Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил: Кононов А.Ф.студент 3 курса отделения БЖ Научный руководитель: Ставрополь, 2010План

  • 4. Основные группы упражнений на перекладине 5. Этапы обучения гимнастическим упражнениям 6. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям

  • 1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе

  • 2. Характеристика упражнений на перекладине

  • 3. Основы техники упражнений на перекладине

  • 4. Основные группы упражнений на перекладине

  • 4.1. Движения большим махом

  • В движениях махом вперед в

  • ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ. Курсовая Кононов. Курсовая работа техника и методика обучения упражнениям на перекладине кононов А. Ф. студент 3 курса


    Скачать 288 Kb.
    НазваниеКурсовая работа техника и методика обучения упражнениям на перекладине кононов А. Ф. студент 3 курса
    АнкорТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
    Дата15.11.2020
    Размер288 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая Кононов.doc
    ТипКурсовая
    #150718
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО «С Г У»

    ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    КАФЕДРА ГИМНАСТИКИ

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ


    Выполнил:

    Кононов А.Ф.

    студент 3 курса

    отделения БЖ

    Научный руководитель:


    Ставрополь, 2010

    План

    1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе

    2. Характеристика упражнений на перекладине

    3. Основы техники упражнений на перекладине

    4. Основные группы упражнений на перекладине

    5. Этапы обучения гимнастическим упражнениям

    6. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям

    1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе

    Многие упражнения спортивной, художественной гимнастики и акробатики имеют очень сложную структуру как по содержанию, так и по форме, а следовательно, и технику исполнения.

    Структура гимнастического упражнения включает в себя со­держание, форму, взаимодействие внешних и внутренних сил, обеспечивающих выполнение упражнения. Структуру упражнения формирует цель, которую преследует гимнаст его выполнением.

    Содержание упражнения представляет собой совокупность входящих в него движений, последовательность их выполнения и спо­собности гимнаста, необходимые для этого. В процессе овладения упражнением эти свойства вступают в активное взаимодействие, обеспечивая выполнение поставленной гимнастом или его педаго­гом двигательной задачи. Она формирует и изменяет структуру упражнения.

    Форму гимнастического упражнения образуют положения и движения тела гимнаста и его звеньев в пространстве и во времени, взаимосвязь между способностями гимнаста. Форма тесно связана с содержанием упражнения.

    Различают технику гимнастического упражнения и технику ис­полнения гимнастического упражнения.

    Техника гимнастического упражнения — это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и каче­ственного биомеханического анализа структуры движений, ее мор­фологического, биохимического, физиологического и психологиче­ского обеспечения. Это очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относящиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.

    Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.

    Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:

    а) образцовая — обеспечивающая безукоризненное, близкое к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;

    б) рациональная, или индивидуальная, — отражает (учитывает) конституциональные, двигательные, функциональные, психологические особенности гимнаста и его опыт.

    Исполнение упражнений в гимнастике должно отвечать требо­-
    ваниям присущего ей стиля. Оно имеет объективный и субъектив­-
    ный характер.


    Объективный характер исполнения зависит от моде­-
    ли, образца, эталона структуры техники упражнения.


    Субъективный — от индивидуального способа исполнения упражнения, от того, насколько точно гимнаст воспроизведет технику гимнастического упражнения и выразит себя в движениях. Техническое ма-
    стерство гимнастов характеризуется устойчивостью и высоким ка-
    чеством исполнения упражнения.


    В основе техники гимнастических упражнений лежат законы
    механики, анатомо-физиологические и психологические свойства
    личности гимнаста. Законы механики объясняют, как в движениях
    гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под дей-
    ствием внешних и внутренних сил. Анатомо-физиологические и
    психологические свойства объясняют, как воспроизводится техни-
    ка упражнения в движениях гимнаста.


    Внешними силами при выполнении упражнений могут быть: масса тела гимнаста или отдельных его звеньев; сила трения, возникающая при взаимодействии гимнаста со снарядом (с опорой) сопротивление воздуха, мышц-антагонистов, связок и др. Эти сила могут как затруднять, так и облегчить выполнение упражнений. Так, например, действие силы земного притяжения при движении тела гимнаста или отдельных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отношению к опоре облегчает выполнение многих упражнений, а движение из низкого в более высокое - затрудняет. Сила трения может затруднять движение и в то же время создает условия для эффективного выполнения упражнения.

    Внутренние силы возникают благодаря способности гимнаста развивать напряжение работающими мышцами, использовать эластические свойства связок, суставных сумок, межпозвоночных хря­щей. Разумное использование этих сил облегчает исполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение.

    При изучении техники гимнастических упражнений наиболее важное значение имеет знание основных законов механики (динамики).

    Опираясь на законы механики, можно точно рассчитать все параметры, необходимые для технически точного выполнения сколь угодно сложного упражнения (моменты силы тяжести и инерции, количество движения, траектории общего центра массы тела и его отдельных звеньев, время и др.). Поэтому знание законов механики необходимо каждому педагогу, имеющему дело с обуче­нием двигательным действиям в бытовой, спортивной, трудовой, военной и других видах деятельности.

    Однако одних только этих знаний оказывается еще недостаточ­но. Для того чтобы успешно обучать гимнастическим упражнени­ям, приходится учитывать законы других научных дисциплин: ана­томии, физиологии, психологии, диалектики. Они не отменяют законы механики, но в целом ряде случаев вносят свои специфиче­ские поправки, диктуют свои условия и способы исполнения упражнений. Так, например, расчеты движений человека, основан­ные только на законах механики без учета требований других дисциплин, в свое время не дали ожидаемых положительных результатов. К этим расчетам понадобились соответствующие поправки. Так на стыке механики и анатомии, биологии в целом зародилась новая наука — биомеханика. Однако и она не исчерпывает полноты рассматриваемого вопроса, потому что технически правильное выполнение упражнений, да еще с соблюдением гимнастического стиля, зависит от психических и личностных свойств гимнаста, от его опыта и, наконец, от совокупности всех перечисленных выше условий при ведущей роли личностных свойств.

    2. Характеристика упражнений на перекладине

    Основную часть упражнений на перекладине составляют маховые движения ярко выраженного динамического характера, в которых наи­более полно используется перемещение тела гимнаста по инерции.

    Упражнения на этом снаряде предъявляют высокие требования к физической и технической подготовке гимнаста. Для их исполнения необходима тонкая координированность действий и точная ориентиров­ка в пространстве. Выполнение наиболее сложных, рискованных дви­жений на перекладине связано с большими нервными напряжениями, так как технические ошибки здесь нередко приводят к падениям со снаряда. В связи с этим гимнаст должен обладать также и соответствую­щими волевыми качествами.

    Для упражнений на перекладине наиболее типичны движения, исполняемые большим махом, а также положения типа виса и стойки на руках. От степени освоения этих движений и соответствующих им поз в значительной мере зависит уровень мастерства гимнастов.

    В висе на перекладине кисти спортсмена захватывают гриф снаряда всей ладонью (а не только пальцами), ширина хвата равна ширине плеч или несколько меньше ее, плечевой пояс слегка расслаблен, туло­вище провисает в грудиноключичных суставах, тело выпрямлено и максимально удалено от перекладины. Аналогичное положение необ­ходимо сохранять и в положениях типа стойки на руках; при этом гимнаст должен как бы отталкиваться от перекладины.

    Соблюдая эти условия, гимнаст может наиболее рационально вы­полнять движения на перекладине. При максимальном удалении о. ц. т. от опоры движение вниз под действием силы тяжести наиболее эффектив­но, а периодическое чередование расслабления и напряжения основных мышечных групп при последовательном исполнении висов и упоров создает этим мышцам оптимальный режим для работы.

    Высокое спортивное мастерство в исполнении упражнений на пере­кладине характеризуется большой амплитудой движений, особенно в упражнениях, выполняемых большим махом. Такая амплитуда воз­можна, когда гимнаст пользуется рациональной «хлестообразной» тех­никой, которая соответствует биомеханическим закономерностям дви­жений на перекладине и позволяет выполнять упражнения в высоком темпе и с минимально возможным утомлением. При современных тре­бованиях, предъявляемых к исполнению гимнастических упражнений, последнее особенно важно.

    3. Основы техники упражнений на перекладине

    Упражнения на перекладине требуют высокой технической подго­товленности. В связи с этим необходимо как можно раньше обучить начинающих гимнастов правильному выполнению основных положений тела и наиболее важных положений и движений. Это прежде всего относится к выполнению висов и размахиваний. Овладение правиль­ными размахиваниями с максимально возможной амплитудой — одна из важнейших задач тренировки на перекладине. Обучая правильным висам и махам, преподаватель должен следить за тем, чтобы тело гим­наста было максимально оттянуто от перекладины и перемещалось без излишнего напряжения. Сохраняя правильное положение, гимнаст сможет наиболее точно ощущать характер взаимодействия тела со снарядом, рационально и технично выполнять необходимые действия.

