Главная страница

Лекции социология. Лекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеЛекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
АнкорЛекции социология.doc
Дата04.02.2017
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции социология.doc
ТипЛекция
#2259
КатегорияСоциология. Политология
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

4. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Каждая из этих позиций предполагает определенные права и обязанности – это и есть статус. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним че-

ловеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный.

  • Главный статус – это наиболее характерный для данного человека статус, в котором его идентифицируют (отожествляют) другие люди, или с которым он сам себя идентифицирует.

Обычно главный статус связан с основным местом работы.

Главный статус относителен, т.к. он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы:

  • Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

  • Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами (душа компании, знаток, лидер).

К разновидности социального статуса относят:

    • предписанный статус – это статус, навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он дан человеку от рождения – “пол”, - “цвет кожи” - “место рождения” – “фамилия семьи”;

    • приобретенный (достигнутый) статус – определяется усилиями самого человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек.

Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие.

Перечень формальных ролей в обществе практически бесконечен. Толкотт Парсонс сумел классифицировать это огромное множество ролей с помощью пяти основных характеристик:


  1. Эмоциональность (медсестра, врач, гробовщик – эти роли требуют эмоциональной сдержанности).

  2. Способ получения (одно дело, когда роль получена от статуса – негр, дворянин, другое от заслуг самого человека - доктор медицинских наук, профессор).

  3. Масштаб (часть ролей сфокусированы и строго ограничены: директор школы, врач и пациент, родители и ребенок).

  4. Формализация (библиотекарь, например, обязан выдавать книги на определенный срок и брать пеню с тех, кто задерживает книги).

  5. Мотивация (то, что побуждает индивида к действию).


Лекция № 6. Социальный контроль и девиантное поведение


    1. Нормы и санкции как элементы социального контроля. Агенты социального контроля.

    2. Концепция социального контроля Бергера.

    3. Девиантное и делинквентное поведение.

    4. Социологические теории девиации.


1. Социальный контроль – это некий механизм поддержания общего порядка в обществе, который выполняет охраняющую и стабилизирующую функции.

Это понятие включает в себя два главных элемента – нормы и санкции.

Социальные нормы – это требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения, предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Нормы - некие идеальные образы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.


Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малой группе (семья, спортивная команда). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.

Нормы формируют социальные отношения в группе и обществе и упорядочивают систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Нормы люди стараются соблюдать, так как они являются стражниками ценностей. Различия между нормой и ценностью выражаются так: нормы – правила поведения, ценности абстрактные понятия о том, что такое добро, зло и т.д.


- отмечены санкции.
Социальные нормы, упорядочивая поведения людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет следующий вид:

Привычки

Обычаи

Традиции

Нравы

Законы

Табу

Нарушение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах).

Функции социальных норм:

  • регулируют процесс социализации;

  • интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

  • служат эталонами поведения;

  • контролируют девиантное поведение.


Нормы защищены с двух: сторон с одной стороны – ценностями, с другой - санкциями.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Выделяют четыре типа санкций:

  • позитивные и негативные;

  • формальные и неформальные.

Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Позитивные Негативные


Ф +

Ф -

Формальные


Н +

Н -



Неформальные

Рисунок 2. Типы социальных санкций
Формально позитивные санкции (Ф +) – публично одобряемые со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): государственные премии, правительственные награды, почетные грамоты, допуск к высоким должностям (например, избрание председателя правления).

Неформальные позитивные санкции (Н +) – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций, лестный отзыв, улыбка, дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение.

Формальные негативные санкции (Ф - ) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, конфискация имущества, понижение в должности и т.д.

Неформальные негативные санкции (Н - ) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, пренебрежение,
клевета, недоброжелательный отзыв.

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. В зависимости от способа внесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Самоконтроль (внутренний контроль) – это когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, в соответствии с общепринятыми нормами.

Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующая соблюдение общепринятых норм поведения и законов в обществе.

Он бывает:

- неформальный (внутригрупповой) – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, которое выражается через традиции и обычаи;

- формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль могут выполнять семья, друзья, знакомые. Их называют агентами неформального контроля.

Формальный контроль осуществляют специально обученные люди. Их тоже называют агентами, только формального контроля. Это судьи, полицейские, психиатры, соц. работники и т.д. Формальный контроль могут осуществлять и институты, такие как: суды, образование, армия, производство, СМИ, правительство.

2. Согласно концепции социального контроля П. Бергера, человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих различные формы социального контроля. Каждый круг – новая система контроля.



политико-юридическая система;

  1. о

    бщественная мораль, обычаи и нравы;

  2. профессиональная система;

  3. н
    5
    еформальные требования;

  4. с
    4

    Таким образом, Бергер приходит к выводу, что общество всей своей громадой подавляет человека.
    емья и частная жизнь.


2

3


1


Рисунок 3. Человек в системе

социального контроля.

3. Отклоняющееся поведение в обществе социологии называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, так как резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и отрицательную стороны грозило его стабильности.

В большинстве обществ контроль отклоняющегося (девиантного) поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются.

В зависимости от того, являются ли они позитивными или негативными, все формы девиантного поведения можно расположить на двух полюсах. Так террористы, преступники, вандалы, самоубийцы – это группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое обществом поведение. А национальные герои, ученые, писатели, миссионеры – относятся к группе людей, чье поведение в обществе одобряется. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из “героев” и на эти же 10-12% из “нарушителей”.

По мнению Н. Смелзера, девиация – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и проводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

При этом он считал, что девиация является естественной формой проявления в обществе.

Мертон главную причину девиации видел в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их существования. Он выделил пять типов поведения:

Таблица 8.

Способы адаптации

Общественные цели

Социально одобряемые средства

1. Конформизм

+

+

2. Инновация

+

-

3. Ритуализм

-

+

4. Ретритизм

-

-

5. Бунт

+ / -

+ / -




  1. Конформизм – (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.

  2. Инновация – предполагает согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.

  3. Ритуализм – предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства.

  4. Ретритизм – наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства.

  5. Бунт – одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств.

Но на основе бунта формируются новые цели и средства, создается новая идеология.

В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.

Совокупность противоправных поступков получила в социологии особое название – делинквентное (преступное) поведение.


Девиантное поведение – относительно, т.к. одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, могут быть недопустимыми в других.

Делинквентное поведение – абсолютно по отношению к законам государства.

Исследователи утверждают, что девиантное и делинквентное поведение получают широкое распространение в обществах, переживающих трансформацию.

4. Теория аномии. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. В 1897 году он выпустил книгу “Самоубийство”, где изложил теорию аномии. По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, способствует социальному изменению, проверяет реакцию общества и уточняет границы социальных норм.

Теория культурного переноса. Французский социолог Г.Тард одним из первых пришел к выводу, что существует сходство между способами выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. По его мнению, преступники, как и законопослушные граждане, подражают поведению тех индивидов, с которыми либо встречались, которых знали, либо слышали. Но в отличие от порядочных людей, девианты подражают поведению преступников.

Другой ученый Э. Сазерленду пришел к выводу: чем раньше и интенсивней у индивида будут контакты с криминальным окружением, тем выше вероятность, что этот индивид тоже станет правонарушителем. Но не одно простое подражание задействовано в этом процессе. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения. Очень много зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.


Лекция № 7. Социальное взаимодействие. Социальные отношения и движения


    1. Понятие и сущность социального действия. Типы действий.

    2. Социальная деятельность.

    3. Социальные связи: социальный контакт и социальное взаимодействие. Виды и формы социального взаимодействия.

    4. Социальные отношения и движения. Типы социальных движений.


1. По мнению многих известных специалистов в области социального знания, в частности М. Вебера и Т. Парсонса, исходным “кирпичиком” живой социальной реальности является социальное действие.

Впервые это понятие ввел и обосновал в социологии М. Вебер. Более того, он определил социологию как науку, предметом которой должно быть социальное действие.

Макс Вебер, создавший целое учение о социальном действии, определил его так:

Социальное действие – такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, во-вторых, ориентировано на поведение других людей.

Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей.

Человеческое действие побуждается потребностью. Неудовлетворенность в чем-либо (в пище, в безопасности, в любви, в творчестве и т.д.) побуждает человека к целенаправленному действию, в результате которого человек достигает цель. Целерациональность, мотивация – важные особенности социального действия.

Не всякое действие человека можно назвать социальным. Действие становится социальным, когда оно прямо или опосредовано ориентированно на
взаимодействие с другими людьми. И это может быть не только конкретный человек, но и социальная группа и даже все общество.

Действия людей с несоциальными, материальными объектами не являются социальными.

М. Вебер выделил четыре типа действий:

  • целерациональные - характеризуются ясным пониманием целей и средств их достижения;

  • ценностно-рациональные - подчиняются ценностям, принятым в обществе, в зависимости от религиозных норм, долга, убеждений. У этих действий нет цели, но есть мотив, есть ориентация на других;

  • традиционные - совершаются автоматически, по привычке. В этих действиях снижается работа сознания. Человек поступает “как принято”. Эти действия, в основном, распространены в бытовой сфере.

  • аффективные - обусловлены чисто эмоциональным состоянием. Эти действия отличаются стремлением к немедленному удовлетворению и являются минимально осознанными.

Только целерациональные и ценностнорациональные действия являются социальными. А традиционные и аффективные к ним не относятся.

В реальной жизни человек никогда не действует полностью осознанно, поэтому можно считать полностью осознанное действие – идеальным типом.

Если представить анатомию социального действия в упрощенном виде, то выглядеть она будет так: потребность индивида формирование мотивации, интереса социальное действие достижение цели.

Принято выделять массовые действия. Они могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрация, революция, война).

К формам массового поведения относят:

    • массовую истерию – это состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами;



    • слухи – это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Они бывают ложными и истинными. Появляются при недостатке информации. Разновидностью слухов выступают сплетни. В отличии от слухов, они основаны на любопытстве, а не на страхе;

    • панику – это форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях: при пожаре, землетрясении, кораблекрушении и т.д.

2. Социальное действие есть простейшая единица социальной деятельности.

Социальная деятельность – совокупность социально значимых действий, осуществляемых объектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих для их достижения экономические, социальные, политические и идеологические средства.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанных подсистемы:

  • объективно – предпосылочную (потребность и интересы);

  • субъективно – регулятивную (диспозиции);

  • исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);

  • объективно – результативную (результаты деятельности).

3. Социальные связи – понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов или групп по отношению друг к другу.

В научный оборот это понятие ввел Э. Дюркгейм. Чаще всего понятие “социальные связи” применяется для характеристики малых групп.

Социальная связь имеет сложную структуру, основными ее элементами являются:

      • субъект связи;



      • предмет связи;

  • механизм регулирования взаимоотношений между субъектами – “правила игры”.

Все эти элементы связаны, скоординированы друг с другом.

Различают социальные связи устойчивые и неустойчивые, формальные и неформальные, непосредственные и опосредованные. Социальная связь может выступать в виде социального контакта или социального взаимодействия.

Социальный контакт – это связь между людьми, которая носит поверхностный характер, в ней отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это связь, которая носит систематический характер. В ней присутствуют достаточно регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную реакцию со стороны партнера.

Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

По видам действий взаимодействия бывают:

  • физические;

  • вербальные;

  • жестовые.

Существует иная типология социального взаимодействия, которая складывается на основе выделения сфер общества:

  • экономическая;

  • профессиональная;

  • семейно-родственная;

  • демографическая;

  • политическая;

  • религиозная;

  • территориально-поселковая.



Принято различать три основные формы взаимодействия:

  • кооперация – это сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи;

  • конкуренция – это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

  • конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

4. На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой для образования различных социальных групп и общностей.

Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется, прежде всего, широким диапазоном целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (власть, дружба, престиж и т.д.).

Социальные отношения охватывают широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, национально-этническими, религиозными и др.

Социологи-марксисты из всего многообразия социальных отношений выделяют две основные группы:

  • материальные - к ним относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе;

  • идеологические - это политические, правовые, религиозные и другие отношения.

Социальные движения – это организованные коллективные усилия, направленные за или против определенных перемен в обществе.

Движения чрезвычайно многообразны: в защиту прав русского народа, против ввоза отработанного топлива в Россию, в защиту прав потребителей, в защиту прав гомосексуалистов и т.д.

Социальные движения включают в себя ряд основных элементов.


  • коллективность людей, действующих совместно;

  • единство в отношении цели движения и ее восприятия участниками движения;

  • относительная диффузность, низкий уровень организации;

  • высокая степень стихийности, слабая институционализация.

Социальные движения можно классифицировать:

  • по характеру желаемых перемен;

  • по целям;

  • по интересам;

  • по направлениям (левые, правые, центристские).

