Лекции социология. Лекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
Скачать 0.79 Mb.
|
Часть № 2.
1. Легитимизация социологии в России произошла во второй половине XIX в., когда ускорилось социально-экономическое развитие страны и началось формирование гражданского общества. Принято выделять три основных этапа в развитии социологической мысли дореволюционной России: I этап (с начала 60-х г.г. до 1890 г.). Был связан с возникновением ряда социологических школ, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистских идей О. Конта. Российских мыслителей привлекало в позитивизме стремление к научному методу познания общества. Между тем, отечественные социологи относились к воззрениям О. Конта достаточно критично. II этап (с 90-х г.г. до начала XX в.). В этот период происходит институционализация социологии. Она проникает в академическую среду и получает одобрительную оценку в научных и общественных кругах. Делаются первые попытки в преподавании социологии как учебной дисциплины. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии в России не получают поддержку в правящих кругах. Количество публикаций социологической направленности продолжает расти, хотя в стране в это время нет специальных социологических изданий. Издаются и переводятся работы известных западных социологов. К концу этого этапа российская социология выходит на международную арену. III этап (с начала XX века до 1917г.). Этот период отмечен ростом интереса к проведению масштабных эмпирических социологических исследований. Социология признается объективной наукой. Ведущим научным направлением этого периода становится неопозитивизм. Крайне противоречиво складывается судьба российской социологии после Октябрьской революции. Первые годы отмечены подъемом социологии. Было создано Русское социологическое общество. В 1918 – 1919 г.г. при активном участии П. Сорокина открыты специализированные кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В эти годы издается большое количество социологической литературы, в основном, теоретического профиля. Однако, формирование авторитарного режима наложило губительный отпечаток на развитие общественных наук, в том числе, и социологии. Уже в 1922г. за границу в изгнание были высланы выдающиеся мыслители П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и другие. К середине 20-х усиливается идеологический и политический контроль. В нашей стране в 30-е годы социология получила идеолого-политический ярлык буржуазной лженауки, после чего надолго была исключена из системы наук и образования. Возрождение социологии началось после длительного периода, в конце 50-х г.г., с наступлением “хрущевской оттепели”. В этот период возобновились конкретные социологические исследования. В 1969 г. организован институт конкретных социологических исследований (ныне Институт социологии). С 1974 года издается журнал “Социологические исследования”. Кардинальные перемены общественной жизни в нашей стране, связанные с “перестройкой”, явились мощным импульсом для дальнейшего развития социологии. В 1987 году создан Всесоюзный, а затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись возможности для интеграции с мировой социологической наукой. Хотя в 90-е годы социология развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая наука, были созданы работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, В.А.Ядов), социологии труда (Ж.Т.Тощенко, А.И.Кравченко и др.). Большой вклад в развитие социологии внесли труды Ю.А.Левады, Т.И.Заславской, И.С.Кона. В настоящее время прикладной аспект социологии уже не доминирует над теоретическим. Российская социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. Социологический неопозитивизм П. Сорокина. 2. Питерим Александрович Сорокин (1889 - 1968 г.г.) – русско-американский социолог. Крупнейший мыслитель XX века.
Социологические воззрения П.А. Сорокина сформировались под влиянием работ Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Е. Де Роберти. Научные принципы системы социологии П. Сорокина:
Объекты неопозитивистской социологии Сорокина:
Предмет социологии (по словам Сорокина): общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Речь идет о "психико-рефлекторном" взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов - простейшее социальное явление ("социальная клеточка"), из которых образуются более сложные общественные явления.
П. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает следующие разделы:
Практическая социология - прикладная дисциплина. Опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.
Основные формы социальной стратификации (расслоения общества):
Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность. П. Сорокин считал, что социальная стратификация и социальная мобильность - естественное и неизбежное явление. Основные труды: “Преступление и кара, подвиг и награда” (1914 г.), “Проблемы социального равенства” (1917 г.). Плюралистическая социология М. Ковалевского. Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916 г.г.) русский социолог, правовед. Воззрения М.Ковалевского восходят к социологии О.Конта. Социология, по мнению Ковалевского, - наука об организации и эволюции человеческого общества.
Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом. Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского заключается в том, что факторам общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации. Проявление плюрализма Ковалевского - положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О.Конта, историко-сравни-тельному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.
Основные труды: “Происхождение современной демократии” (т.1-4, 1895-1897 г.г.), “Современные социологии” (1905 г.), “Социология” (т.1-2, 1910г.), “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1939 г.). Психологическое направление в социологии. Е. Де Роберти, Н. Кареев. Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915 г.г.) (точнее - Де Роберти де Кастро де ла Серда) - представитель позитивистской философии. Развил концепцию, получившую название "робертизма": гносеология - часть социологии как основа науки о разуме. Стремился "поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории". С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Психическая деятельность развивается под влиянием:
Де Роберти выделял:
Коллективная психология - психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности. Основные труды: “Социология” (1880 г.), “Новая постановка основных вопросов социологии” (1909 г.). Николай Иванович Кареев (1850 – 1931 г.г.) – историк и социолог. Он указывал на две основные стороны социологии:
Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией. Она опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:
В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны. Основные труды: “Введение в изучение социальных наук” (1903 г.), “Введение в изучение социологии” (1907 г.). 3. Современная социология представлена множеством научных школ и направлений. Всех их можно разделить на две большие группы:
Макросоциологические теории описывают социальные закономерности надиндивидуального порядка. Логика исследования предполагает движение от общего к частному (от “общества” к “индивиду”). Микросоциологические теории пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ человека и способностей его социального взаимодействия с другими людьми. Методология этих теорий предполагает движение от частного к общему (от “индивида” к “обществу”). Макросоциологические теории. Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979 г.г.). Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения. Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнять четыре функции:
В обществе эти функции выполняют следующие структурные элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная). По мнению Т. Парсонса, развитие общества - это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы. Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”. В противовес структурно-функциональному подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление. Теория социальных конфликтов. Яркими представителями конфликтологического направления являются Ральф Дарендорф и Льюис Козер. Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) – немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Он разработал концепцию конфликтной модели общества, суть которой заключается в следующем:
Дарендорф считал конфликт неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Причины возникновения конфликта он объяснял, преимущественно, политическими факторами (борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы). Он верил в возможность снижения уровня социальной напряженности и предлагал регулировать конфликты. По его мнению, процесс регулирования конфликтов может быть успешным только в открытых демократических обществах. Льюис Козер (р. в 1913 г.) – американский социолог, автор теории позитивно-функционального конфликта, основной тезис которой заключается в следующем:
Козер считал, что конфликт неотъемлемая черта социальных отношений. Он выполняет в обществе такие позитивные функции, как:
Конфликт играет важную роль в обновлении общества: порождает новые социальные нормы и институты, стимулирует экономический и технологический прогресс. Микросоциологические теории. Теория социального обмена. Один из авторов данной теории Джордж Хоманс (1910 - 1989 г.г.) – американский социолог и психолог. Центральная категория социологии Дж.Хоманса – категория социального действия. В своем подходе он предложил принципы бихевиоризма (наука о поведении) для объяснения социальных действий. Хоманс считал, что социальное действие выступает как процесс обмена, участники которого минимизируя свои затраты пытаются извлечь максимальную выгоду. Он выдвинул пять гипотез для объяснения социального действия:
С помощью этих гипотез ученый пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня. Символический интеракционизм (от. англ. interaction - взаимодействие). Автором этой теории является американский философ, социолог и социальный мыслитель – Джордж Герберт Мид. Он разработал основные принципы этого социологического направления. Главные направления данной концепции заключается в следующем:
Главная идея состоит в том, что взаимодействие – интеракция – всегда опосредованно различными символами, важными из которых являются язык жестов и речь. Символы регулируют поведение людей, являются необходимыми атрибутами социализации. Лекция № 3. Методы социологического исследования
1. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию. Информация, получаемая в ходе социологического исследования, служит основой научного познания в социологии. Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к ним, какую методологию использовал. Методология (от греческого methodos – способ познания и logos – учение, слово) – программные установки с использованием методов. Для обозначения различных компонентов методологии используются такие понятия как метод, техника, методика и процедура. Метод – это основной способ сбора и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность специальных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Главным мотивом обращения к социологическому исследованию является получение информации о социальной проблеме. Социологическое исследование (СИ) – система процедур: методических, методологических, организационно-технических, связанных общей целью - получить точные объективные данные об изучаемом явлении. Социологическое исследование включает в себя следующие основные этапы:
К основным видам СИ относят:
Изучению подвергается небольшая группа людей (респондентов). Разновидностью разведывательного исследования можно считать экспресс-опрос, целью которого является выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам;
2. Подготовка исследования начинается с разработки программы. Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Программа СИ содержит два раздела:
в него входят:
данный блок программы предполагает:
По мнению В. Ядова, “объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания”. К объектам СИ можно отнести: социальный процесс, определенные общественные отношения, сферу социальной жизни и т.д. Предмет исследования – свойства, характеристики, присущие данному объекту. Исходя из целей СИ, различают два направления анализа:
Количество методов и приемов, используемых при проведении СИ, предопределяется гипотезами. Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и фактов. В процессе проведения СИ гипотеза подтверждается или опровергается. В методической части программы особое место отводится определению выборки. Вся общность, на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Как правило, исследования носят не сплошной характер, и явления изучают по анализу выборки – определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. В этом случае используют микромодель генеральной совокупности, ее называют выборочной совокупностью (выборкой). Выборочная совокупность должна обладать важнейшими признаками генеральной совокупности. Типы выборки и их основные характеристики. Таблица 7.
Достоверным (репрезентативным) считается исследование, при котором отклонения по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%. В зависимости от объема генеральной совокупности производятся расчеты репрезентативности выборки. К примеру, при пилотажном опросе, небольшой генеральной совокупности (например, филиала компании 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же всей компании достаточно будет опросить 25% от общего числа сотрудников. 3. При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и учителя, следователи, журналисты, врачи. Социологический опрос отличается от простого опроса следующим:
Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов. Опросный лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов. Вопросы анкет различаются:
При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие основные требования:
Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом. Задача интервьюира состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы, не нарушая при этом нормы проведения опроса, в частности, не изменять формулировки и очередность вопросов. Принято выделять следующие виды интервью:
Особое место в практике СИ занимает анализ документов. Как правило, социолог в своей работе имеет дело с письменными документами (статистический отчет, статья, очерк, заметка в СМИ). Наиболее распространенными методами анализа документов считают:
Суть контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях:
Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение. Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли. Выделяют две основных разновидности наблюдения: включенное и невключенное. При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта. Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях. В отличии от физики, химии и психологии, в социологии этот метод используют крайне редко. Виды эксперимента:
4. Анализ данных, полученных в результате СИ, начинается с проверки качества заполнения опросных листов. Анкета подлежит обработке, если респондент ответил на 85-90% основных вопросов. Допущенные к обработке документы нумеруются. Открытые вопросы в анкетах кодируются. Кодировка – является связующим звеном между качественной и количественной информацией. Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. Ядов отмечает, что измерение – это процедура, с помощью которой измеримый объект сравнивается с эталоном и получает выражение в определенном масштабе или шкале. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются:
Далее первичная социологическая информация группируется. Респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком. Каждой группе респондентов соответствует число, характеризующее количественный состав группы (n1, n2, n3 … nx). Этот ряд чисел называют рядом распределения. Итоги анализа информации отражаются в отчете. Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы:
Модуль 2. Лекция № 4. Культура как фактор социальных изменений 1. Социологическое понимание культуры. Цивилизация как степень культурного развития. 2. Базисные элементы культуры. 3. Материальная и духовная культура. Формы культуры. 4. Культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии. 5. Функции культуры. 1. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Это множественность в определениях связана с долгой историей становления культуры. В Древнем Риме под культурой (colture) понимали возделывание земли, связывая это понятие с трудом крестьянина. Для европейца 18 века культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Культурным называли человека начитанного, утонченного в манерах. И в наше время “культура” связывается с оперным театром, хорошим воспитанием, картинной галереей. В 20 веке этому слову антропологи придали новое значение. Изучая племена, живущие по первобытным законам, они заключили, что, хотя у них нет театра, картинных галерей, у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира. Это система убеждений, ценностей, выраженных через язык, песни, танцы, обычаи, традиции все то, что упорядочивает жизненный опыт, регулирует взаимодействие людей. В социологии под культурой понимается - совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распределению и хранению. Культура создается людьми, культуре обучаются, она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколе- нию. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Слово “цивилизация” впервые появилось во Франции в середине 19 века. В переводе с латинского оно означает – гражданский, государственный. “Цивилизованным” стали называть человека, умеющего хорошо себя вести. В светском обществе “цивильность” означала учтивость. Первым, кто разграничил эти два понятия - “культура” и “цивилизация” был И.Кант. А в начале 20 века Шпенглер в своем знаменитом труде “Закат Европы” и вовсе противопоставил их. Цивилизация была у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Постепенно утвердилось представление о том, что – цивилизация – вершина технических достижений человека. Т.е. с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека. “Цивилизация” также означает городскую культуру. И в этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие “культура” распространяется и на них. В социологии нет однозначной трактовки цивилизации. В частности она понимается как степень культурного развития, которой достигли не все страны. К основным показателям цивилизованности относятся: - уровень смертности (особенно детской); - экология; - санитарное состояние городов; - письменность. Письменность - самый важный показатель цивилизованности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. 2. К основным элементам культуры относят:
К элементам культуры можно также отнести: образ жизни, привычки, нравы, законы, вкус, моду, увлечения, верования, знания, мифы, кодекс чести. 3. Базисные элементы культуры бывают двух видов:
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенные функции и представляют ценность для группы или общества.
Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру и контркультуру.
4. Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Далеко не все, что создавалось человеком на протяжении всего развития цивилизации, было удостоено имени – культурное наследие. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Возникли культурные универсалии вследствие того, что люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, ухаживание, толкование снов, образование, магия и т.д. 5. Основные функции культуры:
Лекция № 5. Личность как социальный тип и деятельный субъект |