Главная страница
Навигация по странице:

  • Классовая борьба

  • Базис

  • Цивилизационный подход

  • Лекции раскрыть содержание понятия философия истории


    Скачать 318.77 Kb.
    НазваниеЛекции раскрыть содержание понятия философия истории
    Анкорbarca_ys@mail.ru
    Дата09.04.2022
    Размер318.77 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТ. 11.pdf
    ТипЛекции
    #455914
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    классы, отличающиеся друг от друга отношением к средствам производства, что обусловливает их антагонистический характер. Классовая борьба – третий источник развития общества. Она представляет собой борьбу между социальными группами (классами) по вопросу материальных благ, побуждающую людей к действиям. Согласно марксизму, смысл исторического развития заключается в обязательной, закономерной смене формаций друг другом и универсализации общественных отношений.
    Внутри формации действует система закономерностей, в соответствии с которыми формация предстает как единство «базиса» и «надстройки». «Базис» – совокупность производственных отношений, существующих в определенный исторический момент.
    Социальная «надстройка» включает в себя: политику, мораль, искусство, религию, философию, но она находится в зависимом состоянии от всей системы материального производства. С изменением производительных сил меняются и производственные отношения «базис», а вместе с ними меняется вся «надстройка», в результате чего и происходит смена формаций.
    Переход от одной формации к другой совершается в форме социальной революции, представляющий собой количественно-качественный скачок, в ходе которой полностью перестраиваются все сферы общественной жизни. Внутри каждого общества существуют противоречия как экономические, так и социально-политические. Когда эти противоречия достигают критической точки, тогда и совершается революция. Социальная революция это скачок, который разрешает конфликт между производительными силами и производственными отношениями. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей надстройке. Причем переворот в надстройке и сама революция в антагонистическом обществе – это обязательное насилие. Маркс называет его
    «повивальной бабкой» старого общества, которое «беременно новым».
    Маркс и Энгельс не создали окончательной, универсальной модели общественного развития. Авторы формационной теории, первоначально, говорили о трёх общественных формациях: первичной, вторичной и третичной, которые им обозначались как архаическая, экономическая и коммунистическая. Но уже в работе «К критике политической экономии» Маркс насчитывает четыре способа производства азиатский, античный, феодальный и буржуазный, которым соответствуют четыре общественно-экономических формации. Следует заметить, что азиатскому способу производства, имеющему отношение к Древнему Востоку, по мнению
    Маркса, предшествовало первобытно-коммунистическое общество, со своим примитивным способом производства. Так сколько же этапов (формаций), согласно марксизму, насчитывает человеческое общество? На этот вопрос ответ дали русские марксисты, о которых речь пойдёт ниже.
    Историческое развитие в данном подходе предстает как история развития и изменения способов производства, как движение от простых форм экономик к более развитым, сложным и содержательным. Основой этого движения является рост производительных сил, охватывающий все общества независимо от их расположения в пространстве и времени.
    Обобщим теперь рассмотренные нами основные характеристики формационного подхода.
    9
    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – М., 1959. Т.13. - С.7.
    10
    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. - М., 1957. Т.6. - С.442.

    В марксистской теории социоисторического процесса в качестве ключевой выступает категория «общественно-экономическая формация», на основе которой была разработана формационная методология познания общества. Формационный подход ориентирует исследователей на изучение всемирной истории как последовательной смены формаций, обусловленной диалектической взаимосвязью производительных сил и производственных отношений, а также возрастающей ролью субъективного фактора, т.е. сознательной деятельностью народных масс.
    Все общества, принадлежащие к одной формации и имеющие одну и ту же систему производственных отношений, развиваются согласно одним и тем же законам. Как бы не отличались между собой современные США, Англия, Япония по своим «надстройкам», все эти государства представляют собой капиталистические общества, следовательно, их развитие будет определяться одними и теми же законами – законами буржуазной формации. Таким образом, в формационном подходе Маркса – Энгельса признается единство человеческой истории, которая предстает как объективный естественноисторический процесс перехода от одной формации к другой посредством социальных революций, неизбежных в антагонистических обществах.
    В конце XIX первой половине ХХ вв. марксизм становится мировой идеологической системой, чему активно способствовали русские марксисты: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А.
    Богданов, А.В. Луначарский, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин.
    Итак, формационная модель понимания исторического процесса являет собой одну из первых попыток построения на основе научной рациональности глобальной картины человеческой истории. В марксистском подходе мы наблюдаем общие с линейной моделью исторического процесса черты (монизм, прогрессизм, детерминизм, европоцентризм), что приводит некоторых исследователей к объединению данных подходов. На наш взгляд, сведение данной социоисторической теории к линейным концепциям неправомерно, поскольку в формационном подходе К. Маркса и Ф. Энгельса развитие общества предстает как сложный спиралевидный процесс, далеко выходящий за пределы линейно-стадиального понимания истории.
    Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в истории зафиксировано несколько устойчивых «общественно-экономических формаций» или «способов производства», которые отличались друг от друга, прежде всего, по характеру экономических отношений между людьми.
    Данный подход к истории даёт ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено в последовательной смене общественно-экономических формаций, причём каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство истории проявляется и в том, что все общества, имеющие своей основой определённый способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей формации.
    Несмотря на то, что дискуссия о количестве формаций продолжается, наиболее устоявшееся мнение выделяет пять стадий исторического процесса: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
    Первобытнообщинная формация – это такая стадия исторического развития, где уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность – только коллективная. В рабовладельческой формации существует частная собственность на средства производства, трудом занят отдельный класс людей – рабы.
    Феодальное общество характеризуется монархической формой правления и социальной иерархией, основное средство производства – земля, которая находится в руках феодалов, вторым классом являются зависимые от феодалов крестьяне. В капиталистической формации выделяются класс буржуазии, т.е. владельцев средств производства, в виде мануфактур, фабрик и заводов, и класс рабочих (пролетариев), работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение, рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу. Коммунистическая формация – это теоретическая стадия исторического процесса, которая должна прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, классовое
    разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу, и не нуждается во внешних стимулах. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом, реализуется принцип
    «От каждого по способностям, каждому по потребностям!» Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого – по способности, каждому – по труду!».
    В ХХ веке в индустриальных и постиндустриальных моделях продолжается разработка линейного подхода. Родоначальником этого направления является Жан Фурастье.
    По мнению Фурастье, в истории человечества существуют две стадии: развития период традиционного общества, от неолита до конца XVIII в. и период индустриального общества с нач.
    XIX в. до наших дней. Индустриальное общество в отличие от традиционного – это общество динамично развивающееся и прогрессирующее. Источником развития общества является технический прогресс, который меняет не только производство, но и человечество в целом.
    Технический прогресс сам по себе решает все социальные проблемы, в том числе и классовое противостояние. Отсюда следует отрицание Ж. Фурастье любых социальных революций.
    Научно-техническая революция на западе подтолкнула Фурастье дополнить свою концепцию истории третьей стадией развития человечества. В книге «Открытое письмо четырём миллиардам людей» (1970) он говорит о том, что на смену индустриальному обществу прейдёт общество качественно нового типа – постиндустриальное общество
    11
    Идея постиндустриализма продолжила своё развитие в моделях Даниела Белла и Элвина
    Тоффлера.
    По мнению этих мыслителей в основе классификации социумов лежит разделение экономики на три сектора: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Исходя из этого, они выделяют три сменяющих друг друга типа общества: традиционное
    (доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное, в котором на первое место выходит сфера услуг, а среди услуг ведущее место занимает создание, обработка и распространение информации.
    Исторический процесс, по мнению Тоффлера, можно уподобить океану, по которому периодически прокатываются волны-цунами. «Волны-изменения» не рождаются сами собой, а формируются в недрах самих обществ в результате взаимодействия техно-, социо-, инфо- и психосфер общественной жизни, где решающая роль принадлежит первой
    12
    Так же как и другие представители линейного подхода Э. Тоффлер выделяет в истории определенные периоды. Каждая соответствующая эпоха (цивилизация) формируется в результате технической революции – «волны». Первая – аграрная волна – формирует сельскохозяйственную цивилизацию с доминированием ручного труда. Вторая волна разрушает первую и выстраивает на её месте индустриальную цивилизацию, где решающую роль жизнеобеспечения играет машина, способная произвести столько продукта, сколько потребует общество. Растущие потребности общества, когда-то простимулированные новой техникой, не найдя удовлетворения приводят к новой волне. По мнению автора «Третьей волны», индустриальное общество изжило себя и во второй половине XX века начали происходить технологические трансформации в виде распространения компьютеров, лазерной техники, генной инженерии и др., которые ведут нас к созданию новой единой информационной цивилизации
    13
    . Эту оптимистическую позицию разделяют не все современные исследователи, так например М. Голдман, считает, что «промышленное производство не только остаётся весьма значительным, но в определённой степени становится даже более важным, чем когда бы то ни было ранее, хотя технологические основы его меняются»
    14 11
    См.: Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. - М., 2003. - С.192.
    12
    Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2004. С. 76.
    13
    Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2004. - С.19-23.
    14
    См.: Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские экономисты и социологи о перспективах и противоречиях современного развития // МЭМО. 1998. №11.