В соответствии с целями в социологии выделяют четыре типа движений:

  • реформаторские - выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;

  • регрессивные - выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам;

  • утопические - выступают за построение идеального общества для группы истинных последователей;

  • революционные - подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.


Лекция № 8. Социальные изменения


    1. Понятие “социальные изменения”.

    2. Типы социальных изменений.

    3. Источники и факторы социальных изменений.

    4. Социальный прогресс: революции и реформы.



1. Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Они затрагивают все сферы человеческой цивилизации. Если бы в обществе не происходило изменений, то оно бы погибло.

По мнению известных социологов А.А.Радугина и К.А.Радугина социальное изменение это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Понятие “социальные изменения” в социологии используется для описания динамики в обществе.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в правах личности и т.д. Социальные изменения отличаются друг от друга как масштабом, так и глубиной.

2. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы:

  • циклический;

  • линейный;

  • нелинейный.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой. Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. Каждый новый цикл не является абсолютным повторение прежнего. Циклические изменения не являются в чистом виде круговыми процессами.

Социологи выделяют следующие формы циклических изменений:

  • по типу маятника (простейшая форма циклического процесса; примером может являться инвестиционная политика государства);



  • волновые движения (к ним можно отнести цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает);

  • спиралевидные (наиболее сложная форма циклических изменений; примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе).

Линейный тип социальных изменений заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейный процесс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед в пространстве и времени. Линейные процессы частично поглощают свойства предшествующего, обогащают и развивают их.

Ярким выражением линейных изменений является идея социального эволюционизма. Существует ряд классических и современных теорий эволюционизма. С точки зрения Г.Спенсера, эволюционный процесс заключается в усложнении форм общественной жизни. Основная идея его социального эволюционизма – идея дифференциации и интеграции. Э.Дюркгейм видел процесс эволюции как движение от общества с неразвитым разделением труда и механической солидарностью его членов, к обществу с развитым разделением труда и органической солидарностью.

По мнению Ф.Тенниса, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. В своей книге “Община и общество” Теннис выделял два типа общества: крестьянскую, деревенскую общину и индустриальное, городское общество. Между этими двумя типами обществ существуют отличия. Крестьянская, деревенская община предполагает, что в ней поведение индивидов и их роли обусловлены общинными принципами, традициями, религиозными ценностями, неразвитой специализацией. Семья и община – являются основной ячейкой общества. В городском обществе социальные роли, поведение индивидов определяются стремлением к личной выгоде, выполнением специализированных формальных ролей, светскими ценностями. Корпора-

тивная и ассоциативная формы объединения людей являются основной ячейкой городского общества.

Авторы теории индустриального общества Р.Арон и У.Ростоу считают, что на смену “традиционному обществу”, в котором преобладает натуральное хозяйство с сословной иерархией, приходит общество нового типа – индустриальное. Для него характерна механизация и автоматизация труда, массовое производство товаров.

Широкую известность и дальнейшее развитие во второй половине XX века получают теории “постиндустриального общества”. С точки зрения авторов этих концепций, человеческое общество в развитии проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Основной ценностью постиндустриального общества становятся знания, информация, творческая деятельность.

Линейная динамика предполагает не только движение вперед, в будущее (прогресс), но и регресс, т.е. движение по нисходящей линии в изменении общества. Линейный регресс и прогресс сменяют друг друга в историческом процессе.

Особое значение в жизни общества имеют инновационные изменения, они являются факторами социального развития. К ним относятся открытия и изобретения. Человечеству известно немало открытий, повлиявших на судьбу планеты (колесо, азбука, паровой двигатель и т.д.).

Теория линейных изменений в ХХ веке подверглась критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип лишь один из многих возможных изменений.

Главным субъектом социальных изменений является человек. Роль каждого индивида в обществе реализуется по нелинейному принципу. Переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Социальные изменения в обществе неравномерны и противоречивы. В частности, противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных ин-
тересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими социальных трансформаций.

3. Социальные изменения могут быть вызваны природными причинами – изменением физической среды обитания человека, космическими ритмами социальной активности, импульсами магнитных полей и т.д. Более того, природные стихии – такие, как ураган, землетрясение, наводнение - оказывают влияние на общественную динамику, внося определенные коррективы в социальную организацию общества.

Экономический фактор, по мнению К.Маркса вносит изменение в жизнь общества. Развитие производственных сил требует соответствующих способов хозяйствования, производственных отношений, что в свою очередь вызывает изменения в других структурах общественного устройства.

