Лекции по истпси (страшные, сложные, но мы справимся!)
Скачать 85.87 Kb.
|
Психоанализ. Фрейд Представители того времени соглашаются с тем, что сознание представляет собой лишь только нагромождение этого содержания, но они говорят, что оно определено какой-то полезной функцией, таким образом возникают точки зрения ( Шопенгауэр ) , наше сознание детерминировано какой - о волей к жизни, при этом эта воля к жизни , она для того, чтобы управлять этим самым сознанием, эта воля неизбежно должна помещаться вне сознания, выходит, что воля управляет сознаем, будучи по отношению к ней сопоставленным внешний образом ( Шопенгауэр сравнен с Анаксогором ). Предмет новой школы психоанализа - бессознательное, имеет свои основания между спором между функционализмом ( в рамках психологии сознания - для чего оно ) и структурализмом Вундт (сознанием управляет то , что находится вне). Возникает сфера бессознательного , которая содержит в себе некоторую волевую активность, то именно бессознательное определяет то, что находится у нас в сознании. Для пси. сознания есть совпадения явления и сущности. Психоанализ утверждает, что воля находится вне сознания фактически., что это только видимость, истинные мотивы человека не лежат в сознании. То если сознание представлено нам непосредственно, то мы можем отжать себе отчет, то в сознании происходит, то сфера бессознательно нам непосредственно не представлена, ибо мы не можем его в данный момент осознать, именно бессознательное определяет все те содержания, которые у нас в сознании присутствует. Мы не можем сказать,ч то явления и сущность совпадают. Явления и сущность начинаются разводится, следовательно нам не достаточно ужен тех методов. которые отталкиваются от непосредственной данности сущности, мы должны исследовать некую сущность, данную нам только в явлении. В психоанализе у нас возникают методы косвенные - только по проявлениям в сознании, как «намеки природы» ( Гераклит ), мы должны её понять, что они означают. И эти косвенные методы в психоанализе, были разработанны Фрейдом ( толкование сновидений бессознательные проявления проникают в сознательную сферу трансформируются и формируются, только трактуя их мы можем добраться до истинный причин их появления; метод ассоциаций ( кассации вращаются вокруг какого-то ассоциативного влечения, но никак не называются ). Бессознательное является силой природной по Фрейду, оно содержит в себе природные желания - воля, которая движет животное, которое хочет выжить, размножаться, удовольствие и так далее ). Либидозная энергия ( Фрейд ) - энергия жизни ( Шопенгауэр ) - содержится в бессознательном. Половое влечение есть в либидозной энергии. Фрейд полагает, что главный принцип , по которому существует бессознательное - это получение удовольствия. Однако по Фреду человек отличается от животных тем, что если бы человек был бы полностью предоставлен животному влечению, тогда была бы война всех против всех, поэтому в обществе выработались какие-либо табу, которые препятствует удовлетворению наших желаний. Сексуальное влечение наталкивается на этот соц. запрет, но от этого оно не исчезает, оно лишь только находится в конфликте с этим соц. запретом, значит это желание должно найти какое-то свое выражение, но в превращенной символической форме. У ребенка первоначально сек. объектом является родитель противоположного пола, однако есть запрет на инцест, но ребенок должен удовлетворить свое влечение, но не напрямую, в результате происходит вторичный выбор объекта, ребенок трансформирует свое желание и выбирает себе в качестве секс. объекта человека, несказанного с ним родством, но выбор объекта противоположного пола не является случайным, это обусловлено природой этого влечения, выбор объекта производится не безразлично первому объекту, прибывшие вторичного объекта, человек таки образом замечает первичный объект. С одной стороны есть сфера бессознательного по Фрейду - «оно» ( мотивационное начало ) , есть сфера «сверх-я» ( табу и запреты - регулирующей начало ) и есть «я» ( подчинено принципе реальности - для того, чтобы все таки удовлетворить желание оно в реальности, нужно это реальность каким-то образом воспринимать => эта структура я для того и образуется, чтобы в этой реальности находить те, объекта для удовлетворения потребностей оно - познавательные процессы ). Психоанализ говорит, что у человека в начале нету дифференциации полов, оно возникает только на этапе развития. Это происходит из-за того , что родители чаще всего противоположного пола, изначально человек бисексуален. «Влечение к пачке сигарет, которые она курила» - Скво Сознание трактовать раньше как механическая совокупность каки-то идей, а тут человек начинает восприниматься как что-то живое. Живое имеет принципиальную активно текучесть и подвижность, поэтому она оказывается приспособляемой к различному состоянию среды. Секс. энергия динамична. Способ удовлетворения секс. энергии оказывается разным. Сублимация. Любое достижение человека - искусство - это лишь превращенный способ выражения желания. Эти три структуры личности не совпадают с делением - бессознательное и сознание. В «я» есть бессознательные мотивы, в «сверх-я» тоже есть бессознательные мотивы, а «оно» бессознательное. Переход между «оно» и «я» и между бес. и созн. является весьма драматичным, ибо сознание защищается настолько, что вообще не допускает бессознательное влечение в себя, и поэтому по Фрейду возникает невротические симптомы , ибо это завуалированный способ проникновения желания в сферу сознания. Симптом - символическое выражение бессознательного влечения. ТО, когда возникает это симптом, который является «стоп сигналом» ( отнятие руки, при желании кого - то убить ). С помощью метода психоанализа мы познаем причину симптома, познаем это желание , бессмысленно запрещать «оно» желать, выходит , если мы осознаем какое-то влечение м моем найти любой способы удовлетворения, который является приемлемым в рамках общественной морали. Спиноза - свобода, есть познанная необходимость. Только самопознание истинной причины позволяет нам организовать эту причину иначе, получается , что человек не перестает действовать по причинным законам, они просто выражаются другим способом. Психоанализ устроен ассоциативно изначально и он подчиняется принципу реальности. В какой-то степени у Фрейда сохраняется дуализм Декартовский. «Мы проходим концепции, потому что они претендуют на универсальность.» - Скво Бихевиоризм Следующая школа - в начале 20 века - бихевиоризм. Основная причина возникновения - критически относится к пси. сознания. Джон Уотсон - батя. Критика пси. сознания - критика металлическая. Сам метод интроспекции не вяжется достоверным, значит сознание не является тем предметом, который можем изучать научно. Уотсон говорит , что если метод интроспекции не показывает сущность в явлений, сознание доступно непосредственно, а доступно будет посредственно то, что будет видно каждому со стороны, даже если не увидим, можем заснять, записать поведение. Уотсон говорит, что должны совпадать явление и сущность. Предметом является поведение - внешне наблюдаемое поведение человека , а значит метод - внешнее наблюдение, в отличи интроспекции. Он говорит, что сознание существует на 50/50, но из-за того, что не можем изучать её так, чтобы совпадала явление и сущность. Эта школа для Скво не является какой-то иной школой, ибо ничего она не предлагает по существу. Элементы поведения - стимул и реакция , организм выдает определенную реакцию в ответ на внешний определенный стимул , эта связь однозначна, ибо определенный стимул вызывает определяют реакцию. Связь между стимулом и реакции механическая. Метод бих. - наблюдение. Когда Вундт обсуждает предмет псих. , говорит, что не можем изучать только внутр опыт, но и толко внешний, мы должны изучать то, что стоит между , соединят их. У Уотсона тоже дуализм. Методом образования сложных форм поведения указываются сложные рефлексы. Формирование условного рефлекса : есть некоторый безусловный стимул, вызывает безусловную реакцию, и есть условный стимул, при сочетании двух стимулов происходит такое что, происходит условный стимул, а реакция будет такая, как будто был безусловный стимул. Вот это все просто названная биологически и физиологически принцип ассоциации. Бих. дяди и тети меняют слова , но воспроизводят все основные принципы пси. сознания, ибо они её не понимали по сути ( Уотсон по крайней мере ). Уотсон переинтерпретировал все процессы. То есть восприятие - определенная форма поведения ( тактильное восприятие , движение глаз ), внимание - фокусировка на чем-то. Еще одной формой усвоения сложно поведения - метод или принцип проб и ошибок, «проблема ящик» - замкнутое пространство , (Эдвард Ли Торндайк ) в нем есть некоторый механизм, открывающий дверь наружу, пылилась изучить как происходит процесс изучения, он запускал туда кошку, она сначала не могла понять, как выйти, у нее было большое кол-во ошибочных проб, после многократных проб, она задевает рандом штуку, и ящик открывает, и вот так повторяем раз сорок, выходит что кол-во ошибок сокращается, а правильная проба возникает быстрее, Эдвард Ли Торндайк делает вывод, что такова природа нашего мышления в целом, ибо это научение какому-то отдельному навыку. В классическом бихевиоризме - принцип проб и ошибок и принцип классического обуславливая - создание сложный понятий. |