Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕКЦИЯ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ. Основные вопросы лекции

  • разделы философии

  • философия

  • Контрольные вопросы и задания

  • ЛЕКЦИЯ 3. СОЗНАНИЕ, ДУША И ЯЗЫК. Основные вопросы лекции

  • Философия. рус. ЛЕКЦИИ. 3. Лекции по дисциплине Fil 2102 Философия (для всех специальностей ату) Форма обучения очная


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеЛекции по дисциплине Fil 2102 Философия (для всех специальностей ату) Форма обучения очная
    Дата27.09.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия. рус. ЛЕКЦИИ. 3.docx
    ТипЛекции
    #699673
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    Контрольные вопросы и задания:


    1.Когда и где зародилась философия? Каков предмет ее
    исследования?
    2. В чем отличие философии от религии и мифологии?
    3. В чем состоит специфика философии? Является ли она наукой?

    4. Перечислите функции философии. Прокомментируйте их.

    5. Перечислите категории и уровни мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных видов мировоззрения.

    ЛЕКЦИЯ 2.

    ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ.
    Основные вопросы лекции:
    1. Возникновение философии. Исторические типы философии.

    2.Традиционные разделы философии и составные части современной философской науки.

    3. Практический смысл изучения философии.
    1. Возникновение философии. Исторические типы философии.


