Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Человечество как едино-цельная

  • Философия. Философия_Спиркин_2006. Л. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник


    Скачать 3.09 Mb.
    НазваниеЛ. Е. Серебряков Спиркин А. Г. С философия Учебнике изд. М гардарики, 2006. 736 св пер Автор учебника Л. Г. Спиркин членкорреспондент ран, создатель популярнейших в е годы учебников по философии. Настоящий учебник
    АнкорФилософия
    Дата20.10.2022
    Размер3.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия_Спиркин_2006.pdf
    ТипУчебник
    #743395
    страница38 из 52
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   52
    17*

    516 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья другу в различных комбинациях человеческого целостного коллектива. Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка. Все это взаимодействует, изменяется, переливается всевозможными красками ив целом образует поток общественной жизни. Жизненная основа этого потока — труд. Причудливые, разноцветные нити личной и общечеловеческой судьбы люди постоянно ткут и завязывают своими повседневными действиями — трудом. Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и бесчеловечных людей. Общество, ограждая личные свободы человека, вместе стем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, те. из интересов членов общества. В заключение еще раз подчеркнем, что общество — это целостная система жизнедеятельности людей Под обществом имеют ввиду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое вовсе не образуется их арифметической суммой или механической массой. Когда мы говорим об обществе, то имеем ввиду соединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое общество от различного рода сообществ животных, которые они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек не довольствуется родной стихией, но простирает свою власть на море. Тот же союз оделяет его лекарствами от болезней, помощью в старости, дает утешение в горестях и печалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой. Уничтожьте общительность, ивы разрушите единство рода человеческого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье.

    § 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа 517 Идея гражданского общества Гражданское общество — единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. Вис iiтинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность Однако человек без соотношения с другими людьми не может удовлетворить свои потребности, достигнуть своих целей во всем их объеме. Все это составляет необходимое условие осуществления блага для всех. Ведь жизнь каждого человека связана с социальной общностью, значит, целое есть взаимоотношения людей, такая почва, на которой взращивается свобода всех граждан, развиваются их природные дарования. В общности людей проявляется все иррациональное, закономерное и случайное — случайности рождения и счастья, здесь возникают и набегают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них сиянием разума. Согласно Г. Гегелю, гражданское общество — это объединение членов как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности и через жизненный порядок для их особенных и общих интересов. Основополагающим принципом гражданского общества является обеспечение жизни, благополучия и достоинства личности как полноправного гражданина данного общества. Индивидуальные цели и интересы, обусловленные таким образом в своем осуществлении интересами целого, определяют систему всесторонней зависимости, так что средства к осуществлению и благо каждого человека и их правовое бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех людей. Они основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены. Эта система социума и есть гражданское общество. Когда гражданское общество получило некоторое развитие, люди отказались (в определенной мере) от своей естественной свободы и подчинились власти гражданского государства. Это дало им верное и ценное преимущество, на которое они могли надеяться только с появлением именно гражданского начала. Именно ради него они предоставили государству силу всех членов общества, что позволяет обеспечить исполнение законов. Это верное и ценное преимущество, ради которого люди объединились, состоит во взаимной охране от возможного ущерба со стороны других людей, равно как ив сопротивлении их насилию, при помощи еще большей силы, способной наказать за совершенные преступления.

