Лекции раскрыть содержание понятия философия истории
Скачать 318.77 Kb.
|
Тема 11: Философия Истории Цели лекции: - раскрыть содержание понятия «философия истории»; - рассмотреть основные модели исторического процесса, относящиеся к линейно- формационному процессу; - определить специфику цивилизационного подхода к историческому процессу. План: 1. Философия истории как раздел социальной философии. 2. Линейно-формационный подход к историческому процессу. 3. Цивилизационный подход к историческому процессу. Вопрос 1. Философия истории как раздел социальной философии. Важной частью гуманитарного образования в высших учебных заведениях является философия истории. Как мы знаем, философия состоит из различных разделов, которые изучают человека, природу и общество. Один из разделов философии – социальная философия исследует те проблемы, которые напрямую касаются развития общества. В её состав входит философия истории, которая изучает более узкий круг проблем, связанных с историческим процессом. Философия истории и социальная философия имеют общий объект изучения – общество. Различия этих дисциплин заключается в предмете изучения. Если предметом философии истории является исторический процесс, то предметом социальной философии выступают наиболее общие закономерности и проблемы развития общества и человека в нём. Если социальная философия стремится осмыслить сущность общества, понять его особенности и найти отличительные черты социальной реальности от природной, тофилософия истории – это концепция в составе философского знания, направленная на осмысление исторического процесса и на анализ методологических проблем исторического познания. Опираясь на эмпирические исследования специалистов-историков, анализирующих конкретные исторические события, происходившие в прошлом и суммирующих историческое знание, философия истории в то же время отличается от исторической науки. Это проявляется в том, что философия истории делает такие обобщения, которые позволяют выстраивать теории развития как отдельно взятого общества (будь-то народ, государство, локальная цивилизация), так и человечества в целом. Историческая наука и философия истории принципиально различаются в своих подходах к оценки событиям прошлого. Историк занимается изучением былого и не заглядывает в будущее. Он рассматривает только имевший место ход событий. В отличие от него философ мыслит масштабно. Выявляя определенные линии развития событий в прошлом, он экстраполирует их в будущее. Именно представления о прошлом, настоящем и будущем определяют общие рамки философско-исторических рассуждений. Представляя основные линии развития человеческого общества, философия истории позволяет наметить их возможные точки пересечения и определить перспективу исторического процесса, тем самым упорядочивает реальное историческое пространство.Философия, выходя за границы фактических данных в сферу духовных исканий, обосновывает идеал совершенного устройства общества будущего, к которому устремлена история и реализации которого люди должны всемерно содействовать В то же время, имея существенные отличия, ни история, ни философия истории не могут обойтись друг без друга. Для построения моделей прошлого, настоящего и будущего человеческого общества, философия не может обойтись без эмпирического материала, который способна предоставить только история. Историческая наука, в свою очередь, нуждается в идеальных конструкциях, которые создаются исключительно благодаря использованию философского инструментария. Сопоставление абстрактных, идеальных образов истории с реальными событиями позволяет яснее понять суть конкретных исторических фактов. Философия истории – это одно из старейших направлений философского знания. История всегда являлась предметом человеческого интереса. Вопросы исторического познания интересовали человека ещё на ранних этапах формирования цивилизации. На этом этапе развития цивилизации попытку осмысления прошлого, настоящего и будущего обществаосуществляет миф, как наиболее ранняя форма мировоззрения. Мифологические представления базировались на интуитивно-образном уровне восприятия действительности и обожествлении единства всего сущего, это приводило к тому, что процессы, происходящие в обществе, отождествлялись с процессами, происходящие в космосе и природе. Несмотря на то, что первые образцы философско-исторической мысли были представлены уже в античной культуре, термин «философия истории» впервые был употреблён только в XVIII веке Ф.М. Вольтером. В то время данный термин подразумевал лишь совокупность философских рассуждений о всемирной истории. Важный вклад в последующее развитие философии истории внесли Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс и др. Сегодня философия истории представляет собой отдельную отрасль философского знания в рамках социальной философии. Главная задача философии истории состоит в том, чтобы выяснить основные закономерности, определяющие поведение социальных систем – этносов, государств, цивилизаций. Но решение этой задачи наталкивается на ряд трудностей. Первая заключается в том, что все исторические явления уникальны. Если природные процессы повторяются, то в общественной жизни повторений не бывает. Вторая трудность состоит в том, что историю творят люди, существа, обладающие свободой воли, что приводит к разнообразию форм поведения. Но, несмотря на объективные трудности в поиске закономерностей исторического развития, не следует говорить об отсутствии объективных законов. У однотипных исторических явлений есть общие повторяющиеся черты. А раз есть что-то общее, значит, есть возможность выявить историческую закономерность. Историческая закономерность – это «вероятностные законы: они не устанавливают, как законы механики единственно возможный ход исторических событий, а определяют лишь вероятность того или иного их хода» 1 . Вероятность исторических закономерностей определяется, прежде всего, субъективным человеческим фактором. В связи с этим законы исторического развития обусловливают «веер возможностей». К кругу проблем современной философии истории следует отнести и другие проблемы: - выявление общей схемы истории, которая указывает на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим; - проблема движущих сил исторического процесса и роль личности в истории; - исследование смысла истории, её направления и её целей; - изучение процесса формирования единого человечества и, соответственно, мировой истории; - прогнозирование общих тенденций будущего развития; - истолкование и понимание исторического процесса в различные периоды и в различных философских школах; - эпистемология истории, т.