    • Генезис западной философии

    • Античная философия: космоцентризм

    • Средневековая философия: теоцентризм

    • Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм

    • Философия Нового времени: наукоцентризм


    • 
    Генезис восточной философии

    • Индийская философия

    • Китайская философия

    • Арабо-мусульманская философия


    Процесс становления и развития философии отражает изменчивость понимания философией объекта исследования. Выделяют следующие п е р и о д ы р а з в и т и я ф и л о с о ф и и: древнюю философию, философию Средних веков, философию эпохи Возрождения, Нового времени, современную философию. Древняя философия (VI в. до н. э. – VI в. н. э.) В древний период философское знание представлено традициями индийской, китайской и античной философии. Для этого времени характерно космоцентрическое миропонимание. Согласно такому взгляду Космос является непрерывно изменяющимся целым, в котором в различных формах предстает неизменное и самотождественное первоначало. Бытие понималось как вечное, неизменное, недоступное чувственному восприятию, умопостигаемое. Философия главным образом развивалась как натурфилософия, предметом ее изучения являлось бытие, исследование которого связывалось с поиском первопричин мира в его противоречивой целостности, гармонии и др. Это обусловило представление о том, что нравственное совершенствование человека происходит благодаря его связи с общественным целым. Философия считалась средством, способствующим формированию как добродетельного человека, так и справедливого государства. Главная функция философии в этот период – мировоззренческая. Философия Средних веков (V–ХV вв.) Философия этого периода связана с распространением христианства и характеризуется преобладанием монотеизма (единобожия), что отличает ее от греческой философии, преобладающим мировоззренческим основанием которой был политеизм (многобожие). Познание мира и раскрытие тайны бытия обусловливается процессом постижения Бога. Преодолевается дуализм противоположных начал, свойственный античной философии. Основополагающим для философии и миропонимания становится монистический принцип, согласно которому Бог – это одно абсолютное начало, все остальное является Его творением. Для философии Средних веков предметом исследования являлся Бог, при этом богопознание предполагало познание человеком как бытия, так и самого себя. Теоцентризм (греч. theos – Бог) был основополагающим представлением для средневековой онтологии. Согласно теоцентрическим представлениям, Бог есть первопричина и первооснова мира, Творец, источник бытия, блага и красоты. Высшей целью жизни человека считалось служение Богу. Изменилось представление о назначении философии, которая стала рассматриваться как «служанка богословия». Догматизм, характерный для христианской религии Средних веков, привел к тому, что философы в построении своих размышлений руководствовались Священным Писанием. В теории познания главная роль отводилась вере и религии, а не знанию и науке. В основе средневековой философии лежали следующие п р и н ц и п ы: – креационизм (сотворение Богом мира из пустоты); – провиденциализм (история человечества – заранее продуманный Богом план для спасения человека); – символизм (умение видеть скрытое значение в обыденном); – реализм (Бог есть во всем: в вещах, словах, мыслях). Основными н а п р а в л е н и я м и западной философии Средних веков являются патристика и схоластика. Патристика (от греч. pater (patros) – отец) представляет собой совокупность доктрин Отцов Церкви – христианских мыслителей II–VII вв. Это доктрины теологического, философского и политико-социологического содержания. Высшей точкой развития патристики является деятельность каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й половине V в. появляются сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита, в которых осуществлена попытка истолкования мира как системы символов. Появление трудов Иоанна Дамаскина заложило основы схоластики. Схоластика (лат. scholastiea – школьный, ученый) – тип религиозного философствования, в котором соединены догматика и рационалистическое обоснование при опоре на формально-логические методы обоснования. В целом для средневекового мировоззрения характерно стремление человека к нравственности, связанное с идеей почитания Бога и служения Ему и пониманием высшей цели человеческой жизни как подражания и уподобления Ему. Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.) Философия Возрождения развивалась во взаимодействии с искусством и зарождающимися капиталистическими отношениями в Западной Европе. Новый тип экономических отношений способствовал формированию антропоцентрической философии и таких направлений философской мысли, как гуманизм, антропоцентризм, неоплатонизм, мистицизм и др. Предмет исследования философии Возрождения – человек и природа, что воскрешает античные натурфилософские воззрения и представления о свободном и гармоничном человеке. В отличие от личности в древнегреческом понимании личность эпохи Возрождения творит сама себя, свою судьбу и мир, ничем не ограничена в своих замыслах и проявлениях. В эпоху Возрождения философское исследование мира базировалось на принципах тождества микро- и макрокосмоса и целостного рассмотрения природы, что привело к развитию диалектического понимания борьбы противоположных начал как источника изменений в природе, обществе и человеке. Философия Возрождения рассматривает человека как высшую смыслообразующую ценность. Человек становится центром мировоззренческой перспективы, а внутренний мир человека – призмой, через которую постигается мир. Происходит отказ от аристотелевоптолемеевского объяснения устройства мира. Философия эпохи Возрождения фактически начинает освобождение философии и естествознания от теологии и развивает гуманистические идеалы ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Человек – это творец своего земного бытия: он способен познать мир и обратить во благо богатство окружающего мира. Критерием оценки социальных институтов становится идея блага человека, а принципы равенства, справедливости, человечности рассматриваются как желаемая норма отношений между людьми. М. Лютер, Ж. Кальвин и другие философы эпохи Возрождения воплотили в жизнь проект Реформации (от лат. reformatio – преобразование, исправление), согласно которому не признается принципиальная разница между мирянами и духовенством, поскольку Церковь должна быть общиной верующих, союзом братьев во Христе. Провозглашается личная ответственность человека перед Богом, без посредника – церковной иерархии. Божественное предопределение обусловливает непосредственное, персональное отношение каждого человека к Богу, личную вину и личную ответственность. Спасение души достигается чистосердечным раскаянием и верой. Священное понимается реформаторами не как вещь, которую в церковной практике индульгенций можно было дать или продать, а в крестовых походах – отнять, завоевать. В дискуссии о таинстве евхаристии (причастия) в учении римско-католической церкви утверждается субстанциональное присутствие Христа в Святых Дарах, а в учении Лютера воспринимается лишь верою в него, отсутствие веры лишает Святые Дары благодатной силы. Реформаторами отвергается рукоположение – таинство передачи священнослужителям особой (апостольской) благодати, так как Божественная благодать равно дается всем в таинстве крещения. Этико-политические проблемы решаются в традиции Аристотеля и Цицерона. Предложены первые социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла), в которых развиваются основные принципы и варианты построения идеального общественного устройства. В политической мысли эпохи Возрождения развиваются два основных течения: 1) республиканское (Э. Ла Боэси, М. Монтень, И. Альтузий), отстаивавшее городские вольности и идею суверенитета, и 2) абсолютистское (Н. Макиавелли, Ж. Боден), обосновавшее необходимость сильной монархической власти. 27 Гуманизм в гражданский сфере включает в себя идеи патриотизма, служения государству, общественной активности. Общественная активность рассматривается как путь нравственного совершенствования отдельных граждан и общества в целом. Представление об общественной активности включает в себя, с одной стороны, подчинение частных интересов граждан общему благу, с другой – идею наиболее полного раскрытия способностей личности благодаря ее участию в общественной жизни. Философия Нового времени (XVII–XIX вв.) Предметом своего анализа философия этого периода делает сознательную активность человека, что обусловливает приоритет гносеологической проблематики, системное оформление первых теорий познания и приводит к формированию типа науки, который был назван классическим. Философским направлением, преобладающим в эпоху Нового времени, становится наукоцентризм. Для данного направления характерны приоритет науки и разума, познавательный оптимизм, понимание человека как деятельного, активного субъекта. Конец XVI – начало XVII в. в Западной Европе – это время кризиса феодализма, а также ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии. В результате научной революции, произошедшей в этот период, возникает новая картина мира. Научная картина мира в XVII–XIX вв. – механико-математическая, для которой главным требованием к истинности знания становится эксперимент: «Новая наука полагается на опытные основания, ее методом становится эксперимент, позволяющий соединять теорию и факты, науку и технику, новая наука реализует себя как социально значимый вид деятельности и в силу этого является контролируемой и проверяемой, при этом она вырабатывает отвечающий всем этим интенциям особый язык»9 . Теория органически соединяется с экспериментальными методами исследования природы, которые начинают носить планомерный характер. «...Новоевропейская наука полагается на опыт в строгом смысле слова, и этим опытом является эксперимент». Наука Нового времени и соответствующая ей рациональность считаются классическими, заложившими основы современного типа научного мышления. Следовательно, обращение к особенностям классического типа научного мировоззрения необходимо для осмысления современной науки и соответствующего ей типа рациональности. Основания классического типа научного мировоззрения: «а) онтологические (механицизм, детерминизм, натурализм); б) гносеологические (нацеленность на производство объективно-истинностного знания, теоретическая и эмпирическая верифицируемость, представление о субъекте как активном деятельностном и преобразующем начале); в) методологические (признание универсального метода объяснения явлений окружающей действительности, сочетание теоретических методов с экспериментальными исследованиями, становление методологии анализа и строгой количественной оценки)». Философию Нового времени принято называть классической. Главная мировоззренческая установка этого периода заключается в признании разума высшей инстанцией. Для философов Нового времени важнейшими были проблема определения достоверного источника человеческих знаний, а также вопрос о роли в процессе познания чувственных и рациональных форм познания. «Объектом изучения в новоевропейской науке становится сама действительность» Основные н а п р а в л е н и я философии данного периода – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – философское направление, для которого характерно признание чувственного опыта как основного источника познания, что предопределяет значимость индуктивного метода (Д. Юм, Дж. Беркли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Это сближает данное философское течение с сенсуализмом (лат. sensus – чувство, ощущение), который трактует чувственные формы познания как приоритетные когнитивные процедуры, а сенсорный опыт рассматривает как семантически исчерпывающую основу познавательного процесса. Д. В. Котелевский дает следующую оценку понимания опыта в традиции эмпиризма: «Эмпиризм, собственно, и закладывает основания понимания опыта как центральной категории, обосновывающей достоверность познания как такового как в рамках эмпиризма, так и во всей последующей классической философии и науке. С точки зрения эмпиризма, опыт или, точнее, его воспроизводимость позволяет зафиксировать объективные структуры бытия. Ф. Бэкон пишет, что «истинная причина и корень всех зол в науках лежит в одном: в том, что мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума, возносим их и не ищем для них истинной помощи». Бэкон обозначает два пути «для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный». Бэкон определил источники человеческих ошибок, которые мешают на пути к истинному познанию, назвав их «идолами рода», «идолами пещеры», «идолами площади» и «идолами театра». Рационализм (лат. rationalis – разумный) – философское направление, в противоположность эмпиризму утверждающее ограниченность чувственного опыта и автономность разума. Для рационализма в вопросах познания характерен приоритет разума. Так, Р. Декарт для поиска истины предлагал «отбросить как безусловно ложное» все, в чем есть малейший повод к сомнению, и «посмотреть, не останется ли после этого в ... воззрениях чего-либо уже вполне несомненного». По Декарту, претензии чувственного восприятия, философии или логики не могут обладать особым статусом обоснованного и достоверного знания: «Новоевропейский способ толкования опыта сводил его к тождеству, к самоидентичности. В результате опыт – это то, что преподносилось как вневременное по своей сути, опыт понимался как находящийся за пределами временного развертывания. Ведь опыт всегда тождественен себе, подлинный опыт не зависит от времени, а значит, естественно полагать, что он равен себе. Это равенство понималось как равенство конкретных опытов и как равенство всеобщего знания, которое в конечном итоге находит подлинные формы опыта». Декарт переносит фокус познавательного анализа на самого человека: истина «Я мыслю, следовательно, я существую» была принята им как первый принцип философии. Для Декарта ключевым становится вопрос о существовании того, что могло бы без всякого сомнения быть принятым за очевидное и определенное: «…речь идет о законодательстве разума как той внутренней инстанции, которая в онтологии субъекта выступает “представителем Абсолюта” и соответственно основанием всего существующего. Именно поэтому можно утверждать, что отношение разума и опыта в человеческом познании (в том виде, как оно мыслится в новоевропейской философии) асимметрично: разум выступает судьей и в отношении истин опыта, и в отношении самого себя (истин “чистой мысли”)». Как отмечает М. Х. Хаджаров, «здесь очевидно, что деятельность мышления, то есть процесс мыслеобразования, предшествует осознанию факта существования. Существование относится к разряду онтологических категорий и характеризует бытие человека. Мышление как первичное предшествует телесному, материальному, хотя и рассматривается как самостоятельная сущность (субстанция). Несмотря на акцентирование внимания в процессе познания на человеке и его способностях познания, научное мировоззрение Нового времени предметно: «Все, что попадает в поле зрения науки, должно быть представлено в виде предметных отношений. Из сказанного следует, что отличительной чертой классической науки является ее предметность…» . Социальные преобразования конца XVIII в., которые произошли в Германии, а также французская буржуазная революция стали предпосылками возникновения нового типа философии, родоначальником которого принято считать И. Канта. Кант обращается к проблематике познавательных возможностей человека, развивая свою теорию познания в ключе агностицизма и априоризма. По Канту, природа не обладает «разумом», а представляет собой совокупность представлений человека о ней. То, что создано человеком, познаваемо (в отличие от хаотического и незакономерного мира явлений). Согласно учению Канта, существуют мир явлений и мир «вещей в себе». Человек может взаимодействовать только с миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен человеку, он непознаваем. Все знания человека связаны с миром явлений, т. е. с собственными представлениями человека. Заслугой Канта стало то, что он первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Его идеи нашли более глубокую разработку в философии Г. В. Ф. Гегеля. Разумности действительности и разумности научного познания, по Гегелю, взаимообусловленные начала: кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно. Основным положением гегелевской философии является признание разумности действительного начала и действительности разумного начала. Классическая немецкая философия находит свое завершение в материализме Л. Фейербаха (1804–1872). В учении Фейербаха мышление понимается как свойство мозга человека, в деятельности которого органически связаны духовное и материальное начала. Мышление, духовное является производным от материи. Фейербах определял свою философию как «философию будущего», поскольку ее предметом стал человек, а философия, следовательно, стала антропологией (учением о человеке). Человек в концепции Фейербаха – это субъект, телесное, универсальное и родовое существо. Фейербах сфокусировал внимание на природно-биологическом начале в человеке, которым пренебрегал немецкий идеализм после Канта. Современная философия (XX – начало XXI в.) Эта философия представлена как рациональными, так и иррациональными направлениями. Философскими направлениями, основополагающим для которых служит рационализм, являются марксизм, структурализм, позитивизм и др. Иррациональное основание у таких философских направлений, как экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, русская религиозная философия и др. В конце XIХ в. начинается становление неклассического типа философии, а с середины ХХ в. – постнеклассического. Для неклассической философии характерно понимание предмета познания как конструируемого, т. е. он не дан исследователю, в силу чего обладает имманентной релятивностью. Абстрактный субъект классической философии и науки замещается конкретными индивидами, а выявление характеристик абстрактного объекта – поиском ресурсов интенсивной практической деятельности с объектами. Преобладание семантико-аксиологического направления философствования приводит к изменению субъект-объектной связи в направлении преодоления жесткой дихотомии субъекта и объекта. Постнеклассический тип философствования критически относится к жесткой бинарной оппозиции субъекта и объекта и стремится преодолеть жесткие бинарные оппозиции как таковые. Неклассическое философствование связано с кризисом классического типа мышления и его преодолением. Однако кризис возник изначально не в самой философии, а на границах взаимодействия философии и науки в связи с появлением объектов, экспериментальная деятельность с которыми и теоретическое осмысление которых привели к изменению привычных познавательных форм. Объектом неклассической науки стал микромир, что требовало разработки иной методологии исследования, отличной от изучения объектов макромира в рамках классической науки. В связи с формированием теории относительности и квантовой механики в философии науки постулируется: – вероятностность мира с точки зрения человеческого познания, а в основе вероятности неизбежно лежит множество случайных событий; – невозможность единственного непротиворечивого описания большинства объектов в связи с тем, что многие из них наделены взаимоисключающими свойствами, поскольку их проявление зависит от условий их познания и наблюдения, что, в свою очередь, зависит от типа прибора; – относительность истины, но и ее зависимость от условий познания (наблюдения), что оказывает значительное влияние на результат познания и не может быть исключено из описания эксперимента в принципе. 34 В конце ХIХ – начале ХХ в. формируются и развиваются различные ф и л о с о ф с к и е н а п р а в л е н и я: – «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), для которой главная роль в формировании сознания и поведения человека принадлежит не разуму, а воле к жизни, по А. Шопенгауэру, воле к власти, по Ф. Ницше, интуиции, по А. Бергсону; – позитивизм и неопозитивистские течения (О. Конт, Б. Рассел, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн), ограничивающие процесс познания «положительным» знанием, т. е. знанием конкретным, фактическим, опытным, и отрицающие практическую значимость метафизического типа познания, который является общетеоретическим; – критический рационализм (К. Поппер), ключевым понятием которого является фальсификация (потенциальная опровержимость); – философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), для которой практика является критерием истины и смысловой значимости; – феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), которая критикует натурализм и психологизм и ставит задачу беспредпосылочного описания опыта познающего сознания и выделения в нем (в опыте) сущностных черт; – герменевтика (Х. Гадамер), главным вопросом которой является вопрос о том, как возможно понимание; – философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден) как учение о человеке и его бытии с точки зрения самого бытия человека; – экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр), который, обращаясь к проблеме критических и кризисных ситуаций, утверждает смысл человеческого существования в самом существовании, признает высшей ценностью бытие и жизнь; – структурализм (К. Леви-Строс), для которого характерно стремление обнаружить глубинные, скрытые механизмы систем, неосознаваемые структуры за сознательным манипулированием знаками, словами, образами и символами, и постструктурализм 35 (Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Делез), утверждающий децентрализованность структур, акцентирующий внимание на том, что выводит за пределы самой структуры; – психоанализ (З. Фрейд, Г. Юнг, А. Адлер, Ж. Лакан), в рамках которого с помощью концепции бессознательных психических процессов и мотиваций получили объяснение индивидуальная деятельность человека и социальные явления; – русская религиозная философия (Вл. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский), для которой характерен идеал целостности, воплощающий единство духовных сил человека (нравственных, религиозных, эстетических, чувственных, рациональных), приоритет нравственных ценностей, идеал соборности как единства людей на основе их любви к Богу и др. 1. Исторические типы философии. Античная философия (6 век до н. э. – 6 век н. э.). Характерная черта – космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве. Средневековая философия (6 – 14 века). Для средневековой Европы был характерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно церковь (римско-католическая)захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии. Философия эпохи Возрождения (15 – 16 века). Раннебуржуазное общество, культуру которого определяло новое прочтение (возрождение) античного наследия. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм. Философия Нового времени (17 – 19 века). Философы в своих трудах ориентируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику. Эпоха промышленных революций привела к бурному развитию механики. Абсолютизация законов механики породила такое течение в философии как механицизм. Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов французского Просвещения создается теория общественного договора, объясняющая происхождение и сущность государства. Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями которой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ. Философы-классики как бы достроили здание философии верхними этажами. Классическая философия оказала огромное влияние на всю философскую мысль 19 и 20 веков. Философия 20 века характеризуется новым этапом в развитии европейской философской мысли и связана с такими течениями как экзистенциализм, гер- 8 меневтика, феноменология, прагматизм, структурализм, постмодернизм и др. Философские школы 20 века продолжают развиваться и в настоящее время. 2. Античная философия. Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия (космологизм и натурфилософия). Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философия мыслилась как наука о причинах и началах всего сущего. Философы ищут первоначало, из которого все произошло. ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.) считает таким первоначалом воду; АНАКСИМЕН – воздух; АНАКСИМАНДР первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову бытия он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию. Философы из г. Милета впервые поставили вопрос «Из чего все?» Великий диалектик античного мира ГЕРАКЛИТ считал первоосновой всего огонь. ПИФАГОР (конец 5 века до н.э.) ищет первоначало не в конкретном веществе, а в числах. "Все есть число". Число у Пифагора не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по его мнению, определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры". Дальнейшее движение античной мысли приводит к атомизму. ДЕМОКРИТ впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов (атом в переводе с греческого – неделимый). Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно увидеть настолько они малы. Но атомы различны по форме и, соединяясь в различные конфигурации, образуют вещи и предметы, которые мы воспринимаем. Великий мыслитель античности ПЛАТОН полагал, что мир подразделяется на истинный и обычный. Истинный мир Платон ищет за пределами реального (обычного) мира. Наш мир – это мир вещей, это мир, где все возникает и гибнет, где все непрочно, несовершенно. В природе все возникает на время и гибнет навечно. Должен быть некий иной мир вечных постоянных сущностей (идей). Это истинное бессмертное, неделимое, вечно покоящееся бытие, постигаемое разумом (душой). Бессмертная душа до вселения в тело человека пребывает в том, потустороннем мире, в царстве чистой мысли. Наши знания есть не что иное, как воспоминания нашей души о том, с чем она знакомилась в мире идей.
    2.Традиционные разделы философии и составные части современной философской науки.

    Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, праксиология, аксиология Онтология (греч. оn, ontos — сущее, logos— учение) — философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

    Предмет современной философии науки сущность, структура, методы и закономерности развития реальной науки. Он шире предмета традиционной или классической философии науки, который ограничивался исследованием науки только в плане изучения ее познавательных особенностей. Соответственно структура современной философии науки также существенно шире, чем структура классической философии науки (эпистемологии). Структура современной философии науки представлена следующими разделами: онтология наукиэпистемологиясоциология науки, праксеология науки, культурология науки, аксиология науки, антропология науки. Только синтез всех указанных выше аспектов позволяет создать достаточно полную и адекватную общую модель современной науки.

    1. Практический смысл изучения философии.

    Часто студенты спрашивают: зачем менеджеру (банкиру, про-граммисту, врачу, юристу, лингвисту, инженеру, учителю и т.д.) изучать философию? Насколько она необходима им в их будущей профессии? Ответить можно так: философия необходима прежде всего в жизни человека, которая вовсе не исчерпывается выполнением профессиональных обязанностей. Хотя вместе с тем достижение и профессиональных вершин предполагает овладение культурой и принципами мышления, особым отношением к действительности и деятельности, чему, собственно говоря, и учит философия.

    Итак, что же она дает человеку?

    Познание общих законов и принципов мироздания.

    Осознание своего места в мире и целей своего бытия.

    Выявление истинных ценностей и ориентиров, т.е. осмысление того, как надо правильно (без иллюзий, без заблуждений, без страданий и т.д.) жить.

    Освоение синтетического диалектичного мышления, т.е.способности видеть любую проблему целиком, во всей противоречивости и многообразии ее сторон, что позволяет глубоко осмысливать и плодотворно решать эту проблему.

    Позволяет использовать достижения философской мудрости для самосовершенствования.

    Укрепляет внутренний духовный «стержень» личности и развивает способность стойко переносить и преодолевать жизненные трудности.

    1. Позволяет человеку возвышаться над ограниченностью современных ему познаний и заглядывать в будущее.


    Контрольные вопросы и задания:

    1. Назовите основные разделы философии.

    2. Определите отличие объективного идеализма от субъективного.


    ЛЕКЦИЯ 3.

    СОЗНАНИЕ, ДУША И ЯЗЫК.
    Основные вопросы лекции:
    1.Основные философские концепции происхождения и сущности сознания. Антропосоциогенез.

    2. Структура сознания: самосознание и подсознания и их функции.

    3. Основные концепции бессознательного в философии (Фрейдизм и неофрейдизм).

    4.Национальное самосознание в контексте духовной модернизации современного Казахстана.

    1. Проблема происхождения сознания является одной из глобальных философских тем, которая не может иметь окончательного решения, но всегда побуждает к поиску истинного ответа. Это «сквозная» тема онтологии, гносеологии, антропологии, т.к. она выражает сущностную характеристику бытия человека в мире.

    Среди всего многообразия философских концепций по этой теме можно выделить два основных подхода. С точки зрения одного из них - субстанциальноговесь мир представляет собой осмысленную реальность. Такова фундаментальная идея субстанции как первоосновы разумно организованного Космоса в философии досократиков. Человек как микрокосм включен в единый порядок бытия и пребывает в состоянии соответствия, гармонии с ним.

    Эта идея получила развитие в обосновании двойственной природы бытия (чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого) в философии Демокрита и Платона. У Демокрита мир - разумно организованная телесно-чувственная субстанция и человек - «умное тело» среди других чувственно-воспринимаемых вещей. У Платона мир - идеальная субстанция, воплощенная в пространственно-телесной форме, и человек - «живая душа», припоминающая свое единство с «миром идей».

    Синтезом этой идеи в античности стала философская система Аристотеля, в которой выделяются разные уровни бытия, где наряду с природой существует сущее, идеи пребывают в вещах, идеальная форма организует материю. И человек — это синтез природно-чувственного (тела) и божественно-сверхчувственного (ума).

    Новый поворот в теме субстанциальности сознания произошел в средневековой христианской философии. Она исходит из начальной двойственности, иерархичности божественного и природного, сущности и существования, которые едины только в Боге — Абсолютной Личности. А в мире это единство пребывает как возможность, открывающая беспредельное пространство личной свободы для осуществления. Субстанциальность сознания обретает историческое направление. Положение человека в мире трагически противоречиво. Он находится в состоянии неустойчивого равновесия между Богом и природой. В сущности («внутренний человек») он един с Богом, а в существовании («плотский человек») он противник Бога. Обретение субстанциального единства с Богом - это личная история, духовная задача человека, решение которой не зависит от внешних обстоятельств, не нуждается в объективных доказательствах, а связано только с актом веры - внутренним личным контактом с Богом.

    В эпоху Возрождения субстанциальность сознания реализуется в идее пантеизма - тождества природы и Бога. Природа, по выражению Дж. Бруно, «...есть не что иное, как Бог в вещах». Человек - высшее достижение природы, способное через свое тело и свою душу постичь красоту и божественную гармонию свободной творческой активности природы. Субстанциальность сознания обретает многонаправленность. Достоинство человека заключается в богатстве его индивидуальности, многообразии деятельности, творческих способностях. Развитие человека не имеет единого направления, не связано никаким божественным законом, а является свободным определением абсолютной человеческой индивидуальности.

    Сознание является сложным феноменом. Многогранность и многоаспектность проблемы сознания делают его объектом изучения множества наук, таких как философия, психология, биофизика, физиология и т.п. В философии сознание в основном трактуется как проблема человеческого бытия, поскольку сознание – то, что отличает человека от других живых существ. Сознание является продуктом развития человека и общества. Оно формировалось в процессе обособления человека от животных в течение 2,5–3 млн. лет. Под сознанием понимается основное свойство человеческого бытия, состоящее в способности «быть со знанием», т.е. «знать о своем знании». Сознание отличается от психики, человек – от животного именно наличием рефлексии – направленностью мышления и отражения на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Как и животное, человек обладает психическими функциями (ощущение, восприятие. представление, память), но специфика человеческого бытия в том, что эти функции осознанные. Таким образом, можно сказать, что сознание – есть «узнавание» себя в жизнедеятельности. Свойственное человеку особое состояние сознания делает доступным ему одновременно и собственный внутренний мир, и окружающий внешний мир, поскольку сознание – способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. В субъективном мире человека (в сознании) происходит: Основные понятия: бытие, идеальное, интуиция, культура, мышление, общество, объект, отражение, познание, рациональный, реальность, рефлексия, сознание, субъект, сущность, ценность, чувственный, явление – воспроизведение реальности в виде мысленных образов; – адекватное и активное отражение внешнего мира; – связывание вновь поступающих впечатлений с прежним опытом; – выделение человеком из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; – соединение индивидуального смысла и общего значения. Подчеркнем, что сознание есть способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделеными от непосредственных контактов с предметами и людьми. Данные образы рассматриваются в качестве условий, средств и ориентиров поведения. Под сознанием понимают высшую форму психического отражения действительности общественно развитым человеком. А.Г. Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Жизнь сознания – переход за границы биологических возможностей человека или только физических свойств предмета в мире человеческих взаимодействий, средств человеческой деятельности и культурных форм. Выделяют несколько источников сознания. 1. Внешний предметный и духовный мир. Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. 2. Социокультурная среда. Частью сознания становятся общие понятия, эстетические и этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества. 3. Духовный мир индивида, его опыт. Человек способен в отсутствие внешних воздействий конструировать, продуцировать разнообразные оригинальные переживания и образы. 4. Мозг. Эта макроструктурная природная система, которая обеспечивает на клеточно-тканевом уровне осуществление общих функций сознания. Состояние сознания зависит от его условно-рефлекторной деятельности, биохимической организации. 5. Космическое информационно-смысловое поле. Ряд исследователей считает сознание индивида одним из звеньев некой единой космической системы. Итак, источником сознания является объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. Структура и функции сознания А.В. Иванов выделяет в структуре сознания четыре сферы. Правое полушарие Левое полушарие головного мозга головного мозга I – сфера телесно-перцептивных способностей: ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле, о взаимодействии с внешним миром. II – логико-понятийный компонент сознания включает в себя аналитикосинтетическиемыслительные операции. С помощью мышления человек выходит IV II III I за пределы непосредственных чувственных данных, проникает в сущность объектов. I и II сферы образуют познавательную составляющую сознания и связаны с левым полушарием головного мозга, которое является доминантным по речи и интеллекту, управляет правой рукой. III – эмоциональный компонент сознания: личностные, субъективнопсихологические переживания, воспоминания, предчувствия. В эту сферу включают чувства, эмоции, инстинктивно-аффектные состояния (симпатии и антипатии; гнев, восторг; смутные видения и пр.). IV – ценностно-мотивационная сфера содержит мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции. III и IV сферы образуют ценностно-эмоциональную составляющую человеческого сознания и связаны с правым полушарием головного мозга, которое воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками. Указывается, что правое полушарие дает образ для мышления, а левое мыслит. Функции сознания. Важнейшей функцией сознания является отражательная функция. Отражение есть всеобщее свойство материи. Оно определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Сознание, таким образом, выполняет информационную функцию, поскольку предполагается активное использование результатов внешних воздействий. Сознание осуществляет коммуникативную функцию, т.к. участвует не только в адекватном отражении внешнего мира, но и в установлении разнообразных связей с ним.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта