Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Социальная структура общества и ее основные элементы. Типы социальных структур.

  • Эдвард Шилз

  • Основными атрибутами государства

  • Социальная структура общества

  • Основные элементы структуры общества

  • Часть № 2. Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

  • Функция

  • Явные

  • Функции и структурные элементы основных социальных

  • Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский

  • Общественное сознание

  • Лекции социология. Лекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеЛекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
    АнкорЛекции социология.doc
    Дата04.02.2017
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции социология.doc
    ТипЛекция
    #2259
    КатегорияСоциология. Политология
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Часть № 1.

    1. Страна, государство, общество.

    2. Теории происхождения общества.

    3. Типология обществ.

    4. Общество как система. Характеристики основных подсистем общества.

    5. Гражданское общество и государство.

    6. Социальная структура общества и ее основные элементы. Типы социальных структур.

    1. Страна часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

    Государство– политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуры правления (правительство, парламент).


    Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

    Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Страны появились в результате территориального разделения мира. Было время, когда не существовало четки границ, отделяющих одну страну от другой. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было ни стран, ни государств. Стало быть, понятие “общество” применительно к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.

    Многие социологи, в частности Коэн (1950 г.), Парсонс (1966 г.) и Марш (1967 г.), пытались определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом.

    Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Эдвард Шилз.

    Это объединение должно отвечать следующим критериям:

    1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

    2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

    3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.

    4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

    5. У него собственное название и собственная история.

    6. Оно обладает собственной системой управления.

    7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

    8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

    Эти признаки достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровнородственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управле-
    ния (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

    2. За историю существования человечества выдвигалось множество гипотез происхождения общества, в частности божественная концепция.

    В то же время сложился ряд научных теорий:

      • Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функцио-

    нальному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.

      • Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.

      • Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.

      • Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем.

    Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

      • Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согла-


    сования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.

    3. Современная общественная жизнь представляет собой достаточно жесткую структурированную систему.

    Социальная система есть множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.

    Существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция. Целостность фиксирует объективную форму существования явлений, т.е. существование как целого. Интеграция – процесс и механизм объединения частей. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях связях друг с другом.

    Человеческое общество, представляет собой сложно организованную систему высшего “органического типа”, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся:

    • структурно – функциональной целостностью;

    • устойчивостью;

    • равновесием;

    • открытостью;

    • динамизмом;

    • самоорганизацией;

    • самовоспроизводством;

    • эволюцией.

    Общество можно представить как совокупность подсистем (социальных групп, социальных институтов, личности). Они являются структурными элементами общества.

    Структуру общества можно представить в виде многоуровневой системы:

    I уровень: социальные роли, которые задают структуру социальных

    взаимодействий;

    II уровень: социальные роли, организованные в различные институты и

    общности;

    III уровень: сложная система организаций.

    Общество включает в себя четыре главные сферы, которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Это экономическая, политическая, духовная, социальная.

    • Экономическая– включает в себя предприятия, банки, рынки и т.д., то, что позволяет обществу запустить в производство ресурсы и создать необходимое количество товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей. В этой сфере четыре вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление;

    • политическая – это президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), местные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы – все это составляет государство. Целью государства является обеспечение социального порядка в обществе. Основной вопрос политической сферы: узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой;

    • духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты, театры, музеи, НИИ, журналы, газеты, культурные памятники, религиозные общины. Основные задачи этой сферы: открытие новых знаний (наука); передача этих знаний последующим поколениям (образование); создание вненаучных, т.е. художественных ценностей (культура); рассуждение о смысле человеческой жизни и определение норм морали (религия);




    • социальная сфера – охватывает классы, социальные слои, нации, их взаимодействие друг с другом.

    Социальная сфера понимается в двух смыслах:

    В широком значении – это совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом значении она охватывает почти все слои и классы – от богатых и средних до бедных.

    В узком значении – это только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, многодетные, инвалиды, безработные и органы социальной защиты и социального обеспечения. И в этом

    значении социальная сфера это лишь часть населения – как правило, беднейшие слои.

    4. Существует множество критериев, положенных в основу классификации обществ:

    • по господствующей в них религии;

    • по языку;

    • по способу производства.

    Братья Ленски предложили в 1970 году свою классификацию общества: в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию.

      • Общества, живущие охотой и собирательством (бушмеры Юго-Западной Африки, аборигены центральной Австралии). Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе обычно стоит старейшина или вождь.

      • Огороднические общества (появились 4 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке, в наше время сохранились в Африке и на юге Сахары). В этих обществах не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политическая структура имеет от двух до четырех социальных слоев. Индивиды ведут кочевой образ жизни, используют самые примитивные орудия труда. Система родственных связей является основой


    социальной структуры, но здесь она усложняется; иногда общество состоит из нескольких кланов.

    • Аграрные общества (возникли в Древнем Египте). Для них характерно усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. В связи с появлением прибавочного сельскохозяйственного продукта сложились благоприятные условия для возникновения городов, развития ремесел. В обществе аграрного типа появилась письменность, первые денежные системы, расширилась торговля,возникло государство, которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию. Политическая организация в этих обществах имеет более сложную форму: система родственных связей перестает быть основной.

    • Промышленные общества (возникли в конце 18 в.). Промышленное производство связано с применением научных знаний. Возникают большие города. Складывается высокоразвитая система государственного управления, бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Дальнейшему ослаблению роли семьи способствует индустриализация.

    В современной литературе, очень часто встречается понятие постиндустриальное общество. Впервые это понятие было предложено Д.Беллом в 1962г. Он говорил о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится “осевым принципом” общества и является источником инновации и формирования политики. В 1973г. Дэниель Белл отметил появление постиндустриального общества.

    Согласно Беллу постиндустриальное общество имеет новый тип экономики и включает в себя следующие характеристики:

    • широкие торговые отношения между странами;

    • большой излишек товаров;

    • сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;

    • широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку;

    • “информационный взрыв”;




    • “глобальная деревня” (т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации).

    5. В 18 веке Фергюсон определял “гражданское общество” как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Понятие “гражданское общество” в социологии появилось, благодаря работам Гегеля и Маркса.

    В современной социологии это понятие используют в двух смыслах: социологическом и идеологическом.

    В первом социологическом – гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений.

    Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом.

    Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству.

    Во-втором идеологическом понятии “гражданское общество”, это то, куда устремлены прогрессивно мыслящие люди. Это идеал или лозунг, который олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, имеющих гражданские и политические права, участвующих в управлении государством. В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей (только 5 – 6 тыс. лет назад возникло государство). Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом – идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Исходя из признаков общества (по Э. Шилзу), государство является лишь одним из признаков общества (система управления). Оно главный институт политической системы. Основными атрибутами государства являются: население, территория, публичная власть. Исторически общество первично, а государство вторично.
    6. Социальная структура общества – это совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

    В основе развития социальной структуры общества лежат:

    • общественное разделение труда – обуславливает разделение общества на социальные группы (классы, профессиональные группы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда);

    • отношение к собственности на средства производства – экономически закрепляет складывающуюся структуру общества.

    Основные элементы структуры общества:

    • классы, занимающие различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;

    • люди города и деревни;

    • представители умственного и физического труда;

    • сословия;

    • социально – демографические группы;

    • национальные общности.

    Эти группы неоднородны по составу, делятся на отдельные слои, имеющие свои собственные интересы.

    В зависимости от уровня развития разделения труда и социально - экономических отношений, исторически складывались различные типы социальных структур:

    • структура рабовладельческого общества (ее составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, свободные крестьяне, философы, жрецы);

    • структура феодального общества (основные классы: феодалы и крепостные крестьяне, а также сословия и различные группы интеллигенции);


    • структура капиталистического общества (это взаимодействие различных групп буржуазии и рабочих, кроме того, классы земельных собственников и крестьян, а также интеллигенция);


    Группы буржуазии






    Монополистическая буржуазия

    (крупные промышленники, бизнесмены, банкиры)

    Средний класс

    (фермеры, торговцы, высокооплачиваемые рабочие, служащие)





    • структура социалистического общества (основные элементы рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, в некоторых странах (Польша, Китай) – частные предприниматели).



    Часть № 2.

    1. Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

    2. Институционализация и развитие социальных институтов.

    3. Общественное мнение как институт гражданского общества.


    1. Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:

      • в узком техническом – название учебных и научных учреждений;

      • в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.

    В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.


    Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов.

    Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:

    социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.

    По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.

    Для возникновения и развития социального института необходимые условия:

    • в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;

    • институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;

    • для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

    Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

    Каждый институт наделен множеством функций.

    Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

    Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.

    Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

    • Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

    • Латентныефункции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.

    К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).

    Функции и структурные элементы основных социальных

    институтов общества.

    Таблица № 9.

    Институты

    Функции

    Основные роли

    Физические черты

    Символические черты

    семьи и брака

    репродуктивная, воспитательная

    отец, мать

    дом, обстановка

    кольца, обручение, контракт

    экономические

    добывание пищи, одежды, жилья

    работодатель, наемный, покупатель, продавец.

    фабрика, офис, магазин

    деньги,

    торговля,

    марка

    политические

    поддержание законов, правил и стандартов

    законодатель, субъект права

    общественные здания и места

    кодекс,

    флаг

    образование

    социальное приобщение к базисным ценностям и практикам

    учитель, ученик

    школа, институт, академия

    диплом,

    степень, аттестат

    религиозные

    углубление веры, соборные отношения

    пастор, прихожанин, монашка

    собор, костел, церковь

    крест, алтарь, библия, коран



    Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными. К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.

    В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

    Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.

    2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.

    Термин “институция” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.

    Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

    Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский:

    • потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    • потребность в производстве продуктов и услуг;

    • потребность в распределении благ (привилегий);

    • потребность в безопасности граждан, защите их жизни;

    • потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Институционализация может осуществляться двумя путями:

    • возникновением новых социальных институтов;

    • изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов.

    Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

    Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

    Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов:

    • внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);

    • внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).

    Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.

    3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.

    В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:

      • социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;

      • суждения, разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.

    В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции:

      • экспрессивную;

      • консультативную;

      • директивную.

      • Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция



    позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.

      • Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.

      • Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).

    Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.

    Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.

    Как считают социологи, для функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:

    • общественная значимость, актуальность темы или проблемы. Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;

    • дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;

    • необходимый уровень компетентности. Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.

    Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

    Источниками формирования общественного мнения являются:

    • непосредственное наблюдение за происходящим событием;

    • СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.



    В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения

    (ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта