Философия. рус. ЛЕКЦИИ. 3. Лекции по дисциплине Fil 2102 Философия (для всех специальностей ату) Форма обучения очная
Скачать 0.5 Mb.
|
Истина и заблуждение. Критерии истины.Вопрос об истине является основным вопросом гносеологии. Все человеческое знание ориентировано на достижение истины. В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное место среди разнообразных видов оценки знания занимает оценка его с точки зрения истинности или ложности. «Истина» как гносеологическое понятие характеризует отношение знания к реальности, точнее, к некоторому ее фрагменту, составляющему предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему определению: истина — это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет ряд характеристик. 1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта — нет самого знания. 2. Истина характеризуется как относительная и абсолютная. Представление о том, что истина достигается не сразу, целиком, что постижение истины есть процесс сложный и противоречивый, формировалось постепенно. Под абсолютной истиной понимается знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как предел, к которому стремится наше познание, как идеал познания. Под относительной истиной понимается приблизительное знание, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания, это неполное знание о предмете. В процессе человеческого познания проявляется диалектическая взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина складывается из относительных истин. В свою очередь, относительные истины в процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу. Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно» истины абсолютной. Пределы познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. 3. Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени и многими другими обстоятельствами. Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения : погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. Заблуждение — непреднамеренное искажение результатов познания или исследования. Это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Заблуждения объективно присущи любому процессу познания и обусловлены следующими причинами: сложностью решаемых проблем; сложностью предмета познания; сложностью выражения знания в знаковых формах; ограниченностью информации; свободой выбора путей познания; неразвитостью инструментария науки и т.п. Ложь – это сознательное искажение образа объекта Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины, способ проверки и обоснования знания. В ходе развития философии предлагался ряд критериев истины. Так, Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность. Ряд философов видят критерий истины в общезначимости. Согласно этому критерию, истина есть то, с чем согласны все люди, что общезначимо. Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления». Истинно то, что просто, экономно мыслить. Прагматизм предложил следующий критерий: истинно то, что полезно, выгодно людям. В качестве критерия истины предлагалась внутренняя согласованность мыслей, ценность их и т.п. Все подобного рода критерии страдают субъективизмом. Ясность мыслей, их согласованность и т.п., безусловно, являются важными критериями истины. Однако важнейшим критерием ее является опыт, в особенности опыт, понимаемый в самом широком смысле — как общественно-историческая практика. Практика отличается тем, что она есть объективный критерий истины: в практической деятельности соединяются и соотносятся мысль об объекте и действие над ним. Практика как критерий истины противоречива: она и абсолютна, и относительна. Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что именно практика дает решающую проверку истины. Вместе с тем практика относительна, так как доказывает истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий и с определенной степенью точности. Практика исторически развивается и в каждый данный момент ограничена. Но при всей относительности практики, если она на определенном этапе развития познания подтвердила какое-то представление, то оно содержит в себе объективную истину. Практика — это не только критерий истинности знания. Она выполняет в процессе человеческого познания основополагающую роль, выступая в следующих главных функциях. 1. Практика — это источник познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. 2. Практика — движущая сила человеческого познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Она ставит перед познанием определенные задачи и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познания. 3. Практика является целью познания. Знания нужны для выработки правильной стратегии действий. Эти функции практики подчеркивают значимость ее как критерия истины. |