Особенности_религиозного_мировоззрения-20_10_2016. Особенности религиозного мировоззрения
Скачать 205.13 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» РЕФЕРАТ Дисциплина: Философия Тема: Особенности религиозного мировоззрения Выполнил: студент группы ЭС-119(2) Город: Омск Омск 2020 Содержание Введение…………………………………………………………………….3 1. Понятие мировоззрения……………………………………………….5 2. Типы мировоззрения………………………………………………….10 3. Религиозное мировоззрение………………………………………...12 4. Основные функции религии………………………………………….14 5. Религиозная ситуация в современном мире……………………..16 Заключение. ……………………………………..…..……………………19 Литература………………………………………………………………….21 Введение Философия изучает религию как мировоззрение, выявляет её социальные и психологические основания, онтологические и гносеологические смыслы. Философию интересует соотношение веры и знания, проблема отношения человека к Богу, нравственные смыслы религии, их роль в жизни общества, в духовности человека и человечества. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Согласно религиозного мировоззрения существует представление о том, что якобы есть некий таинственный мир, который находится вне власти объективных закономерностей развития природы и общества. В мире сверхъестественного происходит то, что является невозможным для природного мира - так считает верующий человек. Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии. Основная функция религии - это нравственно социальное служение: сеять мир, любовь и согласие. Религия соединяет два мира: природно-социальный и трансцендентный. От отношения индивидуальной души к трансцендентному зависит личное спасение души. Религиозное и светское мировоззрения объясняют источник морали в соответствии с собственными системами ценностей. Особенностью религиозной морали является ориентация на две группы ценностей: земные (подчиненные) и небесные (господствующие). Так, библейский декалог (десять слов, заповедей) разделяется на четыре определяющих принципа отношений человека с Богом и последующие производные, регламентирующие отношения между людьми. Основой объединения усилий представителей религиозного и светского мировоззрений является признание важнейшей задачей социальной деятельности преодоление разрывов между бедностью и богатством, обеспечение достойных человека условий существования, а также доступности культуры и образования для всех слоев общества. 1. Понятие мировоззрения. Мировоззрение - это необходимый шаг на пути к само осознанию, постижению себя самого и осмыслению своей личности. В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно: во-первых, представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом; во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его? Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»). Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов вряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих». Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их «сплав». И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, «слагаемые» мировоззрения? В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору — в этом отношении — может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. Потребность в миро ориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоученость», которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей. Знания — при всей их важности — не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны. При этом знания и ценности во многом «полярно»: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции. Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности. Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п. 2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем. Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля - способность человека ставить цели и мобилизовать себя на их достижения. 4. Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека. 2. Типы мировоззрения. С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: - мифологическое; - религиозное; - философское. Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия вне исторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысл жизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения. Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки. Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д. Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее. Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная,- и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино все знания в единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно-систематизированное отражение действительности. 3. Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам -мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур. Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов. Религиозное мировоззрение приобретает значимые социальные функции, основная из которых – оказать помощь индивиду в преодолении им жизненных неурядиц и возвыситься до чего-либо высокого, вечного. В этом состоит и практическое значение религиозного мировоззрения, воздействие которого весьма ощутимо проявилось не только на сознании отдельно взятого человека, но и оказало огромное влияние на ход мировой истории. Если антропоморфизм является главным параметром мифа, то религиозное мировоззрение описывает окружающий мир исходя из уже указанного его деления на два мира – естественный и сверхъестественный. Согласно религиозной традиции, оба эти мира сотворены и управляются Господом Богом, который обладает свойствами всемогущества, всезнания. В религии провозглашаются постулаты, которые утверждают верховенство Бога не только как высшего существа, но и как высшую систему ценностей Бог – есть любовь. А потому в основе религиозного мировоззрения лежит вера – особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения. Постулат о единственности и абсолютности божества влечет за собой, наряду с монотеизмом, следующую особенность религии – геоцентризм. В результате складывается такая картина мира, в которой радикально меняется вся система представлений о статусе человека и общества в универсуме. В религиозной картине мира появляется единый и абсолютный центр силы, источник всего многообразия, отец и вседержитель, власть которого над созданным космосом безмерна и ничем не может быть ограничена. Специфика религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, религиозное мировоззрение предполагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни человека содержанию его религиозных идей и представлений. Вера как основа религии предполагает соответствие мыслей действиям и поступкам, соответствие культа догматам. Поэтому религиозное мировоззрение с неизбежностью порождает религиозный образ жизни и строгую регламентацию культовой практики. Под религиозным мировоззрением понимается совокупность различных мировоззренческих систем, исторически существовавших или существующих в рамках конкретных форм религий. В религиозном мировоззрении четко выражены и эффективно взаимодействуют уровни миропонимания, мироощущения и мировосприятия. Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, оказывается доступным массовому сознанию, а формируемое в течение тысячелетий религиозное миропонимание привлекало и привлекает многих интеллектуалов. Способом бытия и признаком религиозного мировоззрения является религиозная вера, усваиваемая в культовой деятельности, передаваемая из поколения в поколение и изменяющаяся вместе с развивающейся культурой. Существенным принципом любого религиозного мировоззрения является признание реального существования мистического источника священного: сверхъестественных сил и сфер, в том числе Богов или единственного и единого Бога. Реальное существование естественного мира, как правило, не ставится под сомнение, его происхождение, изменение в нем и жизни людей объясняется прямым или косвенным действием сверхъестественных сил. Взаимоотношения Бога и людей признаются реальностью высшего порядка и рассматриваются в качестве отношения, определяющего характер и направленность развития бытия. Наконец, религия, являясь, как и миф, авторитарной, догматичной, традиционалистской формой культуры, все же содержит в себе, в отличие от мифологии, значительный элемент рациональности. Это во многом роднит ее с философией. Рациональность религиозного мировоззрения проявляется уже в характере представлений о Боге, который только метафорически уподобляется абсолютной личности и, благодаря этому, обретает антропоморфные черты. В рамках богословской традиции Бог признается непознаваемой и недоступной для человеческого восприятия сущностью, лишенной какого бы то ни было чувственно-эмпирического содержания. 4. Основные функции религии. Функции религии - способы, уровень, направления воздействия религии на социум, его структурные элементы, личность. Мировоззренческая функция — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Ее особенность заключается в выработке своеобразной совокупности взглядов, оценок, норм, установок, которые определяют понимание человеком мира, ориентируют и регулируют Ее поведение зависимости от способов и аргументов, благодаря которым человек объясняет мир, его мировоззрение может быть философским, мифологическим или религиозным. Религиозное мировоззрение включает в себя систему связей и отношений, стремится объяснить события, явления земного бытия влиянием потусторонних, сверхъестественных сил соответствии с этим он рассматривает и смысл жизни, осознание которого добавляет люди ни сил в преодолении жизненных проблем, даже в восприятии смерти. Регулятивная функция — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Эта функция проявляется в регулировании социальных отношений, поступков верующих систему запретов, табу, санкции! Касаясь не только их поведения в обществе, но и в семье, интимной сфере. С этой точки зрения религия является ценностно-ориентационной и нормативной системой. Каждая религия имеет свою систему ценностей, основанных на особенностях ее вероучениянние. Важную регулятивную роль играет нормативная система религии, которая проявляется в требованиях, правилах, призванных обеспечить реализацию религиозных ценностей. Они бывают положительными, обязывая к действиям, или отрицательными, запрещая определенные поступки, отношения. Касаться могут всех последователей вероучения или конкретной группы (мирян, священнослужителей). Учитывая особенности реализации выделяют культовые (определяют порядок культовых обрядов, церемоний) и организационно-функциональные нормы (регулируют внутри церковные, межцерковные отношения, определяют структуру религиозных организаций, порядок выборов руководящих органов, регламентирующих деятельность, а также отношения между верующими и священнослужителями т.д.). Коммуникативная функция — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. Религия выступает средством общения людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп. Общение, осуществляется, прежде всего, в культовой деятельности. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Кроме того, храм или иное молитвенное помещение нередко являются единственным местом, где жители определенного населенного пункта могут собираться вместе, не только ради религиозного, но даже и обыденных встреч. Вне культовая деятельность также обеспечивает общение людей. Интегративная функция — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Религия может выступать в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющего и поддерживающего существующую систему социальных отношений. Регламентируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Сплачивая единоверцев и "вооружая" их своими идеями, религия оказывает содействие консолидации всех, кто придерживается этих взглядов. Дезинтегрирующая функция — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Суть ее заключается в том, что, объединившись на основе определенного вероучения, культа, группы людей противопоставляют себя другим социальным образованием, в основе которых находятся другие вероисповедания. Это может быть источником конфликта между представителями различных вероисповеданий, конфессий. Часто такие конфликты сознательно провоцируются, поскольку они способствуют укреплению религиозных групп, усилению авторитета их лидеров. Существуют конфликты и внутри религиозных объединений, например, между консерваторами и реформаторами. Нередко они становятся предпосылкой церковных, конфессиональных расколов, возникновения сектантских образований. Часто в основе религиозных конфликтов фигурируют политические, экономические интересы. Нередко под религиозными лозунгами разворачиваются социальные конфликты. Политическая функция — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. Религия постоянно служила мотивом или прикрытием в политике, и наоборот. Многие войны, конфликты, законы продиктованы исключительно религиозными мотивами, какими бы непонятными с точки зрения современного «человека мира» они не казались, поскольку, к сожалению, религия образования все-таки человеческое. Именем Бога делались, делаются, будут делаться такие вещи, которые ничьим другим именем и не прикроешь, как они бесчеловечны. Культурная функция— реализуется в воздействии религии на развитие письменности, книгопечатания, живописи, музыки; архитектуры, сохранение ценностей религиозной культуры; накопления и трансформацию культурного опыта. Все это существенно влияет на формирование и развитие эстетических ценностей, на этические традиции верующих, общества. 5. Религиозная ситуация в современном мире. Современная социальная ситуация характеризуется обострением проблем национальной, государственной и духовной безопасности ввиду того, что: 1) мега тенденцией современной эпохи является триумф индивидуализма, который занимает центральное место в современном обществе; 2) произошли революционные изменения в информационных и биотехнологиях, вызвавшие кризисные явления (возможность воздействия и управления индивидуальным и общественным сознанием человека; 3) государство постепенно перестаёт быть базовым институтом политической системы и политической организации общества; 4) усиливается креативный компонент в постиндустриальных обществах. Актуализируются вопросы отношения религии и экономики. Интенсифицируется процесс вестернизации или даже американизации, прозападная ориентация становится фетишем. Происходит унификация и коммерциализация религии. Современная религиозная ситуация в этих условиях характеризуется как кризисная. Открытия современных астрономов меняют не только представления людей о Вселенной, но и их отношение к традиционным религиозным смыслам. Так, «ввиду подавляющего величия Вселенной» люди полагают возникновение религиозного чувства неизбежным. В то же время, сегодня известно, что миры рождаются и умирают, у них есть своё время жизни, как и у людей, что в Космосе также много «страданий и умираний, как и рождения и счастья»; что жизнь и разум - это общее явление в Космосе; что по всей Вселенной происходят массовые и частые разрушения. Такая картина мира противоречит традиционному западному пониманию Божества, пекущегося о благосостоянии разумных существ, и в большей степени согласована с восточными религиозными представлениями. В постмодернизме процесс познания связан не только с наукой, он может быть связан и с религией, в существенной мере необходимой «для благополучия человеческого вида». Такой подход согласуется с обилием «новых религий», возникающих вследствие «наступления государства на традиционные учения» и «сжатия» или «уничтожения их естественного пространства существования». Светское государство, вытесняя религию из сферы духовной жизни, как показывает история, не находит адекватной замены религиозному чувству, поэтому из сочетания смыслов запрещённых религий и официально признанных, но не действующих, возникают новые учения. Воплощением устремлений многих постмодернистов является религия «эры Водолея», или «нью эйдж» (дословно: «новый возраст, век»), центральными концепциями которой являются монизм и пантеизм, а этическая система основана на понимании безграничности человеческой свободы. Здесь утверждается, что всё существующее и несуществующее - едино: между тем, что мы воспринимаем глазами, и тем, что есть на самом деле, существует лишь видимое различие, которое «определяется лишь восприятием»; всё есть единое целое, частью которого является и человек. Так как Бог - внутри человека, а человек своего рода Бог, то отсюда возникает особая концепция греха религии Нового века, точнее, отсутствие понимания греха. Последователи этого течения просто рассматривают понятия допустимого и недопустимого - сам человек определяет, что допустимо, а что недопустимо. Всё определяется сознанием человека, составляющим часть общего, единого сознания. Эта философия известна со времён гностиков, но в религии Нового века она принимает более решительные и радикальные формы. Так как сознание не может быть критически проанализировано, и его выводы не могут быть опровергнуты, ведущую роль играют опытность и совесть. Именно они будут определять понятия хорошего и плохого, допустимого и запрещённого, что человеку следует, а что не следует делать. В рассматриваемой религии нет ничего общепринято плохого или общепринято хорошего: грех представляет собою то, что совесть индивида осуждает и не позволяет ему сделать. Библия даёт общие принципы, которыми можно руководствоваться в ситуациях, которые чётко не оговорены. Д.Г.Лихих суммирует такие руководства: если человек сомневается, можно ли делать или нет, то пусть лучше не делает этого; не следует осуждать ближнего в его выборе; не следует подавать случая для соблазна ближнему, чтобы не нанести ему вред. Современный человек, с одной стороны, окруженный морем разноречивой информации о «непознанном» и «невидимом», а с другой, — предоставленный самому себе в отношении своего мировоззренческого выбора, не в силах полностью уйти от ответа на вопросы духовной жизни. Опасаясь впасть в «зависимость от старейшин» различных религиозных сообществ, к которым он не испытывает особого доверия, он избегает входить с ними в сколько-нибудь близкие «обязывающие» отношения и пытается самостоятельно в удобной для себя форме совместить поступающие к нему из различных источников сведения о духовном мире. В результате, его сознание становится похожим на постоянно изменяющийся калейдоскоп религиозных воззрений, цветные стеклышки которого являются частью «оптики» различных, порой антагонистических вероисповеданий. Однако длительное отсутствие твердой религиозной идентичности для человека, всерьез занимающегося духовными поисками, как и в приведенном выше свидетельстве, может оказаться разрушительным. Многоверие по форме оборачивается здесь маловерием по содержанию. В настоящее время, несмотря на реабилитацию статуса традиционных православных ценностей, в качестве допустимых для мировоззрения «развитого» современного человека, они фактически оказываются вымытыми из культурных оснований общества. Не существует православного мира как единой культурной среды, в которой бы человек постоянно находился: общался бы с окружающими его близкими и далекими людьми, работал бы, растил детей и т. д. — одним словом, — жил. Восстанавливаемые религиозные ценности не являются более внутренними смыслообразующими повседневного опыта. Во многих случаях (при номинальной религиозной конверсии) они остаются вне положенными по отношению к нему вещами. Так, например, по данным «старого» ВЦИОМ’а, среди современных православных петербуржцев лишь 54% совершенно уверены в том, что Бог есть, 31% — скорее уверены, 10% — не уверены, 3% — затруднились ответить, а 2% — вообще убеждены в том, что Его нет. Очевидно, что быть православным для многих не означает быть верующим и тем более — практикующим верующим (т. е. исполняющим религиозные практики, например, такие как посты, молитвы, регулярное участие в богослужениях и т. д.). Следовательно, в таких случаях сложно говорить о сколько-нибудь серьезном опыте освоения православной традиции. Анализ приведенных цифр (которые повторяются от исследования к исследованию) показывает, что в процессах самоидентификации индивидов происходит усиление значимости декларирования своей принадлежности к определенной социальной группе. Как правило, у «нормального» человека, для которого собственно и характерно обсуждаемое нами понимание религиозно идентичности («русский значит православный» или, наоборот «православный значит русский»), есть чувство «здоровой» самодостаточности, благодаря которому он не испытывает никакой потребности в том, чтобы как-то себя менять для того, чтобы быть, «сыном своей земли» и наследником «веры отеческой». И знать эту веру он, по-видимому, не считает особо нужным, главное — патриотизм, готовность жить и рожать детей на Родине, служить ей в меру силы разумения и в случае надобности положить за нее свой живот. Заметим, что для самой Церкви такие установки населения основа ее существования и культурного доминирования. Заключение. Из вышеизложенного можно подвести вывод, что согласно религиозного мировоззрения существует представление о том, что якобы есть некий таинственный мир, который находится вне власти объективных закономерностей развития природы и общества. В мире сверхъестественного происходит то, что является невозможным для природного мира - так считает верующий человек. Живя в реальном, природном мире, а также в то же время верующие в существование сверхъестественного, религиозно настроена человек имеет двойной мировоззрение и двойной характер деятельности. В своей трудовой деятельности человек всегда руководствуется стихийно или сознательно природными закономерностями, а в религиозном - обращается к иллюзорной надежды на возможность сверхъестественного приумножения своих сил. Признание веры в сверхъестественное является определяющим признаком религиозного мировоззрения, дает возможность отличать религиозные явления от нерелигиозных. Вера в сверхъестественное как особое отношение к объектов, созданных человеческой фантазией, характеризуется следующими факторами: верой в реальное существование сверхъестественного - в отличие от других форм фантастического мышления, которые, например, встречаются в искусстве; эмоциональным отношением к сверхъестественного - религиозный человек не только осознает и представляет себе сверхъестественный объект, но и занимается своим отношением к нему; иллюзорной деятельностью, которая является неотъемлемым элементом любой религии. Поскольку религиозный человек верит в особые способности сверхъестественных существ, сил или свойств влиять положительно или отрицательно на ее жизнь, то любая религия включает в себя определенные установки, которые реализуются в религиозном культе. С помощью жертвоприношений, молитв, заклинаний, разнообразных манипуляций религиозный человек надеется установить контакт со сверхъестественными силами и склонить их на свою сторону. Религиозное мировоззрение распространяется прежде всего через такие основные институты, как церковь и мораль. Церковь - это организованная форма объединения последователей любой религии или ее отдельных направлений или течений. Религия служит не только для теоретических потребностей разума, но и целям нравственности, эстетическому началу, чувствам человека. Кант говорил, что религия - мораль, закон, живущий в нас, обращение к познанию Бога. Гегель выразил в своей философской системе объективацию Абсолютного духа, само откровение человека в форме идеи. В религии нуждается сердце человека. Происхождение религии. Различают психологические мотивы и социальные корни религии; анализ которых обнаруживает связь с разумом человека, его нравственностью, и потребностью в Откровении. Если бы религиозность человека было порождена его страхом перед неведомыми силами природы, по мере раскрытия человеком тайн природы, религиозность должна была бы пойти на убыль, чего не происходит. Безусловно, религиозные чувства людей использовались в истории для консолидации народа и его разъединения в политических целях, для разжигания вражды, решения социальных вопросов. Такие исторические факты не объясняют возникновения и существования феномена религиозности. Поэтому современные объяснения религиозного чувства основаны на психологии религии; современные исследователи указывают на укоренённость религиозного чувства в сознании человека, в котором данному чувству отводят фиксированное место. Проблема человека и личности включает в себя вопросы о соотношении в человеке природного и духовного, биологического и социального. В учениях многих религий признается ценность телесного существования, целостность человека, несводимость духовного к телесному существованию. Духовное начало в человеке – дух, душа – осуществляет связь с божеством, а двойственность целостного человека является указанием на бытие Бога. Духовные (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические) потребности человека выступают как социальные. Человек становится человеком в деятельности, в общении с другими людьми, обретая свою духовность, субъективность в активном преобразовании наследуемого мира и создании собственного мира культуры. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Литература. 1. Васильева Т.С. Основы философии. – Пермь: Изд-во Томского ун-та, Перм. отд., 1991. – 276 с. 2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352 с. 3. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. – С.201-202. 4. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989. 5. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989. 6. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е.Залесский. - М.: МГУ, 1994. 7. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл.II. |