|
Лаврова. Логопедия. Фонопедия. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007. Оглавление
Глава 8 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА С каждым годом увеличивается количество людей, профессия которых требует активного и постоянного использования голоса. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой деятельности. Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы и вследствие этого влияют на состояние эмоционально-волевой сферы человека.
Помимо людей голосоречевых профессий — педагогов, воспитателей, лекторов, переводчиков, гидов, актеров — существует множество различных специалистов, активно использующих голос в своей работе. Это огромная масса чиновников, политических деятелей, военнослужащих, которым приходится выступать перед большими аудиториями, вести длительные телефонные переговоры. Все это требует от людей звучного голоса достаточной его силы и интонационной выразительности для достижения большей убедительности. Ведь смысл высказывания определяется не только лексикой, но и интонацией, составляющими которой в значительной степени являются акустические характеристики голоса.
Таким образом, здоровому голосу и его коррекции в случаях нарушений придается огромное значение. Актуальным вопросом теории и практики фониатрии и логопедии (фонопедии) посвящаются ежегодные конгрессы Союза европейских фониатров (UEP). На одном из них была утверждена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса.
А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса:
а) певцы-солисты;
б) певцы-хористы;
в) актеры;
г) дикторы радио и телевидения.
Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса:
а) преподаватели;
б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.;
в) политические деятели;
г) воспитатели и учителя детских учреждений.
В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде:
а) адвокаты;
б) судьи;
в) врачи;
г) войсковые командиры.
На том же конгрессе была принята количественная оценка (в баллах) степени нарушения голоса. В настоящем пособии она приведена в главе 4 — «Методы обследования и выявления патологии голоса».
Предложенная классификация не охватывает все профессии, требующие хорошего качества голоса. Сфера его использования значительно шире. Например, мы не откроем государственной тайны, если скажем, что при отборе кандидатов для космических полетов учитываются свойства голоса. Так, у претендента на работу в космическом корабле может быть нормальный голос, но при специальном обследовании обнаруживается, что поданный им речевой сигнал в условиях дальней связи не будет воспринят на земле.
К профессиональным заболеваниям голосового аппарата относятся те, которые возникают в результате интенсивной голосовой нагрузки. Голос утрачивает необходимые акустические признаки — звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость.
В разные годы различные исследователи подходили с собственными оценками к определению причин возникновения профессиональных расстройств голоса. В первую очередь изучались нарушения певческого голоса. Л. Д. Работнов (1929) считал, что их причиной служат грубые погрешности в технике голосообразования и длительная голосовая нагрузка. В. Г. Ермолаев (1934) полагал, что основным источником нарушений является неумение правильно использовать дыхание, изменять высоту и силу голоса. Е. Седлачкова (Sedlackova E., 1969) причины профессиональных заболеваний видела в перенапряжении голосового аппарата. И. Максимов (1987) большое значение придавал факторам окружающей среды — сильным посторонним шумам, плохой акустике помещений. По его мнению, имело также значение положения и движения актера на сцене (лежа, сидя) и совмещение пения с активными движениями (оперетта) и др.
Какие бы подходы не имелись у разных специалистов, на передний план все-таки выходили перегрузки голосового аппарата. В Европе существует достаточно широкий перечень заболеваний голосового аппарата, относимых к профессиональным.
В России приказом Министерства здравоохранения РФ № 90 от 14.03.96 г. к профессиональным расстройствам голосового аппарата отнесены: хронический ларингит, узелки голосовых складок и контактные язвы. Функциональные расстройства не вошли в этот перечень, хотя все специалисты, работающие с голосовой патологией, знают, что у огромного числа преподавателей, актеров и других людей с голосоречевыми профессиями возникают стойкие гипотонусные и гипертонусные нарушения, фонастении именно в результате их профессиональной деятельности.
Среди людей, имеющих голосоречевые профессии, подавляющее большинство составляют педагоги. По данным обследований, нарушения голосовой функции отмечаются у 40—50% таких людей (Герасимова С. С, 1972; Василенко Ю.С., 1974). Эти показатели совпадают с наблюдениями фониатрической лаборатории Киевского НИИ оториноларингологии (Зарицкий Л.А., Тринос В. А., Тринос А. А., 1984). Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение творческой активности, ограничение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности.
Будущий педагог при поступлении в вуз, как правило, не задумывается о возможностях своего голосового аппарата, а медицинский осмотр по общей форме № 086У не предполагает в этом отношении специального отбора.
Для выявления функционального состояния голосового аппарата, возможной его недостаточности и собственной оценки респондентами качеств своего голоса мы провели анонимное анкетирование 312 студентов первых курсов педагогических институтов, 500 студентов пятых курсов и 4 тыс. педагогов с различным стажем работы.
Первокурсникам было предложено только пять вопросов с вариантами ответов по их выбору. Ответы должны были выявить их представления о возможностях своего голоса для избранной профессии — его силе, звучности, появлениях охриплости, утомляемости и о необходимости специальной постановки голоса для дальнейшей успешной работы. Менее 2% респондентов при поступлении в вуз задумывались о качестве своего голоса и его роли в профессиональной деятельности, 16% отметили, что их голос обладает небольшой силой, у 33% наступало голосовое утомление даже при незначительных нагрузках, а среди них у половины появлялась охриплость. На стойкие разнообразные изменения голоса — осиплость, падение силы, ощущение напряжения в момент речи и большую утомляемость — указали 2% студентов. При этом 53% первокурсников считали постановку голоса в рамках обучения в институте ненужной. Все это свидетельствовало об отсутствии опыта голосовой работы, о незнании требований к профессиональному голосу, и тех осложнений, которые могут возникнуть в дальнейшем.
Анкета для опроса выпускников институтов содержала 20 вопросов с вариантами ответов, выбор которых прямым или косвенным образом характеризовал состояние голоса. На прямой вопрос об уверенности в сохранности и выносливости собственного голоса 47% студентов ответили утвердительно. Однако, оценивая качество своего голоса в период педагогической практики в школе и летнем оздоровительном лагере, 66% указали на появление охриплости, снижение его силы, ощущение сухости, першения в горле, отмечали они и кашель, и сильное голосовое утомление. Сопоставив ответы на эти два вопроса, можно прийти к выводу, что 19% выпускников неверно оценили качества своего голоса как достаточные. Из причин, вызвавших, по их мнению, развивавшиеся постепенно изменения голоса, 72% назвали форсированную голосоподачу.
Анкетирование студентов проводилось на гуманитарных факультетах педагогических вузов. У трети респондентов в программу обучения были включены занятия по технике речи и постановке голоса, это также было установлено анкетированием. Но при анализе ответов на вопросы анкеты выявить существенные различия между теми, кто проходил такие занятия, и остальными не удалось. Можно предположить, что студенты недостаточно серьезно относились к этим занятиям, проводимым на младших курсах. Они рассматривали их главным образом как дисциплину для сдачи зачета, а не как систему функциональных тренировок голосового аппарата по формированию навыков и умений владения профессиональным голосом. И если 53% первокурсников считали постановку голоса ненужной, то 100% выпускников уже полагали ее необходимой, так как во время преддипломной практики в школе ощутили определенные трудности при голосовой нагрузке.
Анкета, предложенная работающим педагогам, состояла из 24 вопросов с вариантами ответов. Свой голос посчитали здоровым и выносливым 35% опрошенных; 72%учителей владели аудиторией только при форсировании голоса, а при значительной речевой нагрузке у 87,5% появлялись болевые ощущения в горле, сухость, жжение, першение, ощущения в горле комка, желание откашляться, напряжение мышц шеи и затылка, утомление и осиплость.
Нарушения голоса и его утомляемость чаще всего выявлялись в возрастной группе учителей 35—45 лет со стажем педагогической работы 10—20 лет, составивших 51% от общего числа респондентов. Причинами возникновения голосовой недостаточности многие называли перенапряжение голосового аппарата час-то на фоне небольшой простуды и эмоциональные перегрузки. В большинстве случаев перечисленные причины выступали в совокупности. Возникновение патологии голоса у 6,5% педагогов оказалось результатом перенесенных операций на щитовидной железе с осложнением в виде ограничения подвижности одной половины гортани.
Среди опрошенных до начала педагогической деятельности специальной постановкой голоса занимались лишь 4,5%, но в дальнейшем приобретенные навыки они утратили и редко прибегали к помощи специалистов. Периодически обращались к оториноларингологу 18% и лишь 1,1% уделяли внимание коррекции голоса.
Проводя корреляцию ответов на прямые и косвенные вопросы анкеты, мы пришли к выводу, что 89,7%педагогов имеют функциональную недостаточность голосового аппарата разной степени выраженности. Таким образом, подтвердилось, что нарушения голоса среди педагогов очень распространены. Развиваются они главным образом в результате больших речевых нагрузок с перенапряжением голосового аппарата и отсутствия правильных навыков техники речи и голосоведения. Сначала возникает функциональная недостаточность голосового аппарата, выражающаяся в изменении тонуса голосовых складок, появлении сильной утомляемости и целом ряде дискомфортных ощущений в процессе речевой деятельности. И хотя клинического или инструментального обследования мы не проводили, но на основании анализа анкет могли уверенно говорить о наличии измерения тонуса голосовых складок и снижении их вибраторной функции. Со временем на этом фоне могут развиваться более грубые нарушения в виде хронического ларингита, узелков, полипов и прочего.
При приеме в педагогические вузы необходима оценка пригодности голосового аппарата абитуриента к получению голосоречевой профессии, подобно тому, как это делается в театральных институтах, с анализом абсолютных и относительных противопоказаний.
Определение профессиональной пригодности в первую очередь должно учитывать состояние гортани и требования, предъявляемые к голосовой функции — соответствие оптимальным нормам по высоте, силе, тембровым характеристикам. Голос педагога должен обладать выносливостью, быть устойчивым, способным переносить значительные нагрузки.
Всем студентам педагогических учебных заведений показаны занятия по технике речи и постановке голоса, хотя бы в течение двух учебных семестров. Это явится превентивной мерой по сохранению здорового полноценного голоса будущего преподавателя.
|
|
|