Главная страница
Навигация по странице:

  • Мах дугой из упора стоя согнувшись;

  • 4.3. Движения махом к опоре

  • В движениях махом вперед в

  • Оборот назад из упора ноги врозь.

  • Оборот назад из упора в стойку на руках

  • Соскок дугой из упора

  • Мах дугой назад из упора сзади в вис сзади;

  • 4.4. Движения с дополнительной опорой

  • Обороты вперед

  • Обороты назад

  • 2. Оборотом назад из упора стоя согнувшись соскок ноги врозь. 5. Этапы обучения гимнастическим упражнениям

  • Первый этап обучения — начальное обучение новому движению

  • Второй этап обучения — углубленное разучивание дви­жения.

  • Третий этап обучения — закрепление и совершенство­вание движения

  • 6. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям

  • ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ. Курсовая Кононов. Курсовая работа техника и методика обучения упражнениям на перекладине кононов А. Ф. студент 3 курса


    Скачать 288 Kb.
    НазваниеКурсовая работа техника и методика обучения упражнениям на перекладине кононов А. Ф. студент 3 курса
    АнкорТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
    Дата15.11.2020
    Размер288 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая Кононов.doc
    ТипКурсовая
    #150718
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Махи и соскоки дугой

    Эти упражнения относительно немногочисленны. При их выполне­нии движения ногами в фазе основных действий значительно интенсив­нее, чем в оборотах назад. Это приводит к тому, что в завершающей ста­дии упражнения тело вращается в направлении, противоположном исходному; вначале гимнаст вращается назад, а после разгибания — вперед.

    1. Мах дугой из упора стоя согнувшись; то же с поворотом.

    2. Мах дугой из упора ноги врозь вне; то же с поворотом.

    1. Соскок дугой из упора стоя согнувшись.


    Приняв после подъема переворотом или отмаха назад упор стоя согнувшись, гимнаст делает спад назад. Во второй половине движения он снимает ноги с перекла­дины и резко разгибается в тазобедренных, а затем и в плечевых су­ставах, направляя стопы вперед-вверх. В ходе разгибания ноги гим­наста начинают вращение в новом направлении - вперед. Стремясь согнуться, спортсмен перераспределяет скорости движения звеньев; при этом

    Рис. 10. Соскок дугой с последующим сальто вперед
    туловище также начинает вращаться вперед, гимнаст отпу­скает перекладину, переходит в безопорную фазу и приземляется.

    В зависимости от соотношения силы разгибания и последующего сгибания спортсмен в полете принимает различное положение. При ми­нимальном торможении ног после разгибания он остается прогнутым; при более значительном усилии — сгибается в тазобедренных суставах (соскок углом). Описанные соскоки могут усложняться поворотами, исполняемыми в

    полете во время разгибания тела. Наиболее сложны соскоки дугой с последующим сальто вперед (рис. 10), при которых вращение тела вперед во второй части соскока должно быть наиболее энергичным, а действия в течение всего упражнения — особенно точными.

    4.3. Движения махом к опоре

    При выполнении основных действий в упражнениях данной струк­турной группы о.ц.т. тела предельно сближается с опорой. В зависимо­сти от исполнения движения махом вперед или назад различают две подгруппы данных элементов.

    В движениях махом вперед в зависимости от характера основных действий все движения этой подгруппы делятся на: 1) обороты и 2) махи, соскоки дугой.

    Обороты

    В фазе основных действий данных упражнений выполняется уско­ренный мах ногами вперед «под опору» со сгибанием тела в тазобедрен­ных суставах и последующим разгибанием. В результате этих действий гимнаст вращается вокруг оси, проходящей через точки хвата на сна­ряде. При этом большое значение имеет удаление о. ц. т. тела от опоры в подготовительной стадии движения и его приближение в основной.

    1. Оборот назад из упора ноги врозь. Вначале гимнаст приподнимает таз и делает мах ногой назад, а затем выполняет энергичный мах ногой вперед-кверху и активное движение туловищем назад-кверху. Во время всего оборота руки выпрямлены, а находящаяся сзади нога составляет с туловищем прямую линию.

    2. Оборот назад из упора чаще всего исполняется после отмаха назад из упора. При движении тела вниз гимнаст ограничивает подвижность в плечевых суставах и, теряя равновесие, делает спад, двигаясь плечами назад. По мере вращения тела назад ноги ускоряют движение и сги­баются в тазобедренных суставах, а бедра приближаются к переклади­не и касаются ее грифа. Пройдя горизонтальное положение, спортсмен разгибается и, продолжая вращаться назад, вновь приходит в упор.