Г. Ленски проанализировал изменения, происходящие по мере того, как общества приобретают новую технологию.

Г. Огборн обратил внимание на то, что материальные элементы культуры развиваются быстрее нематериальных. Этот факт вынуждает людей искать новые социальные формы, приводящие различные фрагменты культурной жизни общества в соответствие.

Существенные перемены в социальную жизнь общества вносят техника, технология, открытия, изображения, инновации. Все это изменяет не только характер деятельности людей, но и пути познания мира.

Социальные изменения могут быть результатом диффузии. Это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Политические процессы, идущие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений.

4. По мнению исследователей, ни одно общество не стоит на месте.
Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то это свидетельствует о том, что в обществе прогресс. В противном случае имеет место регресс общества.

Прогресс глобальный всемирно-исторический процесс, охватывающий период восхождения человечества от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Регресс – локальный процесс, проистекающий в отдельных обществах в короткие промежутки времени.

Социальный прогресс может быть постепенным, его еще называют реформистским, и скачкообразный, т.е. революционный.

Реформа (от лат. reformo) – более или менее существенные изменения в отдельных сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя.

Реформы носят социальный, экономический, политический характер.

Революция (от лат. revolution – поворот, переворот) – коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества.

Революции бывают научные, религиозные, технические, экономические, политические и т.д.

Реформы и революции различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью.

Реформы требуют частичных улучшений и постепенности, а революции предполагают радикальный переход от старого к новому.

Самой величайшей революцей в истории человечества считается неолитическая. Она длилась 3 тыс. лет (ок. 5-6 тыс. – 2 тыс. до н.э.). В ходе этой революции человечество совершило грандиозный скачок (оседлость населения; переход от присваивающего к производящему хозяйству; развитие мотыжного земледелия, тягловая вспашка, выращивание скота; обмен товарами между далеко расположенными местами; развитие религиозных культов; скелетное погребение; проявление общественного неравенства).

Неолитическую революцию, как правило, сравнивают с промышленной революцией XVIII – XIX в.в., которая привела к смене строя феодального капиталистическим. Но первая, по мнению экспертов, имела более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.
Модуль 3

Лекция № 9. Социальные группы, общности и организации
1. Социальная группа. Классификация социальных групп.

2. Функции социальных групп.

3. Малая группа. Социальные формы динамики межличностного общения в малой группе.

4. Социальная общность. Этическая общность.

5. Социальная организация, ее основные характеристики и типы.
1. Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.

Это понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии.

Русский социологГ.С.Антипова определила социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно функции в структуре социального разделения труда и деятельности.

Американский социолог Р.Мертон определил социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и являющихся членами этой группы с точки зрения других.

Основные черты социальной группы это:

  • взаимодействие;

  • принадлежность;




  • единство.

Не только общество, но и человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека (мышление, речь, язык, нравственность) являются итогом групповой деятельности. Именно в группе рождаются: нормы, ритуалы, правила, традиции и т.д.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать.

  • Условные и реальные.

  • Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.

Социальные категории – искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.

  • Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:

  • пол – мужчины и женщины;

  • доход – богатые, бедные, зажиточные;

  • национальность – русские, англичане, турки;

  • возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

  • родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовы;

  • профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;

  • место жительства – горожане, сельчане;

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.

  • Первичные и вторичные.

Впервые эту классификацию предложил Ч.Кули.

  • Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка.

  • Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе


желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды.

  • Формальные и неформальные.

В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.

  • Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо

индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.

  • Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.

  • Гетерогенные и гомогенные.

  • Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;

  • Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.

  • Референтные.

Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность.

Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной).

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;

  • Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

  • Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

  • Территориальные – выходцы из одной местности (земляки).

  1. По мнению Н. Смелзера, группы выполняют определенные функции:




  • социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками;

  • инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; команда КВН, отряд спасателей, бригада рабочих – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе;

  • экспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;

  • поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности.

3. Малая группа является связующим звеном между индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой.

Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.

Отличительными признаками малой группы являются:

  • ограниченное число членов;

  • стабильный состав;

  • информационная насыщенность общения;

  • чувство принадлежности к группе.