е. проблема исследования методов и средств познания исторического процесса. Итак, философия истории – это раздел в рамках социальной философии, которая разрабатывает трактовку исторической реальности, смысла и цели, движущих сил истории и механизмов их действия, соотношения человеческой свободы и исторической необходимости, а также позволяет прогнозировать пути дальнейшего развития общества. Философию истории, по мнению Ю. Семёнова, следует рассматривать как «самый общий метод проникновения в сущность исторических явлений». 2 Данная дисциплина есть особый личностный подход к изложению исторического материала, когда само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского истолкования. Вопрос 2. Линейно-формационный подход к историческому процессу. В результате соперничества различных моделей изучения исторического процесса, к началу ХХI в., в методологии социогуманитарных наук объективно сложились три доминирующих подхода линейный, формационный и цивилизационный, которые и составляют основу современной парадигмы изучения прошлого, настоящего и будущего общества. В данном случае мы используем понятие «подход» как общую методологическую установку, определяющую: границы предмета изучения и способы действия с предметом. Подход включает в себя различные методы и способы познания. Главная функция подхода заключается в организации процесса познания соответствующего объекта. 1 Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - М., 2001. - С.280. 2 Семёнов Ю. И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. - М., 2003. - С.3. В связи с тем, что между линейным и формационным подходами много общего, мы объединим их в единую методологию. В данном вопросе мы рассмотрим основные линейно-формационные концепции. Идея линейности истории в европейском мировоззрении существует достаточно долго и не возникла на пустом месте. В европейской социально-философской традиции существуют две концепции времени, «...первая идёт из Античности, она состоит в том, что мир вечен и время бесконечно. Вторая – библейская. Существует начало мира, и с неизбежностью наступит конец мира. Причем это однократно и неповторимо. Отсюда следует постоянное и напряженное ожидание конца» 3 . Возникновение христианства и его сохранение на протяжении двух тысячелетий встатусе основы духовной связи многих народов привело к тому, что в европейском сознании укрепилась вторая концепция времени – библейская, с её линейным восприятием исторического развития. Тезис о линейности хода исторического развития впервые была высказана отцами церкви, которые выступили с критикой античных теорий круговорота и циклизма. Богословы выдвинули идею провиденциализма, т.е. идею о поступательном курсе движения исторического процесса, осуществляемом промыслом Божьим, причём история человечества, начавшись однажды, движется к своему завершению. Одним из представителей христианской линейной традиции является Августин Блаженный. В его понимании история есть борьба «двух градов» – земного и божьего, которые различаются по своей ценностной ориентации. Земной град, по Августину, это град «тех людей, которые живут по человеку, другой тех, которые живут по Богу» 4 Особенность философского взгляда Августина на исторический процесс заключается в том, что у него история приобретает смысл и направленность. Борьба двух градов обязательно должна закончиться победой «града небесного», т.е. христианизацией всего человечества.С достижением общечеловеческой цели – ЦарстваБожьего история заканчивается. Таким образом, из провиденциалистских (от лат. – провидение) и эсхатологических (от гр. последний и учение) взглядов Августина следует, что он рассматривал историю как движение по прямой линии. Развитие естествознания в XVI – XVIII веках приводит философию к необходимости расширить религиозные рамки понимания истории. Если законы в области естественных наук позволяют успешно объяснить функционирование природы, то почему нельзя найти закономерности в истории? Философы эпохи Просвещения, немецкая классическая философия, мыслители XIX-XX вв. предлагают ряд моделей исторического процесса, в которых выдвигают различные варианты законов социогенеза. В XVIII в. в Европе начинается эпоха Просвещения, которую И. Кант определил как эпоху «мужества пользоваться своим собственным умом». В этом определении утверждается важная мировоззренческая установка Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и следующей из этого этической ответственности его носителей – просвещенных граждан. Одна из первых попыток в поиске законов развития общества принадлежит французскому философу Ж.А. Кондорсе. В своих философских работах Кондорсе утверждал, что новая наука об обществе способна не только объяснить ход истории, но и даст возможность предвидеть основные черты будущего. 5 Являясь одним из основоположников научного подхода, к объяснению истории Кондорсе считал, что в основе развития человечества лежит прогресс разума. Его модель насчитывает 10 эпох. Первая – эпоха становления человеческого общества, вторая – эпоха кочевников с элементами в их укладе скотоводства, ремесла и торговли, третья — развитие земледелия, четвёртая – эпоха разума Греции, пятая – римский период, шестая эпоха – период европейского средневековья, седьмая – эпоха Ренессанса, восьмая эпоха – когда философия вытесняет религиозные догмы, в девятую эпоху рождается принцип равенства всех людей. Десятую эпоху Кондорсе связывал с положительным исходом Французской революции, когда будет окончательно искоренено неравенство между людьми и начнется действительное совершенствование человека. Идея французского мыслителя о связи прогресса разума с прогрессом всего общества 3 Пигров К.С. Спуск по горной реке. Философия истории и культуры // Научные доклады Ассоциации «Диалог». - СПб., 1993. - С.54. 4 Августин О граде Божьем // Философия истории: Антология. - М., 1995. - С.21. 5 См.: Кондорсе Ж.А. Эскиз об исторической картине прогресса человеческой мысли // Философия истории: Антология. - М., 1995. - С. 38-47. оказалась весьма плодотворной и была взята на вооружение многими мыслителями Нового времени. Таким образом, согласно Кондорсе, общественное развитие – это однонаправленный прогрессивный процесс, происходящий за счет совершенствования человеческого разума. Немецкого философа XIX столетия Георга Гегеля также можно отнести к сторонникам линейного подхода. В работах «Философия права» (1820) и «Лекции по философии истории» (1831) он утверждает, что мировой разум наделен способностью к саморазвитию, что и реализуется в человеческом обществе в форме прогресса. История в его подходе предстает как закономерный процесс движения от низших форм к более совершенным, причем непосредственным её движителем является мировой дух 6 . Такое понимание истории близко средневекой философии, поскольку в ней место Бога занимает мировой дух. Близость концепции Г. Гегеля теологическим представлениям прослеживается и в её телеологическом (от гр. цель и учение) характере. Развитие мирового духа заключает в себе «как цель и задачу, которой он достигает только в своём результате» 7 История содержится в духе, но практически реализуется только через волю человека и действия людей, которых влекут страсти и потребности. В мире существует множество народов, но историю творят не все, прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется одним «всемирно-историческим народом», дух которого является носителем мирового духа. Этот особый дух выражает все специфические стороны общественного сознания народа, прежде всего, это проявляется в системе права и институтах государственной власти. Именно этим общественным системам принадлежит решающая роль в развитии народа и его осознании свободы. Степень осознания «историческим народом» понятия свободы – есть критерий исторического прогресса. Народы неосознающие свободу Г. Гегель называет «неисторическими» 8 или «обочиной истории». Восхождение духа, т.е. исторического процесса, по мнению немецкого философа, начинается в Персии, так как именно персы являются первым историческим народом, поскольку их государство, включавшее множество народов, допускало свободу каждого. Но в целом Восток это детство истории и свобода здесь носит формальный характер, законы в этот период развития мирового духа есть не собственные убеждения индивидов, а принудительная внешняя сила. На втором этапе Всемирной истории, инициатива переходит к Греции и Риму — это юность человечества. Третий этап начинается в эпоху Ренессанса и связывается немецким философом с «германским духом». Германский мир не ограничивался Г. Гегелем только Германией, это все территории Европы которые были завоеваны германцами в эпоху Великого переселения народов, то есть речь идет обо всей Западной Европе. Именно во времена Прусской монархии свобода духа достигает совершенства — происходит объединение интересов государства, индивидуальных страстей и религиозных норм в единое целое. Мировой дух в лице духа германских народов достигает своей цели, на этом история заканчивается. Возвышение европейских народов над другими придаёт гегелевской концепции этноценриский характер. Итак, развитие истории согласно Г. Гегелю – это самопостижение мирового духа, где главным средством постижения является свобода. Как мы видим, гегелевская телеологическая концепция исторического процесса вполне укладывается в рамки линейного подхода. В середине XIX века с появлением материалистической теории истории Карла Маркса и Фридриха Энгельса начала создаваться формационная методология познания исторического процесса. Марксизм радикально преобразовал существовавшее в XVIII-ХIХ веках понимание механизма развития общества предложив материалистическое понимание истории. Исходный тезис материалистического понимания истории – «бытие определяет сознание». Согласно этому тезису фундаментом любого общества является определенный способ производства материальных благ, т.е. совокупность обусловленного единства производительных сил (система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов) и производственных отношений (совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства и распределения общественного продукта). «Способ производства 6 См.: Гегель Г. Лекции по философии истории. - СПб., 2005. - С.63. 7 Гегель Г. Лекции по философии истории. – СПб., 2005. - С. 105. 8 Гегель Г. Лекции по философии истории. – СПб., 2005. - С.97. материальной жизни, - пишет Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» 9 Маркс обнаруживает закономерность в ходе исторического процесса, если общества имеют своим фундаментом одну и ту же систему социально-экономических отношений, то эти общества можно отнести к одному и тому же типу (несмотря на другие различия). Маркс выделяет несколько типов социально-экономических отношений. Такие типы Маркс назвал общественно-экономическими формациями, которые являются стадиями развития человеческого общества. Формация (от лат. образование) – это «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» 10 Всемирная история, с позиции марксизма, есть осуществляющийся по спирали процесс развития и смены этих формаций. Каковы источники развития общества и смены формаций? Первый источник – это производительные силы, второй производственные отношения. Производственные отношения образуют социальные группы – |