    3. Оборот назад из упора в стойку на руках (рис. 11) исполняется после отмаха из упора, подъема махом назад, подъема переворотом. Двигаясь вниз после отмаха, гимнаст постепенно ограничивает подвиж­ность в плечевых суставах и, падая плечами назад, выходит из равнове­сия в упоре. В это время его ноги, пройдя вертикаль, начинают уско­ренно двигаться вперед-вверх, сгибаясь в тазобедренных суставах; при этом таз останавливается на расстоянии 25—35 см от грифа пере­кладины, плечевой угол жестко фиксируется, руки совершенно прямые. Достигнув нижней точки движения, гимнаст стремительно разгибается в тазобедренных и плечевых суставах, направляя ноги вверх, после чего, повернув кисти в упор, выходит в стойку на руках.

    Последовательность изучения:

    а) из седа с прямыми ногами на гимнастическом мате или акробати­ческой


    Рис. 11. Оборот назад из упора в стойку на руках
    дорожке кувырок назад в стойку на руках;

    б) из виса стоя хватом за низкую перекладину прыжок вверх-назад
    на прямые руки, оборот не касаясь в упор и в соскок с помощью пре-
    подавателя; то же в стойку на руках;

    в) из упора на низкой и средней перекладине мах назад и оборот
    назад в стойку на руках с помощью преподавателя или на подвесном
    поясе;

    г) из размахивания в висе на высокой перекладине подъем махом
    назад и оборот в стойку на руках или в вис на подвесном поясе.

    Махи и соскоки дугой

    Начальная фаза движений типа махов, соскоков дугой и оборотов назад из упора сходна. Однако во второй части движений дугой раз­гибание выполняется раньше и гораздо энергичнее, нежели в элемен­тах типа оборотов. При этом тело, выпрямляясь, отталкивается от опоры и вращается в новом направлении вперед. Последнее принци­пиально отличает движения дугой от оборотов назад из упора.

    1. Мах дугой из упора связующий элемент для целого ряда более сложных движений. В начале упражнения тело перемещается возможно ближе к перекладине, а таз движется у грифа снаряда. Основное разгибание (в тазобедренных и затем плечевых суставах) исполняется с движением тела вперед-кверху, после чего гимнаст, удаляясь от опоры, приходит в положение маха вперед.

    Мах дугой можно выполнять также с поворотами.

    Соскок дугой из упора начинается так же, как и мах дугой в вис. Однако разгибание ног в тазобедренных суставах здесь происходит активнее; руки отпускают гриф после притормаживания движения ног, в момент наибольшего разгибания тела во всех суставах. Соскок может быть дополнен поворотами в полете.

    Движения махом назад

    Движения этой структурной подгруппы делятся в зависимости от характера основных действий на: 1) обороты и 2) махи дугой назад.

    Обороты

    Основные действия оборотов вперед состоят из ускоренного дви­жения ног вниз-назад с прогибанием и последующего их притормажи­вания с выпрямлением тела; данные действия сообщают телу гимнаста вращение вперед в ходе всего упражнения. Последнему также способ­ствует приподнимание тела вверх-вперед в подготовительной фазе оборотов; что, однако, несколько затруднено ввиду специфики ис­ходных положений данных движений (упор сзади, упор ноги врозь). Оборот вперед из упора ноги врозь выполняется хватом снизу. В начале оборота гимнаст приподнимает таз и ногу, находящуюся впереди, кверху. Затем, «шагая» вперед, делает энергичный мах ногой вниз-назад, а туловище посылает вперед-вниз. Важно следить за тем, чтобы руки были выпрямлены, голова слегка наклонена назад, а находящаяся сзади нога составляла с туловищем прямую линию.

    Махи дугой назад

    Первая часть этих немногочисленных движений аналогична обо­ротам вперед из упора сзади и характеризуется вращением тела впе­ред. Во второй части махов дугой направление вращения меняется за счет выпрямления плечевого угла и отведения рук назад-вверх.

    Ниже названы упражнения, которые исполняются на перекладине и на брусьях разной высоты.

    1. Мах дугой назад из упора сзади в вис сзади; то же с выкрутом в вис обратным хватом.

    2. Из упора сзади махом дугой назад соскок.

    4.4. Движения с дополнительной опорой

    В элементах этой группы маховое движение ног ограничено или полностью отсутствует. Ноги гимнаста опираются о снаряд голенями или стопами, фиксируя тело в согнутом положении, которое сохра­няется в ходе основной части упражнения. Структура движений обо­ротом с дополнительной опорой относительно несложна, а количеств их разновидностей ограничено.

    Техника оборотов с дополнительной опорой зависит от условий выполнения движения. Если оборот вперед или назад делается и статического положения (например, после отмаха в упор стоя), то его первая половина выполняется с прямыми ногами и руками, при максимально оттянутом от опоры и согнутом положении тела. Вторая половина таких оборотов требует более или менее выраженного сгибания ног в коленях, что позволяет гимнасту выйти вновь в упор стоя. Если же оборот с дополнительной опорой следует за быстрыми маховыми движениями типа большого оборота, то его вторую часть можно выполнять без сгибания ног.