    518 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья О социальной структуре общества Давно было замечено, что в обществе существуют различные по своему положению, интересами стремлениям социальные классы. При попытке понять их происхождение высказывались самые разнообразные взгляды. Одни усматривали их источник либо в духовных качествах, психологических особенностях людей, либо в их религиозных взглядах, мировоззрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, в хижинах думают иначе, чем во дворцах другие — в уровне благосостояния который рассматривался независимо от места человека в системе материального производства. По Г. Гегелю, классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образования, а главное — на характере труда это крестьяне, занимающиеся земледелием рабочие, трудящиеся на фабриках и заводах, настройках и т.п.; служащие, составляющие класс чиновничества люди умственного труда — ученые, художники и вообще деятели искусства, духовные лица (тете, кто относится по российской традиции к интеллигенции, которую у нас именовали почему-то прослойкой. В этом названии есть что-то уничижительное. Скорее интеллигенция — это общественный класс людей, занимающихся умственным трудом) В зарубежной и отечественной социально-философской современной литературе вошло в употребление выражение средний класс. Социальная структура есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья, классами, социальными группами. Ключевое значение для понимания социальной структуры общества имеют понятия способа производства, экономической сферы разделения труда. Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся ступени обучения и воспитания, члены общества далеко неоднородны по своим интеллектуальным, моральными иным данными, что очень существенно, по своим наклонностям, интересам, характеру, жизненным, бытовым возможностям. И каждый юный гражданин закономерно или случайно попадает в определенную социальную группу. В разумно организованном экономически и духовно развитом обществе в той или иной степени осуществляется мудрый христианский принцип, метко сформулированный А. Сен-Симоном: От каждого по способностям, каждому по его

    § 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система 519 делам. Но, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе. В самом разумном обществе равенство может быть только перед законом, а в остальном существует неравенство люди неравны уже порождению, уму и характеру. Одни более пригодны к одному роду деятельности, другие — к другому. Да и обществу нужны — для интересов целого — все виды деятельности на пользу как общества, таки самих тружеников. Во многом вследствие этого границы между классами, социальными группами всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность социальной миграции.
    § 2. Человечество как едино-цельная
    социально-планетарная система Никакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя все более сложные связи и отношения. Это имело место уже у первобытных племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более усиливались и усложнялись. Люди как по своей биологической природе, таки по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности — члены единой планетарной семьи. Каждый из нас, являясь гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле — и гражданин всего человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе. Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким бы фонтаном ни била сила его разума вовне, она все жене самодостаточна и ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой своей сути народы призваны устроиться на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому соборному существу оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих возрастов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу

    520 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. Вдумавшись в суть жизни общества ив историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Они, по словам Вл. Соловьева, вдвойне преобладают над живущими каких явные образцы и каких тайные покровители — как глубинный механизм культурного массива, через который усопший разум действует в частной и общей истории видимого прогрессирующего на Земле человечества. Значение и объективный и субъективный смысл посмертного бытия определяется теснейшим единством с самим существом человечества живущего. Таким образом, и умершие, и живущие имеют свою особую реальность у первых она более достойная и умеренная, ау вторых — более свободная и явно действенная. Но ясно, что полнота жизни человечества для тех и для других может состоять только в их совершенном единодушии и всестороннем взаимодействии мы поклоняемся усопшим, помня о них, а они оставленными нам творениями малых и великих дел питают наш опыт, обучают нас жизни и делам нашим. В чем же ином может состоять окончательный смысл мирового порядка и завершение всеобщей истории, как не в осуществлении этой целостности человечества, как не в действительном его исцелении через явное соединение этих двух начал, разлученных его долей Вопрос этот чрезвычайно трудный. Он поднят еще О. Контом и возвышен Вл. Соловьевым
    1
    Эту тему обсуждали русский философ Н.Ф. Федоров — представитель русского космизма. А более полутора тысяч лет назад апостол Павел говорил в Афинах о единстве рода человеческого и о присутствии Божества во всех. Афиняне неохотно его слушали, но, как только он упомянуло воскрешении мертвых, они сказали Ну об этом, любезнейший, мы побеседуем в другой раз. Итак, в состав того, что именуется человечеством, входит более усопших, чем живых. Эта мысль утешительна и гуманна она напоминает о преемственности умственных и нравственных ценностей, составляющих общее достояние человечества она напоминает нами о том, что тот, кого уже нет, продолжает жить между нами
    1
    А мы, выразив свою солидарность, пересказали эти мысли применительно к нашей теме. См Соловьев B.C.
    Сочинения Вт. М, 1988. Т. 2. С. 579—580.

    § 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система 521 в своих идеях, в своих делах, своим примером. Эта мысль относится, конечно, не только к тем великим гениям, которые озаряют путь всего человечества, но и к более скромным, простым людям, жившим жизнью мысли и дела, поддерживавшим нравственный и социальный идеал на более ограниченной арене своего бытия. Постижение минувших времени стран мира — украшение и пища для человеческого духа. История в определенном смысле являет собой священную книгу народов, своего рода зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и принципов поведения, завет предков потомству, дополнение, осмысление настоящего и пример будущему. Гу­
    манистически мыслящие умы убеждены, что ни один народ не одарен какой-то особой способностью по сравнению с другими. В мире нет народа, вошедшего в историю, который можно считать недостойным исторической значимости, как нет и такого, который можно было бы считать особо избранным. Можно сказать так человечество в нас, а мы — во всем человечестве. В России были времена, когда мы широко пользовались мировым опытом для блага Отечества. Так, Петр I прорубил окно в Европу, его мысли и деяния не знали национальной ограниченности. Многие русские путешественники (например, НМ. Ка­
    рамзин) обнаружили, что Европа не была ни спасением, ни гибелью России, она не отождествлялась ни с разумом, ни с модой, ни с идеалами, она стала обыкновенной и понятной. Космополитами можно назвать Эразма Роттердамского, французских философов- просветителей, Г. Гейне, ИВ. Гете, П.Я. Чаадаева, АИ. Герцена, НМ. Карамзина и многих других. Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума . Ныне, благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов небывало возросло, стало все более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Теперь можно смело сказать Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, что открывает новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.
    1 Гельвеций К Об уме. МС Глава 15. Общество и человечество, нация и семья При этом нельзя утверждать, будто уделом Запада всегда было изобретать, а Востока — перенимать. Прогресс больше похож на улицу с двусторонним движением в разные часы доминируют разные потоки. Именно с Востока пришли к европейцам арабские цифры, многие достижения математики, астрономии, медицины китайцы дали миру бумагу, компас, порох. Французских просве­
    тителей-энциклопедистов XVIII в. вдохновляла идея древнекитайского философа Конфуция, который еще 2500 лет назад говорил, что принцип «жэнь» (гуманность, человечность) должен быть основой общественных отношений. Впрочем движение было встречным, например, во второй половине XIX в. Япония, отказавшись от длительной самоизоляции, стала активно заимствовать научно- технические достижения Запада. В тоже время японские цветные гравюры эпохи Токугава вдохновили таких европейских художников, как В. Ван Гог и П. Гоген, бросить вызов канонам западной живописи. И даже древний мир был отнюдь не столь разобщен, как это кажется некоторым нашим современникам. Народы общались и обогащали друг друга гораздо больше, чем мы порой можем представить. Так, Рабиндранат Тагор, приехав в Индонезию, воскликнул Я всюду вижу Индию, ноя не узнаю ее. Это удивление может быть ключом к пониманию страны-архипелага. В своей истории она многое заимствовала извне, преобразуя все это на свой лад. Популярный в Индонезии вид народного искусства — театр теней — во многом основан на индийском эпосе — Махабхарате и Рамаяне. А древнеиндийский эпос оказал такое же воздействие на этические и эстетические вкусы индонезийцев, подобно тому как библейские страдания — на средневековую Европу. Но такой общности нельзя достигнуть без общения между народами 1
    Об этом свидетельствуют исторические памятники Северной Индии, созданные в эпоху Великих Моголов. Так, при взгляде на прославленный Тадж-Махал, построенный при участии мастеров из Исфахана и Самарканда, многим вспоминаются голубые купола исфаханских мечетей. Их создатели потом прославили столицу Тимура — Самарканд. А как красивы узорные изразцы, орнаменты которых впоследствии принесли известность персидским коврам. Могли кто либо предположить, что эти приметы исламского искусства можно увидеть в западном полушарии. Благодаря конкистадорам эхо мусульманских традиций докатилось до Нового Света, в частности до Мексики, где в городе Пуэбло красуются старинные католические церкви, построенные выходцами из Кордовы. В свое время юг Испании находился под властью мавров, что наложило отпечаток на его культуру. Ярким примером служит церковь св. Франциска в Пуэбло, в архитектуре которой сочетаются, казалось бы, несовместимые элементы к тяжеловесному фасаду в стиле колониального барокко примыкают две совершенно гладкие стены, покры-

    § 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система 523 Даже такие религии, как христианство и ислам, не могли избежать взаимных влияний около тысячи лет самым крупным христианским храмом считался Софийский собор в Константинополе, возведенный с непостижимым для средневековья мастерством. Захватив Константинополь, султан Мехмед II повелел превратить Софийский собор в мечеть. Украшавшую храм византийскую мозаику покрыли штукатуркой и к зданию пристроили два минарета. Чтобы превзойти прославленный памятник христианской архитектуры, новые хозяева города, переименованного в Стамбул, построили Голубую мечеть. Однако, будучи более чем на тысячу лет моложе Софийского собора, она копирует его всеми своими архитектурными тонкостями. Христианский храм — прототип мусульманской мечети Это пример того, что культуры взаимно обогащают друг друга. Большое искусство теми велико, что преодолевает не только национальные, но и религиозные границы. Человечество, будучи многоликим, в тоже время целостно. И оно было таковым еще задолго до XX в. Когда цивилизация оказалась в опасности, мы особенно остро почувствовали, как тесно переплетены ее корни. Человечество кровно заинтересовано в мирном, деловом и доброжелательном диалоге, в предотвращении войн, в научно-техническом и культурном прогрессе, в любовно- бережном отношении к природе, в нормальных условиях своей жизни. Всем народам есть место на нашей планете, и мы должны жить в мире и красоте и неустанно улучшать условия нашего бытия, а не ухудшать его. Все, что способствует единению наций и народов, слиянию их в неразрывный союз, составляет величайшее благо для человечества. Вспомним слова АС. Пушкина о А. Мицкевиче: Он говорило временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, В единую семью соединятся . Все мы дети Вселенной, все мы плывем по волнам социального бытия водном ковчеге, имя которого — Земля. тые изразцовой мозаикой с растительным орнаментом, создающей впечатление, будто на церковном фасаде развешаны огромные персидские ковры. Влияние Кордовы, куда мавры донесли мастерство зодчих Исфахана и Самарканда, ощущается ив облике кафедрального собора Пуэбло его купола покрыты изразцовой мозаикой, изображающей небесный свод со звездами и луной. Видимо, зодчие предпочли не дневное, а именно ночное небо, чтобы избежать слишком очевидного сходства с голубыми куполами мечетей.
    1 См Конрад НИ Запад и Восток. М, 1972.
    2 Пушкин АС Полное собрание сочинений. Л, 1937—1959. Т. 3. С. 279.

    524 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья
    § 3. Сущность нации Идея нации Нация — это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, языка и духовного склада, а в какой-
    то степени и биологического своеобразия (что сказывается зачастую и во внешности, а также особенностями характера, темперамента и обычаев И все это проявляется в своеобразии культуры. Единство языка связывает говорящих на нем, обеспечивает их единодушие и единомыслие все представители данной нации хорошо понимают друг друга, а это обнимает самое внутреннее души человеческой, следовательно, уже в этой глубочайшей основе жизни заключается реальная связь и единство нации. По словам ДН. Овсянико-Куликовского, если вы хотите почувствовать своеобразную психику данной национальности, — изучайте язык ее, как в его повседневной функции (живую речь, таки в его литературном выражении. Дело в том, что язык находится в особом отношении к сознанию, являясь не только средством общения, но и средством познания язык — душа нации. Язык — это своего рода повозка традиций, сохраняющихся и передающихся из поколение в поколения чувств, символов, эмоциональных ассоциаций и мифов. Язык есть самое глубокое и основное выражение национального своеобразия характера. Но подобно тому, как не мешает реальному единству нации разнохарактерность входящих в нее людей, таки различие характеров национальных не может мешать реальному единству всех народов в человечестве, которое есть тоже характер. В этой общности духовная жизнь нации, ее культура укрепляется всеми личными силами субъектов нации, а каждый ее субъект получает источник творческой энергии во всенациональ­
    ном духовном подъеме. На этом пути любовь к своей нации соединяется с верой в нее, с верой в ее призвание, в творческую силу ее духа, в ее процветание. Религиозный человек этой национальности преисполнен веры в то, что ее народ не покинут Богом, что трудности преходящи, а достижения вечны, что, как писал И.А. Ильин, имея ввиду русских, тяжкий молот истории выкует из моего народа духовный меч, именно так, как это выражено у АС. Пушкина
    1
    Овсянико-Куликовский ДН Психология национальности. Пг., 1922. С. 23.

