальчиками, с куклами бибабо).

    С.Л. Новоселова

    1.Развитие речевой активности детей.

    2.Рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме.

    3.Влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты.

    4.Способствуют развитию речи детей.

    5.Вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.

    6. Развивает сосредоточенность.

    7.Способствует словесно-логическому мышлению.

    Игры, возникающие по инициативе самих детей, по инициативе взрослого, Народные игры, идущие от исторических традиций.


    написать администратору сайта