ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ. Курсовая Кононов. Курсовая работа техника и методика обучения упражнениям на перекладине кононов А. Ф. студент 3 курса
Скачать 288 Kb.
|
Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения. Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения — эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов е выделением решающих или типичных моментов исполнения движения. Наиболее нагляден «живой» показ преподавателем или другим исполнителем. Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение, а затем на/пи возможность показать технически правильное исполнение. При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа — демонстрация кинокольцовок, кинограмм, наглядных рисунков, схем и других методических пособий. Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое освоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для большинства относительно простых движений на снарядах, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Облегчение условий выполнения упражнений достигается различными способами: введением дополнительных средств безопасности (поролоновые ямы, маты, валики, страховочные пояса), оказанием помощи, уменьшением высоты снаряда, упрощением исходного и конечного положений, выполнением движений на тренажерах. Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения. Одним из вариантов метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее освоенного и структурно сходного с новым упражнения. Например, для разучивания полета-кувырка используется подводящее упражнение кувырок из стойки на руках. Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целое упражнение. Он используется при изучении самых различных движений и обеспечивает доступность обучения упражнению. Искусственное дробление упражнения на части облегчает освоение решающих двигательных действий. Степень дробности заданий зависит от специфики упражнения и возможностей учащихся. Каждое обучающее упражнение должно быть конкретным и доступным и не вносить принципиальных изменений в структуру изучаемого целостного движения. При расчлененном методе разучивания упражнения эффективным приемом является использование контрольных заданий. Они могут представлять собой как самостоятельные задания, так и части целостного движения, выполняемые в определенных условиях. Оценка таких заданий может быть балльная, альтернативная (хорошо — плохо, сделал — не сделал) или в единицах системы измерений (точность отдельных действий). Разновидностью метода расчленения является метод решения частных двигательных задач. Он характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, при изучении опорных прыжков ученикам часто предлагают серию учебных заданий для правильного отталкивания от мостика (подскоки на месте, спрыгивание с небольшой высоты и темповое отталкивание ногами, наскок на мостик с преодолением «барьера» высотой 15-20 см). Данный метод обучения обычно способствует уточнению представления о технике, исправлению стойких ошибок, совершенствованию исполнения упражнения в целом. Методы целостного и расчлененного разучивания упражнения являются ведущими методами. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. При целостном методе возможна отработка отдельных деталей движения, а обучение с расчленением предусматривает его завершение целостным исполнением изучаемого движения. Наряду со многими приемами, которые используются при разучивании гимнастических упражнений, особое внимание следует остановить на двух, имеющих универсальное применение. Помощь и страховка Любое облегчение действий ученика, способствующее овладению новым движением, может оказаться помощью в обучении. Это и простая подсказка ученику момента решающих действий, и подача системы ритмических сигналов, сопровождающих выполнение, и использование вспомогательных средств, обеспечивающих безопасность и облегчающих выполнение двигательных заданий. Но ученику часто необходима и физическая помощь со стороны преподавателя. Под приемами помощи подразумеваются физические действия преподавателя, облегчающие выполнение упражнения, а под приемами страховки — готовность его и действия с целью предотвратить травмы. При этом можно выделить следующие основные приемы (по В. Н Морозову): проводка — сопровождение ученика по всему движению или отдельной его фазе; фиксация — длительная задержка ученика в определенной точке движения; подталкивание — кратковременная помощь при перемеще- нии ученика снизу вверх; поддержка — кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь ученику при выпол- нении поворотов и вращений. В практике обучения используются как отдельные приемы помощи и страховки, так и их сочетания. Эффективность применения данных приемов во многом зависит от профессиональной подготовки преподавателя, который должен уметь предугадать результат действия ученика, правильно выбрать место у снаряда и способ оказания помощи. Дополнительные сигналы и ориентиры облегчают ученику ориентировку в пространстве, содействуют точному выполнению двигательных действий, оценке результата этих действий. К зрительным ориентирам относятся: естественные ориентиры, расположенные вблизи места исполнения упражнения (части снаряда, окружающие предметы), дополнительные средства — предметы (мячи, гимнастические палки, скакалки и др.). В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе освоения гимнастических упражнений можно сформулировать следующие правила действий: - прежде чем приступить к исправлению ошибки, следует понять ее происхождение, т. е. выявить истинную причину (первопричину), а затем соответствующую цепочку нарушений в исполнении движения; - в случае обнаружения нескольких ошибок исправление следует начинать с главной ошибки; - следует избегать одновременного исправления нескольких упражнении; - углубленное разучивание целевого упражнения до уровня двигательного умения; - закрепление и совершенствование ранее разученного упражнения до уровня двигательного навыка. Двигательное умение (ДУ) — это приобретенная путем упражнения способность выполнять новое для гимнаста движение под контролем сознания с соблюдением минимальных требований к качеству решения двигательной задачи. Принято считать, что ДУ — лишь начальная, малосовершенная стадия овладения упражнением. Речь идет о той стадии работы, когда гимнаст только начал совершать удачные попытки исполнения упражнения, только что понял («схватил») его. В биомеханическом смысле это означает, что исполнитель впервые сумел так скоординировать управляющие действия, что стало возможным хотя бы в грубой форме воспроизвести все программное движение. Однако ДУ — ненадежная форма исполнения движения, она связана с частыми ошибками, срывами, нарушениями стиля движения и требует значительного сосредоточения и энерготрат. Двигательный навык (ДН) — приобретенная тренировкой способность выполнять движение в оптимальной степени автоматизированно, сохраняя под контролем сознания только отдельные, наиболее важные в данном случае компоненты управления движением. При этом достигается достаточно высокое качество исполнения упражнения: оно технически рационально, имеет хороший параметрический уровень, стилистически выстроено, надежно в повторениях. В литературе часто выделяется также еще один уровень владения движением, некоторые авторы называют его «двигательным умением высшего порядка». При этом подразумевается, что освоенный спортсменом навык может применяться в изменяющихся, вариативных условиях, для чего необходимо свои действия сознательно контролировать. Таким образом, это как бы сознательно контролируемый навык. |