    Как мы видим, в подходе постиндустриалистов именно технологический процесс выходит на первое место среди движущих сил общества. Технология – это важнейшая жизнеобеспечивающая сила любого общества, это та самая переменная, которая обеспечивает изменения социальных, культурных, духовных характеристик общества. В основе же технологических изменений лежит рост информационного поля. Именно информация и научное знание, по мнению Тоффлера, играют решающую роль в смене техники и технологии.
    Рассмотренные в данной главе линейные теоретические модели исторического процесса ориентируют исследователей на поиск общих законов истории, которые обусловливают развитие всех социумов по однолинейной траектории, несмотря на их географические, национальные, культурные и исторические особенности. Как выразился современный российский философ Ю.И. Семёнов «перед нами множество линий развития, но только совершенно одинаковых.
    Э т о , п о с у т и , н е с т о л ь к о о д н о л и н е й н о с т ь , с к о л ь к о многоодинаковолинейность»
    15
    Итак, специфика линейно-формационого подхода к исследованию хода исторического процесса можно выразить в следующих положениях:
    1) история рассматривается как единый общечеловеческий процесс (монизм);
    2) данный подход признаёт, что на протяжении всего исторического процесса действует какая-либо доминанта (бог, разум, свобода, техника), которая является движущей силой истории
    (детерминизм);
    3) движение общества происходит в одном определённом направлении, от менее совершенного к более совершенному (прогрессизм);
    4) линейные теории исторического процесса преимущественно создавались на материале истории Европейских стран (европоцентризм).
    Вопрос 3. Цивилизационный подход к историческому процессу.
    Этимология слова цивилизация (от лат. гражданский, организованное общество) указывает на то, что оно появляется в тот период развития культуры, когда человек начинает создавать государство, строить города, храмы, дворцы. К. Тацит один из первых ввел в оборот это понятие в
    I в. н.э. и определил три признака цивилизации: материальное богатство, государственность и письменность.
    Понятие «цивилизация» активно разрабатывается и используется в XVIII в. французскими философами. Мыслители Просвещения употребляли его для обозначения общества, устроенного на основе разума и справедливости и формирующегося на третьей ступени исторического развития после дикости и варварства. Историки и философы стали использовать его как характеристику общества, возникшего из первобытной эпохи. Таковым стало классовое, рабовладельческое общество. Оно характеризовалось не кровнородственными отношениями, а классовыми, не примитивными технологиями хозяйствования (охота, собирательство), а развитием технологий (орошение, обработка металлов) и наличием частной собственности, неязыческими культами, а строго иерархичной религиозной системой, объединяющей все общество, не устной передачей информации, а с помощью системы письменных знаков и символов. Такую организацию общества и стали называть цивилизацией.
    До ХХ в. понятие «цивилизация» носило преимущественно идеологический оттенок. Его использовали как качественную характеристику, обосновывающую превосходство одних обществ над другими. С появлением теорий локальных цивилизаций (Н. Данилевского, О. Шпенглера,
    А. Тойнби), этот термин используется преимущественно для определения крупных социоисторических образований. Сегодня в гуманитарных науках данный термин употребляется для описания таких концепций, как: «индустриальная», «технологическая», «городская» цивилизация, «цивилизация досуга», «цивилизация счастья» и др.
    16
    В современной философской литературе, посвященной цивилизационной проблематике, существует такое множество определений понятия «цивилизация», На наш взгляд, наиболее адекватное определение даёт М.М. Мчедлова, – «цивилизация – это предельно широкая, устойчивая социокультурная общность, существующая в определенных пространственно- временных координатах. Цивилизации обладают устойчивыми социальными, материальными и
    15
    Семёнов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. - М., 2003. - С. 143.
    16
    См.: Мчедлова М.М. Цивилизация // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / ред. кол.: Мчедлов М.П. и др. - М.: Республика, 2001. - С. 490.
    духовными ценностями,
    … что является предельным уровнем социокультурной самоидентификации»
    17
    Становление цивилизационного подхода началось во II половине XIX в. Работы Ж. Гобино,
    Г. Рюккерта, Н.Я. Данилевского положили начало такой оценки исторического развития, в основе которой приоритетными считаются индивидуальные, частные особенности конкретного общества.
    Любой «культурно-исторический тип» воспринимается этими исследователями как самобытный и неповторимый объект исторического процесса.
    Цивилизационный подход – это такое изучение исторического процесса, при котором картина мирового развития предстает как сосуществование самостоятельных, автономных социальных образований, именуемых культурами или цивилизациями и имеющих свою индивидуальную историю. Каждая цивилизация рождается, развивается, гибнет и на смену погибшей приходит новая, которая совершает такой же цикл. Анализ показывает, что цивилизационный подход основывается на параллельном сосуществовании различных моделей общественного устройства и отрицает наличие общечеловеческих этапов развития, имеющих всемирно историческое значение. Таким образом, всемирная история представляет собой набор индивидуальных историй отдельных цивилизаций.
    Одним из первых в ряду созидателей новой методологии является Николай Данилевский.
    В основе разрабатываемого им подхода к истории лежит идея о том, что исторический процесс есть совокупность множества культурно-исторических типов. В своей работе «Россия и
    Европа» (1869) он пишет – «формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, … не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но ещё и разнообразятся по культурно-историческом типам»
    18
    Главный аргумент подхода Данилевского, на основе которого он исключает общий исторический закон, и возможность создания единой исторической теории состоит в разновременности прохождения народами однотипных ступеней развития. В связи с этим он утверждает, что реальным объектом истории следует считать, не человечество в целом, а культурно-исторические типы, которые он ассоциирует с племенами в древности и с нациями в современном обществе. «
    1   2   3   4


    написать администратору сайта