Просторечная лексика. Курс. Просторечная лексика. Курсовая работа Тема курсовой работы
Скачать 69.2 Kb.
|
Глава 1. Теоретические основы формирования просторечной лексики русского языкаПонятие просторечной лексики русского языкаВ разное время проблемой просторечия занимались В.В. Виноградов [3], З. Кёстер-Тома [7], Г.Н. Скляревская [15], И.Н. Шмелева [15], В.В. Химик [21] и другие ученые. Сложилось просторечие как форма существования русского языка в период становления языка нации (с XVII в.). По мнению В.В. Виноградова, «просторечие – это форма русского национального языка, вместе с диалектной, жаргонной речью, народными говорами, литературным языком составляет устную некодифицированную сферу мировой речевой коммуникации – народно-разговорный язык» [3, с. 74]. В литературном языке просторечная лексика используется как стилистическое средство для придания речи различных смысловых оттенков. Большинство просторечий несут в себе эмоциональную окраску, как позитивную, так и негативную. Понятие просторечия неоднородно. С одной стороны, оно представляет собой совокупность стилистических средств сниженной экспрессии, с другой - имманентно нейтральные, с точки зрения стилистики [9]. В словаре лингвистических терминов зафиксирована следующая дефиниция: «Просторечие – это слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита» [1, c. 342]. В лингвистическом энциклопедическом словаре дается определение: «Просторечие – одна из форм национального языка, наряду с диалектной, жаргонной речью и литературным языком, вместе с народными говорами и жаргонами составляет устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации – народно-разговорный язык» [14, c. 402]. Определение просторечия дается в словаре С.И. Ожегова: «Просторечие - слова и грамматические формы массовой городской разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубого и т.п. оттенка» [12, c. 676]. Рассматривая особенности употребления языковых помет в словарях русского языка, Г.Н. Скляревская и И.Н. Шмелева отмечали: «Пометы (разговорное и просторечное - М.Д.) означают разную степень сниженности в пределах лексики, функционально связанной с некодифицированной формой литературного языка и входящей в словарный состав кодифицированного литературного языка на правах специализировавшегося стилистического средства» [15, c.67]. Согласно Л.П. Крысину, «просторечие реализуется исключительно в устной форме, но оно может получать отражение в художественной литературе и в частной переписке носителей просторечия. Просторечия встречаются, например, в общении внутри семьи и с родственниками, при «посиделках» во дворе коммунальных домов, в суде, на приеме у врача и т.д. Как и местные говоры, сфера функционирования просторечия весьма узка» [9, с. 54]. В.В. Виноградов рассматривает просторечие, как «разновидность общенационального языка, имеющая наддиалектный, социально обусловленный характер, представляющая собой совокупность живых форм речи носителей языка нации, проживающих в городах, поселках, населенных пунктах городского типа, т.е. это устная, некодифицированная, общепонятная речь для повседневного общения преимущественно городского населения, не владеющего нормами литературного языка» [3, с.27]. По мнению И. В. Арнольд, просторечия – это «слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок стилистической сниженности» [16, с. 93]. Л.П. Крысин считает, что просторечие – это «стилистическая категория, заключающая в себе оценку, экспрессивность, эмоциональность, иронию в отношении изображаемых в художественных и публицистических текстах явлений реальной действительности с целью усиления выразительной стороны этих текстов» [9, с. 47]. А.Д. Швейцер рассматривает просторечие, как «обозначение отдельного слова, формы, оборота сниженной в отношении стиля, грубоватой или грубо-фамильярной окраски» [17, с. 85]. Просторечие как разновидность национального языка находится как бы между литературным языком и диалектами. К просторечию относят ненормированную речь городских низов, на которую оказывают большое влияние, с одной стороны, диалекты, с другой – жаргоны. В этом случае говорят о городском просторечии. В статьях Е.А. Земской и Д.Н. Шмелёва просторечие рассматривается как особая функциональная разновидность языка: «Современное просторечие – это уже не только и не столько «простонародная» речь, «неправильные» единицы языка, относительно которых уместен запрет употребления (ср.: пoняла, шуфер; ездию; мальчуковый; завсегда выпимши и т. п.) и которое представляет так называемое натуральное речевое поведение малообразованных слоев население [4]. Современное просторечие – это также (и в первую очередь) особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно- разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное употребление ненормативных единиц с определенными коммуникативными установками.» [4, c. 65]. М.Н. Кожина считает: «По степени литературности и по сопровождающей ту или иную «степень» стилистической окраске лексика устно-разговорной речи представлена следующими разновидностями: 1) лексика собственно разговорная, нередко с оттенком фамильярности; 2) лексика просторечная. Собственно разговорные слова не нарушают норм литературного языка и ограничены лишь сферой употребления (устно-бытовой), а просторечные как бы стоят на грани литературного употребления и даже обычно выходят за пределы литературного языка» [18, c. 130]. В русском языке просторечие – исторически сложившаяся речевая система, становление и развитие которой тесно связано с формированием русского национального языка (само слово «просторечие» образовалось из употреблявшегося в 16-17 вв. словосочетания «простая речь»). До конца XVIII века в «сознании общества существовало два аспекта понимания просторечий: широкое функциональное (просторечие – разговорная форма русского языка) и функционально-стилистическая – по отношению к литературному языку, при котором маркированным признаком просторечия выступает его сниженность, обусловившая характерность для низкого стиля» [16, c. 25]. С развитием в рамках русского литературного языка разговорной речи, границы просторечия постепенно стабилизировались. «Сложились формы соотношения и взаимодействия просторечия с литературным языком, в результате чего образовалось литературное просторечие, служащее границей литературного языка с народно-разговорным языком, – особый стилистический пласт слов, фразеологизмов, форм, оборотов речи, объединяемых яркой экспрессивной окраской «сниженности», грубоватости, фамильярности» [17, c. 89]. Часто просторечные единицы оцениваются как порча литературного языка, как совокупность ошибок. Однако нельзя не упомянуть и явные достоинства просторечий. А.Ф. Прияткина так объясняет свою позицию: «… русистика уже располагает некоторыми данным для того, чтобы лингвистически объяснить, почему просторечие – это «плохо» и какие именно принадлежащие сущности – «плохо», а какие может быть, «хорошо». Например, «хорошо» - быстрая реакция на коммуникативные потребности, прагматизм… Хороша экспрессия, постоянный поиск новых выразительных средств, смелая, острая, связанная с фольклором игра словами (склонность к метафоричности). В создании новых моделей – словообразовательных, синтаксических – просторечия … более мобильны.» [16, c. 234]. По мнению В.В. Химика, «просторечие – функциональная разновидность русского языка» [21, c.67]. Определяя просторечие в целом как сочетание общеупотребительной части социолектов, элементов деревенских говоров, вульгаризмов, обсценной лексики, он выделяет современное городское просторечие. Городское просторечие, занимающее промежуточное положение между литературным языком и многочисленными социолектами, является транзитной средой речевых некодифицированных единиц в литературный язык. Итак, мы можем говорить о просторечии как об особой разновидности разговорной речи, отличающейся оттенком сниженности и яркой экспрессивной окраской. Таким образом, просторечие - социально обусловленная разновидность общенационального языка, используемая в художественной литературы с целью выразительности, экспрессивности и оценочности, употребляемая для социально речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц, событий, явлений, а в разговорной речи - для придания ей грубой или фамильярной окрашенности. |