    Ниже перечисляются наиболее характерные движения типа оборотов с дополнительной опорой.

    Обороты вперед

    1. Оборот вперед из упора стоя согнувшись.

    1. Оборот вперед завесой носками; то же в стойку на руках.

    Обороты назад

    1. Оборот назад из упора стоя согнувшись; то же с прямыми ногами в упор стоя или в стойку на руках (рис. 12).


    Рис. 12. Оборот назад из упора стоя согнувшись
    2. Оборотом назад из упора стоя согнувшись соскок ноги врозь.
    5. Этапы обучения гимнастическим упражнениям

    Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой определенную систему действий ученика и преподавателя. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распре­делены во времени. Поочередное решение конкретных задач обуче­ния обусловливает возможность выделения отдельных этапов. В данном случае рассматривается период непосредственного разучи­вания упражнения, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, углубленное разучивание, за­крепление и совершенствование движения.

    Первый этап обученияначальное обучение новому движению.

    Обучение на данном этапе направлено на создание об­щего представления о новом движении. Предварительное представ­ление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдель­ных положениях. Эта информация может носить описательный ха­рактер и дополняться количественными значениями технических действий.

    Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:

    - формулировку общей задачи предстоящего обучения;

    - обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;

    - разработку плана предстоящих действий;

    - объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;

    - контроль за созданием представления путем описания учени­ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.

    Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положе- ние, проимитировано с помощью преподавателя или воспро­изведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ученик получает определенные мышечные ощущения (дви­гательную информацию), которые расширяют сведения о технике нового упражнения.

    Второй этап обученияуглубленное разучивание дви­жения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:

    - постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;

    - сопровождения выполнения упражнения словесными и ины­ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;

    - оказания непосредственной помощи для облегчения выполне­ния;

    - обеспечения безопасности обучения;

    - исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;

    - планирования последующих заданий.

    Если движение сложно и требует значительных физических зат­рат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.

    При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:

    - предусмотреть не менее 6—8 подходов для выполнения за­даний;

    - при разучивании на одном занятии нескольких новых дви­жений требуется их чередование с уже освоенными;

    - для лучшего запоминания движения желательно его повто­рение на каждом занятии;

    - перерыв между подходами к снаряду не должен превышать 3 минут.

    В результате активной работы преподавателя и ученика на вто­ром этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Основны­ми признаками становления нового двигательного навыка является автоматизированное выполнение основных элементов техники, об­разование новых координационных связей, управление двигатель­ными действиями. На этом этапе возможно дробное изучение уп­ражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.

    Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.

    Третий этап обучения — закрепление и совершенство­вание движения. Данный этап направлен на стабилизацию техни­ки и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторе­ния упражнения в стандартных условиях или близких к соревнова­тельным.

    Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно вы­полнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении дли­тельного периода.

    Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется зада­чами контроля и управления учебным процессом. Непосредствен­ное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.

    В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т. е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.

    Для сохранения достаточно высокого качественного и техниче­ского уровня исполнения каждое упражнение необходимо перио­дически повторять.


    6. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям
    Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гим­настическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям сле­дует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим п р и е м о м являет­ся способ действия преподавателя и ученика для решения част­ных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.

    Метод программирования. Перед непосредственным разучивани­ем нового упражнения у преподавателя должна быть полная про­грамма предстоящих действий. Одной из форм планирования обу­чения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваива­ются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:

    - точно указывать характер каждого действия;

    - относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;

    - все учебные задания должны быть взаимосвязаны и располо­жены последовательно с нарастанием сложности.

    Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или ко­нечных положении, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серии учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.

    Подобный способ организации обучения относится к так назы­ваемому линейному программированию. Предписанием алго­ритмического типа следует пользоваться в том случае, когда при­менение целостного метода обучения невозможно или малоэф­фективно.

    Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по типу разветвленного программирова­ния, требующего более детального разбора техники движения и соответствующей организации обучения. Такая программа вклю­чает: описание структуры движения, определение главных и част­ных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигатель­ных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения. Такая форма планирования характерна для случаев обучения более сложным гимнастическим движениям.

    Словесный метод. Это один из универсальных методов, с по­мощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движе­ния, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методиче­ских приемов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, обсуждение, сопровождение выполнения движения. Данные прие­мы обучения доступны и действенны на разных этапах.

    При использовании данного метода обучения особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения диалога с учеником. Слова должны быть образными и точными, а выражение — кратким и понятным. Выбор способа воздействия словом в значительной мере зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также от способностей преподавателя. Использование терминологии в гим­настике во многом облегчает общение между учеником и препода­вателем.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта