Главная страница

лекции по философииии. Лекции по дисциплине Философия


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЛекции по дисциплине Философия
Анкорлекции по философииии
Дата04.11.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLekcii_po_filosofii.pdf
ТипЛекции
#769878
страница18 из 27
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   27
качественно от них отличается.
Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенеза в результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка. Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида. В философии принято различать общественное и индивидуальное сознание, однако и то, и другое - общественный продукт, поскольку сознание отдельного человека складывается под влиянием общественного в процессе социализации личности.
Сознание и язык.
Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением сознания возник

и сформировался язык как средство выражения мысли, хранения
информации и общения. В результате эволюция человечества пошла по другой линии, нежели в животном мире: вместо выживаемости за счет инстинктов - выживаемость за счет знаний, накопления и передачи культурного опыта.
На взаимосвязь сознания и языка в процессе эволюции указывал в свое время Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание…».
Сознание человека органически связано с языком как способом
своего существования. Биологическими предпосылками человеческого языка явились двигательные и звуковые формы общения у животных.
Однако у животных существует только первая сигнальная система, на основе которой формируются условные рефлексы. «Язык» животных – это система сигналов, передающих жизненно важную для них информацию: сигналы опасности, сигналы выражающие состояние особи (гнев, агрессию, боль) и т.п.
У человека в дополнение к первой сигнальной системе сложилась
вторая сигнальная система – речь, язык,специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию, отличительная особенность языка проявляется в том, что слова обозначают отдельные
предметы, их свойства и отношения. Именно наличие второй сигнальной системы (языка) позволило человеку «вырваться» за пределы чувственно- воспринимаемого мира и проникнуть в мир сущностей и фундаментальных закономерностей бытия. Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека и общества. Посредством языка происходила передача социального опыта, культурных традиций, норм и правил поведения. Через язык осуществляется связь различных поколений и исторических эпох.
В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и
ее материальный носитель. В рамках современно знаковой концепции языка материальный носитель информации (слово) обозначается термином
«знак», а его идеальное содержание - «значение знака».
Знак – это материальный, чувственно-воспринимаемый объект,
который несет в себе некую информацию. Знаки бывают языковые и неязыковые (знаки-сигналы, знаки-признаки: например, дым – признак огня). Языковые знаки, в свою очередь, подразделяются на естественные и искусственные.
Искусственные языки были созданы специально: системы символов для записи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии, санскрит в Древней Индии для записи ведических текстов, международный универсальный язык эсперанто, созданный в 1887 г. и т.п.

Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определенное значение, исключающее двусмысленность и неопределенность, что особенно важно в научном познании. Введение искусственных языков существенно облегчает понимание научных идей учеными различных стран, превращая науку в поистине интернациональный феномен.
Знаки (слова) естественных языков, которые прошли длительный путь исторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны: каждое слово может иметь несколько смысловых значений, так что содержание его становится понятным только из контекста речи (устной или письменной).
Но в любом языке, искусственном или естественном, сохраняется принципиальная особенность взаимосвязи знака и значения:
- знак – материален и доступен чувственному восприятию другого человека, а содержащаяся в нем информация – нематериальна, то есть, идеальна;
- между материальным знаком и идеальной информацией нет внешнего сходства, поэтому понять (расшифровать) содержание знака может только человек, знающий данный язык, естественный или искусственный.
Языки, как искусственные, так и естественные, выполняют в человеческом обществе целый ряд функций. Они является способом
хранения и передачи социальной информации, средством общения,
средством управления поведением человека, средством выражения и
объективации идеального, орудием мышления.
На связь мышления и языка следует обратить особое внимание: язык – средство выражения и оформления мыслей: выразить свою мысль или усвоить чужую – значит облечь ее в словесную форму. Это происходит даже в тех случаях, когда человек «думает про себя» (феномен «внутренней речи»). Хорошо развитая, правильная речь служит признаком четкости мышления («кто ясно мыслит, тот ясно говорит»).Язык влияет на стиль мышления, но существует и обратная детерминация: влияние типа мышления на манеру излагать свои мысли. Однако было бы неправильно
отождествлять язык и мышление. Их связь носит относительный характер хотя бы уже потому, что у человека одновременно с языковыми могут быть образные формы мышления, проявляющиеся, например, в искусстве. Кроме того, человеческое мышление - универсально (интернационально) и
подчиняется законам логики, а язык по грамматическому строю и словарному составу – национален, его формирование зависит от конкретно- исторических процессов развития каждого народа. Именно универсальный характер мышления позволяет осуществлять перевод с одного языка на другой, делая мысли человека определенной национальности, страны или эпохи доступными и понятными для представителей других народов, наций, поколений.

Сущность и структура сознания
Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и других науках, в каждой из которых термин «сознание» наполняется разным содержанием.
В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?
Субстанциальность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя понятие «сознание» с понятием «душа» («духовная субстанция»). На субстанциальности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р.Декарт).
Материализм, признавая в качестве единственной субстанции материю, всегда трактовал сознание только как ее проявление, свойство. В рамках
материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с
материальными феноменами и процессами, что позволяет получать
информацию о нем через их изучение.
Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах:
- онтологический аспект – во-первых, как особый вид бытия
(идеальное бытие), во-вторых, как свойство высокоорганизованной материи
– мозга;
- гносеологический аспект - как отражение объективной реальности в виде субъективных идеальных образов;
- генетический аспект - как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропосоциогенеза;
- социокультурный аспект - как социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры;
- функциональный аспект – как объективация идеальных образов сознания в речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.
Особенно важной характеристикой сознания считается его
«идеальность». Попытка отождествления сознания с материальными физиологическими процессами была предпринята в
XIX веке представителями «вульгарного материализма» врачами-физиологами
Бюхнером, Фохтом и Молешоттом. Последующее развитие науки показало, что хотя функционирование сознания связано с материальными процессами переработки информации на нейрофизиологическом уровне, отождествлять сознание с ними нельзя. Материальные процессы – лишь основа мысли, но не сама мысль, которая лишена «вещественности»: образом топора дров не нарубить, мыслью о пирожке не насытиться и т.д. Мысль в чистом виде не может изменить материальный объект, для этого она должна
объективироваться («материализоваться») в действиях человека, его словах, в предметах.
С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как
субъективность. Сознание – это всегда чье-то сознание, то есть имеет конкретного материального носителя
– субъекта.
При этом нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному исследованию как элемент объективной реальности, а содержание мыслей – субъективно, принадлежит внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую жизнь.
Как идеальная и субъективная реальность сознание функционирует и развивается по иным законам, нежели материальный объективный мир; человек в своих мыслях может даже нарушать его закономерности, создавая фантастические образы и сюжеты, поведение которых противоречит законам природы. Таковы религиозные представления о сверхъестественных существах и о чудесах, сюжеты фантастики и пр.
В последнее время в науке и философии получает признание
информационный подход к интерпретации сознания, в рамках которого идеальные, субъективные образы сознания трактуются как особые способы получения, хранения и переработки информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители этой информации. С этой позиции, например, влияние мыслей и сопутствующих им чувств и настроений на состояние организма человека интерпретируется как информационное
управление: мысль воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, которые являются ее материальными носителями.
Сознание представляет собой целостную систему. В структуре
сознания обычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, а также самосознание.
Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с выполнением важнейшей функции сознания
– информационно- ориентировочной: сознание – это способ получения информации о мире, позволяющей человеку ориентироваться в окружающей действительности.
Познавательная сфера включает в себя различные познавательные
способности человека, память, которая обеспечивает хранение полученной информации и внимание, которое позволяет сознанию сконцентрироваться на определенном объекте или проблеме.
Эмоциональная сфера включает в себя чувства (удивление, любовь, ненависть, голод, боль и пр.) и аффекты – кратковременные, но сильные и бурно протекающие переживания (ярость, восторг, ужас и пр.).
Волевая сфера сознания - это, прежде всего, воля – способность человека осуществлять свои желания, добиваться поставленных целей; сюда же относят мотивы, потребности, интересы человека, которые «включают» механизм волевых усилий.

Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенные человеком в процессе социализации, а также выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом, ценностные представления
(мировоззренческие, эстетические, нравственные и пр.) и ценностные
ориентации (значимое, существенное или несущественное, второстепенное).
Самосознание - этоосознание человеком своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов своего поведения и т.п.
Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя.
Самосознание предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, оценку своих возможностей, характеристику себя в собственном мнении.Самосознание формируется у человека не сразу и представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования.Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей гендерной специфики, принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем
самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального
явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию
рефлексии(отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.
Все перечисленные выше структурные элементы сознания
взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания: вначале человек осознает свои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие определенным значением и смыслом, испытывая при этом чувства и эмоции. Потом ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с использованием знания методов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. Затем результаты вновь оцениваются и действия корректируются.
Таким образом, элементы сознаниямогут последовательно в процессе деятельности сознания сменять друг друга. В сознании они могут быть в определенной степени автономными друг от друга, но практически их взаимосвязь носит постоянный характер.
Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным. Под бессознательным в широком смысле слова понимается совокупность психических процессов и состояний, не охваченных сознанием субъекта. «Сознательное и бессознательное» стали важными философскими категориями в связи с возникновением, развитием и широким распространением философии психоанализа. Хотя отдельные мысли о наличии в человеке неосознаваемых явлений встречаются у
философов прошлого (у Платона, Декарта, Лейбница и др.), но именно работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций.
Многие выводы психоанализа неоднозначно оцениваются современной наукой и философией, но, не смотря на дискуссионность некоторых идей, философия психоанализа способствует пониманию сложности и неоднозначности такого явления как человеческое сознание.
Вопросы для самоконтроля
1) Какие разновидности трактовки бытия существуют в философии?
2) Как соотносятся между собой понятия «движение» и «развитие»?
3) Чем отличается субстанциальное понимание пространства и времени от реляционного?
4) Чем детерминизм отличается от индетерминизма?
5) Назовите характерные черты закона как типа связи между явлениями.
Лекция 7. Теория познания и основные проблемы методологии
науки.
1. Человек как субъект познания. Познавательные способности человека.
2. Проблема истины и ее критериев в философии и науке.
3. Специфика научного познания Многообразие форм познавательной деятельности.
4. Структура научного познания. Формы и методы эмпирического и теоретического познания.
Задача познания самого познавательного процесса издавна составляет предмет философского анализа, ее решением занимается философская теория познания – гносеология. Как особый раздел философии гносеология изучает источники, закономерности и возможности познания, отношение знаний к действительности. Как уже отмечалось, решением этих проблем, так или иначе, занимались почти все философы с древности до наших дней.
Целью гносеологии является создание общей теории познания, то есть гносеология не должна отвлекаться на особенности познавательных процессов у отдельных людей, или на специфику познания в разных сферах человеческой деятельности. Гносеология стремится выявить общее и
существенное во всех видах познавательной деятельности.

Субъект и объект познания
Познание - это общественно-исторический процесс творческой
деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Особенность человеческого познания — его осознанность. Иначе говоря, познание неразрывно связано сосознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. С точки зрения современной науки такое осознание присуще только человеку.
При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания.
Субъект познанияэто активный элемент познавательного
процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать
отдельный человек, но не как природное, а как социальное существо, поскольку именно общество сформировало его как личность, поставило перед ним познавательные цели и задачи, наделило его техническими возможностями для их решения. Субъектом познания может быть
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   27


написать администратору сайта