Взаимосвязь внимания и памяти младших школьников. Курсовая_память и внимание младших школьников. Курсовая работа Взаимосвязь внимания и памяти младших школьников. Содержание Введение 3
Скачать 181.7 Kb.
|
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи внимания и памяти младших школьниковТеоретические подходы к изучению свойств внимания в отечественной и зарубежной психологии Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [12. с. 250] Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль. Воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из психических процессов является определенное отражение, есть какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отражение отношение находит себе выражение в виде ощущений и восприятия. Память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство предмета и деятельности: восприятие – единство процесса восприятия и восприятие как образа предмета и явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли, как содержания – понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого, отдельного смысла не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом, их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую-либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться. Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания [4,23]. 1. Внимание как результат двигательного приспособления: Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания: Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные. 3. Внимание как результат эмоции: Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же». 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида. 5. Вниманиекак особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания. Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. [3,53.] Основные положения его концепции можно свести к следующим: внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым; в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата; с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость. [32. с. 75] По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. [31. с. 524] Внимание представляет собой психологический феномен в отношении, которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. В настоящее время общепринято следующее определение. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. В свою очередь под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его. Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. набольшая или наименьшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда человек направляет на что-либо свое внимание, то одновременно с этим он сосредотачивается на этом. И наоборот, когда человек сосредотачивается на чем-либо, то он направляет на это свою психическую деятельность. Но, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие. [18. с. 207] Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Маклаков А.Г. указывал на то, что внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среда у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. [18. с. 208] По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: произвольное; непроизвольное; послепроизвольное. По мнению А.Г. Маклакова мы внимательны к тому, что нас не безразлично, что имеет для нас сигнальное, жизненное значение. Интерес вызывает то, в чем у нас есть потребность, что отвечает нашим интересам, что, активизируя следы прошлых впечатлений, возбуждает и поддерживает нашу познавательную и всякую другую деятельность. То, что вызывает эту деятельность, становится предметом внимания. Непроизвольное внимание является генетически первоначальным степенью внимания в ее историческом и индивидуальном развитии. На ее основе возникает произвольное внимание. Произвольным называют внимание, сознательно направляется и регулируется личностно. В своих развитых формах – это волевое внимание. Непроизвольное внимание иногда называют пассивным, а произвольное – активным. Такая характеристика этих видов внимания нечеткая. В то время как в невольном виде проявляется зависимость активности человека от непосредственного воздействия внешних объектов, в произвольном виде эта активность более опосредованно следами прошлых впечатлений, имеющимися у человека системами временных нервных связей. Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны, и порой переходят друг в друга. Чаще, садясь за чтение необходимой литературы или прослушивания учебной лекции, требуется сначала определенное усилие, чтобы сконцентрироваться на проблеме. Но происходит так, что с течением времени, увлекаетесь работой уже не чувствуется никакого напряжения, не отправляется никаких волевых усилий для поддержания внимания. По происхождению и наличием сознательной цели, которая сохранилась, оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что он не утомляет человека, – непроизвольное внимание. Психолог Н.Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным. О послепроизвольном внимании следует говорить тогда, когда в целенаправленной деятельности для личности интересными и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольной виду. В этом случае деятельность так захватывает человека, что ему становятся не нужны заметные волевые усилия для поддержания внимания. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда. Внимание часто, особенно в классической психологии, отождествляется с ясной, отчетливой областью сознания. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Внимание не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознание, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних (для данной деятельности) вещах. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью. Понятие произвольной памяти в психолого-педагогической литературе Первое научно обоснованное представление о памяти предложил древнегреческий философ Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании». Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же – только человеку. Он утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время существует множество определений памяти. Например, по определению Зинченко Т.П. память – это «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [9]. Л. Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения. В. А. Крутецкий памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Мы придерживаемся, определения Столяренко Л.Д., что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания [41]. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось [29]. Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга [11]. По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта»[26]. По определению А.В. Петровского, «память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [31]. По определению Ж. Пиаже, «память - совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека» [33]. По определению В.Г. Крысько, «память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал» [13]. Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. Память лежит в основе процесса познания. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Психологическое изучение механизмов памяти старше других. Самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти. Предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание [36]. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. При непроизвольном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда в силу вступает произвольное запоминание, т.е. ставится цель - запомнить материал. Произвольное запоминание бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное запоминание основывается главным образом на механическом повторении. Опосредованное запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти связи между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных мнемических приемов для наилучшего усвоения знаний, то оно называется заучиванием. Сохранение - это удержание в памяти данных человеческого опыта. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 секунд. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень – кратковременная память. Забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Часто забывание рассматривают как противоположную сторону процесса сохранения информации. Воспроизведение - существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание. Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре "виды памяти - различные формы проявления мнемической деятельности". Они дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями: 1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств. Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях [29]. Эмоциональный вид памяти, позволяющий фиксировать эмоциональную окраску событий, мы рассмотрели по Т.Б. Никитиной. 2. Согласно данным большого энциклопедического словаря, по характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную [29]. По М.М. Иванову, запоминание и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, мы говорим о произвольной памяти [12]. 3. Согласно данным большого энциклопедического словаря, при запоминании по времени закрепления и сохранения материала различают кратковременную, сверхкратковременную и долговременную память. М.М. Иванов указывает нам, что сверхкратковременная или оперативная память обслуживает производимые человеком действия во время их осуществления. При этом мы удерживаем "в уме" промежуточные результаты, необходимые для завершения всего действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т.д. Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия. Значит, эта информация побывала лишь в кратковременной памяти и не проникла в долговременную. Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации, после неоднократного ее повторения и воспоминания. Все упомянутые нами виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти [12]. Произвольная (преднамеренная) память характеризуется конкретной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приёмы. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия, а сам процесс запоминания требует от человека волевых усилий [27, с. 55]. Непроизвольное запоминание не всегда является более слабым, чем произвольное, иногда даже превосходит его. Установлено, что лучше непроизвольно запомнить материал, который считается объектом внимания и сознания, а также выступает в виде цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше всего запомнить материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа, и который имеет большое значение для человека. Показано, что если с материалом, который нужно запомнить, проводить значительную работу по его осмыслению, преобразованию и классификации, а также установлению в нем определённых внутренних и внешних связей, то непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Характерно это в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста [29, с. 55]. «Произвольная память» в научной литературе – это психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий [29, с. 223]. А.Н. Леонтьев считает, что эффективность произвольной памяти зависит: - от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Когда есть цель – выучить, чтобы только сдать экзамен, то вскоре после сдачи экзамена многое забудется, а если есть цель – выучить надолго, чтобы использовать знания в будущей профессиональной деятельности, то информация не забывается [21]; - от приёмов заучивания. Приёмы заучивания бывают: Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратиться много сил, времени, а результаты ниже. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; Логический пересказ, включающий в себя логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, который основан на установлении смысловых связей в запоминаемом материале. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической памяти; Образные приёмы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память; Мнемотехнические приёмы запоминания (специальные приёмы для облегчения запоминания). О произвольном запоминании говорят тогда, когда применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» – память) приемы – это задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала, производят волевые усилия [29, с. 17]. Произвольная память - это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [24, с. 49]. Произвольная память связана с тем, что человек устанавливает цель запомнить, и эта цель направлена на запоминание определенных объектов [34, с. 49]. Таким образом, мы выяснили, что память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. |