    § 3. Сущность нации
    525 Нов искушеньях долгой кары Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. Нельзя любить свою нацию и не верить в нее ибо родина есть живая духовная сила, пребывание в которой дает твердое ощущение ее блага, ее правоты, ее энергии и ее грядущих поколений»
    1
    Каковы истоки такого социального феномена, как нация Первой специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену первобытному стаду, является род — кровнородственное объединение людей, основная ячейка общества Род составляла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип этнической общности и социальной организации людей Его характерные черты общая территория, обычно отграниченная от соседних племен естественными рубежами экономическая общность и взаимопомощь членов данного племени, выражавшаяся, например, в коллективной охоте общность языка, сознания общность происхождения и кровнородственные связи. Вследствие образования союзов племен, сопровождавшегося усилением межплеменных хозяйственных и культурных связей, военных столкновений, миграции населения, вызванных увеличением численности людей, возникновения частной собственности происходили постепенное смешение племен, замена прежних кровнородственных связей территориальными и появление новой формы исторической общности — народности. Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Например, польская народность формировалась из славянских племен полян, вислян и т.д.; немецкая — из германских племен швабов, баварцев и др. Народности возникали и из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими. Например, французская народность сложилась из римских колонистов, галльских и германских племен франков, вестготов, бургундов и др. В процессе складывания народности по мере усиления связей между ее отдельными частями язык одного из этнических компонентов более многочисленного или более развитого) превращался в общий язык народности, а остальные племенные языки низводи-
    1
    Ильин И А Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 176.

    526 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья лись до роли диалектов, а иногда и совсем исчезали. Формировалась территориальная, культурная ив известной степени экономическая общность, не имевшая зачастую устойчивого характера. Народность — это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей Одним из показателей новой общности является собирательное имя, под которым народность становилась известной соседям, например Русь для восточнославянских племен, которые консолидировались к IX—XII вв. в древнерусскую народность. Становление государства способствовало упрочению народности. Нов процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку. С развитием капиталистических отношений усиливались экономические и культурные связи, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность данной народности и различные ее части сплачивались в национальное целое народности превращались в нации. В отличие от народности нация — более устойчивая общность людей. Нации возникли как из родственных друг другу племени народностей, таки из людей неродственных племен, рас и народностей. Например, русская нация развилась из русской народности, которая в свою очередь сложилась из родственных друг другу по происхождению и языку восточнославянских племен. Вместе стем в нее влилось немало элементов из окружавших ее западных и южных славян, германских, финно-угорских, тюркоязычных народностей и т.д. Особенности исторического прошлого, образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географической и экономической среды, быта, традиций — все это накладывает отпечаток на духовный облик нации, создает особенности национального характера. История как бы вышивает своеобразные национальные узоры, уникальность которых обладает неповторимой самоценностью. Кто знает, быть может, народы, нации и поколения всегда уникальны именно для поддержания некоей тайной исторической гармонии, именуемой зачастую историческим разумом. Нации отличаются друг от друга главным образом по их всемирно-истори­
    ческой роли каждая нация внесла и вносит свой посильный вклад в сокровищницу мировой цивилизации и культуры. У нации есть не только особенное — то, что отличает ее от других наций, но и общее — то, что объединяет некоторые из них есть различные нации, говорящие на одном языке, или живущие на общей терри-

    § 3. Сущность нации 527 тории, или имеющие много общего в своей истории, культуре, быту, психологии (например, англичане и североамериканцы. Разум истории создал великое многообразие наций, и все они вкупе являют своего рода особый букет цветов в саду социального бытия, где каждая нация обладает своим уникальным ароматом, как бы светится своей особой аурой. В этом отношении нация в каком-то смысле сравнима с личностью. И сколько бы выиграло человечество, если бы люди и народы научились ценить чужие национальные особенности, как свои собственные. Национальное самосознание и национализм Общий климат национальных отношений в огромной мере зависит от гражданской зрелости каждого человека и глубины понимания коренных интересов своего народа и общества в целом. Это основа национального самосознания Национальное самосознание есть чувство и самоосознание духовного единства своего народа ипритом именно его культурного своеобразия — его обычаев, традиций, верований Тот, кто говорит о своей нации, разумеет прежде всего духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим несмотря на уход из жизни единичных субъектов и на смену поколений. Нация есть нечто единое для многих. Нация есть великая семья, объединяющая всех своих сынов и дочерей, дедов и бабушек, прадедов и прабабушек, так что каждая душа соединена с ней нитью живой связи, в том числе и с усопшими. Не во власти человека стать существом иной национальности (хотя чисто формально это и делается но это лишь видимость, для чего- то и кому-то нужная. Национальное самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой оно способствует сплочению людей данной национальности, выступая в роли своего рода защитного механизма, позволяющего преемственно сохранять ее целостность и социокультурную определенность в общении с другими нациями и народностями, противодействующего размывающим нацию факторам, скажем, ущемлению интересов, ассимиляции и т.п. Национальное самосознание способствует общекультурному возвышению нации, ее историческому развитию в соцветии других наций. В процессе воспитания и образования человека происходит формирование вкусов к национальному искусству, почтительности к национальным обычаями нравам, традициям, чувство гордости героями своей истории, культуры, память о которых живет в душах людей, передаваясь от поколения к поколению. Это способствует единению народности и нации как особой общности. Вое

    528 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья питательное значение патриотизма громадно это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве, осознает необходимость бережного и максимально осторожного отношения ко всему национальному, начиная от природы и кончая утонченными сферами искусства и легко уязвимым чувством национального достоинства. По словам Г. Гегеля, можно заметить, что национальная психология обладает удивительно большой устойчивостью арабы, например, ив настоящее время повсюду проявляют себя совершенно также, каких описывали в древнейшие времена. Исторический опыт свидетельствует об устойчивости национального чувства. Итак, каждая нация в целом как общественный субъект соци­
    ально-исторической жизни поднимается, особенно в лице наиболее передовых представителей, до осознания своих общественных интересов, особенностей своей культуры, традиций, наличного положения в потоке бытия и перспектив развития. Она обладает своим особым складом психики, формой проявления чувств, в частности своим чувством собственного достоинства и разумной гордости. Но все должно иметь свою меру. Подобно тому, как гипертрофированная ориентированность сознания субъекта на самого себя ведет к эгоизму, чрезмерная обращенность национального сознания только на особенное в национальной жизни и гипертро- .,.
    фирование ее значимости может привести к национализму. Если национальность есть факт, который никем не игнорируется, то национализм тоже факт — на манер чумы или сифилиса. Смертоносность сего факта особенно стала чувствительна в настоящее время...»
    2
    Национализм форма проявления национального эгоизма. Нация и национализм — вещи очень разные, это как личность и ее обостренный эгоизм Основу национализма составляют идеи национального превосходства и национальной исключительности, что порождает национальное высокомерие ДН. Ов- сянико-Куликовский подчеркивал, что «гипертрофирование национального возникает как болезненный процесс. вызывающий повышенное национальное самочувствие. Отсюда недалеко дона циональной исключительности, до национального тщеславия и шовинизма 1
    Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1956. Т. III. С. 76.
    2
    Соловьев B.C. Сочинения Вт. М, 1988. Т. 1. С. 45—46.
    3
    Овсянико-Куликовскии ДН Указ. соч. С. 37.

    § 3. Сущность нации
    529 Размышляя над проблемой нации и национализма, Вл. Соловьев высказал резко отрицательное отношение к национализму, тек такому возвеличению собственной нации над всеми другими, которое основывается не на действительных ее преимуществах и культурных ее успехах, а на национальном эгоизме, голословной кичливости и слепоте по отношению к собственным недостаткам. Я решительный враг отрицательного национализма или народного эгоизма. Не хотят понять той простой вещи, что для показания своей национальной самобытности наделе нужно и думать о самом этом деле, нужно стараться решить его самым лучшим, а никак не самым национальным образом. Если национальность хороша, то самое лучшее решение выйдет и самым национальным, а если она нехороша, таки черт с нею. В этой связи уместно привести остроумные слова Марка Блока, сказавшего Я чувствую себя евреем только тогда, когда появляется антисемит.
    П.Я. Чаадаев писал Любовь к Родине — вещь прекрасная, но есть кое-что и повыше — любовь к истине. Этого мы не должны забывать никогда, потому, что слепая любовь коте честву роднит нас с инстинктивным патриотизмом и приводит народы иногда к чванству, самомнению, самопревозношению, тому трескучему, тупому, наносно- болтливому национальному тщеславию, которое часто является достоянием людей не только малокультурных, но и образованных . Одним из соблазнов национализма, по словам И.А. Ильина, является стремление оправдывать свой народ во всеми всегда, преувеличивая его достоинства и сваливая всю ответственность за совершенное им на иные «вечно-злые», «предательски-враждеб­
    ные» силы. Никакое изучение враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответственности и вины или освобождать его от трезво-критического самопознания путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание. Каждая нация, подобно личности, каковой она и является в своеобразном, соборном смысле этого слова, обладает сознанием, пониманием своих национальных особенностей, своих положительных и отрицательных сторон. В сознании людей каждой нации, когда речь идет о недостатках и достоинствах, о характере и поведении граждан данной нации одинаково присутствует акт самосознания как при самоосуждении, таки при самовосхвале-
    1
    Соловьев B.C. Указ. соч. С. 7.
    2
    Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Вопросы философии и психологии. 1984. Кн. VII. С. 74—75.

    530 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья нии. Каждой нации свойственно множество предрассудков, предвзятых идей, стихийных национальных инстинктов и интуиции. И те представители умственной жизни данной нации и народа, которые относятся критически к своему отечеству, по крайней мере столько же участвуют в деле его духовного развития, как и те, которые его восхваляют. При этом, как отмечал Вл. Соловьев, критическая мысль всегда являлась преимущественно двигатель- ницей самосознания и, например, сатирические произведения
    Н.В. Гоголя и АС. Грибоедова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и
    П.Я. Чаадаева гораздо более, чем ура-патриотические драмы, например Н.В. Кукольника, способствовали развитию национального сознания в русском обществе. Общенациональный гуманизм восстает против начала национальной исключительности ни одна нация в мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни были ее экономические и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ в силу своего определенного исторического положения имеет определенные исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством. И каждый человек может и должен испытывать патриотические чувства. Тот или иной народ, если он хочет жить полнокровной национальной жизнью, не может оставаться лишь одной из наций в море других наций — ему необходимо перерасти самого себя, почувствовать себя больше, чем данная национальность сама в себе он должен погрузиться в сверхнациональные интересы, во всемирно- историческую жизнь человечества. Для любого народа, имеющего великие природные и исторические данные, совсем неестественно замыкаться в самом себе и жить только для себя, постоянно подчеркивая свое национальное Я, а хуже того — навязывать его другим. Это значило бы отказаться от истинного величия и личност- но-национального достоинства, по существу отречься от себя и от своего призвания и роли во всемирно-историческом прогрессе человечества. Есть простая истина чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, стем большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда сердце его согрето уважением других народов без подлинной любви к человечеству нет и не может быть настоящей любви к родине.

    § 4. Любовь, брак, семья
    531
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   52


    написать администратору сайта