    Современная техника упражнений, выполняемых большим махом, связана, как отмечалось, с хлестообразными движениями по ходу пере­мещения всего тела. Поэтому, обучая гимнастов размахиваниям, не­обходимо прививать им навыки этих движений. Чтобы овладеть техникой размахиваний, необходимо многократно повторять их на каждом заня­тии. Между тем даже при незначительном количестве подходов к этому снаряду (за время одного занятия) повреждается кожа на ладонях. Во избежание этого рекомендуется при разучивании размахиваний, больших оборотов и других многократно повторяющихся упражнений пользоваться обычными перчатками, предохраняющими ладони. Чтобы при этом избежать срывов со снаряда, следует прикреплять кисти к пе­рекладине специальными петлями, изготовленными из брезентовых или кожаных ремней. Это позволяет резко увеличить количество подходов к снаряду при освоении размахиваний, оборотов и других упражнений.

    Очень важно также с самого начала приучить гимнастов пользо­ваться специальными накладками, защищающими ладони при исполне­нии любых упражнений на снарядах.

    Освоение техники упражнений на перекладине зачастую задержи­вается из-за недостаточно точной ориентировки гимнаста во времени и пространстве. Чтобы совершенствовать эти способности и сократить процесс освоения спортивной техники, необходимо пользоваться ренским колесом,

    батутом, лопингом и другими дополнительными снаря­дами. С этой же целью полезно выполнять самые простые акробатиче­ские упражнения типа кувырков, переворотов и т. п. Подобные упраж­нения служат средством специальной технической подготовки гимна­стов. Дополняющие их средства физической подготовки должны обеспе­чить необходимое развитие двигательного аппарата — достаточную силу, подвижность в суставах, быстроту мышечных сокращений.

    Для развития силы полезны такие упражнения, как многократное сжимание (до утомления) кистями теннисного мяча, лазание по канату на руках, продолжительный вис с отягощением.

    Для развития подвижности в суставах рук рекомендуется: «вкру­чивание» и «выкручивание» гимнастической палки, вращательные дви­жения руками с амортизаторами, гантелями, раскачивания в висе сзади на низких кольцах, размахивания на перекладине в обратном хвате и др.

    Для развития подвижности в тазобедренных суставах целесообраз­но выполнять такие упражнения: стоя на двух стульях, пружинящие наклоны вперед с отягощениями в руках; в висе согнувшись ноги врозь вне, прикрепив к стопам отягощения, пружинящие сгибания; из виса перемах прямыми ногами в вис согнувшись сзади и др.

    По мере укрепления мышечно-связочного аппарата следует пере­ходить от обычных размахиваний хватом сверху к их вариантам: раз­махиваниям в висе хватом снизу, разным хватом, обратным хватом, к размахиваниям в висе согнувшись, в висе сзади и др.

    Как известно, для успешного выполнения упражнений на переклади­не нужна не столько силовая подготовка, сколько ловкость, ориенти­ровка в пространстве и смелость. Поэтому уже в юношеском возрасте рекомендуется начинать обучение сальто назад, сальто вперед и другим рискованным, сложным элементом; гимнастам более зрелого возраста изучать упражнения, требующие большой смелости, труднее, чем юным спортсменам.

    Поскольку многие упражнения на перекладине связаны с большим риском, в занятиях следует широко применять страховку подвесным поясом, обучать приемам самостраховки, пользоваться помощью пре­подавателя и товарищей.

    При разучивании технически сложных упражнений с отпусканием снаряда одной рукой для страховки рекомендуется опорную руку крепить на грифе снаряда с помощью петли. Когда гимнаст хорошо освоит технику упражнения на подвесном поясе или с помощью петли, надо перейти к обычной страховке. Подвесной пояс используется и для оказания помощи при освоении наиболее сложных упражнений.

    Страховку на перекладине чаще всего оказывают двое гимнастов, стоящих несколько впереди снаряда (при движении гимнаста вперед) или несколько сзади него (при движении назад). Во время исполнения особенно сложных упражнений, когда страхуют несколько человек, обязанности между ними надо четко распределить.

