Лекции по истории древневосточного права. Лекция Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Социальные нормы первобытного
Скачать 0.93 Mb.
|
Преступления против государства Праву древней Индии были известны государственные преступления, преступления против личности, собственности, семьи. Законы не содержали полного перечня государственных преступлений. Законы Ману отмечали, что царь своим «блеском превосходит все живые существа»; «даже (если) царь - ребёнок, он не должен быть презираем (думающими, что он только) человек, так как он - великое божество с телом человека» (ЗМ, VII, 5, 8). Поэтому государственные преступления карались весьма строго, обычно смертной казнью. Среди государственных преступлений назывались служба врагам царя, составление ложных указов, подкуп советников царя, которые карались смертной казнью (ЗМ, IX, 232). Сожжением заживо, по Артхашастре, наказывались государственная измена (посягательство на власть царя), подстрекательство врагов к нападению на царя, организация мятежа, проникновение во дворец государя. За поломку городской стены и городских ворот, которые ослабляли обороноспособность, предусматривалось изгнание (ЗМ, IX, 289). Тяжким государственным преступлением признавалось нанесение телесного повреждения царю, которое наказывалось квалифицированной смертной казнью - сожжением заживо. За оскорбление царя, за выдачу государственной тайны предусматривалось отрезание языка. «Злодея, который ударит царя, даже совершившего грех, следует изжарить на вертеле, ибо он хуже убийцы сотни брахманов» (Нарада, XV-XVI, 30). Преступления против личности и против собственности К преступлениям против личности относились убийство, телесные повреждения, оскорбление чести словом или действием. Умышленное убийство наказывалось смертной казнью, хотя Законы Ману в силу очевидности об этом прямо не говорили. Убийство женщин, детей или брахманов каралось смертной казнью (ЗМ, IX, 262). Вишну-смрити отмечали, что царь пусть казнит отравителей, убивающих женщин, детей и мужчин (V, 10-11). Телесные повреждения рассматривались как оскорбление действием, к числу которых Артхашастра относила прикосновение, замахивание и удар. Прикосновение к нижней части тела руками, хватание за ногу, одежду, руки, волосы наказывались штрафами. Большие штрафы предусматривались за замахивание рукой, ногой, поленом, камнем, оружием. Под оскорблением словом понимались слова, сказанные с целью обидеть, содержащие поношение родных мест человека, его учёности, имени, касты, семьи, родителей, указание на его физический недостаток - кривой, хромой, даже если бы это соответствовало действительности, обвинение в тяжком проступке, грубые слова, угрозы побоями (Нарада, XV-XVI; Вишну, V). Оскорбление словом или действием равного себе по сословному положению или представителя низшей варны наказывалось, как правило, штрафом. однако шудра за оскорбление словом представителей трёх высших варн подвергался отрезанию языка. Шудра за оскорбление чести действием представителя низшей варны подвергался по принципу талиона членовредительскому наказанию - отрезанию руки, ноги, губ и др. «Тот член, каким человек низший (шудра) ударит высшего (дваждырожденных), именно он - у него должен быть отрезан... Подняв руку или палку, заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги. У плюнувшего по наглости (на высших) надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой - детородный член, у испортившего воздух - задний проход. У хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки» (ЗМ, VIII, 279-283). Среди преступлений против собственности Законы Ману различали кражу и грабеж. Грабеж понимался как насильственное присвоение вещи в присутствии собственника, а кража как присвоение вещи в отсутствии собственника (ЗМ, VIII, 332). Грабеж как открытое и насильственное присвоение вещи считался более опасным преступлением и карался большим штрафом. При назначении наказания за кражу учитывалась стоимость похищенного и ценность вещи. Кража ценных вещей (например, зерна, скота) определённой стоимости (до 50 пан) влекла за собой для вора уплату денежного взыскания в размере одиннадцатикратной стоимости похищенного, а если украдено свыше 50 пан, то отсечение рук (ЗМ, VIII, 322; Вишну-смрити,V, 81, 82). Законы различали квалифицированные (отягчённые) кражи, предполагающие бόльшую злую волю преступника и поэтому наказываемые строже обыкновенных краж: 1. Ночная кража. Вору, совершившему кражу ночью и сделавшему пролом в стене дома, предписывалось сначала отрубить руки, а затем казнить посажением на кол (ЗМ, IX, 276). 2. Кража наиболее ценных вещей: крупного рогатого скота, людей, домов, золота наказывалась по Артхашастре крупным штрафом, а по Законам Ману похищение «родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, а похищение священных коров, принадлежащих брахману, - отсечением половины ноги (ЗМ, VIII, 323, 325). Смертной казнью карались кража из царских кладовых, арсеналов или храмов и кража слонов, лошадей и колесниц (ЗМ, IX, 280). 2. Повторная кража (рецидив), то есть совершение кражи лицом, имеющим судимость за ранее совершенную кражу. Третья кража независимо от размеров похищенного наказывалась смертной казнью. «За первую кражу он (царь) должен приказать отрезать у вора два пальца, за вторую - руку и ногу, за третью - подвергнуть смерти» (ЗМ, IX, 277). Преступления против семьи К преступлениям против семьи относились прелюбодеяние, изнасилование. Прелюбодеяние считалось тяжким преступлением, так как вело к смешению варн. Виновные в прелюбодеянии с чужой женой, кроме брахмана, подвергались смертной казни (ЗМ, VIII, 359). По Нараде и Вишну-смрити, за прелюбодеяние с женщиной, равной по варне, мужчина наказывался высоким штрафом; если она ниже его по варне - средним штрафом, а если выше по варне, то смертной казнью (Нарада, XII, 69; Вишну, V, 40, 41). Сношение с неприкасаемой приравнивалось к скотоложству: для прелюбодея «и за соитие с коровой (и) за связь с неприкасаемой - смертная казнь» (V, 42, 43). Прелюбодеяние шудры с женщиной из высшей варны влекло для него отсечение полового органа (кастрацию) или смертную казнь, в зависимости от того, охранялась или не охранялась такая женщина. «Шудра за связь с женщиной дваждырожденных варн, охраняемою и неохраняемою (должен быть наказан следующим образом): если она не была охраняема, он лишался (виновного) члена (то есть подвергался кастрации); если она была охраняема, (лишается) всего (даже жизни)» (ЗМ, VIII, 374). Женщину за прелюбодеяние, по-видимому, наказывал муж, за одним исключением. «Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности своих родственников и своего превосходства, изменяет мужу, то царь должен приказать затравить ее собаками на многолюдном месте. Он должен приказать сжечь мужчину - преступника на раскаленной докрасна кровати; нужно подбрасывать под не дрова, пока не сгорит злодей» (ЗМ, VIII, 371, 372). Изнасилование каралось телесным наказанием, если преступник занимал низшее сословное положение по сравнению с потерпевшей. Равный по сословному положению уплачивал высокий штраф (ЗМ, VIII, 364, 366). По Нараде, за изнасилование девушки полагалось отрубание двух пальцев, а если она из высшей варны - смертная казнь с конфискацией имущества (XII, 70). Цели и виды наказаний Целью уголовного наказания являлось, прежде всего, устрашение. «Если бы царь не налагал энергично наказания на тех, которые заслуживают наказания, то сильнейшие изжарили бы слабейших, как рыбу на вертеле. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог и собака стала бы лизать жертвенную снедь, и не осталось бы ни у кого собственности, низшие бы захватили место высших. Наказанием весь мир держится в порядке, ибо трудно найти человека безупречного; из страха наказания весь мир предается предписанным ему занятиям... Но где наказание, черного цвета и с красными глазами, смело выступает, уничтожая преступников, там подданные не возмущаются, если только правитель судит хорошо» (ЗМ, VII, 20, 21, 22, 25). Законы при назначении наказаний широко применяли талион, как натуральный, так и символический. В качестве наказаний применялись: 1. Смертная казнь, как простая: отрубание головы, утопление, так и квалифицированная: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, растаптывание слонами (например, за кражу находки по ЗМ, VIII, 34). 2. Членовредительские наказания, направленные на «орган деторождения, чрево, язык, губы, руки, ноги, глаза, нос, уши, грудь и туловище». Дополнительным наказанием было клеймение. За прелюбодеяние с женой учителя (гуру) на лбу выжигалось изображение женского органа, за пьянство - кабачная вывеска, за воровство - знак собачьей лапы, за убийство брахмана - безголовое тело. 3. Телесные наказания - избиение палками, бамбуковыми прутьями. 4. Штрафы и конфискации имущества в пользу царской казны. При этом «даже при конфискации всего имущества царю не следует отнимать оружие у воинов, средства передвижения - у живущих извозом, украшения - у публичных женщин, музыкальные инструменты - у музыкантов, у ремесленников - те орудия труда, благодаря которым они могут существовать» (Нарада, XVIII, 11-12). 5. Тюремное заключение. При этом «все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных преступников» (ЗМ, IX, 288). 6. Изгнание из варны и из страны. Наряду со светскими земными уголовными наказаниями, законы Ману предусматривали религиозные наказания. К ним относились различные епитимии, которые налагались за неосторожные и некоторые умышленные преступления. Иногда они являлись смягчением и заменой наказания, иногда же они значительно отягчают и превосходят их своей жестокостью. Более того, всякая физическая болезнь становилась явным доказательством греховности и преступления человека и требовала очищения при помощи епитимий и специальных подвигов и лишений (ЗМ, XI, 48-53). Наконец, особенно упорные и тяжёлые грешники лишь при помощи перевоплощения в целый ряд живых существ снимали с себя вину за преступления и таким образом очищались от греха (ЗМ, XII, 55-80). Например, убийца брахмана, караемой смертной казнью, мог искупить свою вину следующими способами: «жить в лесу 12 лет, построив хижину, питаясь милостыней и сделав своим отличительным знаком череп покойного. Или ему надо добровольно стать (в сражении) мишенью для воинов, знающих (его намерение). Или ему надо трижды броситься вниз головой в пылающий огонь. Или он может совершить жертвоприношение» в самом высшем размере» (ЗМ, XI, 73-75). Или он должен совершить ряд строго определённых подвигов, в том числе «отдать брахману, знатоку Веды, своё имущество, или имущество, достаточное для жизни, или дом вместе с утварью» (ЗМ, XI, 77) или даже спасти жизнь брахмана или коровы, которая была предметом особого почитания у индусов, как символ плодородия и тихой жизни в мире (ЗМ, XI, 80). Брахман, совершивший кражу, может очиститься от этого, избежать наказания или прямо аскетическими подвигами, или тем, что царь ударяет такого брахмана один раз палкой, после того как брахман признается царю в преступлении и попросит его о наказании (ЗМ, XI, 100-101). Епитимия могла состоять в мучительном самоубийстве. Например, «осквернивший ложе гуру, признавшись в грехе, пусть ляжет на раскалённое, сделанное из железа (ложе), или пусть обнимет раскалённое изображение (женщины): он очищается смертью. Или, отрезав сам свой член и мошонку и взяв в соединённые руки, пусть идёт…, пока не упадёт мертвым» (от последующего истечения кровью) (ЗМ, XI, 104-105). «Дваждырождённый, выпив по глупости суру (общее наименование спиртных напитков), пусть пьёт хмельной напиток воспламенённым; когда он обожжёт им тело, тогда он освобождается от греха. Или надо пить, пока не умрёт, кипящую коровью мочу, воду, молоко, коровье масло или жижу коровьего навоза» (ЗМ, XI, 91-92). Кто не умышленно умертвил корову, тот должен был в течение трёх месяцев сопровождать другую корову на каждом её шагу и самоотверженно прислуживать ей в качестве покорного и исполнительного слуги (ЗМ, XI, 116). Кто в гневе ударит брахмана даже травинкой рождается в порочных утробах 21 раз (ЗМ, XI, 166). Некоторые люди, благодаря физическим недостаткам, уже тем самым считались или совершившими какой-либо проступок, или же несущими кару за грехи, совершённые в прежних существованиях. «Некоторые злодеи подвергаются изменению внешности вследствие преступлений в этом мире, а некоторые - из-за совершения в прежней жизни: укравший золото (как следствие этого приобретает болезнь ногтей, пьяница - черноту зубов, убийца брахмана - чахотку, осквернитель ложа гуру - болезнь кожи, доносчик - дурной запах из носа, клеветник - дурной запах изо рта… похититель пищи - дурное пищеварение… крадущий лошадь - хромоту… Так, вследствие остатка (греха прежнего) деяния рождаются презираемые благочестивыми слабоумные, немые, глухие, а также имеющие безобразную внешность» (ЗМ, XI, 48-53). 3. Индийский состязательный уголовный процесс в индийских дхармашастрах Индийские дхармашастры Ману, Нарады, Вишну, Брихаспати, Катьяяна, артхашастра Каутильи подробно регулировали порядок судопроизводства, вынесения судебных решений, оценки доказательств. Суд не был отделён от администрации. Дела рассматривали коллегиально внутриобщинные, и царские суды. Дхармашастра Брихаспати отмечала: «Некогда люди были преданы дхарме и не творили насилия; суд появился тогда, когда их одолела алчность и злоба… Царь вместе со слугами, с домашним жрецом пусть рассматривают дела в соответствии с дхармашастрами ради охраны подданных; (пусть будет) свободен от гнева и алчности, предан истине и обуздавший чувства. Охрану подданных мудрецы подразделяют на три вида: от вражеского войска, от разбойников и от сильного, который поступил несправедливо. Опасности от вражеского войска и от разбойников царь пусть предотвращает при помощи политических средств, а тех, кто обижен сильным, (пусть охраняет) ежедневно в суде... Членами суда пусть царь назначит тех, кто отличается добрыми делами, предан истине и дхарме, не подвержен гневу или алчности и знает шастры (научные и политические сочинения - Р. Н.). Членов суда бывает семь, пять или трое. А тех, кто не знает местных обычаев, не признает веды, не следует шастрам, алчных, гневливых, корыстолюбивых не следует спрашивать при вынесении решения... Заметив, что царь уклоняется с пути дхармы член суда должен сказать (ему правду), даже неприятную - тогда он не будет причастен греху. За тайные беседы с тяжущимися до окончания дела даже главный судья должен понести наказание, а члены суда - тем более. Если член суда судит под влиянием пристрастия или невежества, заблуждения или алчности - он заслуживает наказания и не может быть членом суда» (I, 1, 22, 39, 40, 62-64, 100, 102, 103). Гражданский и уголовный процесс не различались, и процесс носил состязательный характер. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления потерпевшим, обвинителем. Судебное разбирательство состояло из четырех частей: заявление истца, ответ на иск ответчика, проверка доказательств и решение. Виды и оценка доказательств Значительное внимание законы уделяли доказательствам, руководствуясь многовековым опытом многих поколений. Доказательствами были: собственное признание обвиняемого, свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, ордалии, клятва. Основным доказательством служили свидетельские показания. Свидетели должны быть честными, достойными доверия и уважения домохозяевами, праведного поведения, имеющие потомство, располагающие имуществом (ЗМ, VIII, 62. 63; Вишну, VIII, 7, 8; Брихаспати, V, 38). Нарада-смрити предписывала судье отличать истину и ложь, подчёркивая сложность оценки достоверности доказательств. «Есть люди, ложно показывающие из корысти; есть и другие порочные люди, которые изготовляют фальшивые документы. Поэтому документы и свидетели должны быть старательно обследованы царем, первые - по их состоянию, вторые - по содержанию их показаний. Лжецы могут иметь вид правдивых людей, и правдивые люди могут показаться лжецами. Люди вообще представляются в самом различном виде, поэтому нужна осторожность. Необходимо точно исследовать факты, хотя бы они и случились на глазах у исследователя». Законы давали довольно подробные правила об условиях достоверности доказательств. Судья не должен обращать внимания на свидетельские показания тех, кто показывает под влиянием какого-нибудь мотива. Он не должен давать никакой веры свидетельству, побуждение которого - дружба, родство, страх, вражда, гнев. «Не могут быть свидетелями лица, заинтересованные в данном деле, сородичи, друзья или враги, соучастники, ранее уличённые (в лжесвидетельстве), больные и порочные (совершившие тяжкие грехи). Не следует привлекать в качестве свидетеля ни царя, ни ремесленника (вследствие зависимости от клиентуры ему трудно быть беспристрастным) или актера, ни знатока вед, ни брахманского ученика, ни освободившегося от мирских уз (аскета), ни находящегося в зависимости, ни подчиненного, ни разбойника, ни нарушающего обряды, ни престарелого, ни ребёнка, ни низкорождённого (чандала и пр.), ни калеку, ни того, кто является единственным (свидетелем), ни находящегося в отчаянии, ни пьяного, ни обезумевшего, ни измученного голодом и жаждой, ни смертельно усталого, ни страдающего от любви, ни разъяренного, ни вора» (ЗМ, VIII, 64-67). «Если нет (надлежащих свидетелей, принимаются показания), данные женщиной, ребенком или стариком, учеником или родственником, рабом или работником. Но следует принимать во внимание ненадежность показаний детей, стариков, больных и помешанных, (часто) говорящих неправду (эти свидетели могут давать неверное показание даже ненамеренно). В делах относительно всяких видов насильственных действий, грабежа и прелюбодеяния, оскорблений словом и действием свидетелям нельзя давать отвод (как недостойным быть свидетелем)» (ЗМ, VIII, 70-72). В указанных случаях не следовало проверять свидетелей слишком тщательно, так как считалось, что показания по этим делам не требуют слишком больших умственных способностей или большого благородства. Судья для установления истины должен был открывать при помощи внешних признаков то, что происходит в душе свидетеля. Он должен давать оценку достоверности показаниям свидетелей, учитывая их психологию. |