В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы. Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малой группе являются подгруппы:

  • диада – 2 человека. Для нее характерен высокий уровень эмоционального восприятия, постоянный контакт, обмен знаками внимания. Активно формируются социально-психологические чувства любви, дружбы, ненависти;



  • триада – 3 человека. Она более стабильна, чем диада, в ней меньше интимности и эмоций. Индивиды более самостоятельны. Здесь с мнением двоих трудно бороться в одиночку;

  • квадра – эта четверка наиболее совместимых между собой субъектов с дуальными, зеркальными отношениями. Для нее характерны: максимальная продуктивность деятельности, взаимодополнение друг друга, кооперация.

4. Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки.

Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.

К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья.

Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением.

Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род.

Объединяясь между собой, рода образуют - клан (кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть).

Объединившись, кланы, образуют племя.

Древнейшая этническая общность – племя основано на родовых и социальных связях. Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация.

Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией. Этот тип этнической общности возник в эпоху рабовладения и представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

5. Термин “организация” (от фран. оrganisation – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  1. как элемент социальной структуры общества;

  2. как вид деятельности какой-либо группы;

  3. как степень внутренней упорядоченности элементов системы.

В социологии ключевым понятием является – элемент социальной структуры.В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Социальная организация всегда соответствует следующим критериям:

  1. наличие общей цели, на достижение которой направлена деятельность организации;

  2. наличие статусно-ролевой иерархии;

  3. наличие норм и требований для индивидов, входящих в организацию;

  4. наличие функциональной специализации.

Цель - является ключевым элементом социальной организации. Выделяют три взаимосвязанных вида организационных целей:

  • цели–задания. Они сформированы как программа общих действий, на основе рекомендаций, выданных извне;

  • цели-ориентации. Это так называемая миссия организации. Совокупность стратегических целей субъектов организации;

  • цели-системы. Желание коллектива сохранить как самостоятельное организационное целое.

В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий.



    • Неформальная организация – это система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами.

Как правило, неформальная организация – это стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей (взаимная симпатия, общие интересы, дружеские отношения).

Для этого типа организации характерно:

1) незапланированность возникновения (спонтанность);

2) параллельное существование и функционирование наряду с формальной организацией;

3) не служебное содержание межличностных отношений.

    • Формальная организация – это форма отношений, существующая внутри официально сформированного коллектива, в которой система взаимодействий регламентирована должностными инструкциями, приказами и распоряжениями.

Социальная структура формальной организации, с социологической точки зрения, имеет следующие черты:

  1. рациональность (т.е. в основе формирования и функционирования организации лежит принцип полезности, целесообразности, мотивация на достижение цели);

  2. безличностность (т.е. связи между членами организации обезличены);

  3. служебные отношения (т.е. предусмотрена регуляция только служебных отношений);

  4. наличие персонала (т.е. поддержание устойчивости, координации и эффективности организации осуществляется административным персоналом, ответственным за эту работу);

  5. функциональность (т.е. вся деятельность организации подчинена функциональным целям).

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:


    • добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (клубы, религиозные объединения, партии);

    • принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (психиатрические лечебницы, тюрьмы, армия);

    • утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы).

Выделяют также социальные организации бюрократического типа.

Под бюрократией понимается механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Социологическая концепция бюрократии была разработана М. Вебером. В ней он видел оптимальную систему управления, основанную на принципах рационализации.

М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации:

  1. разделение труда (обусловленное правилами и законами);

  2. порядок подчиненности (представлен в виде иерархической лестницы);

  3. публичная канцелярия (документы, регистрирующие сведения о деятельности организации);

  4. официальная процедура подготовки и переподготовки должностных лиц организации;

  5. штатные сотрудники все внимание уделяют деятельности организации;

  6. правила – общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы;

  7. лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление выполнять установленные ею правила и регламенты.

По Веберу, положительным в бюрократии является:

    • высокая хозяйственно – экономическая эффективность;

    • точность;

    • оперативность;

    • субординация;




    • единоначалие;

    • регламентация;

    • сведения к минимуму конфликтных ситуаций.

Отрицательным:

  • отсутствие гибкости;

  • ситуативного подхода в управлении;

  • абсолютизация формальных методов работы;




  • неумение адаптировать средства и цели;

  • отсутствие стимулирования в развитии творческого потенциала у работников;

  • тормозящее влияние бюрократии на нововведения.


Лекция №10. Общество и социальные институты

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта