Лекция по философии. Лекции по философии науки Бойко. Лекции Бойко 3 I. Предмет и основные концепции современной философии науки 3 Предмет философии науки 3
Скачать 0.83 Mb.
|
18. Средневековая научная мысль.Историки науки обычно придерживаются следующего членения средневековья: Раннее средневековье – 6-9 в – время общего одичания, упадка образования, то есть темное время Средний период – 10-11 в. Оживление интеллектуальной жизни введение в обиход античных классиков, преобразование городских школ, первые университеты Зрелое средневековье – 12-14 века, характеризуется высоким уровнем образования, расцветом искусства и науки, поэтому этот период иногда называют Ренессансом. Начиная с Августина вера христианского мира в творения придавала жизни запада интеллектуальную и культурную форму, то есть творение это великая цель бытия. Набор постулатов, выражавший эту веру был незыблем и играл поэтому роль интеллектуального каркаса всего европейского мышления. Вера в Бога-творца как некий порядок творения мира и человека, разделялись всеми серьёзными западными мыслителями. В качестве предметного интегратора выступает понятие «сотворенный природой», к этому интегратору возникает спектр религиозно-теологических иерархий Бог, внизу природа; познавательно-научный – это человек – природа. Если для античности природа была действительностью, то в средние века природа стала символом божества, то есть христианство изменило онтологический статус природы, создало новую космологическую модель и заменило греческий взгляд на тождество микрокосмоса и макрокосмоса новыми представлениями. Таким образом, это означало поворот от онтологизированного мышления греков к логике облеченной в бытие космоса к теологизированному мышлению в средневековье, то есть «логос» как порядок божественного творения. На смену понимания мира как Космоса, то есть некого порядка, приходит эсхатологическое его истолкование, динамика мира понимается как вместилище необратимых событий. Связь вещей между собой, уяснения места и роли вещи в мире производится по отношению к Богу, положение о том, что порядок познания следует порядку бытия (творения) считалось фундаментальным. В традициях Августина и Фомы предполагается рациональное устройство бытия. Фома придает философии Аристотеля теологическую интерпретацию, и она была разработана в сложную систему с различием целей, движений, элементов, интеллигенций и имманентных законов естественного мира. В целом признавалось, что бытие носит иерархический характер, то есть включает в себя различные степени и виды, типы и архетипы. То есть теологическая модель мира представляла собой некую иерархическую систему, верх означает и моральную высоту, в то же время творения отцов церкви, священные писания становятся основным содержанием не только интеллектуальной деятельности, но и самой истиной и критерием истины. То есть это означает примат веры над истиной. Т. о. главными реалиями выступают не природные тела в их чувственной данности, а тексты религии и теологии. Господствует экзегетика (трактовка текстов) (герменевтика). Основными способами рассмотрения природных явлений были символизм, аллегоризм и мистицизм. Любое природное явление могло восприниматься только в этих смыслах. Средневековье ставило своей целью создание в рамках теологии всеобъемлющей умозрительной системы знаний о духовном, материальном и астральном мирах. Если священное писание относилось к духовному знанию, то существовавшие остатки свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, астрология, алхимия, практическая магия должны были давать знания об остальных мирах. Т. о. интеллектуальный тип схоласта, книжника и эмоциональный тип мага-алхимика - два полюса научного познания субъекта в средневековье. Тип ученого схоласта являет собой человека с энциклопедическими знаниями, с навыками традиционного книжнического мышления, поэтому основными средствами научной деятельности выступали компиляция, систематизация, классификация и комментаторство. В средние века человека с энциклопедическими знаниями можно было встретить во всех странах. Теолог и маг, он должен быть и физиком, и математиком и музыкантам. Устраивались диспуты по различным богословским и естественнонаучным вопросам, оттачивались техники, вырабатывались новые полемики. Начиная с 13 века широко входят в обиход такие интеллектуальные средства познания как интерпретация и понимание. Источниками познания признаются откровения, опыт и разум. Большое влияние на европейскую мысль оказала арабская философия и алхимия. Труды многих арабских натурфилософов становятся достоянием схоластов, поэтому европейская наука была арабской по форме, но греческой по содержанию. Так, через арабов происходит знакомство с трудами Аристотеля, Птолемея и других. Именно арабы внесли мысль о практическом освоении природы посредством магии. Постепенно, начиная с Роджера Бэкона, арабская магия трансформируется в прикладные науки, влияние арабов сказалось в критике Аристотеля (?) в первых университетах, в Оксфорде возникает номинализм. Создание университетов шло по принципам создания арабских школ. Деятельность странствующих по Европе алхимиков, астрологов - также результат влияния арабов. Алхимик предстает как карикатура на схоластическую ученость. Согласно стереотипам, средневековый алхимик проводит в лаборатории многочисленные опыты для создания эликсира жизни с помощью философского камня. Следует отметить, что алхимия, как и магия, сыграли важную роль в становлении экспериментального метода. Для проведения опытов и экспериментов алхимику были необходимы специальные знания, которые бы объясняли суть трансформационных процессов. Эффективным средством для сохранения тайны являлся язык символов, который в некотором виде сохранился и в современной науке. Новая интеллектуальная обстановка сложилась со времени образования университетов (1пол. 11 в. Салерна, далее Болония, Неаполь, Париж, Оксфорд, Праге, Берне (1365)). Заслугой средневековья перед наукой можно считать выработку корпоративного принципа организации профессиональной деятельности. Многие черты этой организации – подготовка кадров, экзамены на звание, присуждение степеней, организация диспутов и т.д. в последующем были воспроизведены в науке. В этих организациях были достигнуты успехи в инструментальном оснащении научных исследований. Понять характер средневековой науки можно лишь в системе теологического миросозерцания. Характерные черты средневековой мысли – схоластическое теологизирование, герметизм, иерархизм, авторитаризм, консерватизм, традиционализм, ретроспективность, дидактизм, талмудизм, теологизм, универсализм, созерцательность, валитантизм (качественное изучение), мистицизм, эссенциализм, фундаментализм. Все названные черты исключали возможность высокого гносеологического статуса средневекового знания. Поэтому средневековую науку следует рассматривать лишь как ступень, хотя в отдельных эмпирических результатах были предвосхищены некоторые достижения экспериментальной науки нового времени. |