    Многие рискованные упражнения на перекладине очень утомляют гимнастов, поэтому спортсмены иногда стремятся исключить этот сна­ряд из плана занятий. Часто так поступать не следует, так как двига­тельные навыки на перекладине утрачиваются довольно быстро. При появлении некоторого нервного утомления в тренировку целесообразно включать легкие,

    нерискованные элементы. Чтобы облегчить освоение движений, необходимо широко пользоваться подсобными снарядами: низкой и средней перекладиной, перекладиной в сочетании с трампли­ном, низкой перекладиной в сочетании с гимнастическим столом. Поль­зуясь плинтом или специально сконструированной подставкой, устанав­ливаемой под снарядом, можно оказывать помощь и страховку гимна­стам, осваивающим сложные элементы на высокой перекладине.

    4. Основные группы упражнений на перекладине

    Основную массу упражнений на перекладине составляют движения, исполняемые большим махом, разгибом и махом из упоров. Известное практическое значение имеют также движения с дополнительной опорой.

    4.1. Движения большим махом

    При выполнении движений большим махом о. ц. т. тела гимнаста максимально удален от оси вращения (здесь — от грифа перекладины). В связи с этим самыми типичными для данных движений положениями тела будут вис и стойка на руках.

    Различают две подгруппы движений большим махом, исполняемых махом вперед и махом назад.

    В движениях махом вперед в зависимости от характера основных действий этой структурной подгруппы все движения подразделяются на: 1) махи, повороты, перево­роты, обороты, сальто и 2) соскоки махом вперед.

    Как и любые упражнения, исполняемые большим махом, махи, повороты, перевороты, обороты, сальто состоят из двух частей: тело под действием силы тяжести опускается вниз, наращивая кинетическую энергию, а затем, после того как пройдет нижнее вертикальное положение, реализуя ее, переме­щается вверх.

    В первой половине маха выполняются подготовительные действия: опускаясь книзу, гимнаст несколько сгибается в тазобедренных суста­вах, а вслед за этим, при подходе к нижней вертикали, энергично раз­гибается. Это приводит к натяжению мышц передней поверхности тела и служит подготовкой к действиям основной фазы — к ускоренному маху ногами вперед со сгибанием тела и последующему перераспре­делению скоростей движения за счет разгибания. В момент разги­бания движение ног затормаживается, туловище начинает переме­щаться быстрее, а тело в целом получает дополнительное вращение назад, что и позволяет выполнить движение нужной амплитуды.

    1. Размахивание в висе. После того как занимающийся усвоит пра­вильное положение виса на перекладине, он с помощью преподавателя пытается исполнить размахивания увеличивающейся амплитуды. На махе вперед (при движении вниз) тело выпрямлено. Во второй половине маха ноги ускоренно перемещаются вверх-вперед, сгибаясь в тазобед­ренных суставах. В крайней точке движения тело плавно выпрямляется.

    Следует помнить, что при движении тела назад в висе хватом сверху кисти гимнаста постепенно раскрываются, поэтому начинающим сле­дует указывать на необходимость перехвата рук в конце каждого маха назад.

    1. Повороты махом вперед испол­няются с отпусканием перекладины одной или двумя руками. Во втором случае основные, действия упражне­ния должны быть более энергичными. Поворот вокруг продольной оси ис­полняется при движении тела вверх и, как правило, сочетается с разгиба­нием в тазобедренных суставах.

    2. Большой оборот назад (рис. 1). В первой половине оборота гим-
      наст движется вниз полностью выпрямившись и хорошо оттянувшись
      от опоры. Лишь после прохождения горизонтального положения он
      несколько прогибается, подготавливая этим последующие основные действия.







    Рис. 1. Большой оборот назад

    Минуя нижнюю вертикаль, спортсмен ускоренным бросковым махом посылает ноги вперед-вверх, сгибаясь в тазобедренных и плече­вых суставах. После пересечения горизонтальной плоскости впереди сгибание тела сменяется спокойным разгибанием, которое завершается в момент возвращения тела гимнаста в стойку на руках или несколько позднее.

    Последовательность изучения:

    а) стойка на руках с прямым положением тела, необходимом
    для оборота;

    б) размахивание в висе с бросковым движением ногами вперед-вверх;
    выполнять, закрепив кисти петлями;

    в) из упора на перекладине мах в стойку на руках и спад назад
    с выполнением подготовительных действий оборота; у нижней верти-
    кали гимнаста задерживают;

    г) из виса на низкой перекладине (ноги впереди) — вторая часть
    оборота. Выполняется с помощью партнеров, которые подбрасывают
    гимнаста вверх, до стойки на руках (с последующим движением
    дальше);

    д) оборот в целом.
    1.   1   2   3   4


    написать администратору сайта