ВЕБЕР, ЛЕГЕТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ. Вебер, Легетимность и легальность. Легальность власти
Скачать 22.61 Kb.
|
Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни. Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения. Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность. Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение. Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством). (ред.) Легальность предполагает, что: Власть устанавливается исключительно посредством закона; Власть имеет законное происхождение; Власть подчиняется закону. вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы - акции гражданского неповиновения. …………………………………………….. Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения. Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Основные типы легитимности: Традиционная легитимность. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению. Основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им влечет применение установленных обществом санкций. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций. Рациональная легитимность Власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности. Источники легитимности власти Свое отношение к власти общество формирует, когда соотносит проявление власти с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно условно разбить на три основных компонента. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти три компоненты можно назвать тремя источниками легитимности: идеологический содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы; правовой — отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве»; нравственный — содержит установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий. Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах. Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию Легитимизация власти Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы. Легитимация политической власти включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные со всеми областями жизни общества. Власть и в вопросе легитимности готова использовать все имеющиеся у нее средства Она добивается признания ее легитимности, используя для этого главные свои атрибуты: авторитет, право, насилие. Делегитимация власти Делегитимация — утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита. Причины делегитимации: противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и интересами властвующей элиты; противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс; нарастание бюрократизации и коррумпированности; национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти; потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. Вебер Понятие "господство" является одним из центральных в социологической теории М. Вебера. "Господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу". Господство предполагает наличие определенной социальной связи между субъектами и выполнение ими определенных ролевых функций: господина и подчиненного. Оно предполагает также определенное ожидание: тот, кто приказывает, ожидает, что его приказу будут повиноваться; те, кто повинуется, ожидают, что приказ будет иметь тот характер, какой ими, т.е. повинующимися, ожидается. В определенном смысле, согласно позиции М. Вебера, господство не тождественно власти. Власть есть отношение, в котором приказ не является законной необходимостью, а подчинение не обязательный долг. Господство есть подчинение, основанное на признании приказа теми, кто им подчиняется Подчинение приказу может иметь различную мотивацию. "Господство" может быть обусловлено интересами, т. е. целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа; оно может быть обусловлено "нравами", привычками к определенному повиновению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных к подчинению, т. е. иметь аффективную базу. Первый тин господства Вебер определил как легальный. В качестве мотива признания и выполнения приказа находятся соображения целесообразности или интереса. Поэтому он определил этот тип господства еще как рациональный. Он основывается на вере в обязательность легального установления и в легальность носителей власти, осуществляющих господство. Индивиды подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются как управляемые, так и управляющие. В качестве управляющих выступают чиновники, образующие аппарат управления. Они обязаны действовать в строгом соответствии с установленными законами, невзирая на лица, т. е. по строго рациональным правилам. Следовательно, в основе легального типа господства лежит формально-правовой принцип. Исторически он в наибольшей степени получил развитие в социальной системе западноевропейского и североамериканского капитализма. Именно в политических системах данных регионов легальный рациональный тип политического господства нашел свое адекватное развитие. Рациональный тип господства предполагает в качестве необходимого элемента развитую бюрократию. Бюрократия является самым чистым типом легального господства. Сила бюрократии в наличии у нее специального образования и компетентности. "Бюрократическое управление означает господство посредством знания – и в этом состоит его специфически рациональный характер". Однако легитимное господство не сводится к бюрократической форме его проявления. Никакое господство не может быть только бюрократическим. "На вершине лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламентской аристократией... Политику осуществляют именно они. Но повседневная будничная работа ведется всегда силами специалистов-чиновников, т. е. специальным аппаратом, деятельность которого не может быть приостановлена без того, чтобы не вызвать серьезного нарушения в функционировании социального механизма. Вебер полагал, что бюрократический аппарат является политически нейтральным, т. е. не обладает никакими другими интересами, кроме как "интересами дела", и не подвержен коррупции. Рационально-бюрократический тип управления Вебера образно очень напоминает машину, действия которой послушны ее водителю. Но любая машина создается людьми для выполнения определенных задач, и эти задачи также формулируются людьми, а не машиной. Поэтому машина управления, пусть даже самая совершенная, нуждается в определенной программе. Эту программу создает человек, а в данном случае – политический лидер, ставящий перед собой определенные цели. Поэтому программа деятельности аппарата управления всегда служит определенным политическим целям и определенным политическим лидерам. Другой тип господства, обусловленный привычками к определенному поведению, Вебер определил как традиционный. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в определенную священность издавна существующих порядков и властей. Чистейшим примером такого господства Вебер считал патриархальное господство. Он подчеркивал, что этот тип по своей структуре во многом сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает этот тип легитимности особенно прочным и устойчивым. Патриархальный характер господства определяет и специфику аппарата управления. Он состоит из лично зависимых от господина домашних слуг, служащих, родственников, личных друзей или лично верных ему вассалов. Личная верность и преданность господину служит основанием для назначения на должность и продвижения по служебной лестнице. Знание и компетентность, как это есть в случае легального господства, имеют меньше значения, чем личная верность и преданность. Нетрудно заметить, что традиционное господство характеризуется отсутствием формального права и соответственно принципу действовать "невзирая на лица": характер отношений в любой сфере носит четко выраженный личностный момент. Третий чистый тип господства Вебер определил как харизматический. Понятие "харизма" (от греч. – божественный дар) играет существенную роль в социологии политики Вебера. Харизма выделяет индивида среди остальных благодаря дарованной ему природой экстраординарной способности. К харизматическим качествам Вебер относил магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и речей – словом, все то, что можно отнести к понятию сверхъестественного. Харизмой обладают, согласно концепции Вебера, великие полководцы, маги, пророки, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий. Харизматический тип господства основывается на эффектном типе социального действия. Он опирается на необычное, сверхъестественное в жизни. С этой точки зрения он представляет собой прямую противоположность традиционному господству, основывающемуся на привычке или обычае. Сила харизматического типа господства особенно ярко проявляется в лишенном динамизма традиционном обществе, в котором харизма превращается в "великую революционную силу". Теория легитимного господства, созданная Вебером, включала в себя и ответ на еще один принципиально важный вопрос: какой из трех чистых типов обладает наибольшей легитимирующей силой и почему? Сам Вебер, отвечая на первую часть вопроса, подчеркивал, что легальное господство имеет самую слабую легитимизирующую силу по сравнению с традиционным ши харизматическим. Он объяснял это тем, что в основе легального типа господства лежит целерациональное действие, т.е. соображения интереса, что, в свою очередь, означает отсутствие в этом типе господства ценностного фундамента. Формально-рациональная бюрократия должна служить исключительно "интересам дела", ее безличный характер соответствует ее предполагаемым "внеценностныым установкам". Вследствие этого легальное господство не имеет достаточно сильной легитимности. По мысли Вебера, оно должно быть подкреплено чем-то другим: традицией или харизмой. |