елистратова. Курсовой проект по модулю Психологопедагогический
Скачать 65.34 Kb.
|
Глава 2. Анализ методов и средств самовоспитания личности учащихся2.1 Социализация, воспитание и самовоспитание как интегрированное условие развития личности учащихсяТрадиционная теория воспитания, создававшаяся на основе моноидеологии, привела к тому, что воспитание оказалось оторванным от конкретных социальных условий и не соответствовало возрасту и устремлениям детей, подростков, юношества. Считалось, что индивид несет ответственность перед обществом, а не наоборот. Истинная социализация предполагает тесное взаимообогащение. Необходимо, чтобы у человека и общества были взаимные обязательства. Должна быть гармония личностных и общественных целей [1; 2; 3; 4; 5]. Вот почему воспитание является составной частью общественного развития. Не зря говорят, что школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится. И учится так, как оно хочет жить. Однако многие считают, что школа должна лишь обучать, а воспитанием пусть занимается семья. Думается, что такие заявления глубоко ошибочны. Так могут заявлять те, кто имеет примитивное представление о воспитании. Сегодня следует переосмыслить, что мы должны понимать под термином «воспитание». Ведь процесс обновления нашего общества, формирование многоукладной экономики, возрождение национальной культуры, построение правового государства, бесспорно, закладывают новую, объективную основу для воспитания. Все это вместе взятое потребовало произвести переоценку сущности процесса воспитания подрастающего поколения [5; 6; 7; 8]. И это правомерно. Ведь в обстановке мирового кризиса идей происходит пересмотр, а порой деформация основных понятий в педагогике, и прежде всего понятия «воспитание». Если под словом «воспитание» мы имели в виду назидание, подгонку ребенка под заданный стандарт, единообразие в содержании и технологии, педагогику мероприятий, то, конечно, от всего этого мы должны категорически отказаться. Более того, переход от школы центризма к педагогизации социальной среды требует и принципиального обновления воспитательной системы школы, нового подхода к формированию личности [13-26]. В социальной, культурной жизни нашего общества идет возрождение национальной культуры, языка. Так может быть и в области формирования личности надо не отказываться от воспитания, а именно возродить подлинное воспитание в истинном значении этого слова? Оно должно опираться на этнопедагогику, педагогический фольклор, на вековые национальные ценности, традиции, обычаи. В словаре русского языка под редакцией Ожегова С.И. слово «воспитать» трактуется следующим образом: вырастить человека, дав образование, обучив правилам поведения. Всегда образование и обучение рассматривались как часть воспитания, а воспитание понималось как управление процессом развития личности. Да и само слово «образование» в своем значении предусматривает воспитание. Слово «образование», как известно, происходит от слова «образ». В христианской педагогике ставится цель – сформировать у воспитанника «образ божий». Позже эту мысль, но в другом плане утверждал первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский. Он говорил, что образованный человек тот, в ком сформирован образ человеческий. Все это дает нам основание рассматривать образование как воспитательное средство. А по отношению к личности образование и воспитание должны выступать как средство ее развития, ведь знания могут быть использованы для добра и зла, также и сила человека может быть применена для блага и вреда. Вот почему нравственность должна опережать знания. Сегодня, в период эгоизации общества, это особо важно. Надо научить ребенка делать добро. Вряд ли следует доказывать, что хорошие школы были всегда сильны воспитанниками и достигали успехов в обучении именно благодаря воспитательной направленности во всем образовательном процессе. Возьмем, к примеру, школу В.А. Сухомлинского и школу социально запущенных детей В.Н. Сороки-Росинского. Эту же точку зрения подтверждает практика работы современных школ. Однако в течение многих лет воспитание заменяется образованием. При этом самое страшное то, что чрезвычайная запущенность сферы воспитания не осознается. А если и ведется воспитание, то оно является процессом сопутствующим, второстепенным, малопрестижным. В ряде школ обучение и воспитание идут как бы параллельно, слабо помогая, а то и мешая друг другу. Дидактический подход вытеснил из школы игру, общение, творчество, юмор, импровизацию. Жизнь подсказывает несколько возможных путей преобразования воспитательного процесса. Один из них – сделать обучение действительно воспитательным средством! Урок был, есть и будет основной формой развития личности. Известен же опыт, когда учителя добивались в развитии личности школьников значительных успехов благодаря повышению воспитательной функции своего предмета, профессиональному общению и отношению [9; 10; 11; 12]. Превратить обучение в воспитывающее обучение – это проблема многогранная. Здесь следует иметь в виду и повышение воспитательного значения содержания предмета, и взаимоотношения учителя и ученика в процессе урока, и личный пример учителя, и целый ряд других факторов. На двух наиболее важных сторонах этой проблемы хочется остановиться. Чтобы превратить обучение и воспитание в единый процесс развития личности, необходимо ученику передавать не голые знания, а сформировать у него интерес и положительное эмоциональное отношение к занятиям. В результате этой педагогической работы у ученика должны развиваться интерес и стремление к творческой, поисковой, познавательной деятельности, что и обеспечит восприятие и усвоение знаний без внешнего принуждения. Формула этого процесса может быть следующая: факты превратить в знания, последние – в убеждения, а их, в свою очередь, в действия. Следует остановиться и на второй стороне проблемы. Умственная деятельность должна быть творческой, т.е. из пассивно-усвоительного труда превратиться в поисково-исследовательский. Именно такой подход повысит воспитательный потенциал учебной деятельности. Ведь общеизвестно, что личность эффективнее воспитывается собственными действиями, чем воздействием на нее. Из сделанного нами анализа работы воспитательных учреждений, воспитание во многих из них рассматривается только с позиции государства, общества и не учитывает потребности самого ребенка, динамики его роста, индивидуального своеобразия. Не зря многие исследователи отмечают, что сегодня в воспитании ясно просматриваются три несоответствия его задачам: детской природы, уклада повседневной жизни, коренных потребностей общества. Говоря о первом несоответствии, мы имеем в виду, что в воспитании не учитываются потребности детского организма в движении, играх, забавах, тесная связь ребенка с близкими людьми. Несоответствие уклада повседневной жизни ребенка задачам его воспитания проявляется в перегруженности домашними и внеклассными заданиями и мероприятиями, строгом режиме, принуждениях, что создает опасность для здоровья ребенка. Кроме этого, наш уклад повседневной жизни не гарантирует детям соблюдение их прав. Чтобы ликвидировать третье несоответствие, необходимо в воспитании ставить цель развития социального творчества всех членов общества, его демократической культуры. Только в этом случае общество будет идти вперед. Компенсировать указанные недостатки может триединство: социализация, воспитание и самовоспитание. Социализация – присвоение индивидом общественного опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и социальным группам, в которые он входит. При этом имеется в виду не только полное подчинение обществу, но и позитивное влияние на среду, активное участие в дальнейшем развитии общества. Социализация осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Жизнедеятельность предполагает создание условий для проявления личностью своей активности в познании, общении, игре, спорте, деятельности. В связи со сказанным хочется обратить внимание на слово «жизнедеятельность». Оно обозначает конкретную деятельность, которая должна лежать в основе воспитания. Поэтому воспитание в системе образовательного учреждения следует рассматривать не как самостоятельный вид, а как функцию, свойственную любой педагогической деятельности. Оно должно быть присуще интеллектуальной, трудовой, досуговой, социальной деятельности, проводимой с учащимися. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать – не просвещая. Ведь воспитаннику следует объяснить, раскрыть, что одно и то же в жизни человека может быть и добром, и злом. Если существует разрыв между деятельностью и просвещением, то воспитание сводится к культурничеству, педагогике мероприятий, надуманности, голому морализированию. Именно это и привело к тому, что в последнее время исчезли из воспитания такие понятия, как добродетель, общечеловеческие ценности, национальная культура, т. е. все то, что формирует у ребенка чувство долга, честь, достоинство, интеллектуальность и как итог – основу человеческой нравственности. Поэтому для формирования общечеловеческих черт личности важна целенаправленная творческая деятельность. Главное, чтобы она была направлена на пользу другому человеку. Такой процесс способствует наиболее эффективному развитию индивида и формированию взаимоотношений с людьми. Сегодня, к сожалению, творческая деятельность подменяется просветительством [28; 29]. Поэтому внеурочная работа почти всегда является продолжением урока. Творческой деятельностью может быть та, которая по своемухарактеру является социально значимой, созидательной, преобразующей. Надо учащимся дать почувствовать себя гражданами своей страны. В связи с этим перед каждым воспитательным коллективом стоит задача – определить объекты деятельности учащихся. При этом если мы говорим, что личность формируется в деятельности, то необходима совместная деятельность детей и взрослых. Опыт народной педагогики показывает, что крестьянская семья имеет меньше неудач в деле воспитания, так как там не учат на словах, а учат в совместной работе. Планы ученических коллективов пестрят вербальными формами работы: беседы, рассказы, обсуждения и т. д. Поэтому воспитательная работа по своему характеру продолжает обучение. Учащиеся протестуют против назидания и поучительства. Назидание следует заменить общением – это еще один необходимый компонент жизнедеятельности школьников. Проблема общения учителя и ученика сегодня приобретает особую значимость. Общение выступает первостепенным атрибутом любого вида деятельности, оно во многом определяет ее воспитательную эффективность. Эффективным общение для человека является тогда, когда оно проблемно по своему содержанию, социально ориентировано, духовно и интеллектуально насыщено. Очень важно, чтобы субъекты общения относились друг к другу не как к средству своего самоутверждения, а как к цели. Формирующие функции общения многозначны. Среди них следует выделить нормативную (освоение норм поведения), познавательную (приведение знаний в систему), актуализирующую (самоутверждение и самореализация) функции. Более того, деятельность и общение составляют основу жизнедеятельности и проявляются в поступках, привычках, обычаях. Не случайно в народе существует пословица: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Слабость позиции педагогов, родителей ведет к снижению их авторитета, невосприимчивости к их установкам и требованиям. Эту же мысль подтверждают и сами старшеклассники. В частности, 53 % из числа опрошенных проявляют неудовлетворенность сложившимися отношениями с родителями и педагогами. Среди них юношей в два раза больше, чем девушек. Разве можно в этих условиях говорить о престиже педагога? Более того, отсутствие нормального общения воспитанников с педагогами и родителями ведет к таким негативным явлениям, как одиночество, замкнутость, уход ребят в неформальные объединения с сомнительной репутацией и др. Мы пытались выяснить, в чем причина неудовлетворенности учеников в общении с учителями. Вот их ответы: «Учителю нельзя рассказать о своих бедах. Он всегда ответит: «Так тебе и надо»; «Они не понимают наших интересов. Любое увлечение музыкой, одеждой, коллекционированием отрицают»; «То, что нам интересно, не интересно учителю»; «С ним не о чем поговорить, кроме учебного предмета». Что скажешь против этих утверждений? Всесторонне развитую личность может сформировать всесторонне развитый учитель. Ведь увлечение формируется увлечением, убеждение – убеждением, интерес – интересом. Организация жизнедеятельности детей требует не прямого воздействия на воспитанников, а взаимодействия с ними. Это фундамент, на котором строятся и деятельность, и общение, и отношения в коллективе. Социальное развитие ученика требует решительного его перевода с позиции исполнителя в позицию активного организатора, участника, соавтора, соисполнителя всего учебно-воспитательного процесса в школе. Бездумный исполнитель никогда не станет хозяином, истинным патриотом своего Отечества. Что греха таить, сегодня все в школе делается за ученика и для ученика. Иными словами, широко процветает педагогика обслуживания, демократизм подменяется администрированием, что сводит на нет самоуправленческие процессы, так как превращает органы ученического самоуправления в средство педагогического давления на учащихся. При этом любое проявление инициативы учащихся рассматривается как посягательство на авторитет и профессиональную компетентность педагогов. В школе с такими порядками директор утверждает: дай учащимся волю, они неформальные объединения в стенах школы организуют. А молодой классный руководитель оскорблен, когда, не согласовав с ним, пионеры организовали концерт художественной самодеятельности в домоуправлении. С. Костюк объясняет саморазвитие личности через «самодвижение», которое характеризуется единством внешних и внутренних условий. Внешние и внутренние условия взаимосвязаны. Механизмом такого усвоения, согласно взглядам Ж. Пиаже, Л. Выготского, П. Гальперина, является интериоризация, или превращение внешних практических действий во внутренние психические действия, формируя таким образом умение оперировать предметами в образах, мыслях, постановках новых идей. Саморазвитие, самообразование – важная составляющая педагогической деятельности, которая определяется как процесс качественного, целенаправленного сознательного изменения личностной сферы педагога, обеспечивающий формирование исследовательской культуры как элемента профессионально-педагогической деятельности. культура. Это интегративный творческий процесс осознанного личностного развития, результатом которого является формирование мотивационной, коммуникативной, ценностной и деятельностной сфер педагога [3, с.801-802]. Основной формой самообразования является изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование также дает возможность использовать различные вспомогательные средства: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, фильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные практические занятия - опыты, эксперименты, моделирование, и более. Формы работы в процессе самообразования: • специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); • Повышение квалификации (на курсах и в период полового акта); • Индивидуальное самообразование через СМИ; Интернет-сети; посещение библиотек, музеев, выставок, театров, экскурсии; научно-технические, художественные, спортивные общества, исследования, эксперименты, творческая работа и задачи, осмысление новейшего опыта и обобщение личной практики и др. С 1980-1990-х годов ХХ века в управлении работой с педагогами стали учитываться негативное вмешательство руководителей образовательных учреждений в этот процесс. Но, как показывает опыт, самообразовательная деятельность нуждается в более целенаправленном управлении. Во многих учебных заведениях Украины традиционными стали такие организационные формы работы с педагогами, как методические объединения, семинары, педагогические чтения, конференции, консультации и др. Они приобрели разнообразный опыт, но интерес к ним снижается. К числу причин относится, во-первых, увлечение различными формами организации работы сучителей, что привело к их механическому набору, к ослаблению связи между ними, что нарушило ценность всей этой работы и снизило ее качество, а во-вторых, в приведенном перечне форм организация методической работы с учителями не та, которая обеспечивала бы в системообразующей связи и целостности отсутствуют ориентиры для самообразования педагогов. Система самообразовательной работы учителя предусматривает текущее и перспективное планирование; выбор рациональных форм и средств усвоения и хранения информации; овладение методами анализа и способами обобщения собственного и коллективного опыта; постепенное развитие методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Собранный в процессе самообразования материал следует разбивать на отдельные темы и хранить в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личных педагогических дневников. Важным в процессе самообразования знаний является умение работать с литературными источниками: делать выводы, делать записи, рефераты, подробные планы, аннотации. Как отмечает И. Щербина, «творчество учителя есть высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической деятельности, в центре которой ученик. В этом случае педагогическое творчество будет иметь место, если воспитательная деятельность учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в осмыслении научно-теоретических и педагогических знаний, создание уникальных и эффективных способов решения профессиональных и творческих задач в конкретный период времени. педагогическая деятельность. Если к внутренним предпосылкам работы педагога относится взаимодействие ряда важных психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиция, воображение, сознательное и бессознательное, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, высокая языковая культура), то компоненты творчества, мировоззрение, творчество, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и смысловыми элементами личности педагога. А продукты отражения педагогической деятельности в его чувствах, сознании, памяти являются результатом творческих сил и способностей педагога. Компоненты творчества педагог получает на протяжении всей профессиональной деятельности. Через мыслительную деятельность совершенствуются компоненты творчества, являющегося своеобразным «интегратором», на основе которого формируется самостоятельная профессиональная позиция: от профессионализма к мастерству; от мастерства к аскетизму. Отсюда вывод, что при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов креативности рассчитывать на значительный успех не приходится [10]. |