Главная страница
Навигация по странице:

  • Своеобразие

  • Классификация

  • Религиозное

  • Функциональная

  • Религиозная

  • Структура

  • Пассивные

  • Активные

  • Типология

  • Социальная психология конспект лекций. Лекция Понятие и стереотипы социального развития личности 10


    Скачать 228.47 Kb.
    НазваниеЛекция Понятие и стереотипы социального развития личности 10
    Дата02.12.2021
    Размер228.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная психология конспект лекций.docx
    ТипЛекция
    #288870
    страница28 из 30
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

    ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания



    Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни)

    социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

    Религия особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

    Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

    Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

    Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт. Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии.

    Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

    Во-первых, религия это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

    Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

    В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

    В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

    В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

    Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

    Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

    Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

    1. религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

    2. религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

    3. дальневосточные религии конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

    Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

    Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

    Религиозное сознание иллюзорное отражение действительности.

    Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

    Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

    Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная

    эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

    Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

    Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

    Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

    Особенности религиозного сознания :


    1. тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

    2. четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

    Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

    Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

    Религиозная вера это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

    Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

    Религиозная идеология это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

    Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

    Религиозная психология совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

    Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

    Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

    Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

    1. глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

    2. верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

    3. колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

    Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

    Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

    Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются

    глубокими и осознанными.

    Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

    Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

    Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

    Типология религиозных личностей , сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

    1. мистик тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

    2. пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

    3. священнослужитель посредник между человеком и божеством.

    Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

    Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

    1. реформато р – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

    2. монах член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

    3. монах – отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

    4. cвятой личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

    5. теолог тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

    6. основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

    Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

    Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


    написать администратору сайта